Скрыть
всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими

Всяка дебрь наполнится, потому что Господь пришел в мир и принял поклонение от всех народов, как Избавитель и Освободитель их от супостата диавола, и все дебри, ущелья, глубокие и страшные долины наполнились истинными поклонниками, славословящими Бога.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими

Мы видим, что это исполнилось в Новом Завете, согласно с образом. Прежде же это совершилось во время возвращения из плена, так как народ пришел без труда и препятствия. Потом наполнение дебрей, понижение гор, холмов и изменение трудного в легкое означает тот путь, который ведет к добродетелям, что он легок и ровен, так что на нем не встретятся ни глубокие долины, ни стремнистые горы, и не будет никаких препятствий для тех, кто пожелает по нему идти. Выслушай, как сам Господь показывает легкость такого пути: «иго… Мое, – говорит, – благо, и бремя Мое легко есть» (Мф.11:30); и Павел: «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор.4:17); а также: «совлекшись, – говорит, – ветхого человека» (Колос.3:9). Как легко совлечение одежды, так еще легче свержение зла. Ясно, что добродетель легка не по своей природе, но Христос Своим пришествием сделал ее весьма легкою, как и Павел говорит: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:24); а потом: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим.8:1). До пришествия Христа сила добродетели была подобна густым кедровым рощам, стремнистым и лесистым местам, почти была непроходима; пророки, праведники плакали и оплакивали тех, которые населяли эти суровые места; но после Христа – не так. Почему же пророк говорит: «всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся»? Спросим иудеев: скажите, когда это случилось? Какая гора понизилась и какая дебрь наполнилась? Ничего такого не возвестил Ездра, написавший о возвращении; но я покажу, что это сказано о добродетелях. Никогда у язычников не было имени девства, потому что сила девства и добродетелей была трудна, сурова и неудобна; теперь же она стала так легка и доступна, что даже и женщинам даровано стремиться по этой царской и безопасной дороге; многие вступают на эту дорогу без сомнения и страха, так как Христос призывает и нас к тому, что совершил Сам. «Приготовьте путь Господу». Каким путем Он шел первый, им же ведет и нас, чтобы и мы стремились, желали и хотели также. «Всякий дол да наполнится». Никакая добродетель не есть самая трудная и никакая не легче прочих; стремитесь легко ко всем и будете совершенствоваться, когда пожелаете. «Кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими». Что такое «выпрямятся»? Не только мы освободимся от рук тиранов, но также от заблуждения и от тех, которые изменяют нашу добродетель в лукавство, – что выражает яснее Акила: «кривое в правое», что еврей называет «агова», т.е. кривое, сообразно сказанному: «И все сыновья твои будут научены Господом» (Ис.54:13). Пророк не сказал: будут уничтожены трудные пути, но – изменятся в легкие, и это – знак великой силы, что Бог изменяет не природу, но нравы и желания; тому, кто живет в бедности, Он показывает, что таковая бедность нисколько не обременительна, а даже желательна ради благочестия. «Кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими». Что жесточе лишения всего имущества? Но и такое лишение они переносили легко и с радостью, и все с величайшей готовностью подвергались ему: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (Деян.4:32); апостол говорит: «Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии» (Евр.10:32–33). Что ты говоришь, Павел? Что он примет расхищение имуществ с радостью? Конечно, говорит, потому, что написано: «кривизны выпрямятся»; и Лука в Деяниях Апостольских говорит: «Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян.5:41). «Кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими». Что труднее угроз, что мучительнее наказания после угроз? Но и это стало легким, не потому, что изменилась природа, но потому, что одно стало причиною другого. Такова сила Бога, Который не желает одного и не насылает другого, но то самое, что было кривым, превращает в прямое, чтобы ты познал, что зло происходит не от природы, но от свободы, которая неправо мыслит. Таким образом и Бог не новые тела призовет к воскресению, но обновит те же самые, истлевшие и превращенные в прах.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 3-5 Глас вопиющаго в пустыне: приготовьте путь Господа, прямыми сделайте в пустыне стези Бога нашего. Всякая долина возвысится, и всякая гора и холм понизится: и кривое будет прямым, а неровное путями гладкими. И откроется слава Господня, и увидит вся плоть в совокупности, что уста Господни изрекли

Помнящие этот глас книжники и фарисеи и начальники иудейские, когда услышали, что Иоанн в пустыне проповедует крещение покаяния и учит народ, послали спросить его, Христос ли он, или Илия, или Пророк. И когда он ответил, что он никто из них, то посланные опять спрашивают: Кто еси; да ответ дамы пославшим ны: что глаголеши, о тебе самом (Ин. 1:22)? И он ответил: Аз глас вопиющаго в пустыни: исправите путь Господень: яко же рече Исаия пророк (Ин. 1:23).

Здесь должно обратить внимание на то, что прямые пути Господа и стези Бога нашего: наполнение долов и понижение гор и холмов, и выпрямление кривизн, и выравнивание неровностей и крутизна и слава Господа и спасение Бога нашего, проповедуются не в Иерусалиме, но в пустыне Церкви и в пустынном множестве язычников, о каковой пустыне выше мы читали: «радуйся, пустыня жаждущая, да веселится пустыня, и да цветет как лилия» (Ис. 35:1). Ибо она была лишена богопознания и держалась идолами приниженною по исповеданию, высокою по гордости, непроходимою и неприступною по дикости. Но после того как явилась слава Господня и всякая плоть увидела спасение Божие, все вдруг изменилось, и был приготовлен путь Господу, так что явилась в пустыне слава Божия, когда Господь крестился в Иордане, и небеса отверзлись, и Дух Святый в виде голубя сошел и пребыл на Нем, и слышан был глас Отца, с небес глаголющаго: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволил (Мф. 3:17): Того послушайте (Мф. 17:5). И всякая плоть увидела спасение Божие. Она потому называлась плотию, что прежде не имела Духа Святаго. О ней и Господь говорит: не иматъ Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть (Быт. 6:3). Но та плоть, о которой Он же чрез Иоиля говорил: излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут (Иоил. 2:22), увидит спасение Божие.

Это не только в то время вопиял Иоанн, который, будучи предтечею и предшественником Слова Божия, справедливо называется гласом (Мф. 3:3), но и теперь в пустыне язычников возглашают учители церквей для того, чтобы мы делали для Бога прямыми пути и стези в сердцах ваших, и наполнялись добродетелями, и принижались смирением, чтобы кривое мы изменяли в прямое, жестокое превращали в нежное, и таким образом делались достойными видеть славу Господню и спасение Божие.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-5 Утешайте, утешайте люди Моя, глаголет Бог: священницы, глаголите в сердце Иерусалиму, утешайте и, яко наполнися смирение его, разрешися грех его, яко прият от руки Господни сугубы грехи своя. Глас вопиющаго в пустыни, уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего: всяка дебрь наполнится, и всяка гора и холм смирится, и будут вся стропотная в право, и острая в пути гладки. И явится слава Господня, и узрит всяка плоть спасение Божие, яко Господь глагола

Пророческое слово обращается к временам Христовым и наконец делает ясное предсказание о благодати, получаемой чрез Него. Впрочем, это не представляется сказанным некстати и помещенным не в надлежащем месте. Ибо некоторые, недостаточно изучившие божественное Писание, могут сказать: на каком основании рядом со словами Езекии пророк помещает пророчество о Христе? В ответ на это мы скажем следующее: напомнивши об окончательном покорении земли Иудейской и самого Иерусалима, пророческое слово как бы благовременно и с пользою необходимо должно было присоединит после этого и утешение, данное от Бога. И я предложу краткое, но точное объяснение только что сказанного нами. Было очень много нападений на Иерусалим и страна Иудейская была опустошаема очень часто, – то рукою Ассириян, то соседних варваров и некоторых других опустошавших ее. Окончательное же покорение его совершено Навуходоносором во время царствования Иехонии, когда Израиль в качестве пленника отведен был в страну тех, о ком мы сказали.

Но в царствование Кира он освободился из плена и возвратился в Иудею, вновь построил храм и жил нераздельно до пришествия Спасителя нашего. Итак после того, как сделал упоминание о последнем пленении, когда все, находящееся в сокровищницах царей Иудейских, пришедшие Вавилоняне унесли в свою землю, необходимо было после этого сделать предречение об утешении, совершившемся, очевидно, чрез Христа тем, которые проповедуют божественное Евангелие, он повелевает и говорит: утешайше, утешайше люди Моя, глаголет Господь. Ибо пришествие Христа и Его проповедь была прежде всего для Израильтян призывом ко спасению, потому что Он ясно говорит: несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева (Мф. 15:24). Итак, говорит, о иереи, служители нового завета, глаголете в сердце Иерусалиму, говорите удобоприемлемое для слушателей слово утешения. Ибо закон был тяжел для всех, учил только теням и образам. Не внося в ум и сердце наставления о необходимом, он едва сообщал как бы внешнее некоторое знание только о буквах.

Спасительная же и евангельская проповедь возвещается при содействии Духа Святого, Который показывает глубину всякой мысли, вводит в духовные умозрения, напечатлевает слова святых и как бы освещает откровеннейшие убежища мысли. Таков был блаженный Давид, поющий и говорящий: в сердце моем скрых словеса твоя, яко да не согрешу тебе. (Пс. 118:11) Но и святым апостолам Спаситель возвестил: сохраните в сердцах ваших слово, очевидно Им сказанное и спасительное. А что евангельская проповедь возвещается святыми тайноводителями уму и сердцу (слушателей) при содействии этому и все совершающего Духа Святого, – это вера может узнать из Священного Писания.

Ибо Бог чрез одного из святых пророков сказал: се, дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов, не по завету, егоже завещах отцем их, в день, в оньже емшу ми за руку их, извести я из земли Египетския, яко тии не пребыша в завете Моем, и Аз небрегох их, глаголет Господь. Яко сей завет, егоже завещаю дому Израилеву, по днех онех, глаголет Господь: дая законы моя в мысли их, и на сердцах их напишу я (Иер. 31:31-33). И блаженный Павел пишет к некоторым: послание наше вы есте, написаное в сердцах наших, знаемое и прочитаемое от всех человек. Являеми, яко есте послание Христово служеное нами, написано не чернилом, но Духом Бога жива, не на скрижалех каменных, но на скрижалех сердца плотяных (2Кор. 3:2,3). – Но некоторым кажется, что в вышеприведенных словах Пророка говорится не о служителях божественной проповеди, но священниками называются святые Ангелы, которым в особенности свойственна способность говорить сердцам. Итак утешайте и, говоря, что Бог всяческих оставил гнев свой на них.

Наполнися смирение его; ибо достаточно, говорит, он унижен и грех его разрешен. Яко прият от руки Господни сугубы грехи своя. Не сверх ли должного Бог наказал его и не наложил ли на него наказаний, не соответствующих его винам, а несравненно высших и как бы двойных? Но вероятно ли это? Как же можно будет назвать истинным того, кто говорит: не взыщет Господь дважды за одно и тоже в скорби? Как же надобно понимать сказанное? Поистине, как чадолюбивый и весьма сострадательный отец, причинивши не большую какую-либо печаль согрешающему против него сыну думает, что он чрезмерно разгневался на него (причиной же этого служит нежная любовь и расположение к детям, свойственные отцу); так Бог говорит об утешаемом Иерусалиме, что взяты руки Господни сугубы грехи его, – об Иерусалиме, который подвергся весьма тяжкому обвинению. но наказан Богом умеренно и не соответственно его страшным и тяжким преступлениям. Ибо истинно щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив и истинен, не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам (Пс. 102:8,10).

Сказавши, что Израиль искуплен и повелевши утешать его, по освобождении его от его грехопадений, он показывает, что время его утешения приближается и как бы спешит вслед за сказанным. Это – время пришествия нашего Спасителя, предтечей Которого явился в пустыне Иудейской божественный Креститель, вопия и говоря: уготовайте путь Господень, правы творите стези его (Мф. 3:3). Предузнавши об этом, и блаженный Захария, отец самого Иоанна, пророчествовал, говоря: и ты, отроча , пророк Вышняго наречешся, предыдеши бо пред лицем Господним уготовати пути Его (Лк. 1:76). О нем и Спаситель говорил им: он бе светильник горя и светя: вы же не восхотесте возрадоватися в час светения его (Ин. 5:35).

Солнце же правды и истинный свет есть Христос. Священное Писание уподобляет блаженного Крестителя светильнику; потому что степень человеческого ума, хотя бы он исполнен был света и мудрости, в сравнении с божественным и неизреченным светом, с несказанным и безмерным его блеском по справедливости может быть сравнена с малым светильником. Итак что же значит: уготовайте путь Господень и правы творите стези Его? Это объясняет, присовокупляя: всяка дебрь наполнится и всяка гора и холм смирится, и будут вся стропотная в право, и острая в пути гладки. Ибо пути бывают широкими, или же едва проходимыми тропинками, а иные бывают каменистыми и едва доступными, так что иногда нужно бывает подниматься на горы и холмы, а иногда спускаться с них и сходить в глубокие расселины. Представим, что все возвышенности и горы осели, а все рытвины и углубления наполнились; тогда-то все кривые пути обратились-бы в прямые и в гладкие плоскости, все неровности и ущелья – в совершенно ровный путь. Когда же это было? Это совершилось в духовном силою смысле самого нашего Спасителя. Ибо в древности всем людям, так сказать, была недоступна превосходная жизнь и непроходима стезя жизни, сообразная с Евангелием; потому что ум всех находился в подчинении мирским и земным похотям и увлекаем был плотскими постыдными страстями. Когда же Он, сделавшись человеком, или плотью, по Писанию, умертвил грех во плоти и разрушил начала и власти и миродержителей мира сего; тогда Он сделал путь к благочестию весьма удобным для нас, и не имеющим ни малейшего пригорка и возвышения и никакой рытвины; напротив превратил его в гладкую поверхность; все кривое сделалось прямым.

И не одно это, но и явится, говорит, слава Господня, и узрит всяка плоть спасение Господне, яко Господь глагола. Явится, говорит, слава. Как и каким образом? Ибо Он был и есть Единородное Слово Божие, неизреченно рожденное во славе Божества, превыше всякого начальства и власти, престолов и господств и всякого имени именуемого не только в веке сем, но и в будущем. И Он Сам есть Господь славы и мы познали славу Его, тогда как в древности не знали ее. Сделавшись же по устроению Божию подобным нам человеком, Он показал Себя по силе, могуществу и славе равным Богу и Отцу, носящим всяческая глаголом силы Своея, и легко совершающим чудеса, запрещающим твари, воскрешающим мертвых и без труда совершающим и другие чудеса. Итак, явися слава Господня и виде всяка плоть спасение Бога, то есть Отца; ибо Спасителем и Искупителем нам Он послал с неба Сына.

Когда закон оказался совершенно бессильным и прообразовательные жертвы не имели возможности уничтожить грехи, – тогда мы явились совершенными во Христе и освободились от всякой скверны и удостоены усыновления в Духе. В Нем благодать, необходимая для достижения цели спасения, сошла на всякую плоть, то есть, на всех людей. Ибо в сих словах под плотью надобно разуметь человека. Но если бы некоторые оказались не участвующими в спасении; то и в таком случае слово пророка было бы неложно; ибо он говорит о цели Того, Кто почтил нас и пожелал спасти, а не о лености тех, которые были званы. Считает необходимым прибавить: яко Господь глагола, дабы кто-нибудь не подумал, что он говорит ложь, или от своего сердца, или может быть высказывает свое мнение; напротив высказывает мысль Бога и предсказал то, что непременно и всецело сбудется.

Толкование на пророка Исаию

Исаак Сирин, прп. (†VIIIв.)

всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими

Вопрос. Почему так сладостна надежда, и житие ее и дела ее легки, и скоро совершаются дела ее в душе?

Ответ. Потому что в этот час пробуждается в душе святых естественное пожелание, и дает им пить из этой чаши, и упоевает их. Посему-то не чувствуют уже они труда, но делаются нечувствительными к скорбям, и во все продолжение своего шествия думают, что шествие их совершается по воздуху, а не человеческими идут они стопами; потому что невидима ими трудность пути, пред ними нет холмов и потоков, и будут им острая… в пути гладки и прочее; и потому что ежечасно обращено внимание их на лоно Отца их; и самая надежда, как бы перстом, в каждое мгновение указует им отдаленное и невидимое, как бы гадательно взирающим на сие сокровенным оком веры; и потому что желанием отдаленного, как бы огнем, разжжены все части души, и отсутствующее вменяется ими за присущее.

Слова подвижнические. Слово 48

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ст. 3-5 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это

Путем Господа и стезями Его в души человеческие Священное Писание называет соответствующие тому образ мыслей и сердечные чувствования. Чтоб стяжать их, надо наполнить все дебри, то есть по всем низменным, непроходимым местам надо сделать насыпи для удобного шествия Господу: надо оставить пьянство, объядение, любодеяние, плотские наслаждения, так называемые невинные игры и увеселения, — словом, все, составляющее собою плотскую и греховную жизнь, низводящее человека к достоинству несмысленных скотов и зверей. Надо заменить их противоположными добродетелями: воздержанием, трезвением, целомудрием. Греховная и плотская жизнь заграждает Господу путь в человеческое сердце. Далее: надо смирить или уравнять всякую гору и холм, то есть изгладить из души самомнение и гордость во всех их видах, и в мнимо значительных и в самых мелочных. Наконец, надо отвергнуть все неправильные и своевольные понятия о вере, эти стропотные и острые стези, вполне подчинившись учению Божию, хранимому в непорочности единою Православною Восточною Церковью. Тогда все кривизны выпрямятся, все неровности сгладятся: путь для Господа соделается совершенно свободным; всякий человек удобно получит спасение. Спасение входит в душу вместе с вошедшим в нее Господом.

Аскетическая проповедь

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-4 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими

Говорят о необходимых подготовительных условиях, предваряющих явление «славы Господней» - главного предмета утешительной речи.

Глас вопиющего в пустыне... Из ясных указаний Евангелия мы видим, что это пророчество прилагает к себе Иоанн Креститель, Предтеча Мессии, явившийся «уготовать пути Его» (Мф. 3:3; Мк. 1:3; Лк. 3:4; Ин. 1:23; Лк. 1:76; Мф. 11:10).

«Понимаемые же в общем смысле, данные слова содержат указание на ряд событий в политической, религиозной и умственной жизни древнего человечества, предварявших явление христианства и облегчавших распространение его в степи язычества (Ис. 35) по проложенным заранее стезям человеческой мысли и цивилизации» (Толк. на кн. пророка Исаии СПб. профес. II ч. 674 с.)

«Слово в пустыне евангелисты относят к предыдущим словам: «глас вопиющего в пустыне»; а пророк относит к последующим словам: «в пустыне очищайте путь Господа». В первом случае понимается дикая, страшная пустыня Иорданская близ Иерихона, простирающаяся к Мертвому морю, в которой обитал Иоанн Креститель и проповедовал покаяние.

В последнем случае под пустыней в духовном смысле разумеется народ иудейский, который по своему нравственному, религиозному состоянию тогда уподоблялся дикой невозделанной пустыне» (Еп. Петр, II, 14 с.).

Впрочем, многие берут это понятие еще шире, разумея под ним весь тогдашний мир, который, подобно безводной пустыне, жаждущей дождя, напряженно ожидал Искупителя, о чем пророк упоминал уже и раньше, когда говорил: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс» (Ис. 35:1).

Начиная со слов: «приготовьте путь ко Господу…» и кончая заключительными словами четвертого стиха: «и неровные пути сделаются гладкими» - идет так свойственный еврейской поэтической речи параллелизм мыслей, когда одна и та же мысль передается в нескольких параллельных образах, пример чего и имеем мы здесь в речи о «прямых путях», «об понижении гор и холмов», об «воспрямлении кривизны» и «углаждении неровностей». Самый образ взят, очевидно, от обычая древневосточных деспотов во время своих путешествий посылать вперед себя целые толпы гонцов, на обязанности которых лежала, между прочим, расчистка и подготовка пути. В переносном же, духовно-нравственном смысле, это требование, по толкованию блаженного Иеронима, означало, «чтобы мы делали для Бога прямыми пути и стези в сердцах наших, и наполнялись добродетелями, и принижались смирением, чтобы кривое мы изменяли в прямое, жестокое превращали в нежное, и таким образом делались достойными видеть славу Господню и спасение Божие» (Твор. Блаженного Иеронима, ч. 8. Киев, 1882 г., с. 141).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 3–5 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это

Боговдохновенный пророк ясно созерцает наступление царства Христова и время всеобщего спасения. Перед взором пророка пустыня: по пути через эту пустыню имеет шествовать сам Господь – Царь Израиля. А потому в пустыне слышится «глас вопиющего» – громкий голос вестника-глашатая: он является перед Господом подобно тому, как обыкновенно в древности являлись «звонкоголосые вестники» перед царями и возвещали народу о времени прибытия царя в известный город, по какому-либо важному делу или об особенно торжественном шествии после славной победы и спасении народа. И как обыкновенно народ приготовлял путь своему царю, так он должен теперь, по гласу вестника Божия, приготовить и путь Господу, чтобы Господь беспрепятственно и незамедлительно пришел, как Спаситель своего народа. Приготовляя путь Господу, народ должен сделать его правым, т.е. прямым: обыкновенный беспрепятственный путь должен быть прям по своему направлению к цели, как ближайший, пролегать на ровной поверхности и должен быть чистым от щебня и порослей терновника; а для этого – дебри, т.е. низины должны наполниться, т.е. должны быть засыпаны, горы и холмы должны смириться, т.е. понизиться, быть срытыми; все стропотное, т.е. не прямое, извилистое, покатое, изрытое должно быть выправлено; все острое – засыпанное острыми осколками твердых камней, поросшее колючим терновником и прочее должно быть сглажено и расчищено. Такое исправление пути есть образ нравственного усовершенствования жизни людей, имеющих войти в царство Божие. Подобно тому, и люди в своей жизни, должны исправиться: все низкое, что питает и усиливает телесные страсти, что унижает человека и приближает его к животному, должно быть заменено благородством и чистосердием; все высокое – гордость и тщеславие, самонадеянность и насилие, должно быть заменено кротостью и смирением; все хитрое и злое должно быть заменено любовью, прямодушием и честностью. – Тогда и явится слава Господня. Некогда слава Божия являлась над горой Синай в виде облака, в котором присутствовал Господь, избавивший народ свой из Египта; являлась она над Скинией собрания, как видимый престол Божий; она наполняла храм Соломонов при его освящении, когда сюда призывались на поклонение все народы; она наполняла храм и в величественном видении пророка Исаии, когда являлся Господь, как царь воинств небесных. Так являлась слава Божия, когда Господь открывал Себя Царем – Спасителем своего народа; подобно тому, и впоследствии явится слава Господня, видимо откроется присутствие Господа Спасителя и Царя мира. – «И узрит всяка плоть спасение Божие.» Не один избранный народ Божий увидит спасение от Бога, как он видел это по выходе из Египта, или в пустыне Аравийской, или в благополучном царствовании Соломона, или при нападении врагов-союзников в дни Ахаза, или при нападении Сеннахирима, нет, – всякая плоть – все грешное человечество, и каждый отдельный человек, утративший силы духа и высокие душевные качества, подчинивший духовные стремления плотским потребностям и как бы ставший плотью (подобно современникам Ноя перед потопом), и всякий такой увидит свое спасение. Оно будет Божие или от Бога, потому что никто из людей не был свят перед Богом (Ис.53:6), никто не мог быть и ходатаем перед Ним за других: «ни ходатай, даже ни ангел, но Сам Господь спасет их, потому что любит их и спасет их»... (Ис.63:9). Это великое утешительное обетование пророк решительно утверждает, как бы клятвой удостоверяет «ибо уста Господни изрекли это».

– Вестником наступления царства Божия и явления Христа-Спасителя, по исполнении времен, явился Иоанн Креститель: он стал перед народом в пустыне Иорданской и здесь проповедовал покаяние, с его истинными плодами, для достойной встречи грядущего за ним Царя-Спасителя. – Это воспоминая, Церковь Православная исповедует об Иоанне в торжественной песни на день его праздника: «Глас Слова, светильник Света, денница Солнца, Предтеча в пустыне восклицает всем людям: «покайтеся и предочиститесь! ибо вот предстоит Христос, избавляющий мир от тления» (св. Козьма Маюмский).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible