Скрыть
не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его, и не разорвется ремень у обуви его;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Не взалчут, ни утрудятся, ни воздремлют, ни поспят, ни распояшут поясов своих от чресл своих, ниже расторгнутся ремени сапогов их

Это сказал пророк с намерением возбудить в Израильтянах ревность и пристыдить их, потому что те самые благодеяния, какими пользовались они в пустыне, где одежды их не ветшали и ремни сапог их не разрывались, теперь Господь оказывает не им, но их пленителям.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 26-27 И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, - и вот, он легко и скоро придет; не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его, и не разорвется ремень у обуви его

Чтобы отдаленность пути не повергли их в беспечность, он говорит, что для Бога так легко привести их, как для поднявшего знамя – вывести на сражение вооруженных и готовых воинов, или как бывает это с конями, приготовленными к бою: как скоро подается знак выхода, они тотчас выскакивают из-за ограды. Таким образом пророк указывает здесь на два обстоятельства: на то, что они («сущие во языцех») легко придут по призванию Божьему, и на то, что они давно пришли бы, если бы великое долготерпение Его не удерживало их. В дальнейших словах он еще более показывает легкость этого, говоря: «и возвиждет я от конец земли». Не удивляйся, что он, говоря о Боге, употребляет такие чувственные выражения; он приспособляет слова к неразумию слушателей, желая показать всем этим только то, что это и для Бога легко, и непременно сбудется; потому и присовокупляет: «и се, скоро легце грядут: не взалчут, ни утрудятся, ни воздремлют». Это сказано преувеличенно. Возможно ли в самом деле, чтобы они не алкали и не спали, будучи людьми и подлежа общим условиям жизни? Всем этим, как я сказал, он изображает быстроту войска, легкость, скорость.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 26-30 И поднимет знамя у народов издалека, и свистнет ему с краев земли, и вот он поспешно и скоро придет; не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его, и не разорвется ремень у обуви его; стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его как кремень, и колеса его как стремительность бури. Рыкание его, как рыкание льва; он заревет как скимны, и заскрежещет, и схватит добычу, и обхватит ее, и некому будет вырвать ее. И возопиет на него в тот день как шум моря; взглянем мы тогда на землю, и вот тьма скорби, и свет затмился мраком ея

Евреи думают, что в этом месте предсказывается о Вавилонянах и Навуходоносоре, потому что он волею Божиею был приведен на Иудею и Иерусалим, и разрушил храм. Мы же, следуя связи речи и соединяя последующее с предыдущим, говорим, что знамя было поднято у народов дальних, и Господь свистом вызвал или привлек их с краев земли, потому что Иудеи отвергли закон Евангелия и хулили Слово Святое. Ибо если бы речь была о Вавилонянах, то он по обычаю пророческому сказал бы: «вызову того, который от севера», потому что Ассирияне и Халдеи по отношению к Иудее находятся на северной стороне или, по крайней мере, яснее описал бы Вавилонян и Ассириян. Теперь же изречением: поднимет знамя у народов издалека, и свистнет ему с краев земли, он обозначает народы, далеко находящиеся и обитающие на краях земли, без сомнения, Римлян и все народы Италии, Галлии и Испании, которые при Веспасиане и Адриане были подвластны Римской империи.

Посему и Италия оттого, что там заходит Геспер (вечерняя звезда), некогда называлась Гетериею (вечернею страною). И когда это наступило, народ был так поражен, и все горы Иудеи были до того смущены, как перевели Феодотион и Симмах, или потрясены, как поставил Акила или огорчены, как перевели LXX, что от нападения неприятелей все улицы наполнились трупами умерших. Следовательно речь Божественная изображает быстроту прибывшего войска, которое пришло не своей, а по Господней воле, или лучше, привлечено и вызвано свистом Его; говорит, что оно не изнемогло и не утомилось от такого пути, и не дало, из желания добычи, сна глазам своим и что обувь его не износилась, Изображает множество стрелков, отряды конницы, стремительность легких и четырех конных колесниц; говорит, что войско, подобно льву, пришло не столько для битвы, сколько для грабежа и истребления, крики победоносного войска сравниваются с шумом морских волн. Из этого должно обратить внимание на то, что означает шум моря в Писаниях, где бы о нем в них ни упоминалось. Итак, поелику придет Римское войско, и схватит добычу, и некому будет вырвать ее; то пророк, по чувству сострадающего, присоединяется к народу и говорит: взглянем на землю, и вот тьма скорби.

Ибо не дерзнем взирать на небо, Обитателя которого мы оскорбили, и свет наш, который мы всегда имели в Боге, затмился мраком скорбей. Я читал в чьих-то толкованиях, что слова: поднимет знамя у народов издалека и свистнет ему с краев земли, должно понимать по отношению к призванию язычников, потому что, когда знамя Креста было поднято, и бремена грехов были сложены, они скоро пришли и уверовали. Но я не знаю, как с этим смыслом может согласоваться то, что далее следует.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 25–30 И во всех сих не отвратися ярость Его, но еще рука Его высока. Воздвигнет убо знамение во языцех сущих далече и позвиждет им от конец земли, и се, скоро легце грядут: не взалчут, ни утрудятся, ни воздремлют, ни поспят, ни распояшут поясов своих от чресл своих, ниже расторгнутся ремени сапогов их: ихже стрелы остры суть, и луцы их напряжени: копыта коней их яко тверд камень вменишася, колеса колесниц их яко буря, ярятся яко львове, и предсташа яко львичища: и имет, и возопиет яко зверь, и извержет, и не будет отемлющаго их. И возопиет их ради в той день, яко шум моря волнующася: и воззрят на землю, и се, тма жестока в недоумении их

Что не этим только ограничатся последствия гнева на них со стороны праведного Судии, но прострутся и далее, это уяснит сейчас предложенное. Ибо, хотя они, несчастные, потерпели страшное опустошение, испытали муки голода и жажды, подверглись бедствиям войны, однако пребыли в отвращении от Бога, и потому не оказались вне гнева. Это-то, думаю, он разумеет, говоря: еще рука Его высока, как поражающая согрешивших; потому что рука ударяющего как бы всегда высоко поднимается. Затем, какое и сколь великое будет раздражение гор, кто будут исполнителями гнева их и с каким мужеством, с какою смелостью и необычною для людей жестокостью придут они, это он делает явным, говоря: воздвигнет убо знамение во языцех сущих далече. Ибо не сопредельны и не соседственны были со страною Иудейскою опустошившие ее и сжегшие Иерусалим и все города Иудейские, но из далеких стран и со всей земли собраны были. К тому же их было и весьма много, или лучше сказать неисчислимо было количество пришедших вооруженными вместе Веспасианом и Титом. Знамение же дано будет, сказано, как бы во время войны и сражения; потому что полководцы, намереваясь выводить в строй подчиненные им войска, имеют обычай подавать знаки, высоко поднимая так называемые знамена. О них и пророк Исаия упоминает, говоря: дондеже оставлени будете аки щогла на горе, и яко знамя носяй на холме (Ис. 30:17). Ибо ставящие знамена на высоких холмах или ставят их прямо, или наклоняют, или же привешивают к ним что-либо, на что взирает сражающееся войско. Таким образом оно узнает волю полководца. Воздвигнет убо знамение, сказано, и позвиждет им. И это опять также берется от обращения с пчелами. У пчеловодов есть обычай насвистывать им и таким образом выводить их из ульев на цветы и травы, а и опять собирать их с полей и водворять в жилищах их. Итак, позвиждет, сказано. Они же прибудут так же быстро и легко, как птицы. Мало заботясь о голоде, не боясь трудов, не предаваясь сну, хорошо препоясанные, вполне подготовленные к ведению войны, совершая поход на неукротимых конях, устремляясь как буря и на подобие львов и пожирая как звери, они будут так непреоборимы и страшны, что даже и без сражения в состоянии были бы побеждать, так как никто не выступил бы против них или не имел бы для себя достаточно помощи. И будет же в то время плач и смешанный вопль, так что некоторые примут это не за иное что, как за шум моря, разлившегося по стране Иудейской. Будет также и жестокая тьма, под которою разумеется совсем не тьма, происходящая от тумана или бывающая ночью, но скорее тьма вследствие страхов и растерянности. Ибо слишком тяжкие бедствия помрачают ум. Итак, Бог всяческих во всем приносит нам пользу: не напрасно (например) Он делает предсказания о будущем и подробно повествует о великости бедствий. Это делает Он для того, чтобы, поелику часто мы остаемся глухими к вразумлениям и ни во что считаем призывающее нас к покаянию слово, то, хотя бы убоявшись подпасть столь страшным наказаниям, восприняли в себя страх Божий и, отступив от злого, обратили наконец к благому сердце свое.

См. также Толкование на Ис. 5:24

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 27-29 не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его, и не разорвется ремень у обуви его; стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его - как вихрь; рев его - как рев львицы; он рыкает подобно скимнам, и заревет, и схватит добычу и унесет, и никто не отнимет

Ассирияне действительно отличались неутомимостью в походах и уменьем пользоваться всеми средствами военного искусства.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.27   не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его, и не разорвется ремень у обуви его;

     При военных походах в массе воинов естественно бывают более или менее слабые и утомляющиеся при быстром движении; неизбежно бывают заболевающие и отстающие. Но для сильного поражения Господь ведет сильное войско из отборных могучих воинов, среди которых нет слабых и больных.
Обыкновенно, войско, по приказанию вождя, располагается на ночлег. Но не таково войско, наступающее по повелению Господа: постоянно готовые к бою, Его воины чутки ко всякому знаку, готовы быстро встать по первому звуку трубы, как будто они вовсе не засыпают, готовые немедленно выстроиться в ряды, они и на ночлеге не снимают своих поясов, не развязывают ремней обуви, у них все и на всякий час готово к делу.
Некогда, ведя Свой народ в Ханаан через пустыню Аравийскую, Господь укреплял его так, что одежда его в течении сорока лет не ветшала и обувь не изнашивалась, и поражал всех врагов, какие выступали против Израиля (Втор.29:5;Ис.2;Ис.7; и др.) так теперь Он укрепит врагов его, ведя их из Ассирии и Вавилонии через горы и пустыню Сирийскую на царство Иудино.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible