Скрыть
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Ст. 2-7 знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия

В первом обращении Он говорит: знаю дела твои, и труд твой и терпение твое - знаю, что ты и работаешь, и трудишься, и вижу, что терпишь, - чтобы ты не считал, что я слишком долго нахожусь без тебя, - и то, что ты не можешь сносить развратных и тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы… и имеешь терпение для имени Моего. Все это относится к похвале, и похвале неумеренной. Но необходимо всячески напоминать о таких мужах и таком разряде [людей], и об избранных людях, чтобы от них не отнимались причитающиеся им блага. Сказал, что немногое имеет против них: ты оставил, - говорит, - первую любовь твою: вспомни, откуда ты ниспал. Кто ниспал - ниспал сверху. И потому Он сказал: откуда, что всячески - вплоть до последних времен - необходимо осуществлять дела любви, что является изначальным предписанием [Божиим]. Если же будет иначе, то Господь грозит сдвинуть светильник с места его, то есть рассеять народ. А то, что Он ненавидит дела николаитов, потому что и Сам [Господь] ненавидит, - это относится к похвале. Дела же николаитов [означают, что] до этого времени деятельные и опасные люди, служители имени Николая, создали себе ересь, чтобы жертвенное, после изгнания дьявола, могло быть съедено и чтобы всякий, предающийся греху, на восьмой день обрел бы покой. Поэтому Он восхваляет тех, кому написал, и этим столь достойным мужам Он обещал древо жизни, которое посреди рая Божия.

Толкование на Апокалипсис

Мефодий Олимпийский, Патарский, сщмч. (†311)

Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия

<…> неразумные впали в заблуждение, не поняв (что здесь говорится) о древе жизни, которое прежде произрастало в раю, а теперь для всех произрастила Церковь, которое приносит прекрасный и красивый плод веры. Этот-то плод мы и должны принести, пришедши в первый день праздника на суд Христов. Если мы не будем иметь такого плода, то не будем праздновать вместе с Богом и, по словам Иоанна, не будем иметь участия в воскресении первом (Откр 20:6). Ибо древо жизни есть первородная из всех Премудрость. Она, - говорит пророк, - древо жизни для тех, которые приобретают ее (Притч 3:18), и твердыня для тех, которые опираются на нее, как на Господа; древо, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое (Пс 1:3): то есть учение и мудрость, доставляемая в надлежащее время приходящим к водам искупления. А тот, кто не уверовал во Христа, кто не познал, что Он есть начало и древо жизни, кто не может показать Богу кущу свою украшенною прекраснейшим из прекрасных плодов, как будет праздновать? как будет веселиться? Хочешь ли узнать прекрасный плод этого дерева? Посмотри на слова Господа нашего Иисуса Христа, как они прекраснее слов человеческих? Прекрасный плод произрос чрез Моисея - закон; но он не был так прекрасен, как Евангелие; ибо тот был только прообразом и тенью будущих вещей, а это - истина и благодать жизни. Прекрасен был плод пророков, но не так прекрасен, как возделываемый из этого (Евангелия) плод нетления.

Пир десяти дев

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия

Имеющий ухо, да слышит. − Телесное ухо имеют все люди, духовное же приобретает только человек духовный; таковое, напр., имел пророк Исаия (8, 5). Такому человеку, побеждающему искушения бесов, обещает дать вкушать от древа жизни, т. е. сделать причастником благ будущего века. − Под древом жизни иносказательно понимается жизнь вечная; а та и другая есть Христос, как о сем сказали Соломон и сей же Апостол в другом месте: первый, говоря о Премудрости, сказал, что она есть древо живота (Притч. 3, 18), а последний говорит о Христе так: «Той есть истинный Бог и живот вечный» (I Иоан. 5, 20). − Если желаем достигнуть онаго, то, молю вас исправим жизнь, и победим страсти. Ибо за труды, во всяком случае, воспоследуют награды, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тиконий, (†IVв.)

Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия

Побеждающему дам вкушать от древа жизни, то есть от плода крестного, который, как Он говорит, в раю Бога моего. А под раем можно понимать Церковь, ибо все было приведено в образ, и, по научению апостола, Адам тенью предшествовал Грядущему. Воистину, древо жизни - премудрость Божия, Господь Иисус Христос, Который был повешен на кресте, Который и в Церкви, и в духовном раю подает верным жизненную пищу и таинство Хлеба Небесного, о чем можете прочесть: Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее (Притч 3:18).

Фрагменты

Экумений (†VIв.)

Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия

Имеющий ухо, то есть послушный и повинующийся божественным законам, да слышит, что Дух говорит церквам. Он сказал Дух или потому, что под воздействием Духа возникли видения книги Откровения, или Христа назвал Духом, поскольку Он есть Бог и признается Богом, так же как Он [не] отвергает именования Сыном Человеческим, поскольку Он есть человек и признается человеком. Ибо по всеобщему утверждению, Божественность есть Дух, как сказал Сам Господь самаритянке: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин 4:24).

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия

Воззвание, которое присоединяется к посланию Ефесской церкви, есть обычный в Свящ. Писании призыв к внимательности (Мф XI:15; Лк VIII:8). На вид выставляется не Иисус Христос, а св. Дух, потому что св. Дух есть та сила, которая просвещала ветхозаветных пророков, апостолов, а теперь самого Иоанна, а равно и вообще всякого верующего при усвоении откровения. - Награда вполне соответствует предыдущему изображению достоинств Ефесских христиан. За их строгую воздержность и ненависть к невоздержным николаитам им в награду обещается вкушение плодов древа жизни. Применительно к XXII:2 это древо жизни можно принимать за то блаженное древо, которое в будущей жизни в Новом Иерусалиме будет составлять одно из условий и источников блаженства, подобно тому как и в первом рае таковым было древо жизни (Быт II:9).

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 6-7: Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.

«По свидетельству Иринея, Епифания и Иеронима, Николай, изверженный диакон (один из семи диаконов церкви Иерусалимской. – См.: Деян.6:5), был чистейший антиномист; по свидетельству же Климента Александрийского, он был строгим аскетом, воздерживался от супружеских сношений со своей женою и требовал умерщвления плоти», что было, однако, понято и развито его учениками «в смысле антиномистического разврата» (Жданов). В Ефесе николаиты были ненавидимы и изгнаны, так как представляли своим учением в тоне такой распущенности совершенную противоположность нравственности христианской, из-за чего характеристика этой церкви в данном отношении как началась, так и заканчивается похвалой от Господа.

Воззвание 7-го стиха, обращаемое к Ефесской церкви, «есть обычный в Христовом учении призыв к внимательности», усугубляемый в Евангелии особенно в последних речах и притчах Спасителя. При этом здесь, как и во всех последующих апокалиптических воззваниях, речь ведется уже не от имени Иисуса Христа, как в основной части этих семи обращений, а от имени Святаго Духа: объяснить это можно тем, что именно «Дух Святой есть та сила, которая просвещала и ветхозаветных пророков, апостолов, а теперь самого Иоанна; а равно – и вообще всякого верующего при усвоении Откровения». К этому нужно добавить, что и Сам Спаситель в Своей Прощальной беседе ученикам Своим о Духе Утешителе указывал, что именно Последний будет их научать и, как Дух истины, утверждать в истине, а при этом не иное какое-либо, а Его же учение и дело будет возвещать, ибо от Моего приемлет и возвестит вам (Ин.16:14). Возвещаемая в заключение всей речи к Ефесской церкви награда «вполне соответствует предыдущему изображению достоинств ефесских христиан», ибо им за подвиг исповедничества, терпение и воздерженность обещается вкушение от древа жизни в раю Божием.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников: знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.

  Прежде всего Господь повелевает написать Ангелу Ефесской Церкви. Ефесская Церковь похваляется за свои первые дела – за труды, терпение и противление ложным учителям, но вместе с тем осуждается за оставление своей первой любви и слышит страшную угрозу, что светильник ее будет сдвинут с своего места, если она не покается. Впрочем, хорошо у ефесян то, что они ненавидят «дела Николаитов». Победителей над искушениями и страстями Господь обещает удостоить вкушения плодов от древа жизни.

  Ефес – древнейший торговый город на берегу Эгейского моря, славившийся своим богатством и громадным населением. Там более двух лет проповедовал св. Апостол Павел, поставивший под конец ефесским епископом своего любимого ученика Тимофея, там долго жил и скончался св. Апостол Иоанн Богослов. Впоследствии в Ефесе был Третий Вселенский Собор, исповедавший Пресвятую Деву Марию Богородицей. Угроза сдвинуть светильник над ефесской церковью осуществилась. Из великого мирового центра Ефес скоро обратился в ничто: от прежнего великолепного города осталась лишь груда развалин и маленькая мусульманская деревня. Великий светильник первобытного христианства угас совершенно.

  Упоминаемые здесь Николаиты были еретики, представлявшие собою отрасль гностиков и отличавшиеся развратом. Их обличают в своих соборных посланиях также св. Апостолы Петр и Иуда (2Петр. 2:1; Иуд. 4). Начало этой ереси положил антиохийский прозелит Николай, бывший в числе семи первых диаконов Иерусалимских (Деян.6:5), который отпал от истинной веры. Награду победителям из среды Ефесских христиан составляет вкушение райского древа жизни. Под этим надо понимать вообще блага будущей блаженной жизни праведников, прообразом которых служило древо жизни в первобытном раю, где жили наши прародители (Быт. 2:9).

  «Движение светильника или церкви есть лишение Божественной благодати, по котором повергается она в волнения и колебания от духов злобы и, пособляющих им, злых людей». «„Имеющий ухо да слышит“.  - Телесное ухо имеют все люди, духовное же приобретает только человек духовный; (…) Такому человеку, побеждающему искушения бесов, обещает дать вкушать от  древа жизни“, то есть сделать причастником благ будущего века» (Св. Андрей, гл.3).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible