Скрыть
И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 21-22 Пройдет по земли и огорчит ее, то есть Господь поразит гладом землю народа Своего. И будет, егда взалчете, скорбни будете и зло речете царю своему. Народ, мучимый голодом, будет злословить и царя, и Бога своего, что не избавил их от бедствия. И воззрят… горе. Пророк указывает на покаявшееся Иудино колено, поэтому говорит; не угнетет утесненнаго , то есть не будет более угнетать утесненный и исполненный скорбей дом Иудин.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего

«И приидет на вы жесток глад, – говорит Пророк, – и будет, егда взалчете, скорбни будете и зло речете князю и отечеству». Устрояющий все во спасение, Господь посылает иногда и голод к пользе детоводствуемых. Ибо сказано: «озлоби тя, и гладом замори тя» (Втор. 8:3), чтобы сделать тебе добро. Посему «жестоким» называет голод непреодолимый и невообразимый. Ибо в голоде есть разность. Бывает голод, происходящий только от недостатка хлеба; бывает голод от оскудения и всего прочего, годного в пищу. Но сей голод, который обещает наслать пророческое слово, есть «глад жесток», так что скудостью произведет печаль, которая может соделать спасение «нераскаянно» (2Кор. 7:10).

А когда будут скорбеть по Богу, тогда «зло рекут князю и отечеству». Кто сей князь, которому зло изрекают прекрасно скорбящие? Очевидно, князь мира сего, которому «зло рекут» из раскаяния, когда придут в сознание причиненного им вреда. Но зло изрекают и «отечеству». А «отечество» живущих во грехах – житейские дела, которыми опутываются славолюбивые. «Отечество» для грешника – «дела плотская, яже суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние, идолослужение» (Гал. 5:19–20), страсть, злое вожделение. «Отечество» – коварство, ложь, злоумышления, обманы, лицемерие. Посему, как бы от некоторого опьянения, отрезвившийся от дел мирских зло речет князю мира, который руководил его к делам погибельным; но зло речет и отечеству, в котором живя, не принимал дарованного нам Богом в помощь закона. Ты не можешь принадлежать истинному Царю, если не зло речешь князю. Посему Церковь научила тебя говорить: «Отрицаюсь тебя, сатана» – вот злоречение князю! Какое же злоречение «отечеству»? «Отрицаюсь и дел твоих». Вот «отечество» – дела диавола. Блажен, кто искренно изрекает зло князю. Ибо приступает уже к истинному Царю и просвещается. Блажен, кто хулит древнее отечество, ибо найдет себе отечество – «вышний Иерусалим, …иже есть мати всех» (Гал. 4:26), которые подобны блаженному Павлу. «Отечество» – и лукавые нравы, преданные нам от отцов. Оставил тебе отец имение, приобретенное любостяжанием? Отдай его обиженному, не стой за него как за собственность, ибо это – наследие греха. Оставил тебе отец раба, порабощенного неправедно? Дай ему свободу – и отцу облегчишь мучение, и себе приуготовишь истинную свободу.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего

Т.е. идолам. Видишь ли, почему пришел голод? Он вполне предсказывает и желает показать, что идолы суть зло и бессильны: те, которые не смогут прекратить голода, каким образом задержат войну совне? «И во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего». Видишь ли вместе с бессилием и обвинение идолов? Они не могли предотвратить и хулы относительно самих себя, и – голода.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 19-22 И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот - горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел

Если, как думают Иудеи, слова: вот я и дети мои, которых дал мне Господь в знамение и чудо в Израиле, суть слова пророка Исаии, то должно думать что и дальнейшия слова говорит он же ученикам своим. Когда, говорит, языки и народы, о которых выше читалось: собирайтесь народы, но вы побеждены, скажут вам: зачем вы хотите слушать пророков, зачем прельщаетесь словами Исаии и думаете что он знает будущее? спросите лучше у вызывателей умерших и у предвещавшей шепчущих при волшебствах своих, вместо чего LXX перевели: от земли говорящих, от чрева возглашающих, ибо кто от земли, тот и говорит от земли (Ин. 3:31) и тот, у кого бог чрево и слава в стыде его (Флп. 3:16) должен считаться провозглашающим от чрева, — тогда вы говорите им в ответ: неужели не у Бога своего вопрошает народ, а о живых вопрошает у мертвых? Если вы, говорит, по разнообразию идолов ваших (ибо вы имеете не одного, а многих богов) обращаетесь к тем коих считаете богами, и спрашиваете о живых у мертвых или у изображений умерших людей: то не тем ли более мы должны слушать Бога нашего, говорящаго чрез пророков?

Таким образом он наставляет учеников и прибавляет: к закону более и к свидетельству. Если в чем нибудь, говорит, сомневаетесь, то знайте написанное: языцы сии, их же ты наследиши, сии чарований и волхвований послушают: тебе же не тако даде Господь Бог твой. Пророка от братии твоея, якоже мене, возставит тебе Господь Бог твой, того послушайте (Втор. 18:14-15). Поэтому, если хотите знать сомнительное, то преимущественно обращайтесь к закону и свидетельствам Писаний. Если же собрание ваше не захочет обращаться к Слову Божию, то оно не будет иметь света истины, а будет вращаться в заблуждении и тьме. Свет пройдет мимо вашего собрания или земли, и вы падете и взалчете, и когда взалчете, то будете злиться, по оному написанному: аще не насытятся, поропщут (Пс. 58:16); и будете хулить Бога — царя вашего. И во время бедствий будете смотреть вверх на небо, и вниз на землю: и вот бедствие и тьма, расслабление в коленах, стеснение в уме и мрак в глазах, и вы не будете в состоянии вырваться из этого бедствия. Это применительно к еврейскому.

Но, как мы выше сказали, если от лица Христа говорится: вот Я и дети Мой, которых дал Мне Бог, то и это говорит Он же апостолам и верующим из язычников, принявшим Его Евангелие Если скажут, говорит, отцы ваши, которых вы оставили: спросите чревовещателей (их мы разумеем под прорицателями, и такою чревовещательницею была и служанка, о которой читаем в Деяниях Апостольских (Деян. 16:16) и которая была источником дохода для господ своих, — чревовещателей, которые говорят от земли, так как при вызывании душ обещают делать из себя волхвов, и спросите волшебников других родов: то знайте, что каждый народ обращается к своим богам и о благосостоянии живых вопрошает мертвых, а вам Бог дал в помощь закон, так что вы можете сказать; у язычников прорицание, часто обманывающее своих почитателей, не таково как наше, которое без всякой платы предлагается от закона. Поэтому LXX перевели: не якоже слово сие, зане же не леть дары даяти. Ибо туне, говорит, прияте, туне дадите (Мф. 10:8).

Придет же на неверующих самый жестокий голод, не голод хлеба и не жажда воды, а голод слышания слова Божия. И когда вы взалчете, то будете злиться и будете хулить князя вашего и отеческие предания, т. е. диавола и древние заблуждения. Говорит же это тем, кои будут терпеть голод истины; они будут смотреть на небо вверх, и на землю вниз, и будут в стеснении, во тьме и скорби, так что не будут видеть до той поры, пока сами не обратятся ко Господу. Места эти требуют пространного толкования, но мы стесняемся писать большие книги, чтобы не утомить читателей. Мы только отчасти коснулись этих мест по переводу LXX, который значительно отличается от еврейского.

Назареи же место это объясняют так: когда скажут вам книжники и фарисеи, чтобы вы слушали их, делающих все ради чревоугодия и подобно волшебникам шепчущих наговоры свои: то вы должны отвечать им так: неудивительно если вы следуете своим преданиям, когда каждый народ обращается к своим идолам; потому и мы не должны у вас мертвых вопрошать о живых: Бог дал нам закон и свидетельства Писаний, которым если вы не захотите следовать, то не будете иметь света, но постоянно будет угнетать вас мрак, который пройдет по земле вашей и учению, так что, когда обольщенные вами увидят что они находятся в заблуждении и терпят голод истины, то будут досадовать или злиться и проклянут вас, которых считали как бы богами и царями своими, и напрасно будут смотреть они на небо и землю, когда они постоянно находятся во тьме и не могут освободиться от козней ваших.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 21–22 И приидет на вы жесток глад, и будет, егда взалчете, скорбни будете, и зло речете князю и отечеству: и воззрят на небо горе, и на землю низу призрят, и се, скудость тесна и тьма, скорбь и теснота и тьма, якоже не видети: и не оскудеет в тесноте сый даже до времене

Переносит слово к непокорному народу, то есть, к Израилю, который, и имея великое и обильное утешение от Бога, и в изобилии снабженный наставлениями закона, чтобы знать служащее на пользу, однако не принял Христа. Потому и отпал от общения с Ним, мысленного, то есть, и духовного, и как бы голодом погиб. Ибо всяческих Бог устами пророков сказал: се Я навожу глад на землю, глаголет Господь: не глад хлеба, и жажду воды: но глад слышания слова Господня. И от востока до запада обтекут, ищуще словесе Господня, и не обрящут (Ам. 8:11-12). Итак, когда, говорит, убив Начальника жизни, вы будете терпеть жестокий и невыносимый голод, не имея слова Божия, хлеба, сходящего с неба и дающего живот миру (Ин. 6:33), тогда взалчете и, приведенные к познанию совершившегося, зло речете князю, и отечеству. Руководители Иудеев, то есть, книжники и фарисеи, не переставали возбуждать подчиненную им толпу против Спасителя всех нас Христа. И за основание своей вражды против Него они принимали почтение к Моисею и закону, так как преследовали Его, говоря: аще бы был человек сей от Бога, то не нарушал бы субботы (Ин. 9:33, 5:18). Таким образом, они убеждали преследовать Его, как преступающего закон. Итак, егда, сказано, вы, обольщенные ими, взалчете, тогда зло речете князю всех вас, и отечеству, то есть, законным обычаям. Ибо воспомянете, что возбуждали вас к сему вожди ваши; а для князей предлогом к восстанию против Христа было отечество, то есть обычаи и предания, при том не только вытекавшие из закона, но и усвоенные путем неосновательного соблюдения постановлений человеческих. Итак, приидет на вы жесток глад, и вверх и вниз озираясь, и всюду обращая взоры, или направляя око ума, ничего иного не увидите, как только скудость тесную и тьму, следовательно не в состоянии будете видеть ничего полезного, и не оскудеет в тесноте сый даже до времене. Опять предсказывает призвание язычников. Ибо находящиеся ныне, говорит, в тесноте и томимые гладом Божественных учений не оскудеют, так как Еммануил дарует им благословение и предложит пищу духовную и устроит им Божественную трапезу, говоря: ядите, и пийте, и упийтеся ближнии (Песн. 5:1). И будет сие, говорит, даже до времене, то есть не теперь придет к концу (сказанное выше), когда было о них слово пророчества, но во время потребное, в которое воссияет на земле Еммануил; ибо тогда призван народ языческий.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 21-22 И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот - горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел

Голод заставит иудеев проклинать своего царя и бога - не Господа, а того, кого они так чтили, на кого возлагали свои надежды. Повсюду тьма будет покрывать Иудейскую страну. Поднимут иудеи очи к небу, ожидая увидеть солнце, но солнце не покажется им.

Тьма является здесь, как и в других местах, символическим обозначением самого тяжелого, безотрадного положения (ср. Втор. 28:29).

Глава 8-я содержит новые предсказания об ассирийском нашествии. Стихи 1-4, 5-10, 11-15, 16-20а) образуют собою отдельные пророчества, разделенные между собою некоторыми промежутками времени. Знамение, описанное в 1-4 ст. было, вероятно, дано в 734 г., ибо царствам Сирийскому и Израильскому предсказано здесь опустошение со стороны ассирийцев через 1 1/2 года. Следующие отрывки имеют в виду Иудейское царство, которое в свою очередь должно пострадать от ассирийского властителя. Последний отрывок - 16-20а ст. имеет интерес, так сказать, личный, так как сообщает о важном эпизоде пророческого служения Исаии. Утомленный, по-видимому, борьбой с недоверием, какое обнаруживал к его советам народ иудейский, пророк записывает свои наставления и, запечатав их, вверяет этот документ своим ученикам. Что заключал в себе этот документ - об этом нельзя строить вероятных догадок.

Глава 7 ст. 10-16 и 8-я, ст. 1-4 и 8-10 читаются как паремия в навечерие праздника Рождества Христова, так как Еммануил и Его Царство - есть прообраз Христа и Его Церкви, Которой с Таким Защитником не страшны никакие враги.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 8:16

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. 

Обращающийся к мраку удаляется от света, блуждает во тьме и заблуждается в ней; страдает под гнетом бедствий и при непреодолимых, препятствиях, наконец, томится от голода. Тоже будет и с народом Иудейским при нашествии Ассирийского войска и осаде Иерусалима. Виновный в своей безотрадной судьбе сам, народ безрассудно обвинит своего царя в стечении обстоятельств, расстроивших его мирную жизнь: отчаявшись в своем спасении, при страшном, смертельном голоде во время осады, он, крайне исступленный, будет проклинать свое отечество, – саму землю, на которой ему суждено терпеть ужаснейший смертельный голод. А это есть вместе и страшная хула на Бога, даровавшего сию землю народу во исполнение обетований его благословенным праотцам...

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible