Скрыть
Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его

Что такое «с силою» и «со властью»? В свое первое пришествие Он явился не с крепостью и не со властью, но кротким и смиренным; Он был распят по плоти и умер, оставаясь живым и животворя по Своему божеству; но во второе пришествие Он явится не так, по сказанному: «если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2Кор.5:16), – чтобы ты знал, что Он принял бесславие ради нашего спасения, пожелав быть подобным нам.

«Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его». Правильно сказал, что мзда будет чрез слова. Он повелевает и всем располагает Своим словом. «И воздаяние Его пред лицем Его», – именно, пред Богом; тогда не будет нужды в обличителе, так что Он сам распределит по справедливости.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 9-11 На гору высокую взойди благовестница Сиона! Возвысь с силою голос твой, благовестница Иерусалима! Возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш! Бог Господь Бог приидет с силою, и мышца Его будет владычествовать. Вот мзда Его с Ним, и дело Его пред Ним. Как пастырь, Он будет пасти стадо Свое, рукою Своею соберет агнцев и на лоне Своем упокоит их; Сам будет носить беременных

Повелевается лику апостолов, чтобы для благовествования всякой плоти, которая увидит спасение Божие, они восходили к возвышенному, и, намереваясь говорить о великом, пребывали в горнем. Но еврейский текст и прочие переводчики ставят женский род, говоря: благовестница Сиона и благовестница Иерусалима. Это слово по греческим [переводчикам] двусмысленно, так что мы можем разуметь или ту, которая возвещает, или ту, которой возвещается.

Итак возвещает ли слово Божие и спасение Господне Сион и Иерусалим: От Сиона бо изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима (Ис. 2:3), или возвещается им через апостолов, они должны восходить к возвышенному и переходить к горнему. И удивительно, что хотя сам Сион есть гора, так как Писание говорит: Гора Сион сия, в нейже вселился еси (Пс. 73:2); однако он получает повеление взойти на другую высшую гору, от которой уязвлен был князь Тирский (Иез. 28:16).

И так как имело быть многое противное учению апостолов, и они приводились, будучи поставлены пред начальниками и судилищем то присовокупляется: возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным, то есть, синагогам и народу иудейскому, о которых Господь говорил: есмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева (Мф. 15:24). И апостол Павел говорит: вам бе лепо первее глаголати слово Божие (Деян. 13:46).

Что же повелевается им говорить? Вот Бог ваш, которого всегда вы ожидали: вот Господь Бог, которого, приходившего в уничижении, вы презрели, приидет с силою. И сила Его, который прежде принимал образ раба, быв послушным Отцу даже до смерти (Флп. 2:7-8), будет владычествовать. Вот мзда Его с Ним, и дело Его пред Ним (Ис. 40:10, Ис. 62:11). Сообразно этому Он сам говорит в Евангелии: приити бо имать Сын человеческий во славе Отца Своего, и тогда воздаст комуждо по деянием его (Мф. 16:27). Как пастырь, Он будет пасти стадо Свое. Тот, кто потом имеет прийти во славе, принимает прежде образ пастыря, и говорит Сам о Себе: Аз есмь пастырь добрый, и знаю Моя, и знают Мя Моя, и душу Мою полагаю за овцы (Ин. 10:14-15). О Нем у Захарии Отец говорит: поражу пастыря, и расточатся овцы (Зах. 13:7).

Рукою, говорит, Своею соберет агнцев,— не юнцев, и овнов, и козлов, и больших овец, которым чрез Иезекииля (гл. 34) угрожает за то, что они питаются молоком, и одеваются волною, и попирают ногами слабое стадо, но еще очень нежных и находящихся в состоянии невинного во Христе младенчества агнцев, недавно возрожденных в крещении, о которых сам Господь говорил Петру: паси агнцы Моя (Ин. 21:15). Посему и у того же Иезекииля написано: возставлю им пастыря единаго, и уйметъ я, раба Моего Давида, той упасет я, и будет им пастырь, Аз же Господь буду им в Бога, и раб Мой Давид князь среде их. Аз Господь глаголах, и завещаю Давидова завет мирный (Иез. 34:23-25). Здесь должно обратить внимание на те слова Его, что, после многих времен, Он, отверши прожорливых пастырей, воздвигнет Давида, Господа нашего, происходящего от племени Давидова, который соберет агнцев и согреет их на лоне Своем, и Сам будет носить ягнят или беременных овец на раменах Своих, как читаем в Евангелии, что овцу, заблудившуюся и пребывающую особо от стада, Он обратно принес на раменах Своих в овчарню (Лк. 15:3-7).

Овцами беременными мы можем называть апостолов и мужей апостольских и всех учителей Церкви, которые рождают спасение очень многих и говорят с апостолом: чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас (Гал. 4:19). Евреи утверждают,— и относительно этого предмета у них нет никакого сомнения,— что Дух Святый на их языке называется именем женского рода, то есть Rua Godsa. А то, что говорится в псалме шестьдесят седьмом: Господь даст глагол благовествующим силою многою (Пс. 67:12), они так понимают: Господь даст слово благовествующим силою многою, то есть тем душам, которые последовали Духу Святому. Также и в оном: яко очи рабыни в руку госпожи своея (Пс. 122:2) под рабынею они понимают душу, а под госпожою — Духа Святаго.

Но и в Евангелии от Евреев (juxta Hebraeos scriptum), которое читают назареи, Господь говорит: «Недавно родила Меня мать Моя, Дух Святый». Но никто не должен здесь соблазниться тем, что у евреев дух называется в женском роде, между тем как на нашем языке он называется в мужеском роде, а на греческом языке — в среднем. Ибо в Божестве нет никакого пола. Называется же он тремя родами в трех главных языках, на которых было сделано надписание страдания Господня, для того, чтобы мы знали, что нет никакого рода в том, что различно.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 9-11 На гору высоку взыди, благовествуяй Сиону, возвыси крепостию глас Твой, благовествуяй Иерусалиму: возвысите, не бойтеся. Рцы градом Иудиным: се, Бог ваш, се Господь, Господь со крепостию идет, и мышца Его со властию: се, мзда Его с Ним, и дело Его пред Ним: аки пастырь упасет паству Свою, и мышцею Своею соберет агнцы, и имущия во утробе утешит

В сих словах показывает совершающим божественную и спасительную проповедь, разумею, святым апостолам и евангелистам, или, одним словом сказать, тем, которые впоследствии были предстоятелями словесных стад и занимались делом тайноводства, чтобы они были исполнены любви к Богу, славны и исполнены высшей славы. Ибо неприлично, говорит, благовествующему всем славу и спасение Божие делать это со страхом и нерешительностью и как бы стараясь скрыть это; напротив – как бы стоя на высоте и в виду у всех, как бы поднявшись на гору, с великою смелостью провозглашать об этом громким, чуждым страха голосом. А каких свойств желали себе божественные ученики, об этом сами они, молясь, говорили: и ныне, Господи, призри на прещения их, то есть Иудеев, и даждь рабом твоим со всяким дерзновением глаголати слово твое (Деян. 4:29).

Итак, возвысите, не бойтеся, говорит, возвестите градом Иудиным: се Бог ваш, се Господь с крепостию идет и мышца Его со властию. Присовокупляя: се он не позволяет относить надежду на пришествие Господа на далекое расстояние, но показывает, что Искупитель находится недалеко и вблизи, и как бы уже при дверях. Он повелел им как бы протягивать руку и перстом указывать на Того, Кто предвозвещен был. А что Он будет не как один из святых пророков и не в виде служителя, но будет обладать властью и силою и господством, свойственными Богу, это показал, сказавши: с крепостию идет, и мышца Его со властию. Ибо божественные пророки просили чего либо у Бога и принадлежали к подвластному Ему народу; но Спаситель всех и Господь не потому, что изливает молитву и не вследствие прошения получает и подает что-нибудь, но как истинно Сын, с достоинством, свойственным свободному, раздавал блага от Отца верующим в Него и все совершал собственною силою и властью.

А что таинство домостроительства будет не бесплодно для Того, Кто ради нас сделался подобным нам и претерпел крест и смерть на нем, – это показывает, говоря: се мзда Его с Ним, и дело Его пред Ним. Мздою называет плод, происшедший от смерти Его по плоти. Ибо Он сказал: аминь, аминь глаголю вам: аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит (Ин. 12:24). И опять: аще аз вознесен буду от земли, вся привлеку к себе (Ин.12:32). Так же и Павел говорит: претерпе крест, о срамоте нерадив (Евр. 12:2); темже и Бог Его превознесе , и дарова ему имя, еже паче всякого имене: да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господ Иисус Христос в славу Бога Отца (Кол.2:9-11). Предвидя это Духом и божественный Давид поет и говорит Ему: вси языцы, елика сотворил еси , приидут и поклонятся пред Тобою, Господи (Пс. 85:9).

Итак, домостроительство не осталось без награды и без плода; но последовали за Ним и были как бы на глазах пастыря стада его и мышцею своего, то есть силою своею собирающего агнцев. Ибо уверовавшие в Него, как только что родившияся и новорожденные овцы, воссозидаемы были к новой жизни и получали возрождение конечно свыше и от Духа. Ибо они сначала, подобно младенцам, желают словесного млека, но потом возрастают в меру возраста исполнения Христова. Итак, паслись агнцы и были утешены некоторые беременные, или имеющие во чреве. Ибо под агнцами, как бы только что появившимися на свете и новорожденными, по справедливости можно разуметь тех, которые из язычников уверовали во Христа. Имеющими во чреве можно назвать и тех, которые с болезнями рождают слово в себе как бы от наставлений закона и пророческой проповеди. Ибо Христос спас не одних только язычников, но и потомков Израиля, к которым, как говорит, Он по преимуществу и послан был. Утвердившись в вере, они получили утешение, происшедшее от точного познания таинства.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его

Вот Господь Бог грядет с силою... Вот, сущность пророчественного утешения, открытие той самой славы Божией, о которой говорилось выше (5 ст.) Господь грядет! Как это напоминает известный возглас Иоанна Крестителя: «вот агнец Божий» (Ин. 1:36). У него же мы встречаем и указание на особое величие и силу Господа: «Идущий за мною сильнее меня» (Мф. 3:11).

Награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его, или как LXX и славянский текст переводят: и «мзда Его с Ним и дело Его пред Ним».

Здесь мы имеем, по-видимому, пример синонимического параллелизма мыслей. Эта фраза еще раз буквально повторяется у того же пророка ниже (Ис. 57:11). Основной смысл ее тот, что всемогущий Господь не обязан ни перед кем отчетом: Он и первый виновник и последний Судия всего - «альфа и омега, начало и конец» (Откр. 22:13).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 9–10 Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш! Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его

Будущая блаженная жизнь – предмет величайшей радости и высокой надежды – дело неисповедимого милосердия и всемогущества Божия... Тем скорее должна быть известна эта радость на Сионе и среди всей бедственной страны Иудейской. Чем выше радость, тем слышнее должна быть и проповедь о ней. Обыкновенно вести, касавшиеся целого народа, объявлялись с возвышенных мест (Ис.52:7; Наум.1:15). И здесь «благовестнику» повелевается взойти на высокую гору: с горы, как бы с неба, он должен возвещать откровение Божие, подобно тому, как с Синайской горы вещал Сам Бог. Вестники обыкновенно громко возглашали повеление царей, иногда с помощью труб. И здесь благовестнику повелевается возвещать с крепостью – с усилием, громко, и – так потому, что он вестник воли Божией, которой ничто не может противиться; никакой враг не затмит вечной радости Израиля (Ис.35:10). Чувство радости должно быть непоколебимо тем более, что Господь Сам идет совершить спасение. Господь идет с крепостью: Его могущество достаточно будет для исполнения Им своего дела. Крепость мышцы Его с властью: Его власть, опираясь на Его могущество, подчинит Ему всех державных повелителей и распространится не только на Иудею, но и на все пределы мира (Ис.40:6,23,28). И «се мзда его с ним»: подчиняя всех своей власти, Он воздаст всем должное – верующим и верным своему вечному слову Он воздаст разрешение грехов, спасение и радость вечную; а упорным и отверженным – гибель (Ис.40:15,23-24;45:23-25). «И дело его пред ним»: Он не забыл дела Своего, не отложил его до неопределенного будущего времени, нет – оно перед Ним; оно становится его настоящим делом, оно приблизилось (Ис.56:1), уже начинает сбываться предсказанное о нем прежде, не замедлит явиться и Он Сам (Ис.41:21;42:9; Авв.2:3).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible