Скрыть
Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его?

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его

Один советник Отчий – Сын, и «ум» Отчий «уразуме» Тот, Кто говорит: никто не познает Отца, только Сын, и никто не познает Сына, только Отец или кому откроет Сын (Лук. 10, 22). Посему, говорит Иоанн о Господе: «егда явится, подобни Ему будем, и узрим Его, якоже есть» (1Иоан. 3, 2). Смотри – доныне, пока не явил Себя нам Сын Божий, никто не знает, каков Он Сам в Себе. Знаем же Человека, Которого ради нас понес Он на Себе. О Нем-то сказал Павел: «разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса… верна суща Сотворшему Его» (Евр. 3, 1, 2). О Нем говорит и Стефан: «вижу… Сына человеча одесную стояща силы Божией» (Деян. 7, 56). Не сказал же: вижу Слово или Премудрость Отчую; но: «Сына человеча» – Господне от Марии тело. И Павел сказует: «Иже седе одесную Бога» (Евр. 8, 1). О Его теле Давид пророчески говорит от Отчего лица: «седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Псал. 109, 1), разумеет же врагов будущих, которых предузнал, то есть дьявола и споспешествующие ему сопротивные силы (которые враждовали на Господня Человека, зная, что смертью Его приводятся в бездействие и сами они, и имеющий державу смерти дьявол), а также враждовавших на Него иудеев, над которыми исполняется написанное: «возненавидеша Мя туне» (Иоан. 15, 25). Ибо научаемые полезному, дерзнули за сие бить и распять Его, называя Его самарянином, бесноватым и человеком грешным, хотя Им осужден грех и о Нем написано: «воззрят Нань, Егоже прободоша» (Зах 12, 10). Его-то узрев на суде судящим живых и мертвых, как говорит Иоанн о Сыне: «даде Ему суд творити, яко Сын человечь есть» (Иоан. 5, 27), – раскаются они, и будут говорить одно колено другому: вот Тот, Которого имели мы в посмех, говоря Ему: иных спасал, Себя ли не можешь спасти? Посему о Господнем теле написано Давидом: «седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Евр. 1, 13). Ибо прежде сего Давидова пророчества в недрах Отчих было Слово и не имело на небе врагов, потому что прежде твари никто не был со Отцом, кроме Сына и Духа Святого. И Отец чрез Сына сотворил беспредельные веки, начала и власти и всю тварь. Поэтому Бог Слово, у Которого ни с кем нет общего достояния или имения и Который, напротив того, есть Господь всяческих, так что никто не может Ему противиться, мог ли иметь врагов? Ибо умаляющие Божество Слова думают, будто бы Господь не может Сам Собою отмстить врагам, а потому Отец и сказал Ему: «седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих». Но пусть хотя бы теперь узнают сии невежественные, что написано это о Человеке, разумеемом в Спасителе, потому что у того же Давида написано о Господнем Человеке: «ничто же успеет враг на Тебя» (Псал. 88, 23), и еще: «рана не приближится селению Твоему» (Псал. 90, 10).

Слово пространнейшее о вере

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 13-14 Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости

Он показывает величие Божие иным образом, именно, что Ему принадлежит знание от Себя Самого, и таковое знание непостижимо. Не удивляйся, говорит, что он знает все, – Он мудр, так что мудрости Его никто не обнимет; почему и прибавляет: «Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его?». Говоря «кто», он включает здесь всех в сферу неведения. Не так, как говорят еретики, что Сын есть вместе и Святый Дух, потому что чрез Сына мы научаемся Господом. «Кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына» (Лк.10:22); а о Духе апостол говорит: «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия»; и потом: «Дух все проницает, и глубины Божии» (1Кор. 2:10, 11), т. е. Он знает глубины Божии, но испытует их не по причине неведения; точно так же, как и Отец испытует сердца людей не потому, что их не знает. Как мы выше показали, знание происходит от исследования, но не исследование от знания. «Кто уразумел, – говорится, – дух Господа?» Но апостол говорит: «мы имеем ум Христов» (1Кор.2:16); если никто не разумеет ума Господня, как же говорит апостол: «мы имеем ум Христов»? Но «нам, – говорит, – Бог открыл это Духом Своим» (1Кор.2:10), – столько, чтобы было достаточно для нас, но не столько, каков на самом деле ум Господень.

Для того, чтобы совершенно отделить Бога от всех тварей, как не нуждающегося ни в чем, ни от кого не научаемого, ни от кого не одаряемого, пророк прибавляет: «C кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?». Он прежде находит основание для будущих событий. И можем ли мы веровать, что Ему свойственно малое ведение? Мы от Него научились необходимым познаниям; тем не менее мы так злы и глупы, что стараемся испытывать Знающего от Себя самого природу всех вещей.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 12-17 Кто измерил воды горстию и размерял пядью небеса? Кто повесил тремя пальцами массу земли и взвесил горы посредством гирь и холмы на весах? Кто помог Духу Господню или кто был советником Его и указывал Ему? С кем Он советовался и кто вразумил Его, и наставил Его на путь правды, и научил Его знанию и показал Ему путъ мудрости? Вот народы как капля из ведра, и считаются как крупинка (momentum) на весах: вот острова как мелкая пыль. И Ливана недостаточно для зажигания, и животных на нем недостаточно для всесожжения. Все народы пред Ним — как несуществующие и как ничтожество и пустота считаются у Него

Чтобы кто либо не считал трудным призвание народов и то, что всякая плоть видела спасение Божие, что повелевалось взойти на высокую гору благовествующим (или благовествующему) Сиону и что сам Господь грядет с силою, и воздает каждому по делам его, и подобно пастырю согревает агнцев на груди и сам носит беременных: то описывается Его величие, — что для Него нет ничего невозможного, и Создавший Все и Творец всего может совершить и это, малое в сравнении с тем. Говоря же о горсти и пяди, он пользуется обычными у людей словами и измерениями, чтобы чрез наши слова мы научились могуществу Божию. Там, где LXX перевели: кто измерил рукою воду, или как мы перевели: кто измерил воды горстию, Акила перевел: кто измерил воды весьма малым пальцем? Ибо это означает λεχας, то есть что не всею рукою, а малым пальцем, который обыкновенно называется указательным, измеряется все офшорное протяжение вод; σπιθαμή же, то есть пядь, означает раскрытую руку от большого пальца до мизинца. Если же мы сжимаем руку, то образуется горсть: чтобы чрез пядь и горсть мы познали распростертыя небеса и земной шар. Вместо горсти, как перевели LXX относительно объемлемости земли, в еврейском написано salis, что Симмах перевел τριτον, Акила τρίβωμον, а мы, для большей ясности, перевели чрез три пальца в том именно смысле, что массу земли и высоты гор и холмов он взвешивал как бы тремя малыми пальцами и посредством малой крупинки на весах, чрез что указывается на величие Бога и могущество Творца.

Кто, говорит, помог Духу Господню или кто был советником Ему и указывал Ему и проч. Вместо этого Симмах перевел: кто уготовал Дух Господень и кто указал советника Ему? С кем Он совещался и кто дал Ему разумение, и наставил Его на путь суда, и научил Его знанию и показал Ему путь мудрости. Это с большею ясностию указывает на уготовление или утверждение того Духа, о котором у Апостола говорится: Господь же Дух есть (2Кор. 3:17), и: «на Нем почил Дух Божий, Дух премудрости и разумения» и прочее (Ис. 11:2), и который ниже говорит: Дух Господень на Мне, Ею же ради помаза Мя (Ис. 61:1). Ибо Он сам есть Дух Господень и советник Его, в котором обитала вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9). Он советовался с Тем, о котором мы выше (Ис. 9:6) сказали: чуден советник. И в Притчах написано: Бог премудростию основа землю, уготова же небеса разумом (Притч. 3:19).

Затем, Семьдесят, которые сказали: кто познал ум Господень и кто был советником Его, хотят дать понять, что ум, знание и разум Божий, чрез который все произошло и без которого ничто не произошло, есть тот, о котором в Псалмах поется: Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их (Пс. 32:5). Все народы, не познавшие Творца своего или весь род смертных сравнительно с Богом — как капля из ведра или как крупинка на весах, которая при незначительном весе наклоняется в другую сторону. И как несущий не обращает внимания, если из ведра вытекает малая капля, так все множество народов сравнительно с небесными воинствами и со множеством ангелов признается за ничто.

Также острова считаются за слюну или, по Симмаху и Феодотиону, поставившим самое еврейское слово, как doc, то, что отпало, вместо чего Акила перевел: λεπτο'ν βαλλόμενον. Евреи же говорят, что этим словом обозначается самая мелкая пыль, которая, будучи поднята вихрем, летит в глаза, и более бывает ощущаемою, нежели видимою. Следовательно этим словом называются самые малые и почти невидимые частицы пыли, может быть такие, которые Демокрит называет атомами. Много есть имен, которые так читаются (или понимаются) в греческом, как они поставлены в еврейском, по причине трудности перевода и сравнительной с еврейским языком бедности как греческого, так латинского языка. Отклоняя же мало по малу людей от идолослужения, Он вместе с тем уничтожает обряды жертвенные и учит, что все деревья Ливана и скот, пасущийся на нем, не могут быть достаточными для Его всесожжений. Если же все народы пред Ним — как не существующие и считаются за ничтожество и пустоту (а между всеми народами находится и Израиль); то следовательно и он [Израиль] есть как не существующий и считается за ничтожество и пустоту. Это мы говорим, чтобы сломить гордость его и чтобы он знал, что он подобен прочим народам.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст.12-14 Кто измери горстию воду и небо пядию и всю землю горстию? кто постави горы в мериле и холми в весе? кто уразуме ум Господень, и кто советник Ему бысть, иже научает Его? или с ким советова, и настави И? или кто показа Ему суд? или путь разумения кто показа Ему? или кто прежде даде Ему, и воздастся Ему

Тем, что недоступно и непостижимо для всех людей и даже может быть для высших и небесных сил, пытается показать превосходство и непостижимость божественной премудрости. Ибо таинство Христа возбуждает удивление, и учение о домостроительстве является в числе неизреченных тайн. И мне кажется, что, воспользовавшись словами Павла, уместно сказать: о глубина богатства и премудрости, и разума Божия! яко неиспытани судове Его , и неизследовани путие Его. Кто бо разуме ум Господень (Рим. 11:33, 34). Кто не скажет и весьма справедливо, что эти слова близко родственны с изъясняемыми? Великая и недоступная глубина является в божественных созерцаниях. Как совершенно невозможно и неосуществимо человеческою рукою измерить всю воду, пяденью – небо, горстью – всю землю и как нельзя найти такого, кто бы весами и коромыслом мог взвесить тяжесть гор; так точно нет такого, кто бы мог постигнуть ум Господень. В этом удостоверит сам говорящий чрез одного из святых пророков: не суть бо путие мои, яко путие ваши, но яко отстоит небо от земли, тако отстоят путие мои от путий ваших и мышления ваша от помышления моего (Ис. 55:8, 9).

Ибо когда, говорит, я нуждался в каком либо советнике, или наставнике, или в том, кто показал бы мне суд, то есть, правду, или праведный суд или путь разумения? Ибо если подлинно Он есть премудрость и сам подает мудрость всякому уму и сообщает свет разумения разумной твари; то как Он может иметь нужду в другом, или каким образом кто либо может подать Ему совет или сделать порицание? Этими словами пророк доставляет великую пользу своим слушателям. Ибо некоторые из неверных дерзают говорить: какая была необходимость слову Бога делаться подобным нам и принимать на Себя плоть и нечистоту ее и спасать живущих на земле, когда Ему, как Богу, не было ни малейшей трудности мановением воли Своей совершить угодное ему? Потом, не напрасно ли Он сделался человеком? И при помощи этих странных умствований, нечестиво превращая домостроительство спасения в нечто несообразное, они таким образом восстают против величия тайны (Христовой).

Посему пророк в сих словах и пресекает неразумные и пустые их помыслы, и говорит, что Божественная премудрость непостижима и что ум Бога, если Он действительно есть премудрость и ум, – есть ум высочайший и чистейший, дабы странными и даже смешными явились слова неверных, дерзнувших, не знаю как, утверждать, что воплощение Единородного Сына Божия было неблагоприлично. А некоторым кажется, что слова: кто измери горстию воду, и небо пядию и дальнейшие выражают всемогущество Бога, могущего измерить и воду, небо и землю, горы и долины, кратко: имеющего познание о всем, постигающего все непостижимое и не имеющего ничего Себе равного в среде тварей, каким бы величием и достоинством они ни обладали и как бы безмерно многочисленны ни были. Если кто думает, что так надобно понимать слова пророка, тот нисколько не погрешит.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-14 Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы? Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?

С 12-26 идет вторая часть речи, содержащая в себе поучения и обличения. Она, в свою очередь, делится на две половины - с 12-17 и с 18-26 включительно. Общая мысль всей второй части рассматриваемой речи - раскрытие Премудрости, Всемогущества, Величия и Силы Господа. В первой половине она развивается с положительной, а во второй - с отрицательной стороны, путем контраста со слабостью и суетностью идолов.

Что касается цели подобных рассуждений и их связи с предыдущим, то лучшее разъяснение всего этого дает последующий контекст, именно вопрос 27-го стиха: Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего?» Очевидно, бедствия времени и продолжительность самого ожидания пришествия Мессии в умах многих малодушных людей породили сильные сомнения относительно наступления лучших времен и навели их на мысль, что Бог или не может («путь мой сокрыт от Господа»), или не хочет («дело мое забыто у Бога моего») дать им избавления. Вооружаясь против такой, в сущности, богохульной мысли, пророк со всей силой и бичует подобных малодушных и близоруких критиков и одновременно раскрывает пред ними все величие и силу Всевышнего.

Кто исчерпал воды горстью своею, и пядью измерил небеса?… Может показаться странным указание на «горсть» и «пядь» для измерения таких, можно сказать, необъятных величин, как вся вода и все небо? Некоторые для объяснения этого полагают, что тут мы имеем дело с одним из примеров библейского антропоморфизма. Однако, едва ли есть надобность в подобном предположении; гораздо естественней и проще видеть здесь простое указание на единицы измерения: zchoal, по-греч. χείρ, рука, «горсть» и zeref - δράξ, «пядь» - были обычными у других народов естественными единицами измерения, принятыми и у евреев.

Это тем более правдоподобно, что далее, за единицами измерения, следуют и единицы веса, с указанием навесы и чаши: и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы. Значение подобных указаний состоит в том, чтобы открыть человеку глаза на его полную безответность пред явлениями мира. Если человек настолько слаб и беспомощен, что не может сделать точных вычислений и измерений самых, по-видимому, доступных предметов природы, то как же может он осмелиться судить об абсолютном существе Божием?

Эта именно мысль и выражается в следующих двух стихах - 13-14: кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? Если сотворенный Богом видимый мир не может быть объят человеческим умом, то тем более не может быть постигнут им сильный Дух Божий, (Иер 23:18; Прем. 9:13; Рим 11:34; 1Кор 2:16; Толков. СПб. проф.). Горькая ирония этих слов всего лучше раскрывает все бессилие человеческой критики пред величием и непостижимостью Божественных планов. Недаром и Апостол Павел, приводя данные слова пророка Исаии, предваряет их восклицанием: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим 11:33).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 13–14 Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?

Как неизмеримо могущество Господа, также неисследим и разум Божий. – Никто никогда не постиг божественного разума, в существе его; никто не участвовал в совете Господа ни при сотворении мира, ни при создании человека, ни при Его деле искупления и спасения человечества; никто не наставлял Бога тому, по каким законам Он должен был поступать в промышлении о своем народе и в суде над ним. Если же Бог неограниченно могуществен и неисследимо премудр, то Он и – вседоволен: Он ни от Кого не требует ничего; никто не давал Ему что-либо вперед с тем, чтобы Бог возвратил то когда-либо после. Напротив, Господь все дает и воздает всем и снова возвращает: а потому если Он и отдаст свой народ во власть царя Вавилонского, то Он же снова и возвратит его (Ис.40:10).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible