Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
стра́шно видѣ́нiе и же́стоко повѣ́дася мнѣ́: преступа́яй преступа́етъ, и беззако́ннуяй беззако́нствуетъ: на мя́ Елами́те, и послы́ пе́рсстiи на мя́ и́дутъ: ны́нѣ воздохну́ и утѣ́шу себе́.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Григорий Богослов, свт. (†389)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Грозное видение показано мне: грабитель грабит, опустошитель опустошает; восходи, Елам, осаждай, Мид! всем стенаниям я положу конец
Страшно видение и жестоко поведася мне, то есть видение, как Мидяне и Еламитяне подъемлют оружие и стремятся на разрушение Вавилона. Хищник расхищает, опустошитель опустошает; иди, Елам, спеши, Мидия. Пророк говорит это тем, которые расхищают и опустошают Вавилон, то есть Мидян и Еламитян побуждает стремиться к Вавилону, чтобы рукой их Вавилону за дела его воздано было убийством, пленом, разграблением. Все воздыхания Я прекратил, то есть те скорби и слезы, причиной которых был Вавилон, по всей земле прекратятся с гибелью его.
Григорий Богослов, свт. (†389)
Грозное видение показано мне: грабитель грабит, опустошитель опустошает; восходи, Елам, осаждай, Мид! всем стенаниям я положу конец
Грабитель пусть грабит, а опустошитель - опустошает, но мы, что уразумели, то и проповедуем. Если бы не услышали нас снизу, взойдем на высокую гору, и оттуда будем вопиять. Возвысим Духа, не убоимся. А если убоимся, то - безмолвствовать, а не проповедовать.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 1-2 Бремя пустыни приморской. Как вихри приходят от юго-запада, идет он от пустыни из земли страшной. Видение грозное возвещено мне: кто неверен, тот поступает вероломно, и кто истребитель, тот опустошает; восходи, Елам, осаждай, Мидянин: всякому стенанию его Я положил конец
Бремя пустыни приморской. Если бы в дальнейших стихах этого отдела я не читал: Вавилон возлюбленный стал для меня дивом, и еще; пал Вавилон, и все изваяния богов его сокрушены на земле, и выше этого: восходи, Елам, и осаждай, Мидянин, — то я сомневался бы, что это за бремя, налагаемое на пустыню приморскую. Итак, очевидно пустынею приморскою называется Вавилон, как говорит от лица Божия Иеремия: «и пустынею сделаю море его и изсушу землю его, и будет Вавилон грудами песков» (Иер. 51:36-37). Морем же он называется по причине множества жителей, почему и выше многолюдство Египта было уподоблено морю: пустынею сделает Бог море Египетское. А что Мидяне и Персы воевали против Вавилона и разрушили его, об этом у вышеупомянутого Иеремии читаем: «Острите стрелы, наполняйте колчаны. Возбудил Господь дух царей Мидийских, и против Вавилова намерение его, чтобы погубить его, ибо это есть мщение Господне, мщение за храм Свой. Над стенами Вавилона поднимите знамя, усильте стражу, высоко поставьте сторожей, приготовьте, ибо помыслил Господь и сотворил все, что изрек против жителей Вавилона» и еще: «Поднимите знамя на земле, трубите трубою среди народов, освятите на него народы, возвестите против него царям Араратским, Минийским и Аскенезским, исчислите против него Тапсара, наведите коней как иглистую гусеницу. Освятите против него народы, царей Мидии, князей ея и все власти ея, и всю землю владычества ея. И потрясется земля, и смятется, ибо бодрствовал против Вавилона замысел Господа, чтобы сделать землю Вавилонскую пустою и необитаемою» (Иер. 51:11—12; Иер. 51:27—29).
Как вихри приходят от юго-запада, идет он от пустыни из земли страшной. Видение грозное возвещено мне. Приводятся слова устрашенного народа Вавилонского, или самого Вавилона, —что он слышит, что Мидяне и Еламиты приготовляют войска против него и идут от пустыни, и представляет сравнение. Как обыкновенно, говорит, сильная буря приходит с юго-западным ветром, так и для меня опустошение приходит от пустыни, от земли страшной, даже имени которой я не могу слышать без ужаса. Видение грозное возвещено мне: ибо что может быть грознее предстоящего плена?
Кто неверен, тот поступает вероломно, и кто истребитель, тот опустошает. На еврейском можно читать так: ты, убивающий, убивай и ты, опустошающий, опустошай, так что слова пророчества обращаются к самому Еламитянину и Мидянину, побуждая его исполнить начатое, смело восходить, осаждать могущественнейший город. Если же читается так, как мы перевели, и говорится как бы в третьем лице: кто неверен, тот поступает вероломно, и кто истребляет, тот опустошает, то их должно соединять с предыдущими словами, где Вавилон говорит, что ему возвещено грозное видение.
Восходи, Елам, осаждай, Мидянин: всякому стенанию его Я положил конец. Не бойся, говорит, Перс и Мидянин, многолюдства Вавилона и не страшись его прежнего могущества: всякому стенанию его и игу, каким он прежде обыкновенно угнетал тебя, Я положил конец, — или что никто уже он не будет стенать и скорбеть под гнетом Вавилонского могущества, или что сам Вавилон будет поражен такими бедствиями, что даже и стенать не будет свободно.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Страшно видение и жестоко поведася мне: преступаяй преступает, и беззаконнуяй беззаконствует
Страшно видение и жестоко поведася мне. Уже одно зрелище врагов и весьма большое множество воинственных мужей, снаряженных для войны, очень способно возбудить в зрителях жестокий страх. Но не только созерцал он это, а говорил, что об этом возвещено мне. Ибо вместе с видением ему возвещено и об исходе событий, очевидно Богом.
Преступаяй преступает, и беззаконнуяй беззаконствует. Ибо дерзость, говорит, нападающих неисправима; потому что они недоступны человеческим мыслям о кротости, и никто между ними не помышляет о чем либо благопристойном, но совершает беззакония неудержимо и притесняет по своему произволу, потому что нет в них стыда. Ибо они и не расположены к милосердию, но, говорит, для них будет самым любимым делом нарушать закон и поступать своевольно. Нечто подобное говорит устами того же пророка жителям ассирийской страны: Се аз возбуждаю на вы Мидов, иже сребра не вменяют, ниже злата требуют. Стреляния юношеская сокрушат (Ис. 13:17-18). Ибо когда Бог являет гнев Свой на согрешающих, то ничто не в состоянии помочь им. Напротив зверская душа свойственна истребителям тех, на которых они устремляются.
Ст. 2–4 На мя Еламите, и послы Персстии на мя идут: ныне воздохну и утешу себе. Сего ради наполнишася чресла моя разслабления, и болезни прияша мя аки раждающую: неправдовах еже не слышати, потщахся еже не видети. Сердце мое заблуждает, и беззаконие погружает мя, душа моя стоит во страсе
В сих словах речь имеет характер олицетворения. Ибо выводится Ассириянин, устрашенный нападением, не оставшийся в неведении относительно отрядов неприятельского войска и относительно того, против кого они направляют свой военный поход. Ибо не против кого-нибудь другого, но, говорит, против меня устремились Еламиты и самые лучшие из Персов. Итак, воздохну и утешу себе. Ибо для тех, которые находятся в крайнем бедствии, по-видимому, некоторым облегчением служат плач и сетование; потому что скорбь вызывает слезы. Но странным представляется то, что плачут Ассирияне, которые всегда были жестокими и гордыми, ко всем народам относились весьма пренебрежительно и воображали, что никто не может оказать им сопротивления. И при всем том сии до такой степени дерзкие и возносившиеся в мыслях своих выше естества человеческого проливают, подобно женщинам, слезы и составляют плачевную песнь о себе самих и прежде самого сражения издают вопль от слабости. Ибо наполнишася чресла моя разслабления и болезни прията мя, аки раждающую. Но почему, говорит, это случится с тобою, Ассириянин? Вопрошающему тебя скажи: да, я знаю, что многими грехами оскорбил всемогущего Бога. Неправдовах еже не слышаши, потщахся еже не видети. Этим, говорит, я повредил самому себе, потому что я употреблял большие усилия, чтоб не слышать и прилагал старание к тому, чтоб не видеть, кто, то есть, истинно и по природе Бог. Ибо я слышал о богослужении Иудеев, взял святой город, разрушил храм; из слышанного о законах, данных Израильтянам, я мог иметь некоторое познание о Нем. Даже и пророк Иона был послан Богом, проповедуя и говоря: еще три дня, и Ниневия превратится (Ион. 3:4). Но я тотчас убоялся угрозы и раскаялся, а потом опять неправдовах еже не слышати, потщахся еже не видети того, что необходимо было видеть; ибо заблудилось мое сердце и грех, как бы погрузивши, сделал меня утопающим; посему и душа моя стоит в страсе, ибо доведена до крайнего ужаса. Итак, сии изречения могут быть приписаны Ассирианам; потому что святые пророки обыкновенно, ради пользы слушателей, (те или другие) изречения влагают в уста (известных) лиц.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Грозное видение показано мне: грабитель грабит, опустошитель опустошает; восходи, Елам, осаждай, Мид! всем стенаниям я положу конец
Грабитель - по Orelli здесь стоящее евр. слово следует перевести выражением: изменник bohed. По замечанию этого толкователя, здесь можно находить указание на то, что разрушителями Вавилона будут изменившие ему вассальные цари.
Восходи. Вавилон в Библии изображается иногда как гора, поднявшаяся до небес (Иер. 51:25, 53).
Елам (по-ассир. ilamti) - страна к востоку от Тигра, стоявшая к Вавилону в таких же отношениях как и Мидия. Это - не то же, что Персия: арийские персы во времена Исаии евреям не были известны.
Мид - см. Ис. 13:17.
Всем стенаниям… Русский перевод приписывает эти слова Всевышнему, но раньше шла речь пророка, след. перевод - не соответствует контексту речи. Кроме того, и далее пророк выражает свое сожаление о гибели Вавилона. Между тем это сожаление не было бы неуместно, если бы в конце 3-го стиха Господь возвещал об окончании страданий порабощенных Вавилоном евреев. Condamin поэтому, исправляя слово: haschbiti = я положу конец, на haschbit = положи конец, и вместо anechatan = стенания, читая chanenah = сострадание, переводит так это место: «не имейте более сострадания!»
Толковая Библия.
См. также Толкование на Ис. 21:1
протоиерей Николай Троицкий (†1920)
Предмет пророческого видения, открытый Исаии самим Богом, страшен, грозен: это нашествие многочисленного и сильного войска Еламитян, Мидян и Персов, грозное и разрушительное как ураган Аравийской пустыни. Это войско врагов, как туча, поднимается из-за горизонта, облегает города и разражается градом камней и стрел, брошенных опытной рукой метких воинов, вооруженных пращами и луками. При созерцании этого видения пророк весь проникается глубоким чувством страха... Он видит, как преступающий пределы Вавилонии и совершающий беззаконное опустошение этой страны грозный царь-завоеватель подвигается со своим войском ближе и ближе к Вавилону. Пророк слышит крик населения Вавилона: «вот идут на нас Еламитяне и Персы!..» Это вопль отчаяния при первом известии о приближении врагов.
Извещенный Богом, пророк знает, что, разрушив Вавилон, Мидо-персидское войско тем самым положит конец всем стенаниям всех народов, которых порабощали и жестоко угнетали властолюбивые и гордые Вавилоняне, а также и народа Божия – Израиля (ср.Is.13:5,11,17,18;14:3,7,17) Посему, созерцая погибель Вавилона, пророк, от лица своего народа и как бы в месте с ним переносясь в будущее, проповедует: «теперь я свободно воздохну, теперь услышит меня Господь», разумеется, потому, что уничтожен враг – пленитель, настало время освобождения и возвращения в отечество.