Скрыть
и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется – дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил!

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 7-8 Возводит Господь на них воду… многу. Водой многой пророк называет Феглаффелласара, Салманассара и Сеннахирима - царей Ассирийских. Их и войска их сравнивает Исаия с водой: как по многочисленности, так и потому, что Ассирияне обитали при водах. И возведет их на все потоки их, то есть наведет множество Ассириян, которые поработят и разграбят землю Иудину и все города ее, выпьют и иссушат воды кладезей и источников их. Наводнит разливаясь, достигнет до выи. Этим указывается, что тяжкие бедствия, постигшие Иудеев, прострутся даже до Иерусалима - главы земли Иудейской. И будет полк его, во еже наполнити всю ширину страны Твоея, Еммануил, то есть вся земля Иудейская при Сеннахириме будет наполнена Ассириянами.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 5-8 И приложи Господь глаголати ко мне еще, глаголя: понеже не восхотеша людие сии воды Силоамли текущия тисе, но восхотеша имети Рассона и сына Ромелиева царя над вами, сего ради се, возводит Господь на вы воду реки сильну и многу, царя Ассирийска и славу его; и взыдет на всяку дебрь вашу, и обыдет всяку стену вашу, и отымет от Иудеи человека, иже возможет главу воздвигнути, или могущаго что совершити; и будет полк его, во еже наполнити ширину страны Твоея, с нами Бог

Какая тому причина, что Бог всячески угрожает так народу за воду Силоамскую? Да и почему народ не хочет воды Силоамской, которая, по сказанию истории, была не болезнетворна и никакого другого вреда не причиняла употреблявшим ее? Притом какое соответствие - не хотящему воды Силоамской желать Рассона и сына Ромелиева? Ибо какое общение между неодушевленной водой и царем, владычествующим и начальствующим над подданными? Но слово Силоам должно понимать в переносном значении: оно, по учению евангельскому, толкуется послан. Ибо так переводится в Евангелии от Иоанна: иди, умыйся в купели Силоамсте, еже сказается послан (Ин. 9:7). Посему кто же посланный и текущий тисе, как не Тот, о Котором сказано: Господь посла Мя и Дух Его (Ис. 48:16) и еще не преречет, ни возопиет, ниже услышан будет глас Его на распутиих (ср. Мф. 12: 19)? Итак, не приемлющие Посланного с небес презирают Его кротость, привлекают же к себе сына Ромелиева, то есть учение, заключающее в себе ложные мнения, но уверяющее, что оно основано на Божественных Писаниях, и Рассона, который значит выспренний и уносит слушателя за пределы веры, согласной с Божественными Писаниями, надмевает его и отводит от утверждения на основании веры. Ибо Арам толкуется выспренний.

Посему кто презрительно обходится с учением твердым, не приемлет того, что постоянно, тихо и благоведренно, но к худопонятным местам Писания присоединяет нечто, заимствованное вне Веры, тому угрожает пророческое слово, что низведет на них воду сильну и многу, царя Ассирийска, то есть князя века сего. А что Писание под именем ассириянина нередко разумеет противника, сие видно из последующего места у того же самого Пророка. Он говорит: И будет, егда скончает Господь вся творя в горе Сиони и во Иерусалиме, наведет на ум великий, на князя Ассирийска и на высоту славы очию его. Рече бо: «крепостию руки моея сотворю, и премудростию разума отыму пределы языков, и силу их пленю, и сотрясу грады населеныя, и вселенную всю обыму рукою моею яко гнездо, и яко оставленая яица возму, и несть, иже убежит мене, или противу мне речет» (Ис. 10:12-14). Вероятно, и теперь Пророк говорит о таком же князе ассирийском, который подлинно есть вода многа, подобен потоку, насильственно и стремительно увлекающему встречающихся. И удостоенные того, чтобы безвредно перейти чрез сей поток, говорят: Поток прейде душа наша, воду непостоянную (ср. Пс. 123:4-5). И Евангелие упоминает о той же самой воде в притче, когда слышавшего учение и не творящего уподобляет человеку, создавшему свою храмину без основания; наводнению же бывшу, как сказано, не устояла храмина, но падеся, и бысть разрушение храмины тоя велие (ср. Лк. 6:48-49).

Но сия вода многа, говорит Пророк, взыдет на всяку дебрь вашу. А дебри суть земные впадины. Почему же говорится, что вода взыдет, а не низойдет? Потому что всякое унижение в людях, производимое грехом, несравненно выше первых потоков и как бы начал лукавства. А как скоро будут преданы сопротивным силам, они обыдут всяку стену отступников, то есть всякое утвержденное учение их, все, что почитают они для себя твердыней.

За отступление же от Силоама и за преклонность к губительным царям пророческое слово угрожает отнятием от Иудеи всякого человека, имеющего возможность главу воздвигнути, или могущаго что совершити, то есть человека, возвышенного в умном созерцании и в деятельной добродетели с силой совершающего, что признано лучшим, и еще угрожает расположением воинского стана на широте страны не приявших Силоама. Ибо чрез то, что предались пути пространному и широкому, делаются достойными служить полем сражения для сопротивной силы, не как необходимо на сие осуждаемые, но как избравшие себе худшую участь. Ибо поскольку не искусиша имети Бога в разуме, предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная (Рим. 1:28).

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется - дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил

«И отимет, – говорит, – от Иудеи человека, иже возможет главу воздвигнути», т.е. людей, имеющих власть, руководящих и управляющих всем, развращающих народ, Он сделает пленниками и рабами, так что низшие тогда несколько отдохнут, и как от страшной участи отведенных, так и от безопасности собственной свободы, сделаются лучшими. Потому и говорит: «могущаго что совершити», т.е. сильного, имеющего возможность действовать, могущего сделать что-нибудь. И еще прежде отведения, говорит, иноплеменник самым видом своим достаточно поразит вас, наполнив всю землю телами неприятелей.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 5-8 И продолжал Господь говорить ко мне еще, говоря: За то, что народ этот пренебрег водами Силоама текущими тихо, и более пожелал Расина и сына Ромелии, за это вот наведет Господь на них воды реки сильные и многие, царя Ассирийского и всю славу его; и поднимется он над всеми источниками его и потечет выше всех берегов его. И пройдет по Иудее наводняя, и переходя дойдет даже до шеи, и распростершие крыльев его исполнит широту земли Твоей, Еммануил

Выше говорил, что отнимутся сила Дамаскова и добычи Самарийские пред лицом царя Ассирийского и что два царя при нашествии. Ассирияне будут взяты в плен; теперь Бог говорит пророку обычным способом Писаний: сопоставляет Иерусалимский поток Силоам с громаднейшею рекою Ассирийскою и говорит, что она наводнит своими волнами всю землю Израильскую, выйдет из берегов русла и устремится с такою силою, что занявши землю десяти колен, достигнет Иудеи и в своем движении дойдет до шеи. Этим обозначает близкий плен; ибо хотя тогда Иудея не была завоевана, но были завоеваны все города двух колен и остался один Иерусалим, избавленный неимоверным милосердием Божиим. Далее, силу царя Ассирийского и бесчисленного войска его, изображенную под образом наводнения реки, теперь показывает посредством другого сравнения, — что своими крыльями, т. е. вождями и бесконечным множеством, она покроет землю Еммануила, т. е. защищающего ее Бога, но однако не овладеет ею (хотя слово Еммануил у LXX относится к следующему стиху и ставится не собственным именем, как у Евреев, а в переводе, т. е. с нами Бог). А что поток Силоам находится при подошве горы Сионской и что он не постоянно наполнен водою, а вскипает в известные часы и дни и с большим шумом проходит чрез неровности почвы и впадины твердейшей горы, — в этом не можем сомневаться, особенно мы, живущие в этой области. Смысл же такой: так как народ десяти колен больше желал подчиниться Расину и сыну Ромелии, т. е. царям Дамаска и Самарии, чем роду Давидову, получившему царство по Моему определению: то Я заставлю его быть в рабстве не у этих царей, которых он принял, а у царя Ассирийского, сила которого при занятии земли Самарийской сравнивается с наводнением реки. И делается обращение к Еммануилу, т. е. к присущему Богу, что царь Ассирийский поднялся на столько, что пытался овладеть и Его землею, Иудеею. В смысле таинственном, всякий еретик, который призовет на помощь себе мудрость светскую и захочет овладеть Иерусалимом, т. е. Церковью, оставляя воды потока Силоама (Ин. 9), который значит посланный и который течет в жизнь вечную, будет предан вождю Ассирийскому (великий смысл этот мы будем читать в дальнейшем) и преданный его власти дойдет до глубины грехов. Ибо он столь надменен, что дерзнул показать Спасителю все царства земли и сказать: «все они отданы мне» (Лк. 4). Он будет стараться проникнуть и в Иуду, т. е. в дом исповедания и часто чрез небрежных в церкви будет доходить до шеи, стремясь задушить верующих во Христа, и прострет крылья свои, наполняя всю область Еммануила, но не в силах будет овладеть ею, так как Иуда имеет присущего Бога. В Евангелии от Иоанна (Ин. 9) читаем, что Господь слепого от рождения, глаза которого Он помазал грязью, сделанною из Своего плюновения, послал к водам Силоама, коими, промывши грязь, слепой избавился от слепоты и получил для глаз ясное зрение: это, после величия чуда, показывает, что слепота Иудеев и всякого неверующего может быть исцелена не иначе как если тьма прежнего заблуждения будет прогнана учением вод Христовых, тихо текущих без треска и шума слов. Читаемого у LXX: и обойдет всякую стену вашу и отнимет у Иудеи человека, который мог бы поднять голову, или что нибудь сделать, в еврейском нет, и в греческих кодексах проколото сокрушающим рожном.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 5–8 И приложи Господь глаголати ко мне еще, глаголя: понеже не восхотеша людие сии воды Силоамли текущия тисе, но восхотеша имети Рассона и сына Ромелиева царя над вами, сего ради се, возводит Господь на вы воду реки сильну и многу, царя Ассирийска и славу его: и взыдет на всяку дебрь вашу, и обыдет всяку стену вашу, и отимет от Иудеи человека, иже возможет главу воздвигнути, или могущаго что совершити: и будет полк его, во еже наполнити ширину страны твоея, с нами Бог

Весьма ясно изложив то, что рождение Еммануила от Святой Девы будет необычно для людей, странно и досточудно, и что по времени совершатся весьма многие и по истине весьма славные Божественные знамения, Бог открывает наконец пророку и имевшее быть во время вочеловечения безумие Иудеев против Него. Пришло в сей мир единородное Слово Божие в подобии плоти греха (Рим. 8:3), не только не имея явной и видимой славы боголепного превосходства и не во свете обитая неприступнем (1Тим. 6:16), как Ему свойственно, и не дориносимое видимо ангельскими силами, но даже не в славе земного царя, а напротив весьма скромно и уничиженно, и без всякого шума. И это нам Бог и Отец также указал, устами святых говоря: Се, уразумеет Отрок мой возлюбленный, в Котором мое благоволение, суд языком возвестит: не возопиет, ниже ослабит, ниже услышится на распутиих глас Его. Трости сокрушены не преломит, и льна курящася не угасит (Ис. 52:13; 42:1-3; Мф. 12:18-20). Таков образ домостроительства воплощения Единородного. Иудеи же несчастные, или совершенно не уразумев, или нечестиво отвергнув таинство о Нем, сильно восставали против Него и искали убить Его, говоря: о добре деле камение не мещем на тя, но о хуле, яко ты, человек сый, твориши себе Бога (Ин. 10:33). Ожесточившиеся же совершенно и неистовые дошли, наконец, и до нечестия, еще большого, чем это; ибо привели Его к Пилату, говоря: возми, возми распни Его. Когда же Пилат как бы с насмешкою говорил на это: царя ли вашего распну? они возопили, говоря: не имамы царя, токмо Кесаря (Ин. 19:15). Смотри, как отреклись они от того, чтобы Он над ними царствовал; Кесаря же и людей ставили царями над собой. Вот это-то самое иносказательно и представляет Бог с живостью пророку. Поелику же, как я предполагаю, нужно было сделать и тогдашним обстоятельствам приличествовавшее применение этой речи, – разумеем то, что воде Силоамской уподобляет он правление Божие, презрев которое Иудеи подчинились иному (царю) и предались врагам, – то поэтому и говорит: понеже не восхотеша людие сии воды Силоамли текущия тисе, но восхотеша имети Рассона и сына Ромелиева царя над вами : сего ради се, возводит Господь на вы воду реки силну и многу, царя Ассирийска. Вода Силоамская, говорят, течет так тихо, что переливается совершенно без всякого шума. Толкуется же Силоам, – посланный (ср. (Ин. 9:7). И потому принимается она в подобие и прообраз пришествия Спасителя нашего, которое было без шума, как я только что сказал. Христос же есть поистине посланный. Так и премудрый Павел именует Его посланником и первосвященником исповедания нашего (Евр. 3:1). А также Силоам принимается и просто во образ управления Божия. Поэтому, так как народ сей, непреклонный и необузданный, не хочет иметь воды Силоамли текущия тисе, ибо отвергает иго Божие, и напротив желает лучше быть под управлением человеческим и подчиняться скорее желающим преобладания над ним, разумею Рассона и Факея: то по этой причине, говорит, напущу на них воду реки, то есть, Евфрата. Поелику же эта речь была несколько неясною, то сейчас же прибавляет и говорит: царя Ассирийска, и славу его, то есть, всех подданных его и весь народ, преклоняющий пред ним выю. А воде уподобляет многолюдство и это обычно в богодухновенном Писании. Так и о Ниневии и о населявшем ее бесчисленном множестве народа говорит устами пророков: у Ниневиа, аки купель водная, воды ея (Наум. 2:8). И держась этого образного выражения, говорит как бы о воде и реке: и взыдет на всяку дебрь вашу, и обыдет всяку стену вашу, и отимет от Иудеи человека, иже возможет главу воздвигнути, или могущаго что совершити: и будет полк его, во еже наполнити ширину страны твоея. Все это приведено в исполнение, согласно пророчеству Иеремии (Иер. гл. 27 и др.), когда Навуходоносор выступил войною против страны Иудейской и разрушил препрославленный Иерусалим, предав сожжению и храм и умертвив знатных из Иудеев, и вместе со священными сосудами все уцелевшее от войны множество народа отвел в страну свою. Итак, само собою очевидно, что на не хотящих иметь воду Силоамскую, текущую тихо, то есть Христа или царствие Божие, несомненно нападет царь мысленных Ассириян, то есть сатана, и взяв их в плен, подчинит своему игу и сделает рабами, опутывая цепями многообразных грехов.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-10 И продолжал Господь говорить ко мне и сказал еще: за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным, наведет на него Господь воды реки бурные и большие - царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она во всех протоках своих и выступит из всех берегов своих; и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется - дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил! Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог

Упрекая некоторых иудеев, не ценивших поставленного Самим Богом на престоле иудейском рода Давидова и утративших надежду на Всевышнего, пророк возвещает им, что тот, на кого они больше надеются, т. е. ассирийский царь, явится опустошителем их страны. Если бы не Еммануил, Которому принадлежит иудейская страна и Который поэтому защитит ее, то Иудейское царство было бы совершенно разрушено.

В этих стихах более ясно раскрывается пророчество 7-й главы (ст. 17-15).

Вода Силоамская - это тихо струившийся силоамский ручей, вытекавший из-под царского дворца на горе Сионе. Он является символом царского служения династии Давидовой. Есть иудеи, презирающие этот, по-видимому, незаметный ручеек и жаждущие видеть у себя более сильное правительство. За это они будут наказаны: на них нахлынет большая река - царь ассирийский с своею славою или огромным войском.

Распростертие крыльев ее, т. е. разлив этой реки. Вместо крылья здесь можно поставить выражение руки.

Земли твоей Еммануил. Пророк говорит, что земля иудейская принадлежит Еммануилу - для того, чтобы ободрить испуганных его предсказанием иудеев. Если Иудея принадлежит Еммануилу как царю, то Он не даст ей погибнуть.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

И поднимется она во всех протоках своих и выступит из всех берегов своих и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется – дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил! 

При великом наводнении, обыкновенно, вода распространяется последовательно, первоначально по долинам, затем восходит на холмы и покрывает поверхность земли на значительном пространстве страны, причем разрушает здания, губит народонаселение: подобно тому, «ополчение» Ассирийское вступит в Иудею и, переходя из долины в долину, осаждая и разрушая город за городом, приблизится, наконец, к столице её – Иерусалиму, как бы к самой главе государства и, таким образом, захватит все население страны. Но как бы ни было страшно для Иудеи такое нападение такого врага, однако оно не опасно для тех, которые знают, что земля эта есть наследие царственного потомка Давидова, Еммануила: уже одно это имя есть верный, знаменательный залог спасения, ибо оно значит: «с нами Бог».

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible