Скрыть
Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши – беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Руце бо ваши осквернене кровию, и персты ваши во гресех, устне же ваши возглаголаша беззаконие, и язык ваш неправде поучается

Все пророки обличают их в том, что их руки исполнены убийства. Мне кажется, что он побуждает их ум к покаянию в прежних грехах и желает предотвратить будущие преступления, так как впереди предстояло им совершить такое убийство, которое тяжелее и беззаконнее всех прочих убийств. Пророки всегда желали сделать их кроткими. Потому пророк прежде сказал: «руки ваши осквернены кровью». Сам Бог уже прежде того дал такое повеление, так как они были склонны к убийству, которое было причиною гибели их более, чем остальные грехи, говоря: «Не убий» (Исх.20:13). Чтобы они не думали, что какое-либо убийство бывает совершенно непроизвольным, Бог сказал яснее: «не умерщвляй невинного и правого» (Исх.23:7). Потому Он запрещает железо и употребление его, чтобы удержать их от убийства, говоря: «железо» никогда да не касается сооружения храма (ср. Втор. 27:5; 3Цар.6:7). Хотя впоследствии священники закалали в жертву овец и волов, однако они приносили кровь Богу. Если следовало воздерживаться от крови животных, которые приносились Богу, то тем более – от крови людей. Воздерживаться от нее следовало тем более, чем более ценности имеет и чем ближе тебе человек, по сравнению с бессловесными животными.

«И персты ваши – беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду». Пророк перечисляет отдельные беззакония рук, пальцев, уст, языка и каждого члена, и таким образом легко отвращает их от грехов. И смотри: означенные дела и убийства они совершают по козням, не побуждаемые гневом и не движимые порывом сердца, хотя они знали, что это грех, – до того они привыкли к убийствам.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 3-4 Ибо руки ваши осквернены кровию и персты ваши беззаконием; уста ваши говорят ложь и язык ваш произносит неправду. Нет призывающего правду и судящего по истине; но полагаются на тщетное и говорят пустое

Что выше вообще наименовал, это излагает теперь в частности. И следует обратить внимание на то, что он не обличает их за идолослужение, которое господствовало во времена Исаии, а за пролитие крови, о чем уже прежде сказал: праведный погибе, и никтоже не приемлет. И мужие праведные вземлются, и никтоже сердцем разумеет: от лица бо неправды взяся праведный. Будет с миром погребение его, взято от среды (Ис. 57:1-2). И хотя сами они не налагали рук на Господа Спасителя, но, как единогласно взывавшие, в нечестии: кровь Его на нас и на чадех наших (Мф. 27:25), виновны в смерти Его и имеют руки оскверненные. О таковых этот же пророк свидетельствует, говоря: егда прострете руки ваша ко мне, не услышу. Руки ваша исполнены крове old:is:01:15|(Ис. 1:15). Также уста их и язык говорят беззаконие и ложь, обещая себе антихриста вместо Христа, и никто не призывает правду и не судит [согласно с] истиною, или как стоит в еврейском, верою, то есть не верует в Христа, но надеются на тщетное и говорят суетное. Поэтому апостол заповедует не внимать иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины (Тит. 1). Ибо по истине они полагаются на тщетное и следует суетному, в чем исполняется предречение Господа: Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете (Ин. 5:43).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1–4 Еда не может рука Господня спасти? или отягчил есть слух Свой, еже не услышати? Но греси ваши разлучают между вами и между Богом, и грех ради ваших отврати лице Свое от вас, еже не помиловати. Руце бо ваши осквернене кровию, и персты ваши во гресех, устне же ваши возглаголаша беззаконие, и язык ваш неправде поучается. Никтоже глаголет правды, ниже есть суд истинен: уповают на суетная и глаголют тщетная, яко зачинают труд и раждают беззаконие

В объясненных незадолго пред сим словах выведено было лице Бога, говорящего божественному пророку: возопий крепостию и не пощади: яко трубу возвыси глас твой и возвести людем Моим грехи их и дому Иаковлю беззакония их. Мене день от дне ищут и разумети пути Моя желают, яко людие правду сотворившии и суда Бога своего не оставившии: просят ныне у Мене суда праведна и приближитися ко Господу желают, глаголюще: что яко постихомся, и не увидел еси? смирихом души наша, и не уведел еси? во дни бо пощений ваших обретаете воли вашя, и вся подручныя вашя томите, в судех и сварех поститеся. Не таковаго поста Аз избрах, глаголет Господь (Ис. 58:1-6). Изъясняя, как могли, смысл этого пророчества, мы говорили, что они противились установлениям премудрого Моисея и совершенно пренебрегали правою жизнью, но поступали сообразно с своими привычками и нисколько не отступали от ненавистного Богу и грехолюбивого образа жизни. Потом, если была объявляема когда-либо война, они обращались к воздержанию от пищи, воображая, что одним только постом, самим по себе или невкушением пищи, они могут умилостивить Судию. Но обманувшись в своей надежде, они начинали роптать и говорили: что яко постихомся, и не увидел еси? Смирихом души наши, и не уведел еси (Ис. 58:3)? Обрати же теперь, обрати внимание на то, как божественный пророк, по своей великой ревности по Боге, упрекает их и говорит: еда не может рука Господня спасти? или отягчил есть слух Свой, не услышати? Нет, не ослабела, говорит, всесильная десница Господа и не отягченный имеет он слух и отвращенный, так чтобы не слышал, но греси ваши разлучают между вами и между Ним. Итак, кто уничтожит это разделение и удалит то, что подобно стене отделяет от познания Бога, то есть грех, от того недалек Спасающий и несомненно примет его мольбы: ибо Ему свойственно как быть всемогущим, так и по любви к добру принимать прошения угнетенных. А какие грехи разлучают между Богом и потомками Израиля, присовокупляет, говоря: руце бо ваши осквернены кровию и персты ваши во гресех, устне же ваши возглаголаша беззаконие, и язык ваш неправде поучается; ибо они убивали святых пророков, посылаемых от Бога; обвиняли и Его. Посему Иеремия сказал: сила моя оскуде от кленущих мя (Иер. 15:10). Кроме этого, теперь Он, по-видимому, обвиняет их за нечестие против Христа, говоря, что руки их осквернены кровию; потому что они сделались убийцами Господа и уста их говорили беззаконие и язык их поучался неправде: они постоянно враждовали против Христа, поносили и злословили Его, то унижали божественные знамения и выдумывали ложь против божественного величия, то обвиняли Его и говорили: возми, возми, распни Его (Ин. 19:15)! Посему-то, когда Христос как бы уже подвергся неправедному осуждению, пророк с святым дерзновением и восклицает: никто же глаголет правды, ниже есть суд истинен: уповают на суетная: и глаголют тщетная. В чем же состоит это их суетное упование? Они вообразили, что изъяв Наследника из среды (живых), овладеют его достоянием. И говоря эти пустые слова друг другу, они, жалкие, поступили нечестиво против Него. Итак, это пророческое слово или обвиняет потомков Израиля за нечестие против Христа, или уличает их в том, что они не были добрыми ни в одном отношении; руки их запятнаны кровью, уста и язык их только и заняты тем, что относится к нечестию, беззаконию и неправде, и сверх всего этого судьи их сделались неправедными, то есть, брали подарки и преданы были постыдным прибыткам. Так и в другом месте сказано: како бысть блудница град верный Сион полн суда? в немже правда почиваше, ныне же (в нем) убийцы: сребро ваше неискушено, корчемницы твои мешают вино с водою. Князи твои не покаряются, общницы татем, любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящии и суду вдовиц не внимающии (Ис. 1:21-23). Богодухновенное Писание почти всегда болезнью или трудом (πόνον) называет зависть. И это вполне справедливо, потому что она изнуряет и иссушает сердца тех, которые питают ее. И Псалмопевец нечто подобное говорит о ком-то, или о народе Иудейском: зачат болезнь, и роди беззаконие (Пс. 7:15): ибо претерпев сначала мучения зависти ко Христу, они породили нечестие или беззаконие против Него; замыслами своими они как бы уличены были в том, что говорили следующее пророческое слово: свяжем праведного, яко непотребен нам есть (Ис. 3:10; ср. Прем. 2:12). Мы увидим также, что они в собраниях своих приняли самое ужасное решение против Него; ибо о Спасителе всех нас Христе они говорили: что сотворим? яко Человек Сей многа знамения творит. Аще оставим Его тако, вси уверуют в Него: и приидут Римляне, и возмут язык наш и страну. Един же некто от них Каиафа – он то и был изобретатель злодеяния против Христа – опять сказал: вы не весте ничесоже, яко уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет (Ин. 11:47-50). Итак, из сказанного весьма ясно можно видеть, что зачавшие труд, то есть подвергшиеся мукам зависти против Него, породили беззаконие. На что же указывает нам здесь пророческое слово?

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-4 Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши - беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду. Никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство

Ибо руки ваши осквернены кровью… уста ваши говорят ложь… никто не возвышает голоса за правду… зачинают зло и рождают злодейство. Как мысль этих стихов, так и еще больше их словесная форма очень близко стоят к первой главе той же книги, чем подтверждается единство автора (ср. Ис. 1:15, 21 ст. ). Осквернение рук кровью может иметь, конечно, и буквальный смысл, как пролитие крови жертвенных животных (без разумения смысла жертвы) или даже, как принесение человеческих жертв (детей богу Молоху - Ср. Иер. 7:31), или символический, в смысле, вообще полного ниспровержения всех нравственных устоев, до готовности на кровопролитие и убийство, включительно, или же наконец - преобразовательный, в качестве предуказания на Того Величайшего Праведника, убиением Которого евреи завершили ряд аналогичных же исторических фактов (Мф. 23:35).

Главной причиной такого развращения и упадка сынов Израиля пророк Исаия выставляет уклонение их с истинного пути «теократической правды, или праведности» («путь Божий») на путь «нечестия и лжи» («путь диавола»). Измена идеалу Божественной Правды - это измена самой истины и есть ложь, по существу дела.

Надеются на пустое… (4 ст.) По-еврейски стоит tohu, т. е. одно из тех выражений, какими в 1 гл. кн. Бытия описывается состояние первозданного хаоса.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.3,4 Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши – беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду. Никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство;


     

     «Ибо руки ваши осквернены кровью... уста ваши говорят ложь... никто не возвышает голоса за правду... зачинают зло и рождают злодейство.» Как мысль этих стихов, так и еще больше их словесная форма очень близко стоят к первой главе той же книги, чем подтверждается единство автора (ср. Ис.1:15, 21 ст.). Осквернение рук кровью может иметь, конечно, и буквальный смысл, как пролитие крови жертвенных животных (без разумения смысла жертвы) или даже, как принесение человеческих жертв (детей богу Молоху – Ср. Иер.7:31), или символический, в смысле, вообще полного ниспровержения всех нравственных устоев, до готовности на кровопролитие и убийство, включительно, или же наконец – прообразовательный, в качестве предуказания на Того Величайшего Праведника, убиением Которого евреи завершили ряд аналогичных же исторических фактов (Мф.23:35).

     Главной причиной такого развращения и упадка сынов Израиля пророк Исаия выставляет уклонение их с истинного пути «теократической правды, или праведности» («путь Божий») на путь «нечестия и лжи» («путь диавола»). Измена идеалу Божественной Правды – это измена самой истины и есть ложь, по существу дела.

     «Надеются на пустое». (4 ст.) По-еврейски стоит tohu, т. е. одно из тех выражений, какими в 1 гл. кн. Бытия описывается состояние первозданного хаоса.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible