Скрыть
даѧ́й кнѧ̑зи а҆́ки ничто́же владѣ́ти, и҆ зе́млю а҆́ки ничто́же сотворѝ.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли

Что значит: «обращает князей в ничто»? Перемена какого-либо царя есть дело трудное, но для Бога оно легкое. Легким ли тебе кажется лишить царства царя, под своим скипетром держащего весь мир, почитаемого всеми, принудительно движущего все своим словом? Но для Бога и это не трудно; для Него не трудно даже кого-либо из черни, кто бы не умел даже говорить, возвысить на такой почетный пост. Он говорит, что это для Него не только легко, но даже весьма легко, именно сказано: «обращает князей в ничто, делает чем-то пустым». Видишь ли, что он для примера приводит известное всем? Мы не присутствовали в то время, когда Он творил небеса, и не разумели в то время, когда Он распростирал их. Так как высокое и даже весьма высокое выслушивается ушами, и тем не менее совершенно не воспринимается слушающими, то Он самое сокровенное слово превращает в иное, известное всем, которое всегда обитает среди людей. Подобно этому говорил и другой пророк: «Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей» (Дан.2:21); потом: «Многие из властелинов сидели на земле, тот же, о ком не думали, носил венец» (Сир.11:5); а также: «Видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно рабам, пешком» (Еккл.10:7); затем: «От утра до вечера изменяется время, и все скоротечно пред Господом» (Сир.18:26); а также: «все скоротечно пред Господом» (Сир.18:26). Смотри, сколько свидетельств рассеял Господь всюду на земле, чтобы познавать и верить в творение земли. Ты желаешь слышать слово, которому учит тебя Господь с неба, но не желаешь ему, однако, научиться; сравнивай вещи мира, замечай то, что совершается ежедневно, и ты познаешь Господа и Творца.

«И землю, аки ничтоже, – говорит, – сотвори« (в русском переводе этих слов нет). Тебе, знающему, что Бог сотворил землю, когда ее не было, и так скоро, как ничто, ужели кажется великим, что Он твердо держит ее? Где те, которые привыкли говорить, что земля существовала невидимой и безобразной? Вот говорится: «сотвори» ее; если сотворил, то как же она не была сотворена? Сотворил ее легко и скоро. Другой же пророк сказал: «узрю небеса, дела перст твоих» (Пс.8:4), а также: «вся елика восхоте, сотвори» (Пс.113:11). Сотворил ее, «аки ничтоже», т.е. сотворил все Своим словом.

Справедливо говорит пророк: «Он призвал их, и они говорят: вот мы», – чем, кажется, он показывает легкость творения. Какой-то мудрец говорит, что каждое из творений открывает Творца. Но здесь пророк нас учит величию Творца не только из творений, а также из другого доказательства, именно – из самой формы творения. Видишь ли ты величие и красоту тварей? Однако, ты не останавливайся только на них, но уразумей и научись, что все это великое произошло, как ничто, именно по повелению и по слову, по указанию перст, и по зову Его. «Один, говорится, призывающий все из ничего». Этим подтверждается легкость и скорость творения. Как мы слыша что-либо удобоисполнимое, подаем за это голос, так Он повелел быть тому, чего прежде не было. Как же, скажут, может это быть? Удивительно то, что наш Господь таков есть, что дел Его мы не можем охватить ни словами, ни умом, ни каким-либо иным образом.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 21-26 Разве вы не узнаете? Разве вы не услышите? Разве не было вам возвещено от начала? Разве вы не уразумели оснований земли? Он сидит на круге земли, и обитатели ея как саранча. Он распростер небеса как тонкую ткань (nihilum), и раскинул их как шатер для обитания. Он делает исследователей тайн как бы несуществующими, обратил судей земли в пустоту. По истине, не насажден, не посеян, не укоренился в земле ствол их: внезапно дохнул Он на них, и они высохли, и вихрь унесет их как солому. И кому вы уподобили Меня и с кем сравняли? говорит Святый. Поднимите на высоту глаза ваши и посмотрите, кто сотворил их: Тот, кто выводит по счету воинство их и называет все по имени. По множеству могущества, силы и крепости, и ничто не оставлено

Сначала Я, говорит, учил вас посредством естественного закона, а потом чрез закон, написанный Моисеем, засвидетельствовал, что идолы были ничто и что творцом мира был сам Бог, который такую массу земли основал на морях и поместил на реках, чтобы весьма тяжелый элемент висел на легких водах по воле Бога, который как как царь, сидит на круге ея, вследствие чего некоторые утверждают, что земля пунктообразна и шаровидна и что обитатели ея подобны саранче. Ибо если обратить внимание на различные народы на всей земле, от океана до океана, то есть от Индийского моря до Британского, и от Атлантического до сурового севера, на котором замерзают воды и сгущается прекрасный янтарь; то мы увидим, что весь род человеческий живет посредине, подобно саранче. Итак, почему же кичится земля и прах? Так как небо, или лучше (чтобы воспользоваться авторитетом Писаний) небеса, простирается как свод, или, по еврейскому, как doc, о чем мы выше сказали,— вместо чего LXX перевели слюна, и одно а тоже слово переводили то слюна, то камера, то есть свод, — и такую широту их раскидывает сверху как шатер и павильон, чтобы наподобие кровли покрывать людей и сделать их как бы живущими в весьма обширном доме; то что удивительного, если небольшие тела людей считаются похожими на саранчу и малых животных? Затем, и относительно этого места они утверждают, что ημικυκλιον (полукруглое) небо выдается над землями и что небо шарообразно, пользуясь названием свода потому именно, что средняя часть шара покрывает земли, между тем как в еврейском мы прочитали не свод, а doc, то есть весьма мелкая пыль. Взамен этого слюна, выбрасываемая на землю и смешиваемая с землею и исчезающая, указывает на то, что вся масса тела должна быть признаваема ничтожною.

Распростер же Он небеса и раскинул их или для того, чтобы сверху обитали сонмы ангелов, или же для того, чтобы внизу жили люди, и устроил как бы большой дом для разумных тварей. Он Сам в различное время поставляет князей или исследователей тайн, чтобы они были как бы несуществующими, и обратил судей земли в пустоту. Вместо этого LXX перевели: создал землю, как ничтожную; потому что и в начале Бытия, где написано: земля же бе невидима и неустроена (Быт. 1:2), прочие перевели: земля же была пуста и ничтожна. Сколько царей описывается и в греческой, и в варварской, и в римской истории! Где знаменитое бесчисленное войско Ксеркса? Где масса израильтян, бывших в пустыне? Где неимоверное могущество царей? Что сказать о древних? Настоящие примеры пусть покажут нам, что князья подобны ничтожеству и судьи земли считаются за пустоту.

Эти князья и судьи земли (или неба, как предполагают другие) и не посеяны, и не насаждены, и не утверждены посредством крепкого корня, и вследствие внезапного повеления так удаляются и погибают, как уносится солома вихрем и бурею, согласно с оным написанным: и мимо идох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его (Пс. 36:36).

При таком могуществе и величестве Творца, кому вы уподобляете Бога? Не заключаете ли вы скорее, из множества творений, об их Творце?

Если вы не верите словам, то поверьте, по крайней мере, своим глазам, и из служения небес и всех элементов заключайте о могуществе Творца. Тот, Кто выводит по счету воинство их, то есть небес, и называет все по имени, подразумевается: звезды, о них и в Псалмах поется: исчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй (Пс. 146:4). Или же под воинством небесным можем понимать ангелов и те воинства небесные, о которых и Даниил говорит: тысящя тысящ служаху Ему и тмы тем предстояху Ему (Дан. 7:10). Поэтому говорится и: Господь Саваоф, что на нашем языке называется Господь воинства и воинств или сил. Выводит же Он по счету воинство небесное, так что и солнце, и луна и прочие звезды, которые Авраам не мог исчислить, у Него исчислены и исполняют назначенное им служение, потому что один и тот же путь по небу солнце совершает в один год, утренняя и вечерняя звезда в течение двух лет, луна ежемесячно, и все звезды совершают путь в определенные времена, некоторые же из них называются блуждающими, и неодинаковые движения их мы не можем рассмотреть ни глазами, ни умом, и не столько постигаем, сколько удивляемся им. Ибо величие силы Божией заставляет все их служить по своему порядку, или по Семидесяти, по множеству славы и могущества силы Его ничто не может скрыться от Него, но величием Творца познаются все пути, законы и движения.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 23-24 Даяй князи аки ничтоже владети, и землю аки ничтоже сотвори. Не насадят бо, ниже насеют, и не вкоренится в земли корение их: дхне на них ветр, и изсхоша, и буря аки стеблие возмет их

Тем, которые заблудились и не ведают Бога, по естеству и поистине такового, не только свойственно поклоняться полчищам демонов, и древу говорить: «ты Бог мой», – камню: «ты родил меня» (Иер. 2:27), но также крайне необдуманно боготворить и людей, ставших знаменитыми на земле; как например Сеннахирим, который, как говорено было, возвратившись из Иудеи в свою землю, поклонялся отечества начальнику своему (Ис. 37:37); – приносили и умершим жертвы и, называя их героями, причисляли к сонму богов. Посему надлежало, изобличив с очевидностью сонмище идолов, и к сему свести речь свою, чтобы убедить заблудшихся совершенно ни во что вменять все человеческое, но, если по временам и появлялись среди живущих на земле люди достопочтенные и славные, или украшенные самым высоким саном, как например царским, или когда-либо удостоенные других преимуществ, и таковых ни под каким видом не считать за богов, а напротив думать, что и могущество, и власть даны им никем другим, как Богом. А что для всесильного Бога это дело не сопряжено с какой-либо трудностью, это пророк ясно показывает, говоря: даяй князи, яко ничтоже владети. Восходит и к еще более значительному и говорит: землю аки ничтоже сотвори.

А что сохранение даже какой бы то ни было памяти, не только – что памяти о людях, ставших славными и знаменитыми на земле, находится во власти у Бога, – это объясняет словами: не насеют бо, ниже насадят. Это значит: если Бог не захочет, то от них, говорит, не останется на земле никакого плода, ни даже корня и воспоминания, но как бы от дуновения на них ветра засохнут наподобие стеблей. Ибо все человеческое совершенно маловажно, легковесно, удобопревратно, и подобно траве увядает. Следственно, единому только Богу, по естеству и по истине таковому, должно покланяться, а об изобретенных искусством художников, или о людях, которым у некоторых приписывается имя богов, не должно быть и речи: ибо это – служение мертвым, и ничего более.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 23-24 Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли. Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому

Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли. Едва они посажены… Он дохнул на них, они высохли и вихрь унес их, как солому. Вторым предметом человеческой гордости и почитания после их ложных богов являются сильные мира сего: цари, князья, судьи и вообще, различные властители. Но и они представляют собой полное ничтожество пред величием и силой Божественного Всемогущества. Несмотря на всю их самонадеянность и гордость, довольно одного, малейшего мановения Божественной воли, чтобы от всех их действий и стараний не осталось решительно ничего. Некоторые комментаторы не без основания видят здесь намек на современные пророку исторические события, именно на страшный разгром армии Сеннахирима и на последовавшую вскоре несчастную смерть его, зарезанного своими сыновьями. Таков был быстрый и неожиданный конец одного из самых славных Саргонидов, казалось бы окончательно упрочивших положение этой династии (Толк. СПб. профес., Властов и др.).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 23–24 Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли. Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому

Как всемогущий творец неба и земли, Господь есть также и всемогущий повелитель над князьями и народами. Он дает власть князьям и лишает их власти (Сеннахирим и Езекия). Он дает земли, т.е. народу могущество и опять отнимает: воспретит Бог и люди не садят ничего в огородах и садах и не сеют ничего на нивах, а если посадят или посеют, то ничто не укоренится, потому что Бог пошлет знойный ветер (Аравийской пустыни) и все засохнет в самом корне. И сами обитатели бесследно исчезают со своей родной земли при быстром нашествии сильных врагов, как быстро, бесследно и безвозвратно разносятся бурей стебли сжатой и обмолоченной пшеницы.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible