Скрыть
которые говорят: «пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!»

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Глаголющым: скоро да поспешит, яже сотворит Господь, да видим, да приближатся и да приидет совет Святаго Израилева, да разумеем

Пусть узнаем, что скрывал от нас Господь, пусть явно поразит нас тем наказанием, какое определил нам; тогда уразумеем, что слышим. Смысл этого места такой же, как и сказанного у другого пророка: увы, люте желающим дне Господня (Ам.5:18).

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 18-19 Горе привлачающим грехи яко ужем долгим, и яко ига юнична ременем беззакония своя, глаголющим: скоро да приближатся, яже сотворит, да видим, и да приидет совет Святаго Израилева, да разумеем

Греша, готовим мы себе узы и ужа (веревки), которыми связываемся, потому что, по мере множества или важности грехов, соплетаем для душ своих узы или большие, или меньшие, от которых, по слову Иеремии, стали мы узниками (ср.: Плач. 3:34). Посему, кем обладает плотское мудрование, те обложены земными узами и, по праведному определению Судии, связанные ими по рукам и по ногам, осуждены и ввергаются во тму кромешнюю (ср.: Мф. 22:13). Они связаны по рукам, то есть в деятельности, и по ногам, то есть в путях своих. Ибо, действительно, каждый опутывается цепями собственных своих грехов, так что каждый из членов, действовавших при совершении грехов, в наказание за сие связывается особенными узами. Посему Пророк говорит: Горе привлачающим грехи яко ужем долгим, то есть тем, которые к первому падению присоединяют второе, третье и так далее, нечестия, неправды и распутства. Но впадшим в грехи, вместо того чтобы приумножать их и присовокуплять одно зло к другому, надлежало по первом опутывании себя злом загладить грехи свои. Хотя природе человеческой невозможно не грешить, а потому несть человек праведен на земли, иже сотворит благое и не согрешит (Еккл. 7:21), однако же возможно, согрешив по опрометчивости или по увлечению от злокозненного, тотчас измениться, покаяться и не собирать зла к злу. И как те, которые вьют веревки, когда одна из свиваемых вервей подходит к концу, берут другую, ею удлиняя и увеличивая прежнюю, так и погружающиеся во глубину зол, прежде нежели кончат первый грех, начинают второй и к этому опять присоединяют новый. И таким образом целая жизнь, проходя у них во грехах, уподобляется какой-то длинной, непрестанно свиваемой веревке, в которой прошедшее связано и непрестанно наступающее вновь смыкается в нечто подобное предшествовавшему. Посему Пророк говорит: Горе привлачающим грехи яко ужем долгим. Уясним себе сказанное примером. Положим, что кто-нибудь склонен к греху невоздержания. Смотри, сколькими посредствующими действиями привлекает он к себе грех распутства. Во-первых, дает он такой вид своему телу, так обстригает волосы, так и такую именно, а не какая случилась, надевает одежду, приготовленную с особенной изысканностью, и во всем от пояса до обуви показывает излишнюю заботливость о своем украшении. Потом добывает денег, чтобы купить на них красоту любимой им женщины. После сего придумывает, где бы найти посредниц для сношения с ней, сочиняет заранее искусительные речи, предуготовляет для себя предлоги к встречам, пиры, попойки, продолжительные собеседования. Чрез столько-то посредствующих действий приводит он к себе грех блуда. Таков привлачающий грех яко ужем долгим. И вообще сказать, всякий грех против ближнего, не случайно сделанный, но совершенный намеренно, с помощью происков, после продолжительных приготовлений, есть долгое уже, которым люди притягивают к себе грехи, далеко от них бывшие. Так сии ужа, сколько ни долги, не рвутся, потому что согрешающие сильны во грехах, крепко и часто опутывают себя грехами.

Посему Пророк говорит: и яко ига юнична ременем. Подпруги у самых крепких волов, с большим усилием влекущих тяжести, нелегко перерываются. Но пророческое слово усилило понятие о крепости, сказав, что ремень взят от ига юницы, то есть самого крепкого животного, не приводимого в изнеможение ни трудами, ни временем. Посему горе тем, которые, чтобы согрешить, делают к сему продолжительные приготовления, и притом с усилием и крепостью.

Но и соделавшемуся узником греха возможно последовать за Христом, Который говорит сущим во узах: «изыдите», и сущим во тме: «открыйтеся» (Ис. 49:9). Вышедшие же из-под стражи чрез покаяние узники и обратившие взор от тьмы к истинному свету последуют за Христом, исповедуя Его и оставаясь связаны по рукам путами, пока чрез доброе изменение не сделаются достойными, чтобы Сам Он разрешил их от уз, почитаемых дотоле неизбежными.

А сии привлачающии грехи и презирающие Божий суд часто словом своим требуют ускорения угроз, как бы нимало не уверяемые ими, и говорят: скоро да приближатся, яже сотворит, да видим, и да приидет совет Святаго Израилева. Но это - долгое уже, привлачающее грех издалека, ибо очевидно, что они говорят сие, не веруя в будущий век и презирая угрозы. Боящийся же судилища Христова и приводящий себе на память грехи юности не дерзнет презрительно требовать ускорения суда; а напротив того, просит себе более продолжительного срока, чтобы в течение большего времени иметь возможность очистить душу свою от греховной скверны. Примером неразумного поспешения в будущее служат Ахитофел и Иуда, которые, почитая более тягостным настоящее, а не грядущее, и укор от людей, а не наказание в геенне, предпочли естественной смерти смерть удавления (см.: 2Цар. 17: 23; Мф. 27:5). А если бы веровали они в грядущий век, то не удавились бы и, сколько ни горестна была бы их жизнь, остались бы привязанными к здешнему миру, признавая будущее более страшным, нежели настоящее. Таков был Иов, который говорил: Аще бы возможно было, сам бых себе убил, или молил бых иного, дабы ми то сотворил (Иов. 30: 24). Ибо в сих словах как показал он нестерпимость удара, так и сохранил опасение умыслить зло против себя самого. Ибо на тех, которые насильственно лишают себя жизни, лежит осуждение в самоубийстве. Когда и у Павла находим, что некоторые говорят: сотворим злая, да приидут благая (Рим. 3:8), почитаем это намерение ужем, наводящим великий грех. Говорят же, что такая мысль составилась у иудеев от великого развращения, и они рассуждали: «Поскольку все ожидают, что за множество грехов последует гибель, то сотворим злая и исполним крайнюю меру нечестия, чтобы наступила перемена настоящего, и все пришло в лучшее состояние».

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 18-19 Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех - как бы ремнями колесничными; которые говорят: «пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали»

Тогда как пророки постоянно угрожали и предсказывали бедствия, лжепророки, проповедуя угодное народу и расслабляя его, уверяли, что слова тех ложны, а их слова истинны. Таким образом многие, будучи обольщаемы, не верили и самым речам. Так как пророчества исполнялись не вдруг после того, как были изрекаемы, – потому что природой пророчества служило предсказание имеющего исполниться спустя долгое время, – так как пророки постоянно говорили о голоде, заразах и войнах, а на самом деле этого еще не было, то многие из обольщенных, находя в самом замедлении бедствий повод к неверию, говорили: пусть исполнится сказанное; если вы говорите правду, то пусть наступят такие события; покажите нам на деле определение Божье. Потому, так как они делали для себя долготерпение Божье поводом к неверию, и через то умножали грехи свои, как неверием, так и большею беспечностью от неверия, – пророк справедливо оплакивает их, говоря: вы как бы длинной веревкой привлекаете к себе гнев Божий, и увеличиваете свою порочность; если вы не верите сказанному, то теперь остается вам испытать это на самом деле; таким образом, вы сами навлекаете на себя бедствия, не веруя сказанному. Потому он говорит: «Горе тем, которые влекут на себя беззаконие», т.е. воздаяние за грехи.

«Яко ужем долгим», говорит, вы издалека привлекаете к себе определенное за ваши грехи наказание, и «яко ига ремнем» юницы сущей под игом, – выражая этим их усилие, старание. Как если бы кто крепкой веревкой привлекал к себе что-нибудь, так и вы своим неверием привлекаете на себя гнев Божий. Далее говорит и о том, каким образом они привлекали: «пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели». В этом укоряет их и другой пророк: «Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет… он тьма, и нет в нем сияния» (Амос. 5:18, 20). Так и эти неверующие говорили: когда придет день наказания и мучения?

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 18-19 Горе вам, влекущим беззаконие евреями суеты, и грех, как ужами колесницы; говорящим: пусть Он поспешит и пусть скоро придет дело Его, чтобы мы видели, и пусть приблизится и наступит совет Святаго Израилева, и мы знаем оный

Вместо ремня колесницы, LXX перевели: ремень ярма юничнаго, или коровъяго. Но мы чаще читаем, что грехи называются узами. Из таких мест есть оное: пленицами своих грехов кийждо затязается (Притч. 5:22).

И Господь, обличая преступный народ, который прилагал грехи ко грехам, сделал бич из вервий, показывая им, как они дом Божий сделали вертепом разбойников, и дом молитвы обратили в дом торговли (Мф. 21:12-13, Ин. 2:15-16). И один из возлежащих на вечери Господней, не имеющий брачной одежды, будучи связан по ногам и рукам, выбрасывается во тьму кромешную (Мф. 22:11—13). И Господь приходил для того, чтобы сказать находившимся в узах: изыдите, и пребывавшим во тьме: открыйтеся (Ис. 49:9). Ибо Он разрешает узников, и просвещает слепцов (Пс. 145:7-8), которых Иеремия называет узниками земли (Плач Иер. 3:34). Он скорбит не о тех, которые начали и скоро перестали грешить, ибо несть человек праведен на земли, иже сотворит благое, и не согрешит (Еккл. 7:21); но о тех, которые долгим ужем тянут грехи. Посему и в Числах (гл. 19) мы читаем, что рыжая юница, которой пепел есть очищение народа, не иначе закалалась в жертву и приносилась к жертвеннику Господню, как если она не производила полевых работ, и не носила ярма, и не была связана узами ига Навуходоносорова. И у этого самого пророка дщери Сионския, вместо пояса истины (Еф. 6:14), препоясываются веревкою (Ис. 3:23). И Ахитофел и Иуда (из которых один предал Давида, а другой - Господа), влача свои грехи должайшим ужем, повесились, думая, что угрызение совести настоящею смертию превращается, и что ничего нет после смерти.

Что же касается так называемых по еврейскому тексту и всех других переводчикам вервей суеты, то это означает, что грех легко прицепляется к творящим оный, и это прицепление так суетно и легко, как прицепление нитей паутины, но когда мы захотим освободиться от него, то оказываемся связанными крепчайшими узами паутины. Колесницу де, наполненную и нагруженную грехами, очень легко понимают те, кои помнят написанное у Захарии — что нечестие сидит на таланте свинца (Зах. 5), и что Египтяне, отягченные великим бременем грехов, погрузились как свинец в Черное море (Исх. 15:10).

И в другом месте грешник говорит: беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бредя тяжкое отяготеша на мне (Пс. 37:5). Говорится же это начальникам Иудейским, которые выше обличены в любостяжании и роскоши, потому что они, будучи призваны к покаянию Господом и, потом, апостолами Его, доселе упорствуют в хулениях, и ежедневно но три раза во всех синагогах, анафематствуют под названием Назарян (Nazarenorum) имя Христианское. Смысл же таков: Горе вам, думающим, что не будет дня суда, или не последует плена, предсказанного словом пророческим; говорящим пророку: доколе ты будешь угрожать нам гневом Божиим? мы желаем узнать его, пусть скорее приходит он. Это они говорят иронически, так как думают, что он не придет, а ложно предсказывается пророком.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 18-19 Горе привлачающим грехи яко ужем долгим, и яко ига юнична ременем беззакония своя, глаголющим: скоро да приближатся, яже сотворит, да видим, и да приидет совет Святаго Израилева, да разумеем

Творец всего и Господь, кротостью побеждая слабость естества человеческого, обращался к древним чрез святых пророков с такими увещаниями, которые бы побудили (их), оставить худшее, перейти к лучшему и отказаться от порочности и греха, а напротив проводить жизнь добродетельно и одушевиться решимостью творить доброе. И по этой причине иногда Он указывал им на награды, уготованные святым, а иногда исчислял виды наказания, подобающие любителям греха, дабы всячески споспешествовать пользе. Но не было никакого способа, которым бы можно было устранить легкомыслие Иудеев; ибо, уклонившись к корыстолюбию и наслаждениям и недугуя крайним безумием против Бога, они страшно вооружались против святых пророков. И одни, совершенно не веруя тому, что говорили пророки, обращались к ним с такими словами: но нам глаголюще и возвещайте иное прельщение (Ис. 30:10): другие же, как бы обвиняя незлобие Божественного естества, вероятно смеясь, говорили между собою: долги дни, погибе всякое видение (Иез. 12:22). Поэтому Бог негде сказал блаженному Иезекиилю: сыне человечь, се, дом Израилев преогорчеваяй глаголюще глаголют: видение, еже сей видит, на дни многи, и на времена долга сей прорицает. Сего ради рцы к ним: сия глаголет Господь Бог: не продолжатся ктому вся словеса моя, яже возглаголю: яко возглаголю слово и сотворю, глаголет Адонаи Господь (Иез. 12:27-28). А иные еще, как бы уже отчаявшись в своем спасении и в своей жизни, дерзали гневаться и говорили: «пусть скорее приходит время войны; не найдут нас немужественными или боящимися всякого шума те, которые хотят опустошить страну нашу. И мы опытны в войне и хорошо знаем ее искусство». Так настроенных он справедливо оплакивает и говорит; горе привлачающим грехи яко ужем долгим, и яко ига юнична ременем беззакония. Грехами и беззакониями в этом случае он называет отмщения или наказания за грехи, – далеко еще находящиеся и еще не близкие, по той причине, что Бог еще хочет продлить свое милосердие, привлекаемые же некоторым образом ими, поелику они желают подпасть движениям Божественного гнева. И я думаю, что каждому из таковых мы можем совершенно приличествующим образом и истинно говорить: или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго Суда Божия (Рим. 2:4-5). Ибо влекут (ускоряют) они, как я сказал, сами против себя время наказания, быть может в малодушии своем думая, что Он медлит наказывать их и не наложит наказания на необузданно согрешающих. Итак, влекут они грехи, яко ужем долгим, и яко ига юнична ременем беззакония ; потому что как ведущие под ярмо (иго) юниц или коров влекут (их) иногда с большим усилием и привязывают на труды, таким же, думаю, образом и они, ведя себя к тому, что имеет случиться (с ними) вследствие Божественного гнева, говорили: скоро да приближатся, яже сотворит, да видим, и да приидет совет Святаго Израилева, да разумеем. Это говорящих и так помышляющих и другой из святых пророков оплакивает, говоря: увы люте желающим дне Господня: сей бо (день) есть тма, а не свете, и мгла не имущи света своего (Ам. 5:18-20). Итак, нам должно, как только мы познаём, что Бог оскорблен нами, тотчас же раскаиваться и непрерывными молитвами смягчать Его, а не раздражать (еще более) подвигнутого уже к гневу и не пренебрегать Его угрозами. Ибо Он долготерпелив и многомилостив, отъемляй беззакония и оставляяй неправды (Мих. 7:18), и малыми иногда слезами согрешивших приводится к прелюбезной Ему кротости.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

которые говорят: пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали

Дело Свое, т. е. суд Свой над нами.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 5:8

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.18-19   Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех – как бы ремнями колесничными;
которые говорят: «пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!»


     Доброму хозяину приходится употребить много усилий, чтобы обработать поле; но труд и соединенные с ним неприятности, забываются, когда он вымолотит хлеб и обеспечит себя и семью продовольствием до следующего урожая.
Иначе бывает с тем, кто не честным трудом, а во многом хищнически собирает себе средства к жизни. Прельщаясь чужим добром, он всеми неправдами старается обогатить себя, но – не на радость; этим он привлекает к себе лишение, суд и наказание.
Подобные люди так бывают преданы беззаконию, что не оставляют его и на малое время, как будто волы, привязанные веревками к возу с чужим имуществом, усиленно стремятся к хищению, как будто волы, запряженные в колесницу, понуждаются топтать колосья и вымолачивать зерна пшеницы.
Побуждение к этому – суетность, такое направление воли человека, когда он многого желает, постоянно для того трудится и не приобретает ничего, существенно полезного.
С такой суетностью обыкновенно соединяются отступничество от Бога и забвение о Его промышлении. Обольщаясь воображаемым благополучием, какое по-видимому устраивается при многих усилиях, суетные люди, уже теряют доверие к слову пророков, возвещающих грозный суд Божий за неправды, и с дерзкой насмешкой отвечают на слова пророка: «пусть придет то бедствие, какое определено!» и разумеют: «нет, оно не придет, оно вами выдумано!» Но в этом – оскорбление для Бога, огорчение для пророков и величайшее «горе» для самих оскорбителей.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible