Скрыть
В гладких камнях ручьев доля твоя; они, они жребий твой; им ты делаешь возлияние и приносишь жертвы: могу ли Я быть доволен этим?

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

То твоя часть, сей твой жребий, и тем пролиял еси возлияния, и тем принесл еси жертвы: от сих убо не разгневаюся ли

Я делаю тебя судьей. Разве не должно гневаться Мне, вследствие оскорбления твоей природы и вследствие повреждения законов твоих, говорит Господь.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

В частях ручья доля твоя: это жребий твой, и им ты возливала возлияния, приносила жертвы, не буду ли Я негодовать на это

То, что говорится [здесь], соответствует временам Исаии. Ибо все горы, долины и ручьи были наполнены культом демонов. Об этом пророк Иеремия говорит, что отцы и сыновья собирают дрова и разводят огонь, чтобы делать пирожки (chavonas) воинству неба, между тем как женщины растирают и замешивают сало в муке, чтобы вызывать Господа на гнев (Иер. 7). Никто не сомневается, что здесь разумеются пирожные или печенья, искусно приготовленные. Ибо так на нашем языке называются chavonae. О них от лица Господа в пророческом духе предвозвещал Моисей в песни Второзакония: прогневаша Мя о богах чуждых и в мерзостех своих преогорчиша Мя. Пожроша бесовом, а не Богу (Втор. 32:16-17). И это делали по собственной воле, потому что от нашей воли зависит избирать доброе и худое. Поэтому тем, которые чрез свои добродетели приносили себя Богу, говорится: избра нам достояние свое, доброту Иаковлю, юже возлюби (Пс. 46:5). И в другом месте: и бысть част Господня, людие его Иаков: уже наследия Его Исраиль (Втор. 32:9). И в Деяниях Апостольских сообщается, что весьма многие предали себя доле и жребию Павла и Силы (Деян. 17). Следовательно кои были частию и жребием Господа подобно левитам, те будут иметь часть у Господа и будут в состоянии сказать с Давидом: „часть моя Господь“ (Пс. 72:26).

Это мы можем понимать и по отношению к еретикам, ибо они, оставив почитание Бога, чтут идолов своих заблуждений, и приносят им жертвы и возливают возлияния, делая то, о чем неприлично даже говорить, обольщая увлеченных женщин, обремененных грехами, водящихся различными похотями, всегда учащихся и никогда не доходящих до познания истины (2Тим. 3:6). Итак, поелику то и другое нечестие совершают нечестивые, то не справедливо ли гневается Бог на них?

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 5-7 Молящиися кумиром под древием частым, закалающе чада своя в дебрех посреде камения. То твоя часть, сей твой жребий, и тем пролиял еси возлияния, и тем принесл еси жертвы: от сих убо не разгневаюся ли?На горе высоце и превознесенне, тамо твое ложе, и тамо вознесл еси требы твоя

Назвав их Господоубийцами, он показывает, что они страдают иною болезнью-ненавистью к Богу и готовностью на убийство - и она появилась у них не вновь, но существует в них издавна. Ибо вы, говорит, от древних времен молящиися кумиром под древием частым. Хотя закон Моисеев возвещал им полезное и ясно говорил: Господу Богу твоему поклонишися и тому единому послужиши, но, не смотря на это, они дошли до такого безумия или, лучше, до необузданного и превосходящего всякую меру нечестия, что сделались строителями идолов и священнодействовали им и призывали их и других учили поклоняться им под тенистыми деревьями, и воздавать им божеские почести. На это ясно указывает Бог всяческих устами пророка Иеремии говоря: видел ли еси, яже сотвори ми дом Исраилев? Поидоша на всяку гору высоку, и под всяко древо листвено, и соблудиша тамо (Иер. 3:6). Ибо они занимали вершины гор и самые лучшие места в рощах, устрояли там жертвенники и капища и приносили жертвы и возлияния нечистым демонам и даже не оказывали пощады собственным своим детям. Так, Иехония заколол своего сына для мнимых богов. И об этом Сам Бог негде сказал чрез одного из святых пророков, показывая жестокость тех, которые привыкли совершать это: пожрите человеков, оскудеша бо телцы (Ос. 13:2).

Итак вы, говорит, молящиися кумиром под древием частым, закалающе чада своя в дебрех посреде камения. Что же после сего будет? То твоя часть, сей твой жребий. Поелику, говорит, ты кланялся суетным, то ты и участь будешь иметь такую же и жребий твой будет суетен. Или может быть этим хочет указать на следующее. Вы закалали детей своих в дебрях, говорит; за это и твоя участь будет такова же и жребий твой будет таков же, то есть, ты подвергнешься таким же бедствиям и закланию будет твоею участью и жребием. По какой причине? Во-первых, потому, что ты сделался детоубийцею, во-вторых, потому, что ты делал возлияния нечистым демонам и бездушным идолам и сим приносил жертвы. Итак, говорит, о сих неразгневаюся-ли? Не вполне ли основательна ярость Моя на вас и не существует ли вполне достаточной причины для наказания вас? На горе высоце и превознесенне, тамо твое ложе, и тамо вознесл еси требы твоя: и за подвоями дверий твоих положил еси память твою. (Ис. 57:8) А что они на горах спали ради сновидений, – об этом очень часто вспоминает нам пророческое слово.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-11 разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал? В гладких камнях ручьев доля твоя; они, они жребий твой; им ты делаешь возлияние и приносишь жертвы: могу ли Я быть доволен этим? На высокой и выдающейся горе ты ставишь ложе твое и туда восходишь приносить жертву. За дверью также и за косяками ставишь памяти твои; ибо, отвратившись от Меня, ты обнажаешься и восходишь; распространяешь ложе твое и договариваешься с теми из них, с которыми любишь лежать, высматриваешь место. Ты ходила также к царю с благовонною мастью и умножила масти твои, и далеко посылала послов твоих, и унижалась до преисподней. От долгого пути твоего утомлялась, но не говорила: «надежда потеряна!»; все еще находила живость в руке твоей, и потому не чувствовала ослабления. Кого же ты испугалась и устрашилась, что сделалась неверною и Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце? не от того ли, что Я молчал, и притом долго, ты перестала бояться Меня

С 5-11 идет сплошной обвинительный акт, предъявляемый иудеям со стороны пророка, за различные виды их религиозно-нравственных блужений. Данный отдел имеет и высокий, чисто исторический интерес, так как он заключает в себе перечень наиболее типичных видов языческих верований и культов, проникших к Израилю от соседних, хананейских народов и господствовавших у него в эпоху, так называемого «религиозного синкретизма». [Религиозный синкретизм - соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии. Прим. ред.] Здесь мы находим указание и на оргиастические культы (5 ст.), и на религиозное почитание «бетилей», или особых, священных камней (6 ст.), и на практику языческих жертв «на высотах» (7 ст.), и на культ домашних божеств, своего рода, пар или пенатов (8 ст.), и даже на кровавые жертвоприношения детей (5 ст.). Полная историческая достоверность такой удручающей картины религиозно-нравственного состояния предпленных иудеев удостоверяется длинным рядом соответствующих параллелей из других исторических и пророческих книг (1Цар. 19:13; 4Цар. 17:10, 31; 21:6; 2Пар. 23:17; 28:3; Иер .2:20; 3:6; 19:2-6; Иез. 16:20; 20:26; 23:37 и пр.).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.5-11 Разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал? В гладких камнях ручьев доля твоя; они, они жребий твой; им ты делаешь возлияние и приносишь жертвы: могу ли Я быть доволен этим? На высокой и выдающейся горе ты ставишь ложе твое и туда восходишь приносить жертву. За дверью также и за косяками ставишь памяти твои; ибо, отвратившись от Меня, ты обнажаешься и восходишь; распространяешь ложе твое и договариваешься с теми из них, с которыми любишь лежать, высматриваешь место. Ты ходила также к царю с благовонною мастью и умножила масти твои, и далеко посылала послов твоих, и унижалась до преисподней. От долгого пути твоего утомлялась, но не говорила: «надежда потеряна!»; все еще находила живость в руке твоей, и потому не чувствовала ослабления. Кого же ты испугалась и устрашилась, что сделалась неверною и Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце? Не оттого ли, что Я молчал, и притом долго, ты перестала бояться Меня?


     С 5–11 идет сплошной обвинительный акт, предъявляемый иудеям со стороны пророка, за различные виды их религиозно-нравственных блужений. Данный отдел имеет и высокий, чисто исторический интерес, так как он заключает в себе перечень наиболее типичных видов языческих верований и культов, проникших к Израилю от соседних, хананейских народов и господствовавших у него в эпоху, так называемого «религиозного синкретизма». 76.

     Здесь мы находим указание и на оргиастические культы (5 ст.), и на религиозное почитание «бетилей», или особых, священных камней (6 ст.), и на практику языческих жертв «на высотах» (7 ст.), и на культ домашних божеств, своего рода, лар или пенатов (8 ст.), и даже на кровавые жертвоприношения детей (5 ст.). Полная историческая достоверность такой удручающей картины религиозно-нравственного состояния предпленных иудеев удостоверяется длинным рядом соответствующих параллелей из других исторических и пророческих книг (1Цар.19:134Цар.17:10, 314Цар.21:62Пар.23:172Пар.28:3; Иер.2:20; Иер.3:6;  
Иер.19:2-6; Иез.16:20; Иез.20:26; Иез.23:37; и пр. и пр.).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible