Скрыть
Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 32-33 И во всех делах его будет жезл рабства, который упокоит на нем Господь. Все народы будут превозноситься перед Ассириянами, когда услышат, что пала сила их и восстала свобода. И будет… ратовати… нань сильною бранию, потому что прежде времени уготовил он пищу себе, то есть умыслил поглотить град Божий, и злоба его уготовалась, в глубину и широту распространила жилище. Злоба царя Ассирийского замыслила покорить святой град и надеялась, что владычество его будет вечно. Древа его многа, то есть многочисленны войска его, но от тени Господней, как огонь воспламенятся.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 32-33 И всякое движение определенного ему жезла, который Господь направит на него, будет с тимпанами и цитрами, и Он пойдет против него войною опустошительною. Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его

«Будет с тимпанами и цитрами»: они сами будут причиной погибели, сами навлекут на себя бедствия: меч вавилонян, пожирающий пламень, град, смешанный с камнями. Так как иудеи были беззаботны и нисколько не сомневались считать их (вавилонян) друзьями, а не врагами, то они воспылали для них, почти подобно пожару, и, подобно граду, сошли те, которые во дни Езекии посылали к нему вестников с дарами. Говоря о вавилонянах, пророк разумеет и ассириян, потому что ассирияне, владея Сирией, подчинили всех вавилонян, таким же образом, как вавилоняне, покорив ассириян, царствовали в Вавилоне.

«И всякое движение определенного ему жезла, который Господь направит на него, будет с тимпанами и цитрами, и Он пойдет против него войною опустошительною. Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его», т.е. раньше времени не будешь предан наказанию: два бедствия имеют прийти, одно внезапно, а другое – от друзей. «Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк». Если ты не царствовал, то царство Иудино будет наказано временем плена, а это яснее открывается из последующего: «в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его», – чтобы показать непрестающее наказание. Это можно понимать и о будущем суде мира.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 30-33 И даст Господь слышать славу голоса Своего и страшную мышщу Свою явит в грозном гневе и в пламени огня поедающего: поразит вихрем и каменным градом. От гласа Господня затрепещет Ассур, пораженный жезлом, и будет прохождение жезла укрепленное: Господь даст остановиться ему над ним, с тимпанами и цитрами и в великих войнах покорит их. Ибо издавна приготовлен тофет , он приготовлен царем, глубокий и широкий, пища его — огонь и много дров: дуновение Господа, как поток серы, зажжет его

Пробегая кратко, я мог применительно к еврейскому объяснять читателям то, что мне представлялось нужным. Но что я буду делать с рвением тех, которые признали бы мой труд незаконченным, если бы я не стал объяснять и издания LXX толковников? Итак последую начатому порядку изъяснения. Глас Господень и заповедь будут известны всем и сила мышцы Его всем откроется: когда настанет время воздаяния, то обнаружится в великом пламени, вихре и граде и в тяжести камней. Об этом, как мы сказали, Иезекииль подробно пишет в пророчестве на Гога и Магога (Иез. гл. 38-39). При гласе повеления Его затрепещет Ассур, пораженный жезлом. Всякий нечестивый, всякий подражающий народу враждебному: не в том смысле, что в день суда будет поражен один Ассур, но чтобы мы под Ассуром разумели диавола.

Затем следует: И будет прохождение жезла укрепленное: Господь даст остановиться ему над ним. Смысл же такой: поразив его жезлом, он не ослабит его опять и, по обычаю биющих, не прекратит ударов: но сделает то, что он, как бы укрепленный и утвержденный посредством глубокого корня постоянно будет наказывать его. А если это так понимается; то когда будет покаяние диавола, тем более что грешникам говорится: идите во огнь вечный, уготованный Богом диаволу и ангелам его (Мф. 25:41)?

С тимпанами и цитрами и в великих войнах покорит их, то есть Господь при радости всех победит демонов и всех нечестивых, ибо издавна и в минувшее время приготовлен царем Господом, тофет, то есть широкая и обширная геенна, которая будет пожигать их вечным огнем. Пищею его и предметом возжигающим служит огонь и много дров, то есть пламень вечный и наказания грешников. А так как пророческая речь предрекала как бы об очаге и печи огненной, то она удерживает метафору, чтобы мы знали, что она воспламеняется дуновением, дыханием и волею Божиею, вследствие смешения с серою, которая зажигает пламя, чтобы сделать мучения более сильными. За тем то, что говорится по LXX: по гласу Господа будут побеждены ассирияне посредством язвы, которая поразит их, и сами окружающие, от которых он надеялся на помощь и на которых полагался, с тимпанами и цитрамы будут воевать против него, вследствие перемены, означает то, что против диавола возстанут те, которые некогда были его подданными, и с радостию и веселием будут воевать против него вследствие внезапной перемены, когда, поняв свое заблуждение, низвергнут того, кем были обольщены. К нему же говорится, что сам он от начала заблуждался, считая вечным свое царство, для которого приготовлена геенна и вечные наказания.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ты бо прежде дний истязан будеши: еда и тебе уготовася царствовати? дебрь глубокую, древеса лежаща, огнь и древа многа, ярость Господня аки дебрь жупелом горящая

Говоря, что Ассириянин подвергнется нападению тех, от которых естественно было ожидать скорее помощи, и что он испытает крайности всякого зла, необходимо присоединяет и сие. Ибо, после того как Бог явил Себя долгое время терпевшим их зло и едва только положил наказание на тяжко погрешивших, Он некоторым образом защищается в этом, и говорит: ты бо не прежде дний истязан будеши. Долготерпелив Бог всяческих и в изобилии изливает благостыню свою на согрешающих, лишь бы только их расположение переменилось к лучшему, лишь бы им, избрав покаяние, избежать должного наказания. Поелику же ничего этого не было, то Он посылает наконец гнев Свой, не прежде дней совершая сие, но как бы уже вовремя и когда гнев пришел как бы в меру, наиболее всего приличествующую кротости и человеколюбию над всем владычествующего Бога.

Итак, о Ассириянин, говорит Он, Я был к тебе милостив и долготерпелив: ты бо не прежде дней истязан будеши, ясно, что посредством наказания за то, в чем ты безумствовал против моих. Таково и сказанное блаженному Аврааму: не бо исполнишася греси Аморреов до ныне (Быт. 15:16). Также блаженный пророк Захария говорит, что он созерцал (в видении) жен, окрыленных на подобие вдодовы, относивших меру и, как бы в виде жены, сидящий в средине (меры) грех (Зах. 5:9, 10:7). Ибо Законодатель соразмеряет наказания соответственно прегрешениям каждого. Но не думаешь ли ты, о Ассириянин, говорит Он, что и тебе уготовася постоянно царствовати, или быть в состоянии держать власть и непоколебимое иметь над всеми господство? Ошибаешься. Ты наследуешь скорее дебрь глубокую и древеса лежаща и огнь: таков будет на тебя и на твоих гнев Господень.

Я же сказал бы, что это более всего подобало бы изречь и к самому сатане; ибо он насильственно владел всею землею прежде чем воссиял Христос. Когда же Бог и Господь явился нам, он отгнан был как бы некий самый страшный зверь от стада уверовавших, и низшел в ад, имея там наследовать огнь и пламень. Ибо для него будет ярость Господня аки дебрь жупелом горящая. Итак, не прежде дний истязан был, но тогда, когда время наконец призывало его к тому; потому что и ему не уготовися царствовати постоянно, как, несомненно, Спасителю всех Христу, Которому с нашей стороны прилично было бы сказать словами Давида: престол твой Боже в век века: жезл правости жезл царствия твоего (Пс. 44:7).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 30-33 И возгремит Господь величественным гласом Своим и явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе и в пламени поедающего огня, в буре и в наводнении и в каменном граде. Ибо от гласа Господа содрогнется Ассур, жезлом поражаемый. И всякое движение определенного ему жезла, который Господь направит на него, будет с тимпанами и цитрами, и Он пойдет против него войною опустошительною. Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его

Изобразив в 27-28 ст. приближение грозного Судии, пророк с 30 ст. начинает изображать самое совершение суда.

Возгремит Господь. Здесь пророк, очевидно, говорит о громе, который обычно принято было считать голосом Божиим (1Цар. 12:18; Иов. 26:14).

От гласа Господа. Здесь, по-видимому, пророк представляет себе Всевышнего, как могучего воина, испускающего военный крик при нападении на врага (Иоил. 3:16; Ам. 1:2).

Жезлом поражаемый. Как видно из дальнейшего, удары жезла Божия будут смертельны для Ассура.

С тимпанами и цитрами. Евреи во время казни, совершаемой над их врагами ассирийцами, будут играть на музыкальных инструментах, прославляя Великого Судию.

Тофет. Так называлась долина сынов Гинномовых близ Иерусалима, где сожигалась всякая падаль (Толк. Библия т. 2-й, с. 533). Но здесь пророк берет это имя как нарицательное - для обозначения места сожжения трупов вообще (на это, может быть, и указывает и форма этого имени у пророка - tophteh). Царь ассирийский устроил для себя сам костер в Ниневии, когда уже не было возможности спастись от врагов, и сгорел на нем вместе со своими женами и детьми.

Как поток серы. Этими словами пророк указывает на то, что костер сразу загорится, как будто его весь облили серою.

Глава 30-я заключает в себе цельную поэму, направленную против союза с Египтом. Строфы ее распределяются так:

1 строфа 29 гл. _15-16 а. ст. _(3, 2, 2)

1 строфа 30 гл. _1-2 ст. _(3, 2, 2)

2 строфа 30 гл. _3-7 ст. _(3, 2, 2)

3 строфа 30 гл. _8-11 ст. _(2, 2, 2, 2)

1 строфа 30 гл. _12-14 ст. _(3, 2, 2)

2 строфа 30 гл. _15-17 ст. _(3, 2, 2)

3 строфа 30 гл. _18-19 ст. _(2, 2)

1 строфа 30 гл. _20-22 ст. _(3, 2)

2 строфа 30 гл. _23-24 ст. _(2, 3)

3 строфа 30 гл. _25-26 ст. _(2, 2)

1 строфа 30 гл. _27-29 ст. _(2, 2, 3)

2 строфа 30 гл. _30-33 ст. _(2, 2, 3)

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

   Ст. 31–33 Ибо от гласа Господа содрогнется Ассур, жезлом поражаемый. И всякое движение определенного ему жезла, который Господь направит на него, будет с тимпанами и цитрами, и Он пойдет против него войною опустошительною. Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его. 
   
Ст. 31-33 Гласом бо Господним побеждени будут Ассириане язвою, еюже аще поразит я. И будет ему окрест, отонудуже бе их надежда помощи, на нюже той уповаше: тии со тимпаны и гусльми ратовати будут нань от пременения. Ты бо прежде дний истязан будеши: еда и тебе уготовася царствовати? дебрь глубокую, древеса лежаща, огнь и древа многа, ярость Господня аки дебрь жупелом горящая.

   Когда Ассирийцы не будут истребляться грозной силой Господа, то подвергшиеся нападению от них жители Сиона выступят против них не с оружием в руках, – которого так искали прежде и которое теперь оказалось совершенно ненужным, – а только с тимпанами и гуслями (цитрами), т.е. будут только восхвалять Бога, как Победителя, за это чудесное, столь неожиданное и столь отрадное избавление от врагов и вместе с тем за чрезвычайную перемену своей участи. И радость народа при этом обстоятельстве будет тем большей, что поражение Ассирийцев, как суд Божий над ними, прежде дней будет, т.е. совершится прежде дня самой битвы под стенами Иерусалима. И это совершит Господь так, с той целью, чтобы показать народу своему и всем народам, что на Сионе царствует сам Бог и не может воцариться никто другой, ни царь ассирийский; пусть все видят, что врагу престола и народа Божия здесь приготовлена глубокая долина, на ней разложены дрова, пламя гнева Божия воспламеняет их и сжигает свою жертву – многочисленное войско ассирийское. И здесь совершается суд Божий подобно тому, как то было в долине Сиддим с городами Содомом и Гоморрой. – Это и совершилось в долине Иосафатовой, под стенами Иерусалима, где войско Сеннахерима поражено было действием небесных сил, и многочисленные трупы воинов, без всякого сомнения, были сжигаемы огнем.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible