Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Даниила 5:13
Тогда́ данiи́лъ введе́нъ бы́сть предъ царя́. И рече́ ца́рь данiи́лу: ты́ лиеси́ данiи́лъ, от сыно́въ плѣ́нникъ Иуде́йскихъ, и́хже приведе́ Навуходоно́соръ ца́рь оте́цъ мо́й?
Святые отцы
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 13-14 Ты ли еси Даниил, от сынов пленник иудейских? Слышах о тебе, яко дух богов в тебе. Когда Даниил увидел, что царь с гордостью и высокомерием спрашивает его: ты ли еси Даниил? - Тогда говорит царю: не отец твой привел меня пленником из Иудеи, но Бог из Иудеи отвел меня в плен.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Тогда введен был Даниил пред царя, и царь начал речь и сказал Даниилу: ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мой, царь, привел из Иудеи
Говорит это, как бы желая устрашить и притеснить Даниила. Но сказав: которых отец мой, царь, привел из Иудеи, он привел эти слова против себя самого: значит, он сам нуждается в этих пленниках!
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст.13 Тогда Даниил введен бысть пред царя. И рече царь Даниилу: ты ли еси Даниил, от сынов пленник Иудейских, ихже приведе Навуходоносор царь отец мой?
Тогда, сказано, вошел «Даниил, пред царя и рече царь Даниилу: ты ли еси Даниил, от сынов пленник иудейских?» Вероятно, Валтасар по причине великого злочестия, по смерти отца, избегал сообщения с Даниилом. Потому, пораженный страхом немедленно призывает волхвов и Халдеев, о Пророке же и памятование не держал он в уме. Но когда матерь его напомнила о бывших при отце чудесах, и призванный Даниил пришел, тотчас царь узнал его, потому что, если бы не узнал, не вспомнил бы о роде, и не стал бы указывать на плен иудейский. Однако же спрашивает Даниила и говорит: «ты ли еси Даниил от сынов пленник иудейских?» И прежде, нежели подтвердил сие Пророк, говорит: (Дан.5:14)
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 13-16 Тогда введен был Даниил пред царя, и царь начал речь и сказал Даниилу: ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мой, царь, привел из Иудеи? Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе. Вот, приведены были ко мне мудрецы и обаятели, чтобы прочитать это написанное и объяснить мне значение его; но они не могли объяснить мне этого. А о тебе я слышал, что ты можешь объяснять значение и разрешать узлы; итак, если можешь прочитать это написанное и объяснить мне значение его, то облечен будешь в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь в царстве
Валтасару была известна история царствования Навуходоносора, по крайней мере, история его болезни (ст. 22; ср. ст. 18-21), но Даниила он не знает («ты ли Даниил?») и о мудрости его слышит, по-видимому, в первый раз (ст. 16; ст. 13). Причины этого заключаются, кажется, в начавшихся после смерти Навуходоносора дворцовых смутах в переворотах: его сын Евильмеродах, процарствовав два лишь года, был убит мужем своей сестры Нериглиссором; этот последний правил около 4 лет и был убит в войне с персами; его сын и преемник Лавосоардах процарствовал только 9 месяцев и был убит заговорщиками, в числе которых значился и Набонид, отец Валтасара. Неизбежная при подобных переворотах смена вельмож сказалась на Данииле удалением его из Вавилона: по крайней мере в третий год правления Валтасара он находится в Сузах (8:1-2). Нет ничего удивительного, что при подобных обстоятельствах пророк не был известен Валтасару.