Скрыть
Оскудѣ́ша кня́зи тане́совы, и воз­несо́шася кня́зи мемфи́тстiи, и прельстя́тъ Еги́пта по племено́мъ.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Обезумели князья Цоанские; обманулись князья Мемфисские, и совратил Египет с пути главы племен его

См. Толкование на Ис. 19:12

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Обезумели князья Цоанские; обманулись князья Мемфисские, и совратил Египет с пути главы племен его

или потому, что прежде обещали какие-либо блага, или потому, что они, прежде гордые, не могли проявить этого.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 11-13 Глупы князья Цоанские; мудрые советники Фараона дали совет неразумный. Как скажете вы Фараону: я сын мудрецов, сын царей древних! Где теперь мудрецы твои! Пусть они возвестят тебе и покажут, что замыслил Господь воинств на Египет. Глупы стали князья Цоанские, увяли князья Мемфисские; они обманули Египет, угол народов его

Что Цоан был столицею Египта, показывает и Псалмопевец, говоря что там Моисей сотворил много чудес, которые описываются в Исходе: сотвори чудеса в земли Египетстей на поли Танеосе (Пс. 77:11). А что Мемфис был предан чародейству, то это и до настоящего времени показывают остатки прежнего заблуждения. Кратко изображается то, что с наступлением Вавилонского опустошения, все советы магов и хвалившихся знанием будущего окажутся неразумными, и что при пришествии Христовом все обратится в ничто, когда прорицатели Египта не найдут совета, как бы сокрушить учение Христианское. Это особенность Писаний, что угол они употребляют в смысле царской власти, так как она соединяет народы и составляет как бы самую крепкую основу целого дома. Поэтому и Христос, соединяющий стены двух народов, называется краеугольным камнем (Еф. 2). Слова же: как скажете вы Фараону: я сын мудрецов, сын царей древних указывают, что Египтяне родоначальниками своими представляют героев и богов, Ороса, Изиду, Озириса и Тифона.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.

См. также Толкование на Ис. 19:5


И Я возстановлю Египтян против Египтян, и будет сражаться муж против брата своего и муж против друга своего, город против города, царство против царства

По вступлении Господа в Египет, при разрушении могущественнейшего народа, первою победою Его будет раздор Египтян против Египтян и ожесточенная междоусобная война их, что очевидно исполнилось во времена Ассириян и Навуходоносора, царя Вавилонского, когда одни были неподвижны, а другие сопротивлялись. А что это предсказывает о плене Вавилонском, то об этом свидетельствует Иеремия, говоря: «Египет — красивая и благообразная телица; погонщик от севера придет к ней»; и еще: «посрамлена дочь Египта и предана в руки народа севернего» (Иер. 46:20-24). Иезекииль, присоединяясь с равным авторитетом пророчества, говорит: «положу конец многолюдству Египта рукою Навуходоносора, царя Вавилонского». И еще: «укреплю мышцы царя Вавилонского и дам меч Мой в руку его и сокрушу мышцы Фараона. И узнают, что Я Господь, когда дам меч Мой в руку царя Вавилонского и он прострет его на землю Египетскую. И рассею Египет по народам» (Иез. 30:10, Иез. 30:24-26). Если же относим ко временам Спасителя, то можем привести оное место из Евангелия: не мните, яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч. Приидох бо разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою и невесту на свекровь свою. И врази человеку домашние его (Мф. 10:34-36). И опять в другом месте: будут разделены трие на два и два на три. Разделится отец на сына, мати на дщерь и невеста на свекровь свою (Лк. 12:52-58).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 13–15 Оскудеша князи Танесовы, и вознесошася князи Мемфитстии, и прельстят Египта по племеном. Господь бо раствори им дух прельщения, и прельстиша Египта всеми делесы своими, якоже прельщается пияный и купно блюющ. И не будет Египтяном дела, еже бы сотворило главу и ошиб, и начало и конец

Здесь пророческое слово посмеивается пред нами над забавами и пустыми речами ложных пророков. Ибо начальник Египтян спрашивал всегда находящихся с ним волшебников и ложных пророков, которые назывались мудрецами, какой конец будут иметь для него ожидаемые события. Когда же совет их оказался ошибочным и они обличены были во лжи и не оказалось никого, кто бы помог им найти путь к полезному совету и правильным мыслям, то они признаны были ничтожными и наконец стали искать других мудрецов. И некоторые удивлялись начальникам Мемфиса, то есть, жрецам и волхвам, жившим, полагаю, в Мемфисе; ибо они в то время считались как бы избранными, и. как достигшие высшей степени в искусстве волхвования, идолопоклонникам казались достойными всякого уважения. Итак, говорит, оскудеша князи Танесови, то есть ни во что вменены, великими же и достойными удивления показались царю и всем, находящимся около него, начальники Мемфиса: но и они ввели в обман Египет по племенем, то есть по городам и селениям, ввели в обман не отдельных людей, но множество народа; ибо им доверяли, хотя они не могли сказать ничего существенно полезного. Каким же образом доверяли им? Господь бо, говорит, раствори им дух прельщения, то есть удалил от языка их всякое слово истины, так что они не могли ни помыслить, ни сказать что либо истинное; ибо на языке идолослужителей не могла находиться истина. Посему они вводили в обман Египет, подобно тому, как блуждает пьяный и извергающий блевотину; ибо обыкновенно пьяные падают в нечистоты от блевотины. Посему говорит: не будет Египтяном дело, еже бо сотворило главу и ошиб, начало и конец. Ибо ни за одно из дел они не будут приниматься с бодростью, а это есть начало и глава. И ни одно из их дел не придет к самому желанному исходу; а это и есть ошиб и конец. Ибо всякое соображение человеческое ничтожно и всякая помощь ненадежна и ни в каком отношении не может оказать пользы, когда Бог посылает несчастие и налагает свою всесильную руку на удаляющихся от Него и когда Он изменяет самую природу вещей, сообразно с Своим желанием.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Обезумели князья Цоанские; обманулись князья Мемфисские, и совратил Египет с пути главы племен его

Мемфис, по-егип. Меннуфер, Меннуфэ (пристанище добрых) по-ассир. Мемпи, был другой столицей нижнего Египта.

Главы племен - в переводе с евр.: краеугольные камни (ср. 28:16) или основания племен или областей, из которых царство египетское образовалось и на которые впоследствии опять распалось.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

13–14. Обезумели князья Цоанские; обманулись князья Мемфисские, и совратил Египет с пути главы племен его. Господь послал в него дух опьянения; и они ввели Египет в заблуждение во всех делах его, подобно тому, как пьяный бродит по блевотине своей.

 Мемфис
, расположенный на берегу Нила (не далеко от разделения его на два главных рукава), также как и Танис, был одним из главных городов Нижнего Египта. Князья Мемфиса были уверены, что они могут знать волю своих богов и, при помощи многоразличных средств, узнают от них как причину общественных бедствий, так и сами средства спасения. Неосновательность такой уверенности однако же откроется вполне, когда настанет непредвиденный, но грозный суд Божий не только над египтянами, но и над их богами. Представителей и правителей Египта Господь предоставил их собственной мудрости. И вот они, прельщаясь изобретением многих удобств жизни, не рассуждали о высших путях Промысла Божия. Таковыми были и князья Мемфиса. Обольщаясь и заблуждаясь сами, они обольщали и вводили в заблуждение и подвластных им, менее смышленых жителей Египта. Князья Египта, укореняя в стране наследственную языческую религию – почитание сил и предметов природы – тем больше и больше удаляли Египтян от веры в единого истинного Бога. И как пьяные, в состоянии опьянения, не чувствуют отвращения к той зловонной смеси, какую с болезненными судорогами изрыгает их отравленное чрево, так и князья Мемфисские, не разумея всей нелепости обожествления твари вместо Творца, не чувствовали прискорбного и постыдного унижения, когда покланялись богам, которых придумали сами, и не предчувствовали, какие гибельные бедствия последуют от безумного идолослужения.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible