Скрыть
От долгого пути твоего утомлялась, но не говорила: «надежда потеряна!»; все еще находила живость в руке твоей, и потому не чувствовала ослабления.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 9-10 Ты ходила также к царю с благовонною мастью и умножила масти твои, и далеко посылала послов твоих, и унижалась до преисподней. От долгого пути твоего утомлялась, но не говорила: «надежда потеряна!»; все еще находила живость в руке твоей, и потому не чувствовала ослабления

Этими словами пророк обличает многообразие их извращенных желаний. За это же порицает народ иудейский и Иезекииль.

«Унижалась до преисподней. От долгого пути твоего утомлялась», – подобно блуднице, которая обходит вселенную, чтобы искать спящих с нею, хотя и таким образом она не насыщается. «Но не говорила: «надежда потеряна!»; все еще находила живость в руке твоей, и потому не чувствовала ослабления». Акила говорит: «не искал». Симмах: «не заботился». Сказал: «сего ради» (этих слов в русском переводе нет). Видишь ли, все совершалось ради того, чтобы мы просили Бога? Смотри опять, почему Он отрицает прощение.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

От множества путей своих ты утомилась, но не говорила: успокоюсь; ты находила жизнь в руке своей, поэтому не просила Меня

Не утомляется тот, кто ходит одним и царским путем, относительно которого Бог заповедал чрез Моисея: «путем царским будешь ходить и не уклонишься ни направо, ни налево» (Втор. 5). Один путь истины, который говорит в Евангелии: Аз есмь путь, истина и живот (Ин. 14:6), но много путей лжи, в хождении по которым теперь обличается Иерусалим и, зная различие между которыми, Бог выше говорит к заблуждающим: ниже якоже путие ваши путие Мои (Ис. 55:8) и о которых исповедающиюся говорят Богу, уклонил еси [стези] нашия от пути твоего (Пс. 43:19). Итак, познав единый царский путь, рассмотрим, какие правые пути и левые, по которым нам воспрещается ходить. Путь царский — умеренный, он не заключает в себе ни более, ни менее. Например, правый и царский путь есть мудрость. Мы уклоняемся к правому, если мудрствуем более, чем следует мудрствовать и вместо мудрости любим хитрость, вследствие которой [или ибо] змей был мудрее всех зверей в раю (Быт. 3) и сыны тьмы мудрее сынов света (Лк. 16). К левому мы уклоняемся, когда бываем безрассудными и менее надлежащнго мудрыми. О таковых сказано: Рече безумец в сердце своем: несть Бог (Пс. 13:1). Также благочестие и истинное богопочтение есть царский путь. Уклоняется к правому, тот, кто суеверен и заслуживает того, чтобы услышать: не буди правдив велми (Еккл. 7:17), к левому—тот, кто пренебрегает богопочтением и причисляется к козлам и козлятам. Также щедрость и бережливость есть весьма великая добродетель, от которой уклоняется к правому тот, кто скуп, и не только другим, но и себе не уделяет того, что нужно, а к левому тот, κто проживает свое состояние с блудницами и говорит с Израилем: да ямы и пием, утре бо умрем (Ис. 22:13). Также мужество и твердость есть царский путь, от которого уклоняется в правому отчаянный и упорный, а к левому-трусливый и боязливый. Поэтому святый муж, желая ходить но правому пути, молится: „наставь меня,Господи, на путь правый« (Пс. 138) и в другом: месте: скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе возвел я очи мои (Пс. 142:8). О подобном пути и в ином месте Писание говорит: вопросите, кий есть путь благ, и ходите по нему, и обрящете очищение душам вашим (Иер. 6:16). Следовательно Иерусалим потому смирился до преисподней, что утомился от многих путей и не говорил: чрез покаяние исправлю заблуждение, но напротив того: буду крепко держаться начатого и не буду заботиться о словах поучающаго: отврати ногу твою от пути стропотна и гортань твой от жажды (Иер. 2:25).

Наконец следует: а она ответила: άνδρΐαομβι то есть буду действовать мужественно, что теперь выражается другими словами чрез: буду крепко держаться. И так как она делала то, о чем в предшествующих словах сказано, то не умоляла Господа, более полагаясь на свои силы, чем на Бога. Далее то, что стоит в еврейском: ты находила жизнь в руке своей, поэтому не просила, имеет следующий смысл и значение: так как ты имела обилие во всем и утопала в богатстве, то презирала Господа, от какового богатства отказывается и Соломон, чтобы не забыть Бога (Притч. 30). И Содом говорится чрез Иезекииля: так как ты пресытилась хлебами, то возгордилась (Иез. 16). Но не только богатство, а и бедность искушает человека. Поэтому выше написано: Я испытал тебя в горниле нищеты (Ис. 48:10), в котором был испытан и бедный Лазарь, который терпел нищету и вместе немощность (Лк. 16).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Многими путьми твоими трудился еси, и не рекл еси: престану крепящься, яко сотворил еси сия, сего ради не помолился Ми еси ты

А каким образом он был унижен, это показывает тотчас; ибо говорит: многими путьми твоими трудился еси. Ибо ходя как бы по всем путям погибели, они совершенно бесполезно потратили силы души, очевидно, духовные, и утомились безмерно, употребивши старания о пагубных делах. Или может быть под многими путями здесь разумеет то, что они постоянно влекутся к иным богам и пренебрегают теми, которые уже у них есть, и отыскивают тех, которые находятся у кого-нибудь другого, и подобно пьяным бросаются туда и сюда и не имеют в себе опоры и устойчивости – ума. Но это случается испытывать и нам среди постыдных удовольствий. Ибо иногда ум увлекается всяким видом нечистоты, иногда превозносит похвалами богатство, иногда с увлечением предаются плотским удовольствиям и побеждается суетного славою и как бы уносится всяким ветром, согласно с сказанным о ком-то устами Иеремии: в похотех души своея ветром ношашеся, предан бысть, кто обратит его (Иер. 2:24)? Ибо душа, подвергшаяся этому, будет всецело предана приступам страстей. И этому учит Приточник говоря: строптивая бо помышления отлучают от Бога и парение похоти пременяет ум незлобив (Прем. 1:3,4:12).

Итак нужно сойти с ума, чтоб стремглав броситься со скалы, и услаждаться постыдными удовольствиями и предаваться им, чтоб утомившись разнообразием их сделаться добычею диавола. Итак ты, говорит, о Иерусалим, сделавший это не сказал: престану, крепящийся; то есть, ты не пресек пути помыслам о постыдном, не положил меры отступлению, не прекратил попечения о зле, напротив еще ревностнее стараешься делать то, чему никогда не следовало быть. Ибо дело души, имеющей даже ограниченный смысл – не допускать подчинения греховным желаниям; а если случится подвергнуться этому, то-прибегать к покаянию и чрез обращение к лучшему, уничтожить преступления. Если же она неудержимо устремилась к постыдным делам и ко всему этому пренебрегает необходимостью покаяния; то увидишь, что она, находясь в таком состоянии, прилагает грех ко греху, болезнь к болезни. Посему Бог всяческих находящихся в таком состоянии обвиняет и говорит: еда падаяй не востает, или отвращаяйся не обратится? Вскую отвратишася людие мои сии во Иерусалиме отвращением безстудным и укрепишася во произволении своем и не восхотеша обратитися (Иер. 8:4,5)?

Но яко сотворил еси сия, говорит, сего ради не помолился Ми еси ты. Но хотя ты дерзнул совершить столь постыдные и отвратительные дела; то не смотря на это не надлежало ли тебе обратиться к Богу с мольбою и просить у него помилования? Ибо Он, будучи благ по естеству и зная создание наше, по написанному (Пс. 102:14), приемлет тех, которые желают принести покаяние. Посему чрез одного из святых пророков сказал: возвратитеся сынове возвращающиися, и исцелю сокрушения ваша (Иер. 3:22). Итак доказательством крайнего безумия и всецелого отвращения (от Бога) служит то, что находившиеся в таких бедствиях не обращаются к Богу и не просят у Него помилования чрез исповедание грехов. Ибо написано: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Ис. 43:26). Некто же воспевает и говорит: рех, исповем на мя беззаконие мое Господеви: и ты оставил еси нечестие сердца моего (Пс. 31:5). Но Иудеи отличались каким-то шатким и бессильным и исполненным невежества умом; ибо они постоянно готовы были отступать от Бога живого и увлекаться иными богами, когда уже им возвещено было, что придет множество Вавилонян, какого еще не бывало.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-11 разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал? В гладких камнях ручьев доля твоя; они, они жребий твой; им ты делаешь возлияние и приносишь жертвы: могу ли Я быть доволен этим? На высокой и выдающейся горе ты ставишь ложе твое и туда восходишь приносить жертву. За дверью также и за косяками ставишь памяти твои; ибо, отвратившись от Меня, ты обнажаешься и восходишь; распространяешь ложе твое и договариваешься с теми из них, с которыми любишь лежать, высматриваешь место. Ты ходила также к царю с благовонною мастью и умножила масти твои, и далеко посылала послов твоих, и унижалась до преисподней. От долгого пути твоего утомлялась, но не говорила: «надежда потеряна!»; все еще находила живость в руке твоей, и потому не чувствовала ослабления. Кого же ты испугалась и устрашилась, что сделалась неверною и Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце? не от того ли, что Я молчал, и притом долго, ты перестала бояться Меня

С 5-11 идет сплошной обвинительный акт, предъявляемый иудеям со стороны пророка, за различные виды их религиозно-нравственных блужений. Данный отдел имеет и высокий, чисто исторический интерес, так как он заключает в себе перечень наиболее типичных видов языческих верований и культов, проникших к Израилю от соседних, хананейских народов и господствовавших у него в эпоху, так называемого «религиозного синкретизма». [Религиозный синкретизм - соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии. Прим. ред.] Здесь мы находим указание и на оргиастические культы (5 ст.), и на религиозное почитание «бетилей», или особых, священных камней (6 ст.), и на практику языческих жертв «на высотах» (7 ст.), и на культ домашних божеств, своего рода, пар или пенатов (8 ст.), и даже на кровавые жертвоприношения детей (5 ст.). Полная историческая достоверность такой удручающей картины религиозно-нравственного состояния предпленных иудеев удостоверяется длинным рядом соответствующих параллелей из других исторических и пророческих книг (1Цар. 19:13; 4Цар. 17:10, 31; 21:6; 2Пар. 23:17; 28:3; Иер .2:20; 3:6; 19:2-6; Иез. 16:20; 20:26; 23:37 и пр.).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.5-11 Разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал? В гладких камнях ручьев доля твоя; они, они жребий твой; им ты делаешь возлияние и приносишь жертвы: могу ли Я быть доволен этим? На высокой и выдающейся горе ты ставишь ложе твое и туда восходишь приносить жертву. За дверью также и за косяками ставишь памяти твои; ибо, отвратившись от Меня, ты обнажаешься и восходишь; распространяешь ложе твое и договариваешься с теми из них, с которыми любишь лежать, высматриваешь место. Ты ходила также к царю с благовонною мастью и умножила масти твои, и далеко посылала послов твоих, и унижалась до преисподней. От долгого пути твоего утомлялась, но не говорила: «надежда потеряна!»; все еще находила живость в руке твоей, и потому не чувствовала ослабления. Кого же ты испугалась и устрашилась, что сделалась неверною и Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце? Не оттого ли, что Я молчал, и притом долго, ты перестала бояться Меня?


     С 5–11 идет сплошной обвинительный акт, предъявляемый иудеям со стороны пророка, за различные виды их религиозно-нравственных блужений. Данный отдел имеет и высокий, чисто исторический интерес, так как он заключает в себе перечень наиболее типичных видов языческих верований и культов, проникших к Израилю от соседних, хананейских народов и господствовавших у него в эпоху, так называемого «религиозного синкретизма». 76.

     Здесь мы находим указание и на оргиастические культы (5 ст.), и на религиозное почитание «бетилей», или особых, священных камней (6 ст.), и на практику языческих жертв «на высотах» (7 ст.), и на культ домашних божеств, своего рода, лар или пенатов (8 ст.), и даже на кровавые жертвоприношения детей (5 ст.). Полная историческая достоверность такой удручающей картины религиозно-нравственного состояния предпленных иудеев удостоверяется длинным рядом соответствующих параллелей из других исторических и пророческих книг (1Цар.19:134Цар.17:10, 314Цар.21:62Пар.23:172Пар.28:3; Иер.2:20; Иер.3:6;  
Иер.19:2-6; Иез.16:20; Иез.20:26; Иез.23:37; и пр. и пр.).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible