Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Даниила 5:5
Въ то́й ча́съ изыдо́ша пе́рсты руки́ человѣ́чи и писа́ху проти́ву лампа́ды на повапле́нiи стѣны́ до́му царе́ва, и ца́рь ви́дяше пе́рсты руки́ пи́шущiя.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 2, 5 И рече царь при вкушении вина, еже привнести сосуды святилища, и пил из них сам царь, пили и вельможи и наложницы его. Это были те самые священные сосуды, которые отец взял из храма, иже во Иерусалиме, когда завоевал и разорил сей город, и которые содержал он в чести. Но Валтасар, пиршествуя с вельможами своими и пия вино, как видно из поступка его, предал сосуды сии на поругание, потому что и сам пил из них, пили также и вельможи его и другие.
И за сие не избег он тяжкого наказания; ибо Пророк говорит: изыде длань руки человечи, и писа на стене. Рука писала и отнимала у него царство; потому что он в гордости осквернением священных сосудов дерзнул поругаться самому Господу царства.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала
Заметь, что был вечер. Нужно было укротить надменность, происшедшую от опьянения, нужно было всем присутствовавшим узнать, что царь несет наказание. Зачем Бог не послал тотчас молнии с неба? Затем, чтобы опять прославился и раб его, чтобы выслушали от него, за что царь терпит это. Даниил, войдя, не только объясняет написанное, но говорит длинную речь, и притом увещательную, — не с тем, чтобы принесть пользу царю, но чтобы сделать других лучшими.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала
Прекрасно сказал: в тот самый час, как и выше о Навуходоносоре мы читаем: когда речь была еще в устах царя, раздался голос с неба (гл. 4 ст. 28), чтобы он знал, что не за другое что-либо он наказывается, как за богохульство. Персты же кажутся пишущими на стене против лампады, чтобы и рука, и то, что писалось, было видимо вдали от света. И пишут они на стене царского дворца, чтобы царь понял, что к нему относится то, что пишется.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Поскольку воспевал идолов, лишенных всякого действования, и презрел всех Бога, то Зиждитель всяческих учит его невидимости и бесплотности Божескаго Своего естества. Ибо показывает ему одни пишущее персты, вразумляя сим, что не увидел бы и их, если бы сам не подал повода сделать сие нужным. Великую же пользу получили от сего и пировавшие с царем, познавая, сверх бесплотности и невидимости, и могущество Божие, а также, сверх вещественности и неодушевленности воспеваемых ими богов, их совершенное бессилие и не деятельность. А что чудо сие произвело во всех великий страх, засвидетельствовал о том Пророк, сказав так: (Дан.5:6).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 5-6 В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое
Забывшийся Валтасар был вразумлен явлением кисти руки, начертавшей на стене дворца таинственные письмена: дерзость сменилась испугом. Как свидетельствуют производимые в Вавилонии раскопки, внутренние стены домов покрывались штукатуркой — крепким цементом из гашенной извести и гипса, а она в свою очередь — белой мастикой, на которой изображались иногда целые картины. Легко начертанные на так отделанной стене письмена были видны пирующим, так как на них падал свет освещавшей пиршественную залу лампады.