Скрыть
пiя́ху вино́ и похвали́ша бо́ги златы́я и сре́бряныя, и мѣ́дяныя и желѣ́зныя, и древя́ныя и ка́мен­ныя, а Бо́га вѣ́чнаго не благослови́ша, иму́щаго вла́сть ду́ха и́хъ.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-4 Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его. Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных

Видишь, что сосуды были взяты. Но посмотри на их силу и после того, как они были взяты и положены в идольском храме. Царь поступает с ними по своему произволу. Почему это? Они взяты были за грехи (иудеев), которые были наказаны. Чем же все кончилось после знамения? Почему не потерпели ничего вельможи, но один царь? Потому, что он приказал, он был виновником. И славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. Почему у них было такое различие богов? Диавол, желая лишить их всякого оправдания, часто внушал им делать деревянных богов, чтобы им не иметь оправдания даже в драгоценности вещества. Славили их. Посмотри, Бог никогда не начинает, но действует после. Для чего суд последовал немедленно и в тот же час? Для того, чтобы не уничтожилось то, что было сделано прежними чуде­сами; оскорбляя Бога употреблением сосудов, царь хотел оскорбить и людей. И посмотри, что происходит. Он пожелал сосудов, и в тот же час был наказан. Для чего не посылается пророк с обличением, но персты руки? Для того, чтобы обличение было более поразительно.

Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 5

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Пили вино и славили богов своих золотых, и серебряных, и медных, железных, и деревянных и каменных

Какое безрассудство! Пившие из золотых сосудов славили деревянных и каменных богов. Пока сосуды были в капище вавилонском, Господь не гневался, потому что они, как священные предметы, были по-видимому предназначены, хотя и соответственно превратному пониманию, однако для богослужебного употребления; но когда божественное было осквернено чрез человеческое употребление, то тотчас после святотатства следует наказание. Славят же они богов своих, ругаясь над богом иудейским; потому что когда те дают победу, то они пьют из сосудов Его. Применительно к иносказательному смыслу следует так сказать, что все еретики и учение, противное истине, принимая слова пророков, и злоупотребляют свидетельствами Божественного Писания применительно к своему пониманию, и дают пить тем, коих обольщают и с коими блудодействуют; берут сосуды храма и упояются из них, и славят не Бога, которому принадлежат сосуды, а богов золотых и серебряных, и медных и железных, и деревянных и каменных. Золотые (боги) – это, по моему мнению, те [образы], которые измышляются мирским разумом. Серебряные – те, которые имеют прелесть красноречия и построены по правилам риторического искусства. Медными и железными называются те, которые основываются на баснях поэтов и пользуются древними преданиями, значительно разнясь между собою или по изяществу или по глупости. Представляющие же совершенные нелепости называются деревянными и каменными. Все они разделяются на два разряда в Второзаконии, в котором пишется: Проклят человек, иже сотворит изваяние и слияние, дело рук художника, и положит е в сокровении (Второз. 27, 15). Ибо все еретики скрывают и прикрывают учения своих лжеизмышлений, чтобы состреляти во мраце правыя сердцем (Псал. 10, 2).

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.4 Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. 
Ст.4 Пияху вино и похвалиша боги златыя и сребряныя, и медяныя и железныя, и древяныя и каменныя, а Бога вечнаго не благословиша, имущаго власть духа их.

     Пияху вино, то есть орудиями пьянства сделал утвари божественной службы, и женщинам, служившим его непотребству, повелел пить из них вино. Потом, показывая крайнюю меру нечестия, Пророк присовокупил: И похвалиша боги златыя и сребреныя, и медяныя и железныя, и древяныя и каменныя.
     Исполненный всякой мерзости Валтасар, упиваясь и наслаждаясь из божественных сосудов, забвение предал Владыку всяческих, чествовал же в песнопениях богов не существующих, сделанных из неодушевленного вещества, которые и от искусства не получили силы действовать, но приняли только образ, лишенный действования. Ho Правитель всяческих по долготерпению не попустил, чтобы сквернились, как того времени люди, так и живущие после них, немедленно же являет силу Свою. Ибо Пророк говорит: (Дан.5:5).

Толкование на видения Пророка Даниила

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-4 Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его. Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных

Протекавший обычным порядком, пир Валтасара неожиданно закончился глумлением над Богом, выраженным в превращении посвященных Ему сосудов в пиршественные чаши и в хвалебных песнопениях в честь богов языческих. Первое говорило, что в глазах верующих Бог израильский не заслуживает никакого уважения — Его сосуды взяты для низкого употребления, вторые еще более усиливали и подчеркивали эту мысль, — богохульственно противопоставляли могущество языческих богов бессилию Бога еврейского. Поэтому вполне прав Иосиф Флавий, называя Валтасара «дерзновеннее» Навуходоносора, не посмевшего употреблять сосуды иерусалимского храма для себя и положившего их в храме своего бога.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible