Скрыть
Въ то́й де́нь бꙋ́детъ і҆и҃ль тре́тїй во є҆гѵ́птѧнѣхъ и҆ во а҆ссѷрі́анѣхъ, благослове́нъ на землѝ,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

В той день будет Израиль третий, то есть первые - Ассирияне, вторые - Египтяне, третьи - Израильтяне. Или это означает, что Израиль разделится на три части; одна часть будет в Египте, другая в Ассирии, а третья в земле наследия своего. И будет во Египтянех и во Ассирианех, благословен.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 22-25 И поразит Господь Египет; поразит и исцелит; они обратятся к Господу, и Он услышит их, и исцелит их. В тот день из Египта в Ассирию будет большая дорога, и будет приходить Ассур в Египет, и Египтяне - в Ассирию; и Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу. В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею; благословение будет посреди земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой - Египтяне, и дело рук Моих - Ассирияне, и наследие Мое - Израиль

Населяя Иерусалим, они пребывали в бедствиях, а когда пришли в землю иноплеменных, получили благословение. Видишь ли, что Бог всегда ищет добродетели, а не места? Кто святее этого народа? Он впервые показал тебе, что можно угодить Богу и в чужой земле. А когда слышишь от Павла, что на всех местах воздеваются преподобные руки, то ты не смущайся и не думай, что он говорит что-либо против закона. Все, что было в Ветхом Завете, изъято: субботы упразднены, обрезание отнято, жертвы отвергнуты, храм бесполезен, государство потеряно, город разрушен. И вот, после этого, ты, с опущенной головой, придешь сюда и сядешь под бегущими тенями, которые не принесли никакой пользы отцам. Все иудейское изъято, только одно знание Бога без дел нисколько не помогло им. Видишь ли? Все это – тени и образы, ими Бог желал чего-то иного. Будем же делать угодное Богу и стремиться к спасению, и не будем домогаться чего-либо – иудейского ли, или христианского. Ничто столько не знатно, как добродетель и святая религия, которой желает Бог.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 24-25 В день тот Израиль будет третьим с Египтянином и Ассириянином, (будет) благословение посреди земли, которую благословил Господь воинств, говоря: благословен народ Мой в Египте, и дело рук Моих в Ассирии; наследие же Мое Израиль

Израиль отнюдь не будет раздавлен, находясь в средине между Египтом и Ассириею, в то время как то Антиохии и Димитрии тянули к себе царство иудейское, то Птоломеи присвояли себе власть над ним; но даже, находясь и под властию Римскою, и чрез это под властию Христовою, Иудея будет в таком же состоянии, как и Египет и Ассирия, и будет благословляема во всей земле. Ибо из Сиона выйдет закон, и слово Господне из Иерусалима. Тогда будет сказано Господом: благословен народ Мой в Египте, — когда в предшествии не Моисея, а Господа Христа, бесчисленные тысячи людей наполнят пустыни, и по потоплении Фараона, скажут в пустыне: поим Господеви, славно бо прославися; коня и всадника вверже в море (Исх. 15:1). Тогда дело рук Господних будет и в Ассирии, ибо эти величайшие народы процветают сонмами монахов и Египет и Месопотамия соревнуют между собою равным благочестием. Наследие же Христа — Израиль, т.е. места Его рождества, креста, воскресения и вознесения, места, к которым стекаются со всего мира.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая


Ст. 24-25 Израиль будет третьим с Египтом и с Ассириянами, чтобы всю массу заквасить своим благословением и чтобы относившиеся прежде к нему враждебно объединились этою связью благословения, и чтобы был народом Божиим Египет и делом рук Его Ассириянин, наследием же Его Израиль. Благословен Египтянин Господом, потому что он благословляется вследствие сообщества с Израилем. И дело рук Его Ассириянин, потому что на нем Он явил милосердие свое. Но только один Израиль может сказать: часть моя Господь (Плач. 3:24), Израиль, который умом созерцает Бога и называется Его наследием.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 24-25 В той день будет Израиль третий во Египтянех и во Ассирианех, благословен на земли, юже благослови Господь Саваоф, глаголя: благословени людие мои, иже во Египте и иже во Ассириах, и наследие мое Израиль

Израиль назван первородным между сыновьями. Но поелику он жестоко поступил со Христом, то он поставляется позади язычников и как бы получил по жребии второе место; ибо и для него предопределено время обращения. Посему написано, что когда исполнение языков внидет, тогда весь Израиль спасется (Рим. 11:25-26). Обрати же тщательное внимание на то, что он упоминается третьим между сими – между Ассириянами и Египтянами. Ассириянами же, как я сказал, здесь называет тех, которые населяли всю восточную страну, в особенности же находящуюся между реками, в которой (стране), говорят, и находятся истинные поклонники, ведущие строгий подвижнический образ жизни, родственный и близкий к образу жизни Египтян, отличаются одинаково горячим усердием и ревностью ко всему доброму и добродетелью. Посему Бог всяческих говорит: благословени людие мои, иже во Египте, и иже во Ассириах. Израиль же перечисляется третьим; и причину этого пророческое слово указало нам прежде; ибо он убил Господа и поставляется позади других, как говорит Давид: и в последних был первородный.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 23-25 В тот день из Египта в Ассирию будет большая дорога, и будет приходить Ассур в Египет, и Египтяне - в Ассирию; и Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу. В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею; благословение будет посреди земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой - Египтяне, и дело рук Моих - Ассирияне, и наследие Мое - Израиль

В тот день - очевидно, во времена мессианские.

Большая дорога. Такая дорога существовала уже издавна. Она шла из Египта через восточную Палестину и Сирию в Месопотамию (Быт 37:25). Но пророк, очевидно, разумеет здесь дорогу в переносном смысле этого слова. Он хочет сказать, что египтяне и ассирийцы, в его время постоянно враждовавшие между собою из-за обладания Малой Азией, во времена Мессии будут посещать друг друга только с мирными намерениями, а не для того, чтобы воевать.

Будут служить Господу. Египет и Ассирию соединит главным образом общая религия (ср. 11:6 и сл.).

Израиль будет третьим. Евреи также постоянно враждовали то с Египтом, то с Ассирией. Во времена Мессии Израиль войдет в великий духовный союз со своими прежними врагами.

Благословение - по переводу Condamin'a здесь следовало бы прибавить частицу как: Израиль будет как благословение, т. е. посредником в получении божественных благословений всею землею (ср. Быт 12:2 и сл.). Важно отметить, что египтянам дается здесь название «мой народ», какое прежде давалось только евреям.

До последнего времени подлинность первой части 19-й главы (1-15 ст.) мало кем оспаривалась. Только Duhm усомнился в подлинности этого места. Вот какие основания для своего сомнения выставляет он:

а) Исаия шесть раз в четырех первых стихах повторяет слово Египет,

б) Исаия слишком подробно говорит о средствах существования рыбаков и ткачей египетских,

в) Исаия здесь не выставляет мотивов для своих угроз.

По следам Duhm'а и Scheyne совершенно отверг подлинность этого отдела на том основании, между прочим, что в 1-15 ст. 19 главы встречаются выражения, употребляющиеся в не подлинных, по его мнению, частях книги Исаии. Но все указанные Египет? Почему он не мог обстоятельно описать положение, в каком очутятся египетские промышленники и ремесленники? Что же касается отсутствия мотивов для угроз, то и в других, несомненно, Исаииных пророчествах на иноземные народы, также не указаны, эти мотивы (см., напр., пророчества о Моаве в 15 и 16 главах).

Наконец, весьма странно соображение, выставленное у Scheyne. Дело в том, что тот же критик доказывает неподлинность других некоторых глав из книги Исаии именно тем, что в них встречаются выражения, употребляющиеся в первой половине 19 главы; получается таким образом какой-то «круг» в доказательствах…

Что касается возражений против подлинности второй половины 19 главы, то они являются более серьезными. Они почерпаются из терминологии этой части 19 главы, из стиля, из симпатического тона пророчества, в особенности же из деталей, содержащихся в 18-25 ст. Duhm и Marti находят, напр., в 18 и 19 ст. намек на построение иудеями храма в Египте, в г. Леонтополе, около 160 г. (Иосиф Флавий Древн. XIII, 3, 1) и потому относят появление этого пророчества к половине второго века до Р. Х.

Но и эти возражения все же не непреоборимы. Прежде всего стиль речи скорее говорит в пользу подлинности 16-25 стихов. Baudissin и Stade говорят даже, что если эти стихи не принадлежат Исаии, то, во всяком случае, автор их заметно хотел подражать «манере» Исаии. Затем, какой смысл во 2 в. до Р. Х. было бы говорить о будущей судьбе Ассура, с которым халдеи давно уже покончили? Напротив, отношения взаимные Египта, Ассирии и Иудейского царства около 700 г. до Р. X., скорее всего могли подать повод возвестить о будущем обращении к Всевышнему обеих первых держав. Наконец, если Duhm и Marti читают в 18 ст. вместо ir hacheres - город солнца - ir haheres «город льва», чтобы найти здесь указание на г. Леонтополь, то их чтение и переводы весьма сомнительны: еще не доказано, чтобы евр. слово haheres могло означать льва…

Итак, мы считаем все нападки на подлинность 19 главы нисколько не убедительными.

Что касается времени составления этого пророчества, то его лучше всего относить к последним годам служения Исаии.

На строфы эта речь может быть разделена так:

1 строфа_1-4 ст. _(3, 3)

2 строфа_5-10 ст. _(3, 3)

3 строфа_11-15 ст. _(3, 3)

Во второй части главы определенной симметрии не усматривается.

Стихи: 1, 3-5, 12, 16, 19-21, этой главы положены для чтения в качестве паремии на праздник Сретения Господня, вероятно, потому, что, согласно преданию, тотчас после Сретения Богомладенец был унесен в Египет, где пред Ним в г. Илиополе пали все идолы.

См. также Толкование на Ис. 19:16

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

24–25. В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею; благословение будет посреди земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой – Египтяне, и дело рук Моих – Ассирийцы, и наследие Мое – Израиль.

 «В тот день»
, когда совершится суд Божий над Египтом и Ассирией, Израиль будет «третьим», т.е. посредником, между ними: он примирит их, сообщит им истинные понятия о Боге, о требованиях Его святой воли, и вообще просветит их светом божественного откровения. Тогда, сроднившись с Израилем по духу, потомки Ассура и Куша будут уже достойны благословений народа Божия: тогда-то исполнится обетование Божие, данное еще Аврааму, что «в потомстве его благословятся все племена земные» (Быт.12:1–3).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible