Скрыть
вѣ́мъ твоя́ дѣла́ и любо­́вь, и слу́жбу и вѣ́ру, и терпѣ́нiе твое́ и дѣла́ твоя́, и послѣ́дняя бо́лша пе́рвыхъ.

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Ст. 18-28 И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану: знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим. Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего; и дам ему звезду утреннюю

Четвертый разряд означает достоинство верующих, работающих ежедневно и совершающих большие дела. Но Он указывает, что и там также имеются люди, охотно соглашающиеся на недозволенный мир и внимающие новым пророкам. Он убеждает и увещевает остальных, которым происходящее не нравится и которые осознают легкомыслие противника. Посредством этих зол и хитростей Он стремится напомнить верующим об опасностях и потому говорит: не наложу на вас иного бремени. То есть Я не дал вам соблюдение и требования закона, что является другим бременем, чтобы то, что имеете, держали, пока приду. Кто побеждает <… > тому дам власть над язычниками - то есть Я поставлю его судьей среди остальных святых, - и дам ему звезду утреннюю, а именно, Он обещает первое воскресение. Ведь утренняя звезда прогоняет ночь и возвещает свет, то есть начало дня.

Толкование на Апокалипсис

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 19-20 Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное

Вем твоя дела. - Если и хвалю за веру, служение, благодушие и терпение ваше, то справедливо и порицаю, потому что не пресекли действия ереси Николаитов (по нечестию и порокам образно названной Иезавелью), которая Моим рабам подает повод к соблазнам и, по простоте ума их, увлекает к идолослужениям, коих они прежде прекрасно отреклись. Вы должны ее уничтожить, ибо вспомоществуемая лукавым духом она выдает себя ложно за пророчествующую.

Экумений (†VIв.)

знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых

Он говорит: знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, - так, будто сказал: хвалю все твое преданное усердие. Ибо он употребил знаю вместо хвалю, поскольку Он сказал Моисею: знаю тебя помимо всех людей (Исх 33:12); а также знает Господь путь праведных (Пс 1:6). Под служением он понимает вспомоществование, оказываемое нуждающимся. И последние дела твои больше первых - здесь показано, что со временем они совершенствовались в исполнении заповедей.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых

Господь восхваляет фиатирцев 1) за их милосердие и любовь к ближним; 2) за сознательное усвоение догматов христианской веры; 3) за терпеливое перенесение земных несчастий и скорбей и 4) за христианское стремление к большему совершенству в добродетелях.

Толковая Библия

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 18-19: И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи – как пламень огненный и ноги подобны халколивану: знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние, дела твои больше первых.

«Фиатира, куда назначается четвертое послание Господа, – небольшой индийский городок Малой Азии и был македонскою колонией». Малоизвестна в истории христианской и Фиатирская церковь. Тем не менее похвала ей высказывается от Небесного Владыки великая, ибо в делах ее перечисляются и любовь, и служение, и вера, и терпение, и при этом, в противоположность церкви Ефесской, оттеняется нарастание в сторону большего и лучшего, а не меньшего и худшего. Так и всегда: говоря с точки зрения нашей веры и в особенности размышляя о судах Божиих, не должны мы придавать большого значения стороне количественной и по ней не судить о качествах. Ибо малому стаду обетовал Господь даровать от Отца Царство (см.: Лк.12:32), и это – не только былая историческая действительность дней апостольских, но, как все изрекаемое в таком же духе в Евангелии, это и вечный тип устанавливается как открываемый Господом закон жизни Его Церкви. И можно думать, что поэтому Сын Божий указуется для Фиатиры со свойствами пламенного огня Своего – и с очами такими, и с ногами, подобными халколивану, который в видении горел пред Иоанном, как медь расплавленная.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану: знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.

  Фиатирская Церковь похваляется за свою веру, любовь и терпение, но вместе с тем ей высказывается порицание за то, что она допускает в недрах своих некой лжепророчице Иезавели беззаконничать и развращать людей. Господь предрекает ей и любодействующим с нею великую скорбь, если они не покаются, а детям ее – смерть; добрые же и верные христиане Фиатирской церкви должны только держать свою веру и соблюдать заповеди Божии до конца. Побеждающему обещает Господь дать крепкую власть над язычниками и звезду утреннюю. Фиатира – небольшой городок в Лидии, ничем себя в истории не ознаменовавший, но известный в истории христианства тем, что из него происходила Лидия, которую просветил светом Христовой веры св. Апостол Павел во время своего 2-го благовестнического путешествия в г. Филиппах (Деян. 16:14,15:40). Вероятно, это и способствовало скорому утверждению христианства в Фиатире, причем, как видно из слов «последние дела твои больше первых», все указанные перед этим добрые христианские качества жителей Фиатир со временем все больше в них развивались и укреплялись.

  Имя Иезавели употреблено здесь, по-видимому, в таком же переносном смысле, как выше имя Валаама. Известно, что Иезавель, дочь царя Сидонского, вступивши в супружество с Ахавом, царем Израильским, увлекла его к поклонению всем мерзостям сидонским и тирским и была причиной падения израильтян в идолопоклонство (3Цар. 16:31). Можно предполагать, что именем «Иезавели» здесь названо то же любодейно-идольское направление Николаитов.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible