Скрыть
знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Ст. 13-17 знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа. Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает

Третья группа святых показывает, что есть мужи сильные в вере и не страшащиеся гонений. Но поскольку среди них кое-кто склонен к недозволенным послаблениям, Он говорит: сражусь с ними мечом уст Моих, то есть, что Я предписал - скажу, и что тебе делать - сообщу.

Ибо давно известно, что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил <…> ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Ведь он дал этот совет царю моавитов и таким образом ввел в соблазн народ.

Так и у тебя есть держащиеся учения [николаитов], и под предлогом милосердия вы растлеваете других.

Побеждающему дам вкушать сокровенную манну; сокровенная манна - это бессмертие; белый камень - принятие в качестве сына Божьего; новое имя - [имя] христианина.

Толкование на Апокалипсис

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 12-13 И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит имеющий острый с обоих сторон меч: Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны

Идольский был тот город, к которому обращает сию речь, похваляя верных за твердое перенесение искушений. - Мечем обоюду острым называет или Евангельское учение, образующее сердце и отделяющее верных от нечестивых, или же осуждение, отсекающее нечестивых.

Тиконий, (†IVв.)

Знаю, что ты живешь там, где престол сатаны, - говорит он всякой церкви, поскольку повсюду тот соблазнитель, к которому обращены слова: он выследит твою голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт 3:15). Ибо весь мир лежит во зле (1Ин 5:19). Престол сатаны - те люди, которыми он овладел через [их] легкомыслие. Он возвращается к особенности [каждой церкви], потому что - пусть и образуется в полноте семиобразная Церковь из тех семи местных - все же в них [много] происходит особенного, что Он или хвалит, или порицает.

И что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей, даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антиппа.

Христос умерщвляется среди многих, кто или не верит, что Он воскрес, или отвергает [Его] в постыдных пороках. И именно там живет сатана.

Фрагменты

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа

В словах: «престол сатаны» имеется ввиду особое положение Пергама в распространении языческой религии. В Пергаме при храме Эскулапа было образовано обширное учено-религиозное общество - учреждение, где жрецы являлись исключительными врачами всех болезней [Ewald.]. Змей, будучи священным символом пергамского бога и обыкновенно содержавшийся живым в его храме, был для христиан предметом отвращения, как символ князя тьмы, виновника язычества. Так что самый город Пергам и может быть назван по преимуществу престолом сатаны [Hengstenberg, Жданов 171, 172.]. Господь восхваляет пергамских христиан за то, что они, несмотря на свое неблагоприятное положение среди самого грубого и фанатического языческого населения, оставались истинными христианами. Указание частного исторического факта мученичества Антипы является наглядным подтверждением твердости веры пергамских христиан. - Антипа, занимавший место пергамского епископа, был замучен около 93 года, будучи сожжен во внутренности раскаленного быка.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 12-12: И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.

Пергам – третья малоазийская церковь, к ангелу которой обращается Господь в 12-м стихе, – в древности был главным городом в Мизии и некоторое время даже столицей Пергамского царства. В еще большей мере, чем Ефес, Пергам был видным и деятельным центром язычества. Два культа в особенности сосредоточивались в Пергаме: культ цезарей, тот религиозно­государственный культ, который всего более вредил христианству, ибо, благодаря ему, веру эту, принципиально не допускавшую никаких обожествлений, не исключая, конечно, и императоров, можно было трактовать государственным преступлением, и еще больше культ Эскулапа, почитание которого было очень распространено в Римской империи. Эскулап так и назывался тогда Pergameus deus – бог пергамский. «Со времен знаменитого Галена при храме Эскулапа образовалось обширное учено-религиозное учреждение, напоминающее нынешние клиники, где право лечить было присвоено исключительно жрецам Эскулапа», чем, само собой понятно, закреплялась связь этой медицины с языческим идолослужением. «Змей, будучи символом пергамского бога (Эскулап и изображался с жезлом в руке, около которого обвивался змей как символ волшебной и таинственной целительной силы) и потому обыкновенно живым содержавшийся в его храме, был для христиан предметом отвращения, как символ князя тьмы, орудие диавола. Так что и самый город Пергам может быть назван по преимуществу престолом сатаны». В похвале пергамским христианам им ставится в заслугу твердое содержание веры среди этого самого грубого и фанатического языческого населения, причем такая твердость исповедничества приурочивается к тому моменту, когда умерщвлен был верный свидетель Христов Антипа. То была подлинная историческая личность (память 1l апреля), прославленная Церковью в лике святых: епископ Пергама Антипа был сожжен в 93 году, при Домициане, во внутренности раскаленного медного быка, который упоминается еще при Феодосии Великом (в конце IV века), когда он был привезен в Константинополь.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.

  Пергамская Церковь похваляется Господом за то, что содержит Его Имя и не отверглась веры в Него, хотя была насаждена среди крайне развращенного язычеством города, что обозначает образное выражение: «ты живешь там, где престол сатаны», и подверглась тяжкому гонению, во время коего  «умерщвлен верный свидетель Мой Антипа». Хотя многие пытались понимать имя «Антипы» символически, известно по дошедшим до нас мартирологам, что Антипа был епископом Пергама и за ревностное исповедание Христовой веры был сожжен во внутренности медного раскаленного быка

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible