Скрыть
Въ то́й де́нь, гл҃етъ гдⷭ҇ь, погꙋблю̀ премꙋ̑дрыѧ ѿ і҆дꙋме́и и҆ смы́слъ ѿ горы̀ и҆са́ѵовы:

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Не в тот ли день это будет, говорит Господь, когда Я истреблю мудрых в Едоме и благоразумных на горе Исава?

Погублю премудрыя от Идумеи, нанесу им такой удар, который приведет их в оцепенение. И смыслящаго от горы Исавовы; их постигнет конечное истребление.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 8–9 Не погублю ли Я в тот день, говорит Господь, мудрых в Идумее и благоразумие на горе Исава? И поражены будут страхом храбрецы твои с юга, чтобы погиб муж на горе Исава

Когда враг овладеет пределами твоими и все союзники твои осмеют тебя и одолеют тебя, тогда погибнет мудрость в Идумее, и проницательность ея окажется глупостью. Сам Господь также истребит мудрость на горе Исава, то есть на горах Сеир, или потому, что город Идумея расположен на горе, или же потому, что вся та страна, обращенная к югу и сопредельная с пустынею, покрыта высокими горами. Поэтому и говорится: «устрашатся воители твои из Фемана», что мы перевели чрез «юг». Исав, как выше я сказал, называется тремя именами; также и та часть царства его, которая обращена к югу, носит три названия: «Даром, Феман и Нагев», и все три [названия] означают по Иезекиилю «юг», «юго-запад» и «полдень». Когда храбрецы царства его, жившие (или: живущие) на юге, будут поражены страхом, то погибнет муж на горе Исава, который обыкновенно и воевал для защиты граждан и давал мудрые советы. Иначе: когда те, которые прежде были обольщены, обратится к Церкви, тогда погибнут в войне, которую Сам Господь будет вести, мудрецы идумейские, мыслившие о плотском и земном, и будет истреблено благоразумие на горе Исава, превозносившейся против разума Божия. Те, которые прежде вели борьбу при помощи диалектического искусства в защиту Исава и Идумеи и были опорою «Фемана», что означает «истребление», перестанут вести борьбу в защиту учителей своих, или: те, которые прежде присвояли себе свет знания и считали себя находящимися на юге, будут поражены страхом и ужасом, когда муж церкви одержит победу над софизмами их, так что не останется никого, кто мог бы посредством царского совета или вооруженной силы ратовать за высокомерие и ложное учение еретиков.

Толкование на книгу пророка Авдия

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Страшен и явлен есть, от него суд его будет, и взятие его от него изыдет

Речь переходит к вождю народа, то есть к тирану вавилонскому, может быть, к Навуходоносору, который покорил Иудею и, предавши огню самый божественный храм, отвел в свою страну, в качестве пленного, Иуду. Итак, называет его страшным по причине его свирепости и неукротимости в гневе, необузданности в мыслях и жесткости в мщении. «Явленным» же называет его, как честолюбивого и тщеславного, и ненасытного любителя славы, ибо цари Вавилона всегда были надменны и весьма славолюбивы. Поскольку же они во всяком деле и предприятии руководствовались своим произволом, требуя от подчиненных просто только исполнения своих повелений, то поэтому говорит: «от него суд его будет», то есть, он действует по своевольным побуждениям и, вследствие чрезмерной надменности, не терпит мнения других, хотя бы он требовал чего-нибудь невозможного; ибо замыслы персов заносчивы. Но поскольку они имели обычай производить гадания пред битвами и при помощи искусства магов старались узнавать, чем окончится предприятие, то он опять говорит: «и взятие его от него изыдет». Взятием же называет прорицание. За искусными в прорицании, говорит, не будет посылать к другим народам или в другие страны; напротив, говорящих ложь и не знающих ничего истинного, но всегда только подстрекающих и обыкновенно предвозвещающих ему победу, он всегда будет иметь среди живущих с ним. Государство вавилонское этим очень славилось. Поэтому-то и Валак, царь моавитский, когда хотел подвергнуть проклятию израильтян и старался узнать будущее, – из Месопотамии призвал Валаама. Он думал, что волхвы вавилонские искусны и проницательны и, будучи весьма могущественны при помощи своего волшебного искусства, могут совершать все, что угодно.

Но, если угодно, мы можем принять и иной смысл объясняемого места. Изобразив вавилонского тирана, сказав, что он страшен и знаменит, тотчас прибавил, что «от него суд его будет и взятие его от него изыдет». Это можно будет понимать так. Бог всяческих определил наказать Израиля, проводившего постыдную и нечистую жизнь. Посему это выражение означает: над ним суд будет от самого вавилонянина; он как бы так говорит: он будет орудием гнева моего и чрез него я накажу тебя. Предсказание же о тебе значит: какое я приму решение и определение, «от него» также «изыдет», то есть, будет приведено в исполнение; ибо он приведет в исполнение то, что происходит из моей воли и благоусмотрения.

Толкование на пророка Аввакума

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 8
Не в тот ли день это будет, говорит Господь, когда Я истреблю мудрых в Едоме и благоразумных на горе Исава?

Ст. 9
Поражены будут страхом храбрецы твои, Феман, дабы все на горе Исава истреблены были убийством.
Всех предам конечной гибели, и гордящихся мужеством, и величающихся мудростью, и подчиненным им. И показывая правдивость определения, продолжает Пророк:

Ст. 10
За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда.
Описывает же и самые виды обид, причиненных брату.

Толкование на пророка Авдия

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Не в тот ли день это будет, говорит Господь, когда Я истреблю мудрых в Едоме и благоразумных на горе Исава?

(Ав. 1:8–9) содержат описание предстоящего Едому бедствия. — Не в тот ли день: слово день употреблено пророком в общем значении — время, период. — Я истреблю мудрых в Едоме: по (Иов. 2:11; Вар. 3:22; Иep. 49:7) Едом славился между народами своею мудростью. — И благоразумных на горе Исава: у LXX, в слав. отвлеченно — и смысл (σύνεστιν) от горы Исавовы. LXX передают (Ав. 1:8) не в вопросительной, а в положительной форме.

Толковая Библия

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст 5-9 Не воры ли приходили к тебе? не ночные ли грабители, что ты так разорен? Но они украли бы столько, сколько надобно им. Если бы проникли к тебе обиратели винограда, то и они разве не оставили бы несколько ягод? Как обобрано все у Исава и обысканы тайники его! До границы выпроводят тебя все союзники твои, обманут тебя, одолеют тебя живущие с тобою в мире, ядущие хлеб твой нанесут тебе удар. Нет в нем смысла! Не в тот ли день это будет, говорит Господь, когда Я истреблю мудрых в Едоме и благоразумных на горе Исава? Поражены будут страхом храбрецы твои, Феман, дабы все на горе Исава истреблены были убийством. 

Предвозвещаемое Богом низвержение Эдома пророк созерцает как событие уже совершившееся, притом как событие, нашедшее свое осуществление во всецелом опустошении народа посланным от Бога врагом. Для того, чтобы живее представить это низвержение и опустошение Эдома, пророк первоначально, в виде как бы сравнения, представляет два случая разграбления, при которых от разграбления нечто еще остается уцелевшим, и затем показывает, что с Эдомом поступлено будет гораздо хуже, – он будет ограблен дочиста. Если бы «воры», простые обыкновенные воры пришли к тебе, представляет пророк первый случай разграбления, если бы «ночные грабители», с насилием отнимающие чужую собственность, пришли за тем, чтобы причинить вред тебе – «о как ты разорен!» в форме восклицания, выражающего сильное изумление, вставляет пророк главную мысль своего предсказания и потом снова продолжает начатую речь об обыкновенных ворах и грабителях, то «они (воры и грабители) украли бы столько, сколько надобно им» или сколько в состоянии были взять, или, наконец, сколько им попалось под руку, таким образом не все бы украли, а нечто оставили бы и неукраденным. Затем пророк представляет другой случай. «Если бы проникли к тебе обиратели винограда, – говорит он, – то и они разве не оставили бы несколько ягод?», не оставили ли бы они тех ягод в винограднике, которые легко не заметить при общем, да еще торопливом обирании винограда и которые могут быть замечены только при вторичном, более тщательном обирании винограда. Так грабят воры, так сбирают обиратели винограда, но не так будет ограблен, не так обобран Эдом, – ограблен и обобран он врагом так, что у него ничего не осталось. "Как обобрано все у Исава и обысканы тайники его!», с изумлением восклицает пророк, те сокровища, которыми в особенности изобиловал главный город Эдома, Петра, как складочное место сирийско-аравийской торговли и которые служили источникам благосостояния и могущества сынов Эдома. Постигнутый таким несчастием – лишением всех своих богатств, Эдом среди беды будет искать себе помощи и поддержки у своих союзных народов, у тех соседних аравийских племен, с которыми он вел взаимную торговлю. С целью получить от них потребную для себя помощь, он будет посылать к ним своих послов, но обманется в своих надеждах, в своих расчетах на них. Эти мнимые союзники, не желая ввязывать себя в судьбу Эдома, отправляли назад послов его ни с чем: «до границы, – говорит пророк, –выпроводят тебя», в лице отсылаемых назад ни с чем и до самой границы провожаемых (ср. Быт.12:20) послов твоих; «все союзники твои обманут тебя», не дали тебе той помощи, которой ты от них ожидал; они коварно и изменили тебе, во время опасности оставили тебя беззащитного и слабого на произвол врага: «одолеют тебя живущие с тобою в мире», мужи, на которых ты надеялся, как на самых верных и надежных союзников своих, не дали тебе нужной помощи, сделали тебя чрез то народом, несильным противостоять врагу. Мало этого, за те материальные средства, которые ты, как народ торговый и богатый, доставлял своим окрестным союзникам, эти самые союзники составляют против тебя же, стесненного врагом, пагубные замыслы, направленные к твоей погибели, – за твое добро они только и думают о том, как бы удобнее и лучше погубить тебя, как бы причинить тебе рану наиболее опасную и гибельную: «ядущие хлеб твой нанесут тебе удар». Но не только у своих союзников не найдет себе поддержки Эдом во время несчастия, даже в самом-то себе потеряет он всякую опору. Та изворотливость, та быстрая сообразительность, какую Эдом так славно проявлял в цветущем состоянии своего царства, теперь сокроется от него, так что он при виде врага совершенно растеряется и не в состоянии будет придумать что-либо полезное для себя, для своего спасения. «Нет в нем смысла!», замечает пророк. Отчего же Эдом лишился рассудка своего? Это оттого, что Бог определил предать Идумеян непременной погибели и потому в день своего суда над Эдомом Сам отымет мудрость у мудрецов идумейских, так что они в тяжелое для Эдома время не в состоянии будут дать ни одного мудрого и полезного совета своему народу. «Не в тот ли день это будет, говорит Господь, когда Я истреблю мудрых в Едоме и благоразумных на горе Исава?». С отнятием мудрости и рассудка у мудрых, Господь отнимет мужество у храбрых и неустрашимых прежде воителей эдомских: "Поражены будут страхом, – говорит Господь, – храбрецы твои, Феман», потеряют по воле Божией дух мужества и воинской отваги, потеряют затем, «дабы все на горе Исава истреблены были убийством».

Пророк Авдий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible