Скрыть
А́ще воз­несе́шися я́коже оре́лъ и а́ще положи́ши гнѣздо́ твое́ средѣ́ звѣ́здъ, и от­ту́ду све́ргу тя́, глаго́летъ Госпо́дь.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь

Аще вознесешися по воздуху, якоже орел, то есть возвеличишься перед другими, и аще положиши гнездо твое среде звезд, куда не может достигнуть ни рука, ни мысль человеческая, и оттуду свергу тя и предам в руки пленяющих.

Комментарии на малых пророков

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 2–3 Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не услышишь, буду вопиять к Тебе, претерпевая насилие, и Ты не спасешь? Почему Ты показал мне неправду и скорбь (Вульг. труд), дал видеть грабительство и неправду против меня

Согласно буквальному значению пророк вопиет против Бога относительно того, почему Навуходоносор будет разорять храм и Иуду, почему Иерусалим будет подвергнут разрушению, хотя он – город Божий. Почему пророк взывает, но Бог не выслушивает его? он вопиет к Господу, угнетаемый Халдеями, но не получает спасения? Почему также пророк, или народ, – от лица которого он говорит ныне, – дожил и доведен был до того, что увидел неправды врагов своих и свои страдания? Почему неправда одержала против него верх? Но он говорит это в муках души, не зная, что золото очищается огнем, и что три отрока вышли из пещи огненной гораздо чище, чем они были прежде (Дан. 3, 94). Мы же можем это понять и вообще в том смысле, что пророк громко возвышает свой скорбный в полный жалоб голос, увлекаясь естественным человеческим нетерпением, ибо видит чрезмерное количество грешников и подавляющую силу богатства в этом мире, и сынов грешников, как бы новую отрасль их юности и дочерей их, украшенных подобно храмам, их шкафы для пищи, переполненные так, что из одних течет в другие; их овец чрезмерно плодовитых, которые размножились по дорогам их, и прочее, что́ более подробно описано в 143 псалме (12–15 стихи). Почему, о Господи, видишь Ты этих презирающих справедливость и молчишь, когда нечестивый попирает того, который справедливее его: и делаешь людей, как бы рыбами морскими и как бы пресмыкающимися, которые не имеют вождя? Тоже самое мы читаем и в псалме семьдесят втором: Ноги мои почти пошатнулись, и почти расстроились шаги мои (Пс. 72, 2) и прочее. И затем снова в том же псалме: Есть ли знание на высоте, у Вышнего, ибо вот грешники и изобилующее в веке настоящем захватили богатства (Пс. 72, 11–12) и прочее до слов: «руки мои». Но так говорят те, которые не знают неизследимых судеб Божиих (Рим. 11, 33) и глубины богатства премудрости и знания Его, потому что Бог видит не так, как видит человек. Человек созерцает только настоящее, Бог знает будущее и вечное (1Цар. 16, 7). И человек как бы больной в лихорадочном жару просит холодной воды и говорит врачу: „Я сильно страдаю, как бы распятый на кресте, я горю и задыхаюсь; о врач! доколе я буду кричать «и ты не услышишь меня?» Но мудрейший и милосерднейший врач ответит ему: „Я знаю, в такое время должен дать тебе того, чего ты требуешь; только я не сжалюсь над тобою, потому что такое снисхождение к тебе есть жестокость, и твое желание требует этого во вред тебе.“ Так и Господь Бог наш, зная вес и меру Своего милосердия, не выслушивает иногда вопиющего, чтобы испытать его и еще более побудить его к тому, чтобы он просил, и таким образом как бы очищенного в огне сделать его более праведным и чистым. Понимая эти испытания, как наступающее от Господа милосердие, апостол говорит: Не будем ослабевать в испытаниях (Еф. 3, 13) и во всякое время благословляет Бога (Псал. 33, 2): он знает, что тот, кто твердо претерпит до конца, будет спасен (Мф. 10, 22) и прославляет [Бога] в трудах и скорбях, и говорит с Иеремиею: «Скорби и бедствия я призову». Подобно тому, как иной человек призывает Бога, этот святой муж и непобедимый воин желает, чтобы для упражнения и испытания его наступили страдания и скорби.

Две книги толкований на пророка Аввакума к Хроматию


Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь

Спаситель пришел не мир принести на землю, но меч (Мф. 10:34). Пал денница, восходящий заутра, и питавшийся в раю сладости должен был выслушать слова: как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь. Ибо Люцифер говорил в сердце своем: выше звезд Божиих вознесу престол мой – буду подобен Всевышнему (Ис. 14:13-14). Потому-то ежедневно Бог говорит тем, которые нисходят по лествице, виденной во сне Иаковом: Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей (Пс. 81:6-7). Прежде всех пал дьявол, и когда Бог станет в сонме богов, посреди богов произнесет суд (Пс. 81:1), тогда апостол скажет тем, которые перестанут быть богами: Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, не человеки ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете? (1Кор. 3:3).

Письма (1-43)

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Доколе, Господи, воззову, и не услышиши? возопию к Тебе обидим, и не избавиши

Пророк созерцает лицо угнетаемого и терпящего обиду и издевательства со стороны тех, которые привыкли поступать несправедливо, и весьма искусно свидетельствует о свойственном Богу неизреченном человеколюбии, ибо изображает Его весьма долготерпеливым, хотя и ненавидящим злых. А что Он не тотчас подвергает наказанию согрешающих, это ясно показал, говоря, что Его молчание и долготерпение доходит до того, что наконец нужен бывает вопль к Нему, чтоб одни не совершали нестерпимого притеснения над другими и не наносили слабейшим беспрепятственно обиды. И тем самым, что он как бы упрекает долготерпеливого Бога, свидетельствует о безмерном Его человеколюбии: «доколе, – говорит, – воззову, и не услышиши? возопию к тебе обидим, и не избавиши?»; хотя Он угрожает весьма многими и жестокими наказаниями желающим нарушить закон.

Толкование на пророка Аввакума

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 2
Вот, Я сделал тебя малым между народами, и ты в большом презрении.
И показывая причину, продолжает:

Ст.3
Гордость сердца твоего обольстила тебя;
Потом открывает побуждения к сему презорству.

ты живешь в расселинах скал, на возвышенном месте, и говоришь в сердце твоем: «кто низринет меня на землю?»
А потом обнаруживает и самые помыслы его. Ибо говорит:

Ст.4
Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь.
Идумея остенена была весьма возвышенными вершинами гор. Заняв их при нашествии врагов, многократно спасались идумеи от сильных нападении. Итак, говорит Бог, поскольку, надеясь на сии высоты, надмеваешься и высоко о себе думаешь, как не доступный, то соделаю тебя идобоуловимым и доступным для врагов, не избегнешь вражеских рук, хотя, подобно орлу, вознесешься превыспренно, превыше самых облаков направишь полет свой, и жилище твое будет у самых звезд. И давая знать, какой конечной гибели предан будет народ сей. Пророк присовокупляет:

Ст.5
Не воры ли приходили к тебе? не ночные ли грабители, что ты так разорен? Но они украли бы столько, сколько надобно им. Если бы проникли к тебе обиратели винограда, то и они разве не оставили бы несколько ягод?

Ст.6
Как обобрано все у Исава и обысканы тайники его!
Тати, взяв, что попадается им под руки, уходят, боясь обтискивать весь дом; и обирающие виноград ленятся тщательно осмотреть каждую лозу: а потому, собрав большие грозди, на многих ветвях оставляют не мало ягод; а тебя так обыщут враги, что и сокрытое в потаенных у тебя местах не избегнет их рук.

Толкование на пророка Авдия

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Авдия пророка книга занимает четвертое место в ряду книг меньших пророков и состоит из одной главы. О месте и времени служения пр. Авдия ничего не известно. Некоторые думают, что означенный пророк был не кто иной, как домоправитель Ахава, носящий то же самое имя; но более основательным представляется мнение, что пр. Авдий жил одновременно с Иеремией и Иезекиилем и что книга под его именем написана во время Вавилонского плена. Его пророчества почти все без исключения направлены против эдомитян. Надменный дух Эдома и его мнимая безопасность от врагов прекрасно представлены под образом орла, устроившего себе гнездо в ущельях высоких гор и даже среди звезд (Авд.1:4). Но все напрасно: и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь. Далее говорится, что на горе Сион будет спасение и будет она святынею и дом Иакова получит во владение наследие свое (Авд.1:17) и что приидут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава и будет царство Господа (Авд.1:21). Думают, что некоторые части этого пророчества имеют отношение ко временам будущим. Сходство одной части пророчества Авдия с пророчествами Иеремии поразительно (ср. Иер.49:7,10,14,16 и Авд.1:9 ст.).

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь

В ст. 4-м в сильных выражениях пророк выставляет «тщетность надежды приобрести крепость и силу помимо Бога».

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 1-4 Видение Авдия. Так говорит Господь Бог об Едоме: весть услышали мы от Господа, и посол послан объявить народам: «вставайте, и выступим против него войною!» Вот, Я сделал тебя малым между народами, и ты в большом презрении. Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь в расселинах скал, на возвышенном месте, и говоришь в сердце твоем: «кто низринет меня на землю?» Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь. 

«Видение Авдия», так начинает свое пророчество об Эдоме сам пророк и таковым началом показывает, что он имеет возвестить Эдому то, что ему открыто в видении от Бога. «Так говорит Господь Бог об Едоме», продолжает он, приступая к изложению открытого ему и виденного им об Эдоме. Что же такое открыто пророку, что такое он созерцал в видении Божием о судьбе Эдома? «Весть услышали мы от Господа», объясняет пророк, при этом сливая себя воедино с Израилем, для которого известие, полученное пророком в видении, было особенно важно и радостно, «посол послан объявить народам». Полученное от Бога радостное известие состоит в том, что Бог возбуждает и поднимает народы против Эдома, вестник послан Богом к народам за тем, чтобы Божие намерение относительно возбуждения народов привести в исполнение; а потому, как исполнитель воли Божей, действующий от лица и имени Иеговы, он от лица Кого, как предводителя поднимаемых им на поражение Эдома полчищ военных (ср. Иоил.2:11), и говорит к тем народам, к которым он послан: «вставайте, и выступим против него войною!»(т. е.против Эдома).Войну против Эдома Бог начинает потому, что Он хочет глубоко смирить этот гордый народ, который, уповая на свои высокие, скалистые твердыни, считает себя народом непобедимым. Намерение Божие смирить Эдома так непреложно, что Он говорит о нем, как о намерении, уже исполнившемся. "Вот я, – говорит он устами пророка, – сделал тебя малым между народами, и ты в большом презрении», ты пораженный, обессиленый и ограбленный, как бы находился уже в глубоком унижении и поношении у всех как народ незначительный и слабый. Такая-то предстоит участь Эдому и предстоит неотвратимо. Никакие средства защиты, никакие усилия не спасут Эдома от этой участи. Все его гордые надежды на свое неприступное для врагов положение горько обманут его. «Гордость сердца твоего, – говорит от имени Божия пророк, – обольстила тебя», в гордости сердца своего ты считаешь себя народом недоступным для врага, народом непобедимым, а на самом деле случится с тобою иное «ты живешь в расселинах скал, на возвышенном месте, и говоришь в сердце твоем: «кто низринет меня на землю?»» Кто проникнет в Мои расположения на горах и скалах, укрепленные жилища? Кто завладеет ими и, как побежденного и пораженного в конец пленника, выгонит меня оттуда? Что же такое случится с столь гордым народом? А вот что: «хотя бы ты», говорит Бог Эдому, построил укрепленное жилище свое «как орел», устрояющий обыкновенно гнездо свое на высочайших вершинах скал (ср. Иов.39:27); «хотя бы ты среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь» 

Пророк Авдий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible