Скрыть
В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые – без жителей;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Услышашася бо в ушесех Господа вопли ограбленных бедных, которые вопиют на нас.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 8-10 Горе совокупляющим дом к дому и село к селу приближающим, да ближнему отымут что, еда вселитеся едини на земли. Услышашася бо во ушесех Господа Саваофа сия: аще бо будут домове мнози, в запустение будут велиции и добрии, и не будут живущии в них; идеже бо возорют десять супруг волов, сотворит корчаг един, и сеяй артавас шесть сотворит меры три

Теперь называются жалкими те, которые, вожделевая большего, урезывают имущество ближних, и в полях не довольствуются своими владениями, и в домах не удовлетворяются собственными, но при возделывании земли заходят за межу, пригораживают к себе домы соседей и, стесняемые собственной своей любостяжательностью, не хотят оставаться в собственных своих пределах, пользуются же для непомерного корыстолюбия тем благовидным предлогом, что имения соседей по-видимому смежны и соединены с их имениями. К ним-то слово простерло сильное обличение, говоря: еда вселитеся едини на земли. Ибо если сосед, возделывающий свой участок земли, должен его лишиться, то очевидно, что, по удалении этого соседа, у тебя опять явится другой, и твое корыстолюбивое сердце внушит тебе мысль сказать и ему то же, представляя благовидные причины, по которым поле ближнего должно сделаться твоим. А когда и этот отойдет от тебя, лишенный своей собственности, и поле третьего соседа сделается частью твоего владения, тогда опять новый сосед, новые заботы: как и его согнать с владеемой им земли и достояние четвертого соседа обратить в свою собственность. Какой же будет предел желанию большего? Ибо любостяжательное сердце уподобляется огню, который дальше и дальше идет по сгораемому веществу и одно разрушает, другое охватывает. Как недостаток горючего вещества тушит пожар, так любостяжательное сердце и несытый глаз одним только останавливаются: тем, чтобы не иметь ни одного соседа на рубеже своих владений. Посему пророческое слово, издалека врачуя страсть, как бы желая усыпить своей песней корыстолюбивую душу, говорит сие: еда вселитеся едини на земли.

И действительно, часто узнаем, что целые роды исчезли совершенно, и за неимением преемников величественные и гордые здания жилищ сравнились с землей. И все, которые вторжением в пределы ближних расширили пределы собственных владений, оказались совершенно чуждыми Божия благословения за приобретение имущества со слезами обиженных, так что, где работали десять супруг волов, там едва приобретен корчаг един, и где посеяно шесть артавас, едва собрано три меры плодов, то есть самая малая часть семян.

Итак, пророческое изречение, само по себе взятое, заключает в себе много полезного. Но трудолюбивому, чрез возведение смысла к высшему разумению, можно увеличить пользу сего пророчества. Ибо под домом можно разуметь учение и дела каждого, по тесной связи и единству построения понятий в каждом учении. Посему как в доме основание держит на себе прочную постройку, так и в учениях есть некоторые предположения и первые начала, на которые опираясь излагающие учение в строгой последовательности и связи с первыми началами ведут дальнейшую ткань. Потому если кто учение веры, имеющее основанием и началом Господа нашего Иисуса Христа, сопрягает с учениями чуждыми и далекими от богочестия, то всякого такого оплакивает пророческое слово, потому что он делает чего не должно, совокупляя дом к дому.

А что учения о богочестии называются домом, сему научает нас Сам Спаситель притчей, говоря: Всяк, иже слышит словеса сия Моя, уподобится мужу мудру, иже созда храмину свою на камени (ср.: Мф. 7:24). Но, кажется, и Павел в Первом послании к Коринфянам научает нас, что каждый из верующих во Христа созидает себе дом. Ибо говорит: Основания инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос. Аще ли кто назидает на основании сем злато, сребро, камение честное, дрова, сено, тростие (1Кор. 3:11-12). Поскольку же из построевающих учения одни, мудрствуя о том, что достойно смеха и осмеяния, как бы смех созидают, а другие, будучи умнее, построевают достойное внимания, то Михей, ниспровергая здания достойных осмеяния, говорит: Иже в Гефе, не величайтеся, и иже в Акариме (слав.: иенакимляне) , не сограждайте из дому на посмеяние ваше. И он же опять, укоряя негодных учителей, говорит: Слышите сия, старейшины дому Иаковля, гнушающиися судом и вся правая развращающии, созидающии Сиона кровьми и Иерусалима неправдами! (Мих. 1:10; 3:9-10). Ибо всякий, кто составляет учения чуждые, созидает Сион, то есть стражбницу свою, кровьми, и кто составляет церковь лукавнующих (Пс. 25:5), созидает Иерусалима неправдами.

Итак, ежели два есть рода строительств: одно доброе - на камне и на основании Христа, другое - непрочное, которое и смешно, и причиняет погибель, то пророческое слово справедливо называет жалкими тех, которые добрый дом совокупляют с худым и как бы смешивают несоединимое. Но размысли, не всякий ли человек, чему бы ни стал он учить об истине по предзанятым здравым и истинным понятиям, согласным с понятиями общими, какие всеяны в нас Самим Создателем, имеет добрый дом; а когда, уклоняясь от истины, вводит нечто чуждое Божию учению, заимствованное из языческого заблуждения, тогда как бы совокупляет к прекрасному дому худой дом? И сие сказано на слово о доме.

Поскольку же святый есть не только Божие здание, но и Божие тяжание (ср.: 1Кор. 3:9), как говорит блаженный Павел, и самая душа требует основания, как дом, и укоренения, как растение (ибо сказано: в любви вкоренени и основани (Еф. 3:17), то рассмотрим, что значит приближение села к селу, за которое иные, худо и со вредом себе производя его, подвергаются положенному осуждению. Посему исследуем то, что сказано о земледелии, потому что оно сродно с настоящим предметом. Есть прекрасное насаждение, о котором говорит Соломон: насадих ми винограды, сотворих ми вертограды и сады и насадих в них древес всякаго плода (Еккл. 2:4-5). Но есть и такой сад, егоже не насади Отец Небесный (ср.: Мф. 15:13) и который искореняется, по угрозе Господней. Этот сад имеет в себе виноград от растения Содомского и розгу от Гоморры, производит грозд желчи и грозд горести приносит владельцам; ярость змиев вино их, и ярость аспидов неисцельна (ср.: Втор. 32:32-33). Посему, кто владычественное души своей засадил всяким плодоношением духовным и к укорененному в нем от рождения Творцом для явления плодов правды прилагает нечто от лукавого земледелателя, того пророческое слово именует жалким за возбраненное приближение села к селу. По сей причине угрожает ему бесплодием, потому что не приносит он образцов плода, сообразных с преподанным ему учением. Идеже бо возорют десять супруг волов, сотворит корчаг един. Речение сие выражает местный обычай в Финикии вспахивать виноградник волами; а вместе пророческое слово указывает на тех, которые держатся той и другой стороны, привязаны к противоположным учениям и связывают их одно с другим. Души таких людей бесплодны.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле

Если в самом деле ты ожидаешь воскресения и воздаяния, то для чего так заботишься о житейской славе? Для чего, скажи мне, мучишь себя каждый день, собирая денег больше, чем песку, покупая села, и дома, и бани, часто приобретая это даже грабежом и лихоимством и исполняя на себе пророческое слово: Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле?

Не это ли видим мы каждый день? Один говорит: «Дом такого-то отнимает у меня свет», и выдумывает тысячу предлогов, чтобы отнять его; а другой, взяв поле у бедного, присоединяет к своему. А что особенно замечательно, необыкновенно, странно и непростительно: иной сам живет в одном месте, часто даже не имеет возможности, если бы и хотел, перейти в другое место, или по слабости телесной, или по другим обстоятельствам, а между тем хочет всюду и во всех, так сказать, городах иметь памятники своего лихоимства, везде поставить вечные столпы своего нечестия, и грехи, которыми все это собрано, возлагает на свою голову, и неся это тяжкое и неудобоносимое бремя, не чувствует его, а наслаждение собранными им сокровищами предоставляет другим, не только уже после переселения из этой жизни, но еще и прежде исхода отсюда. Если он и не лишится их против воли, то все они расточаются и, так сказать, разрываются по частям его домашними, а сам он не наслаждается и незначительною их частью. И что говорю: не наслаждается? Если бы он и хотел, то как достанет его, когда у него одно чрево при таком большом богатстве?

Гомилии на Бытие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей

Вместо переведенного нами с еврейского: в ушах моих есть сие Господа воинств, то есть, слова, которые сказал Господь, доселе раздаются в ушах моих, LXX перевели: слышно в ушах Господа Саваофа сие.

Это не то значит, что пророк слышал слова Господа, но что в ушах Господа слышно то, что пророк намерен говорить, хотя последовательнее было бы разуметь, что пророк слышал то, что Господь сказал. Господь же сказал, что великие и самые красивые дома, после плена, будут пусты, по неимению жителей.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 9-10 Аще бо будут домове мнози, в запустении будут велицыи и добрии, и не будут живущии в них: идеже бо возорют десять супруг волов, сотворит корчаг един, и сеяй артавас шесть сотворит меры три

Несомненно, говорит, дошли до слуха Господа Саваофа жалобы на притеснения, совершаемые людьми сильными над другими. Что же, умолчал ли Он об этом? допустил ли это спокойно? обуздал ли Свой гнев? Никак, говорит. Ясным доказательством этого служит то, что Он сделал напрасными усилия людей, пристрастных к чужому. Ибо, говорит, какая польза присовокуплять дом к дому и с пышностью и великолепием устраивать жилища, если в них никто не будет жить, потому что война истребит и малых, и великих? И какая им прибыль от обширнейших полей, когда Бог не попустит сим приносить хорошие плоды за жадность их владетелей или похитителей? Ибо в полях будет такой неурожай, что там, где работали в виноградниках двадцать волов, или десять пар, получится едва один сосуд вина, а из шести мер высеянных семян получат только половину того, что высеяно. А для обработки десятью парами волов, как я думаю, нужно очень много виноградников, а равным образом очень много участков пахотной земли. Итак, бесполезно имение и суетно стремление к приобретению многого, если не кому будет жить в домах, находящихся в городах, и не будет плодородия на полях, так как Бог уничтожает урожай и обличает неправду жадных людей. Поелику же и каждый из нас имеет в душе своей духовное земледелание и совершает посев правды, то будем остерегаться, как бы не нанести оскорбление Богу. Ибо тогда-то, подобно безопасному и прочному дому, приобретем мы многовидные и разнообразные добродетели, и будем изобиловать житом подобно долинам. Господь же всяческих благословит сеяние наше и умножит плоды правды нашей, как говорит божественный Павел (2Кор. 9:10).

См. также Толкование на Ис. 5:8

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей

Закон Моисеев требовал, чтобы каждая семья израильская владела только своим, ей, с начала взятия земли обетованной, назначенным участком земли (Лев. 25:23). Но евреи неоднократно нарушали этот закон разными способами (см. 3Цар. 21). Главным образом, люди богатые старались завладеть большими участками земли потому, что возделывавшаяся на этих участках пшеница составляла в древнее время самый выгодный предмет торговли и земля, можно сказать, была в Палестине золотым дном. Исаия, как и другие пророки, обращает особенное внимание на эту ненормальность, в силу которой немногие богачи становились владетелями огромных пространств земли и массы домов, а прочее население должно было на них работать из-за куска хлеба, постепенно превращаясь в настоящий пролетариат. Да притом, так как пшеница возделывалась для экспорта за границу, простым еврейским поселянам не положительно хватало хлеба для себя и своих семей. Кроме того, этим вырывалась пропасть между отдельными классами народа, тогда как закон не устанавливал никакой дистанции, никакой разницы в социальном положении израильтян, и затем подвергалась опасности целость государства, защищать которое могли только люди, которые чувствовали себя в нем не наемниками, а хозяевами, которым земля была своей.

Заметить нужно, что пророк, однако, возвещая горе таким стремившимся к расширению своих владений евреям, не возбуждает народ к насильственному восстановлению первоначальных границ владений каждой еврейской семьи, а только хочет подействовать на этих нарушителей закона Моисеева угрозой гнева Божия (ст. 10). Пророки вообще были против всякого насилия…

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 5:8

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.8-9   Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле.
В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые – без жителей;


     Желание жить богато, со всеми удобствами, в полном довольстве, было причиной несправедливостей. С насилием чужих прав один стремился отнять участок земли у другого, а если можно, то и дом соседа. На этих землях и в этих домах богатые владельцы благоденствовали, размножали свое потомство. Приобретенные дома обстраивались, подстраивались, украшались и населялись многочисленной семьей хозяина и его рабов. Такое увеличение земли и жилищ одним доставляло простор и удобства, а других стесняло; одних радовало, а других огорчало.
И вот Господь непосредственно и ясно открывает пророку, что безжалостные притеснители, за нарушение чужих прав собственности, лишатся всего своего имущества; а за притеснение других будут лишены своей собственной свободы, – отведены в плен в рабство. Так вырываются чужеядные растения и обрезаются побеги диких виноградных лоз, когда они заглушают добрый, но слабый виноградник.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible