Скрыть
И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И будут блажащии людий сих льстяще, и… поглотят я, то есть нечестивые священники и лживые пророки окажутся льстецами и доведут народ до того, что погрязнет он в Вавилоне. Сего ради о юношах их не возвеселится Господь, и сирот их и вдовиц их не помилует. Израильтяне преданы будут во власть врагов, которые умертвят юношей их, отведут в плен их сирот и вдовиц, яко вси беззаконнии и лукавии, кроме небольшого числа праведников, живущих среди них, которые, однако же, вместе с ними подвергнутся бедствиям. И избранные объяты будут дымом, то есть бедствием, какое постигнет весь народ.

И разгорится яко огнь беззаконие. Гнев раздраженного Господа подвергнет их наказанию. И разгорится в чащах дубравных. Пророк дубравой называет весь народ, а чащей - юношей и мужей, сильных во бранях.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 16-18 И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут. Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они - лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма

Но и блажащии людий сих льстяще им и обманом обирающие. Сего ради о юношах их и о цветущих возрастом не возвеселится Господь; и если кто сирота в людях сих, и если кто вдовица, не будут помилованы. Ибо немощное и беспомощное достойно жалости, а сильное в злобе и лукавстве достойно отвращения и ненависти. Потому Пророк присовокупляет, что не отвратися ярость Его, но еще рука Его высока, угрожает и льстящим, и обольщенным в народе, у которого вси беззаконнии и лукавии и глаголют неправду.

Но сия угроза имеет некоторый вид благодеяния, потому что разгорится яко огнь беззаконие. Ибо Благий Владыка, благодетельствуя людям, устрояет, что уготованное беззаконием вещество предается уничтожению. И яко троскот (злак) сухий,- говорит Пророк,- пояден будет огнем, и разгорится в чащах дубравных. Пока душа бывает подавлена земными страстями, дотоле страсти ее, поражаемые плотским мудрованием, расстилаются, как троскот, взаимно одна другой служа началом и одна от другой рождаясь. Ибо как троскот самое плодущее из былий и рождение его никогда не прекращается, но окончание первого рождения всегда бывает началом следующего, так подобно сему и свойство грехов: один грех следует за другим. От блуда рождается блуд, привычка ко лжи делается матерью лжи, и искусившийся в воровстве легко отваживается на неправое дело, потому что предшествующий грех делается поводом к новому греху. Посему если обнажим грех исповедью, то сделаем его сухим троскотом, достойным того, чтобы пояден был очистительным огнем. Но он разгорается в чащах дубравных. Заметь, что сказано о дубравах в Первой книге Царств. Все люди, бывшие в сражении, взошли в дубраву и изнемогали, не ядя. Но и Авессалом во время сражения входит в дубраву (см.: 2Цар. 18:9). Посему если грех наш не сделается, как троскот сухий, то не будет пояден огнем и не разгорится. И чащами дубравными Пророк называет людей притворных, имеющих ум скрытный, в тайне сердца своего соблюдающих много злого.

Толкование на книгу пророка Исаии

Григорий Богослов, свт. (†389)

Ст. 16-17 И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут. Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они - лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта

Но к чему перечисляю подробности? Живя не для себя, но для Христа и для проповеди, распяв себе мир и распявшись миру и всему видимому, Павел все почитает маловажным и низким для своего желания, хотя благовествование Христово им было распространено… от Иерусалима и окрестности до Иллирика (Рим. 15:19), хотя восхищен будет до третьего неба, сделается зрителем рая, слышателем неизглаголанных для нас глаголов. Таков Павел, таков всякий подобный ему духом! Но мы боимся, чтобы в сравнении с ними не быть безумными князьями цоанскими или приставниками пожинающими, или ложно благословляющими народ, прибавлю даже, ублажаемыми (Ис. 3:12).

Слово в оправдание (Слово 3)

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут

Доселе они не объявились, но в конце концов обнаружатся. Теперь они будут прельщать, но потом их узнают все. Он присоединяет: «введут его в заблуждение», потому что, хотя они прельщают теперь, но объявятся (как прельстители) потом.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 14-21 И отсечет Господь у Израиля голову и хвост кривой и безобразный в один день. Старец и знатный,— это голова; а пророк лжеучитель— это хвост. И называющие народ этот блаженным будут обольстители, и называемые блаженными будут низвергнуты. Поэтому о юношах его не возрадуется Господь и над сиротами его и вдовами его не сжалится, ибо всякий из них лицемер и злодей, и всякие уста говорили неразумие. При всем этом не отвратилась ярость Его, но рука Его еще простерта. Ибо нечестие возгорелось паки огонь; оно пожрет терновник и колючий кустарник и возгорится в чаще леса, и закрутится в гордости дыма. От гнева Господа воинств вострепетала земля, и народ будет как бы пищею огня. Муж не пощадит брата своего; наклонит на правую сторону и будет алкать; будет есть на левую, и не насытится; каждый будет пожирать плоть мышцы своей, Манассия Ефрема, и Ефрем Манассию и оба вместе Иуду. При всем этом не отвратилась ярость Его, но рука Его еще простерта

Господь не только воздвигнет против него врагов Расина и взволнует недругов его, Сирию с востока и Филистимлян с запада, чтобы полным ртом пожирали они Израиля, но так как он не возвратился к бьющему его и не взыскал Господа воинств, то Он прострет руку на поражение, чтобы отсечь от Израиля голову и хвост кривой и безобразный, т. е. того кто извращает правое.

Кто это голова, он сам объяснил — старец и знатный; а кто хвост, — это, говорит, пророк лжеучитель, т. е. лжепророк. Говорил о князьях, а теперь присовокупляет к ним вельмож и народ, говоря что и учители и ученики, и образованные и невежественная чернь одинаково погибнут. Ибо называвшие народ блаженным суть обольстители, а те, которых они называли блаженными и называли не ради их добродетели, а ради подарков, будут низвергнуты в погибель. Поэтому и выше читаем: «народ Мой! называющие тебя блаженным обольщают тебя и стези ног твоих извращают» (Ис. 8:12). В таком народе Бог не сжалится ни над ним, ни над сиротою, ни над вдовою, так как каждый есть лицемер, иное показывающий по наружности и иное делающий, обещающий целомудрие и живущий развратно, превозносящий нищету и наполняющий кошелек Поэтому присовокупляет и говорит: и всякия уста говорили неразумие. За все это Господь не перестает гневаться, но еще поднимает руку для поражения. И так как они это сделали, то нечестие загорится как огонь, так что алчное пламя пожрет не возделанное поле, а терновник и колючий кустарник, и истребит не плодовые деревья, а безплодный лес, в котором живут звери; почему и говорится, что когда подложен будет огонь, то чаща леса покроется гордым и высоким дымом, ибо все высокое и выдающееся вверх может быть названо гордым. Вместо этого, не знаю что имея в виду, LXX перевели: и пожрет в окружности холмов все. Земля вострепетала от гнева Господня и народ стал пищею огня потому, что он был так жесток, что не щадил даже самых дорогих уз братства, но, оставляя и пренебрегая правую сторону, [народ] насыщался тем, что находится на левой стороне, — жаждая наслаждений и нечестия и постоянно стремясь прибавлять к худому худшее. И сами Манассия и Ефрем, родившиеся от одной утробы и от одного и того же отца, впали в такое исступление, что враждовали между собою с ненавистию врагов. Прочитаем книги Царей и Паралипоменон, и мы найдем в Самарии междуусобные войны, когда одни ссорятся с другими из-за различных царей, а также и то, как они, убивая своих царей, были единодушны во враждебных отношениях к Иудее. В смысле иносказательном отнимет Господь голову и хвост, — одинаково большего и меньшего. Упоминая о хвосте, показывает, что еретики не люди, а скоты, для которых этот член служит для закрытия нечистот и отогнания насекомых, и после головы упоминает о хвосте кривом и безобразном, показывая, что они разоряют заповеди закона и извращают путь правый. Погубит и старца, как голову, и лжепророка, обозначаемого хвостом (Ис. 9:15) — одинаково погубит и учителей и учеников — одних за то, что из-за даров они восхваляют грешников, других за то, что получая восхваления не чувствуют своих пороков и не приносят покаяния. Поэтому не порадуется Господь о юношах их; ибо горе граду, в нем же царь юн (Еккл. 10:16). И предавшие Бога Отца или Господа истиннаго не получат милосердия. Ибо всякий еретик есть лицемер, иное делающий и иное показывающий по наружности, и все что ни говорит он, хотя кажется мудростью, но в сущности есть глупость. За это Бог простирает руку свою для наказания, и все беззакония их, как колючий кустарник, истребит пожирающее пламя. И слова без добродетелей, уподобляемыя безплодному лесу, будут покрыты высоким дымом. При наказании их содрогнется вся земля, и обольщенные народы будут преданы вечному огню за то, что скверного ради прибытка не щадят даже своих, но наперерыв грабят обольщенные народы, оставляя доброе и упорствуя в наихудшем. И хотя они постоянно находят левое, однако своими заблуждениями никогда не насыщаются, пожирая плоть мышцы своей и с неослабною ненавистию враждуя против церкви. Из за роскоши, удовольствий и из за прибытков от народов они разногласят между собою, так что из одной ереси делаются две, эти опять разделяются на партии, чтобы водить свои собственные стада и поедать домы вдовиц и женщин грешниц, всегда учащихся и никогда не достигающих познания истины (2Тим. 3:7). При всем этом не отвратится ярость Господня, истребляющая и уничтожающая пороки, но чем больше они успевают во грехе, тем больше Он простирает руку Свою для наказаний.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 14-16 И отъят Господь от Израиля главу и ошиб, велика и мала, во един день: старца и чудящихся лицам, сие начало: и пророка учаща беззаконная, сей ошиб: и будут блажащии людий сих льстяще, и льстят, яко да поглотят я

Говоря, что высокая рука Биющего еще поднята, он ясно указывает на то, что божественный гнев на них еще не утих, и каков некогда будет способ наказания, имеющего постигнуть их. Ибо отъимется, говорит, от Израиля во един день, то есть в одно время, совершенно ясно, что во время войны с Римлянами, голова и хвост. А что значит это иносказание, объясняет, говоря: велика и мала, то есть знатного и незнатного; а кто были эти знатные и незнатные, опять показал, присовокупивши: старца и чудящихся лицам. Сими словами, как я думаю, он указывает на колено, получившее, жребий священнослужения, то есть на тех, которые происходили от Левия и которых подчиненный им народ называл старейшинами. И действительно, божественные ученики обращались к ним, так говоря: князи людстии и старцы, аще мы днесь истязуеми есмы о благодеянии человека немощна, о чем сей спасеся: разумно буди всем вам и всем людем, яко во имя Иисуса Христа Назореа (Деян. 4:8-10). Сии старейшины, имевшие власть судить, произносили неправильные приговоры о каждом разбиравшемся у них деле, потому что пристрастны были к мздоимству и с лицеприятием относились к богатым, хотя закон, данный чрез Моисея, предписывает им: суд праведный судите; и всегда требует: не будь лицеприятен в суде. Сие, говорит, начало. Также надобно думать и относительно слова: глава. Ибо глава народа священник, когда народ понимается в виде одного тела. И отнимется, говорит, вместе со старейшиною и пророк, учащий беззаконная; и это, говорит, ошиб, то есть то, что находится назади. Ибо были у Иудеев некоторые, занимавшиеся истолкованием закона премудрого Моисея, и делавшие это превратно, неправильно прибавляя к словам Моисея неписанные предания, заповеди и наставления человеческия . Такие люди вводили в заблуждение народ иудейский и сделали то, что возбудили в нем дерзкое противление Христу. И так как простой народ следовал учению священников, которые стояли во главе народа, то его назвал хвостом. Ибо когда, как я сказал, мы представляем народ в виде одного тела, тогда голове может соответствовать хвост. А когда он упоминает о пророках, то мы не должны разуметь святых и истинных пророков, так как он присовокупил, что они учат беззаконному. Но кроме этого мы скажем следующее: по временам у Израиля бывали ложные пророки, хотя были у них и пророки истинные. Но после времен плена, никто с достоверностью сказать не мог бы, были ли у них какие-нибудь иные, кроме тех разве, о которых упомянул Гамалиил, учитель закона и муж уважаемый всем народом, как написано в книге Деяний Св. Апостолов. Ибо он о святых апостолах к находящимся в синедрионе обратился со следующими словами: мужие Израильтяне, внимайте себе о человецех сих, что хощете сотворити: пред сими бо денми воста Февда, глаголя быти велика некоего себе, емуже прилепишася числом мужей яко четыреста: иже убиен бысть, и вси, елицы повинушася ему, разыдошася и быша ни во чтоже: по сем воста Иуда Галилеанин во дни написания и отвлече люди довольны в след себе: и той погибе, и вси, елицы послушаша его, разсыпашася (Деян. 5:35-37). Итак, отъимет, говорит, главу и ошиб, согласно с прежде изложенной нами мыслью. Но будут, говорит, блажащии людей сих льстяще, и льстят, яко да поглотят я. Ибо руководители Иудеев, которым вверена была священная и божественная скиния и которые поставлены были совершать жертвоприношения по закону, склоняли подвластный им народ к принесению подарков, называя блаженными тех, которые приносили их в изобилии; но поступали они так по дурным побуждениям, не по благоговению и усердию к Богу, а имея в виду свои собственные прибытки. Поэтому-то, говорит: льстят, яко да поглотят я. Ибо будучи ненасытны, как я сказал, в стремлении к приобретению богатства, они не учили народ, – что следует угождать Богу всяческих исполнением закона; напротив склоняли его выражать почтение приношениями не по состоянию. По этой причине и сами они не принимали веры во Христа, и, как бы закрывая вход в царство небесное, не позволяли и другим входить в него. Ибо они знали, что после того как утратила значение тень закона и принята была проповедь евангельская, служение в образах и чрез принесение кровавых жертв имеет совершенно прекратиться и жертвы потеряют значение, после того как введено будет служение в духе. А это означало совершенное уничтожение свойственного им ненасытного любостяжания.

Толкование на пророка Исаию

Васой Амморейский (Фригийский), мч. (†845)

Ст. 14-16 И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день: старец и знатный, - это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост. И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут

[…] - Не вы ли говорите, – продолжал святый, – что пророк Магомет самый последний из пророков?

- Да, это так, – ответили те.

Тогда святый Васой сказал:

- Исаия, коего и вы исповедуете, как пророка Божия, говорит в одном своем пророчестве: «отсечет Господь у Израиля голову и хвост». При этом сам же Исаия объясняет свои слова дальше, разумея под главою, – смотрящих на лица, т. е. творящих неправедный суд, а под хвостом разумея пророка: «а пророк-лжеучитель есть хвост». Не разгневайтесь, мужи, – ваш пророк не «хвост» ли, как самый последний (по вашему же слову) из пророков? И не учит ли вас беззаконным делам? Ибо разве не беззаконие то, что ваш пророк положил для вас законом, например, если какой-нибудь муж, возненавидев свою жену, отвергнет ее, то снова может взять ее к себе не прежде, чем она будет взята другим мужчиной. Умолчим о других беззаконных постановлениях Магометова закона; сказанного довольно для уразумения пророчества Исаии, что не о ком либо ином, а только о вашем пророке Магомете, изрёк он пророчество, говоря: «И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут».

Жития святых Димитрия Ростовского. Месяц март

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-16 Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает. И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день: старец и знатный, - это голова; а пророк -лжеучитель есть хвост. И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут

Биющий - Господь, посылающий на Израильское царство ассирийцев.

Голова - это законно-поставленные начальники и руководители народа, а хвост - ложные пророки (ср. ст. 15), сами присвоившие себе звание руководителей народа (3Цар 22:6; Иез. 13:10).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 9:8

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

 И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут.

Лжепророки и гордые князья Израильского царства обольщают народ обещанием будущих благ и обольстят, увлекут призраком будущего счастливого союза с могущественным царем Ассирийским и погубят царство... (ср.гл.Ис.28:1-4,14,15,18-22) Некогда Моисей, первый и знаменитый вождь народа Еврейского, вел его, с полной покорностью Богу, по необитаемой пустыне Аравийской, среди диких племен, доколе он был послушен Богу и Его вождю; а затем довел его молодое поколение до пределов Ханаана. Преемник Моисея, избранник Божий, Иисус Навин ввел народ в землю Обетованную, разделил ее по коленам и охранял жителей в мире среди злостных и завистливых врагов соседей – Хананеев. А вожди отдаленных потомков того же народа, современные пр. Исаии, не подчиняясь воле Господа Саваофа, увлекают его вступить в союз с Ассирией против родственного царства Иудина... но – увлекают на погибель: враги со зверской алчностью проглотят его (ср.ст.Ис.9:11-12).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible