Скрыть
Звѣ́рь, его́же ви́дѣлъ еси́, бѣ́, и нѣ́сть, и и́мать взы́ти от­ бе́здны, и въ па́губу по́йдетъ: и удивя́т­ся живу́щiи на земли́, и́мже имена́ не напи́сана су́ть въ кни́гу живо́тную от­ сложе́нiя мíра, ви́дяще, я́ко звѣ́рь бѣ́, и нѣ́сть, и преста́ {ви́дяще звѣ́ря, и́же бѣ́, и нѣ́сть, и предста́нетъ}.

Святые отцы

Прочие

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель­

Под этим понимается, что из народа злого рождается народ злой, чтобы можно было сказать: зверь от зверя, бездна от бездны. Что означает зверь от зверя, как не злой народ, рождаю­щийся от народа злого? Это происхо­дит, пока дурные сыны уподобляются наихудшим родителям; так же, пока одни умирают, а другие идут им вслед, то никогда не отсутствуют те - много их или мало, скрыто или явно, -которые с самого начала всегда замышляли против Церкви. Об общении с ними - ибо мы не можем избежать его в этом мире - давайте взывать к Божиему милосердию, дабы мы так отличались поведением, чтобы не погибнуть вместе с ними от вечного наказания. Но, скорее, когда бы те слышали: идите от меня, проклятые, в огонь вечный, мы заслужили бы услы­шать: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство (Мф 25:41, 34).

Изложение Откровения

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель

Зверь этот есть сатана, который, быв умерщвлен Крестом Христовым, снова, говорится, при кончине оживет и ложными знамениями и чудесами будет чрез антихриста действовать для отвержения креста. - Посему он был и действовал до креста, и нет его, поелику спасительною страстью обессилен и лишен той власти, которую чрез идолослужение имел над народами. - При кончине же придет указанным нами образом, выйдя из бездны или оттуда, куда осужден и куда изгнанные Христом бесы просили Его не посылать их, но в свиней, или же выйдет из настоящей жизни, которая называется бездною иносказательно, по причине греховной житейской глубины, обуреваемой и волнуемой ветрами страстей. Отсюда же для погубления людей выйдет и имеющий в себе сатану антихрист, чтобы вскоре получить погибель в будущем веке.

И удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится

По причине ложных чудес удивятся, говорит, пришествию зверя те, которые не написаны в книге вечно живущих и которые не изучили его по Христовым предсказаниям, удивятся, размышляя и о том, каким образом получил он снова прежнюю власть.

Толкование на Апокалипсис 555

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель

Дьявол некогда правил миром и с распятием Господа был выброшен вовне; однако в конце мира, освободившись из сдерживающей его темницы, он навеки погибнет от дыхания из уст Господа. Тиконий считает, что зверь - это все тело дьявола, пополняющее себя с течением поколений, где уходящее сменяется приходящим.

Изложение Откровения

Примасий, еп. (†560)

Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель­

Священное Писание учит, что к началу мира относится возникнове­ние двух городов и до этого времени доходит их род. Из них один - это город Божий, а другой - город дьяво­ла. Последний здесь обозначен зверем, словно это все тело грешных в целом. И потому говорит Иоанн: был, и нет его, - что в порядке приходящих и уходящих друг за другом поколений происходит то, что должно испол­ниться. Поэтому далее сказано, что зверь выйдет из бездны и пойдет в поги­бель. Ибо совершается это по Боже­ственному правосудию - тайному, но праведному, как говорит псалом: судьбы Твои - бездна великая (Пс 35:7). Или зверь выйдет из сердец нечести­вых, о которых псалом говорит: Бездна бездну призывает (Пс 41:8).

и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится

Иоанн имеет в виду тех самых людей, из членов которых составлено тело, предопределенное к осуждению. Но если здесь именования создают некоторую двусмысленность, то тот же Иоанн в своем послании говорит в единственном числе: как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов (1Ин 2:18). И немного ниже он говорит: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами (1Ин 2:19). Поскольку имена их не записа­ны в книге жизни, они, которые все еще будут живы к концу мира и которые испытают погибель своего проклятия, поздно будут смущены осознанием, что не тот есть Христос, кого они приняли, обманутые дурма­нящим соблазном зверя, но наш Христос, Которого они, в высшей степени справедливо осужденные, конечно, признают Судьей.

Итак, со времени основания мира, как познал Господь Своих (2Тим 2:19), так и обетовал то, что сказал им: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф 25:34). Итак, также тех, кто не Его, Он не записал в книге жизни от основания мира, но как незнакомых ему и как предузнанных издавна Он осудит на наказание огня вечного, уготованного дьяволу и ангелам его (Мф 25:41). Ибо высок Господь: и смиренного видит, и гордого узнает издали (Пс 137:6). Итак, Он говорит: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф 7:23).

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель

Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны. Ибо дьявол был прежде возникновения чувственного мира, произведенный Богом ради благих дел, подобно и другим божественным ангелам. И нет его, поскольку открылось евангелисту и то, что произойдет при скончании века, когда он сойдет в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его (Мф 25:41). Ведь быть среди них - не быть в подлинном смысле. Соответственно, поскольку через деятельность его при последних днях проявит себя антихрист, сказано: и выйдет из бездны, и пойдет в погибель.

Очевидно, через антихриста осуществится для дьявола восхождение и своего рода приращение, так как антихрист введет людей в заблуждение и станет побуждать поклониться ему, как многие прежде говорили. Или же можно попробовать уразуметь слова был и нет его следующим образом: обращается апостол в Послании к Филиппийцам ко всем святым во Христе Иисусе, пребывающим в Филиппах (Флп 1:1), потому называя святых пребывающими, что они пребывают во Христе, в близости и памятовании Бога. Итак, если святые уже есть, то, стало быть, преступного дьявола ныне нет, пусть даже и пребывал он, прежде чем, возгордившись перед Богом Вседержителем, отпал от своего чина.

Подобным же образом и нечестивцы: пусть и представляется, что они существуют, поскольку есть у них ипостась и сущность, тем не менее у них нет бытия, насколько это согласно с судом и поминовением Божиим. И потому что это обстоит таким образом, в книге Бытия нет родословия потомков Каина, так как их не было из-за их бесчестности.

И сказано, что он пойдет в погибель, то есть подвергнется справедливому наказанию геенной. Ибо, согласно Матфею, сказал Господь о гибели тех, кто осужден на нее, так: а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф 10:28).

и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится

Сказано: И удивятся живущие на земле, - не все, но те, имена которых не вписаны в книгу жизни. Чему же удивятся? Тому, что зверь был, и нет его, и появится, и погибнет, - ибо те, кто верили в него, будут ошеломлены великой с ним переменой. Ведь желая стать властителем мира и предъявив себя в таком образе, он не только власти лишится, но и сподобится достойной его мерзости кончины.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится

Зверь есть диавол, так или иначе проявлявший в мире свое господство и свою сатанинскую силу. В прошедшем, т.е. прежде в Ветхом Завете он был князем мира сего и господствовал чрез идолопоклоничество и чародейство. Но потом его не стало, нет его и теперь, т.е. во дни получения Иоанном откровения. Вследствие искупительных заслуг Христа Спасителя диавол лишился своего прежнего обаяния (Ин ХII:31) и его не стало на земле, как явного и открытого властителя человеческого рода. Он находится в бездне, т.е. состоянии связанности. Но это заключение не окончательное и не полное. Диавол освободится и выйдет оттуда (XX:7). В погибель, погибель окончательную диавол пойдет только после, в отдаленном для Иоанна будущем. Для диавола как духа бессмертного погибелью может служить не уничтожение, но геенна, вечные мучения, поэтому он и называется сыном погибели (2Сол 2:3). Исчезновению и появлению зверя удивятся все те, которые не вписаны в книгу жизни (XIII:8), но другие, верные христиане будут знать истинное значение появления зверя-диавола в его прежней силе.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 7-11: И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель.

Приведенные нами стихи, в которых, согласно обещанию ангела, дается объяснение тайны жены и зверя, были понятным объяснением для самого Иоанна, но остаются полными загадочно-таинственного смысла для читающих и до наших дней. Считаясь не только со стихом 8-м и последующими в данной главе, но и с тем, что сказано о связании сатаны на 1000 лет в главе 20-й, можно принять здесь такое толкование, приводимое прот. Орловым (в основе согласное и с мнением св. Андрея Кесарийского). «Зверь есть диавол, так или иначе проявляющий в мире свое господство и свою сатанинскую силу. В прошедшем, т.е. прежде, в Ветхом Завете, он быль князем мира сего и господствовал чрез идолопоклонство и чародейство. Но потом его не стало, нет его и теперь, т.е. во дни получения Иоанном откровения. Вследствие искупительных заслуг Христа Спасителя, диавол лишился своего прежнего обаяния (см.: Ин.12:31), и его не стало на земле как явного и открытого властителя человеческого рода. Он находится в бездне, т.е. состоянии связанности. Но это заключение его не окончательное и не полное. Диавол освободится и выйдет оттуда (см.: Откр.20:7). В погибель – погибель окончательную – диавол пойдет только после, для Иоанна – в отдаленном будущем. Для диавола, как духа бессмертного, погибелью служит не уничтожение чего-либо подобного нашему телу, но геенна, вечные мучения, поэтому он и называется сыном погибели» (2Фес.2:3). Исчезновение зверя-дракона и его появление, как мы уже говорили, можно соотносить с тем исцелением антихриста от смертельной раны, о котором говорилось в главе 13-й. Удивление же по поводу сего тех, чьи имена не написаны в книгу жизни (см. выше), т.е. прежде всего людей, не верующих в Бога своим сердцем, будет в то же время носить характер похожего на благоговение изумления – такого, хоторое приведет их к богопоклонению антихристу. Напротив, верные христиане, несомненно, тоже удивляться будут, но совсем иначе, ибо им открыто будет, в уяснившемся значении пророчеств об антихристе, истинное значение этого новоявления сатаны и тот конец, к которому приведет путь его.

Стих 9: И к этому уже может относиться дальнейшее слово тайнозрителя: зде ум, иже имать мудрость. Слова эти значат, конечно, не то, что «нужно особенное напряжение ума, которое свойственно мудрому человеку» (Орлов), ибо никаким, хотя бы и особенным, напряжением ума мудрости, скрытой здесь, не достигнешь. Имеется здесь в виду, конечно, ум Христов (1Кор.2:16), о котором писал ап. Павел, что он его (этот ум) имеет. Этот ум, имея в себе нарочитое благодатное озарение, способен дать человеку и постижение таинственных явлений духовного порядка, которые лишь только духовне востязуются (1Кор.2:14) и знание коих также дается только по нужде. Доступная Иоанну, мудрость эта явно недоступна для нас, ибо, как говорили мы выше, сейчас ее искать может только душевная (а не духовная) человеческая пытливость, в лучшем случае – любознательность; мудрость же духовная открывается лишь в меру религиозной же настроенности – только вере и любви, подвигу и молитве.

Спрашивается: как нам понимать дальнейшие слова этого 9-го стиха: Седмь глав горы суть седмъ, идеже жена седит на них? Прот. Орлов рассуждает здесь так: «Если имя жены и зверя нужно принимать не в историческом, а в символическом смысле, то и семь гор нельзя понимать буквально, так как они составляют часть всего символического образа (Генгстенберг, Клифот, Шуллер, Яковлев). Если же под женою нужно разуметь антихристианское царство, то и под семью головами зверя-диавола нужно разуметь земные царства, в направлении и развитии которых выразилась сила диавола и его боговраждебные усилия к развращению человеческого рода».

Однако в семи головах зверя можно видеть и противоположение тем семи духам Божиим, которых мы видели пред Престолом Всевышнего (см.: Откр. 4:5) и в которых символизировались семь даров Духа Святаго. Они, эти головы зверя, будут тогда обозначать выявившиеся в мировой истории типичные свойства извращенной природы диавольской, например: а) гордость; б) ложь; в) злобу; г) зависть; д) похоть блудную, как открывается она в воздействии ее на человека; е) себялюбие (эгоизм), и наконец, так сказать – собственно сатанинство, т.е. противление Богу и всему святому, что угодно Ему. И тогда еще легче понимать эти свойства диавольские как горы, на которых восседает вавилонская царица блуда и беззаконий, ибо на основе этих именно настроений и свойств и выросла она в такую губительную и позорную величину в истории человеческой.

Но, конечно, в виде соответствующей символизации – чтобы конкретно выявить и внешне оформить подобные внутренние состояния и свойства, могут оказаться у Вавилона и какие-нибудь семь внешних возвышений или гор, вроде семихолмного Рима, на который так любили указывать толкователи с древних времен. Тем более могут быть под верховным управлением антихриста и распределяющие человечество того, последнего, поколения царства и цари, о которых говорится в 17-й главе далее, так как мы видели, что головы зверя одинаково обозначают и горы, и царей (по семь тех и других). И конечно же, и в том и другом случае это библейское «семь», по обычаю, обозначает не обязательно определенное число «семь», а нечто полное вообще и законченное.

В данном случае – все вообще управление над народами, всякое правительство – и монархическое, и республиканское или советское, или какое иное, – даже, быть может, и силы порядка общественного или экономического. Значение будет иметь реальное, а не формальное главенство в тогдашнем всечеловеческом строе. И это тем более, что и о горах, и о царях говорится применительно к основной теме первой половины 17-й главы, т.е. к апокалиптической жене. Далее, несомненно, что как антихрист – это мрачный антипод, законченная и полная противоположность Христу, так и жена – такая же историческая противоположность Святой Христовой Церкви. Как нарастающая, назревающая и оформляющаяся историческая коллективная единица, жена-блудница соки свои, составные свои, так сказать, элементы, должна брать не от тех или иных индивидуальных исторических деятелей, каких-то единичных монархов или президентов имя рек, а от всех слоев исторического уклада, полной совокупности всех принадлежностей всечеловеческого строя; и это не только в том, последнем, поколении, но и во всех предшествующих, ибо те антихристы мнози апостольских дней, о коих, знаем мы, писал в посланиях тот же апостол Иоанн Богослов, конечно, тоже в меру свою влились в состав этого, во всем течении веков формировавшегося, скверного тела Вавилонской блудницы.

Но спрашивается: как же тогда понимать эти загадочные слова: ...Семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, недолго ему быть?

В понимании этого места большую роль играло всегда соответствующее пророчество Даниила (7-я гл.), в свою очередь подкрепляемое видением истукана в сне Навуходоносора. Отсюда перечисление этих древних монархий: Ассирийская, Вавилонская, Мидо-Персидская, Греко-Македонская и Римская.

Нечего, кажется, и говорить, что при такой точной обозначенности этих пяти царств положение толкователя, ищущего и дальше такой же конкретной и точной обозначенности (даже принимая и шестое и седьмое царство просто отдельными царствами, без дополнительных замечаний о седьмом и восьмом царях), положение это становилось с каждым веком, а особенно с переходом в новую историю, все более и более затруднительным и – прямо безвыходным и безнадежным. Неужели, в самом деле, исторично: Вавилонское царство во внимание и счет принимать, а мусульманские монархии, потрясшие большую половину известного во всемирной истории мира, – нет? А разные могущественные монархии средневековья? Германо-славянский мир и Новый свет? А теперь – и Японию, и просыпающийся Китай? А ведь на все эти царства осталось, по Даниилову толкованию, много два, а верней лишь одно место среди этих всемирных исторических царей 7-й главы Даниила и 17-й главы Апокалипсиса.

Ясно, что в объяснении этих апокалиптических указаний должен быть применен какой-то иной прием. Ибо, как явно, полно и наглядно сбылись, выполнились точные данные Данииловых видений, так должны выполниться и видения Иоанновы.

Дело в том, что Даниил жил в своей исторической эпохе, и все откровения ему давались в условиях и данных именно его времени. Для его дней это была, можно сказать, рядовая и нормальная историческая действительность, как такой же действительностью был во дни Моисея медный змий, а во дни Авраама – принесение в жертву Исаака. Но и Данииловы времена отошли, как и времена древних патриархов. Исторические рамки выявились совсем иные, и то, что было действительностью данного периода, то самое стало давно прошедшим и в то же время – и таким же прообразом будущего, как крещение ветхозаветного Израиля в Чермном море по отношению к новозаветному крещению или описываемый у пророка Иеремии плач еврейский при уходе из Рамы по отношению к плачу матерей еврейских при избиении 14 тыс. младенцев Иродова злодеяния. То, что во дни Даниила было конкретным историческим фактом, стало соответствующим историческим типом. Так, знаем мы, произошло и с войной иудейской – вторым разрушением Иерусалима. Так, несомненно, – и с пятью первыми царствами Даниилова видения. Итак, выросшая во всечеловеческом историческом процессе в мерзко-царственную величину развратного вавилонского типа, жена-любодейца восседала и на многих водах веков и поколений человечества, и на багряном звере сатанинских свойств и сторон погрязшей во грехе той же всечеловеческой истории. Но как во дни Данииловы оформление всечеловеческого истукана прошло через смену и чередование различных человеческих царств, так и ко дням антихристовым будет что-то подобное. Так же сменится пять каких-то царств, а может быть, и иных видов власти и силы. Потом на смену явится шестой носитель власти, а затем иной – но на короткое время.

Но, конечно, для того чтобы разобраться отчетливо во всех этих таинственных указаниях Апокалипсиса, требующих от истолкователя вышечеловеческой мудрости, для этого нужно самому так или иначе войти в гущу той, будущей, эпохи и, подобно Даниилу, быть историческим наблюдателем намечаемых в этих словах событий. А отсюда ясным смысл данных указаний Апокалипсиса станет только тогда, когда наступит та эсхатологическая эпоха.

Стих 11: И зверь, иже бе и несть, и той осмый есть, и от седмих есть, и в пагубу идет. Седьмое, последнее царство, о котором, как и об антихристовом, сказано, что будет оно недолгосрочно, можно было бы принять и за царство самого антихриста, но здесь сказано, что зверь (конечно, антихрист) есть осмый, значит – вне того счета; но в то же время он – и от седмих есть: очевидно, как выходящий из среды их, а вероятно – и возвращающий свое царство в состав их. Думается, можно отнести и это указание, как и раннейшее указание на исцеление смертельно пораженной главы зверя (13-я гл.), к восстановлению еврейского царства, именно в неверующей и боговраждебной его части, которая примет антихриста во исполнение прямых слов Спасителя (см.: Ин. 5:43).

Несомненно, что с внешней, особенно дуто-рекламной стороны, и воцарение антихриста, и деятельность его будут носить прямо блестящий, бьющий в глаза, эффектный характер. Но в то же время, и именно в связи с таким вниманием, обращенным лишь на показную сторону, для верующего, для всякого ищущего истины, а не прельщающих внешних удач ясна будет противоположная черта в поведении его и общественной его деятельности: именно – что он в пагубу идет... И не может этого не чувствовать и не сознавать он сам. И отгого-то так и будет разгораться лютая злоба его и проявляться против всего, что будет не с ним, что выразится и внешне в непринятии печати его, чтобы перейти затем в исключительно жестокое и всестороннее гонение.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель.
 

  Далее Ангел, показавший св. Иоанну блудницу, дает ему объяснение всего видения. Св. Андрей говорит, что этот зверь «сатана, который быв умерщвлен Крестом Христовым, снова, говорится, при кончине оживет и ложными знамениями и чудесами будет чрез антихриста действовать для отвержения Христа. Посему он был и действовал до креста, и нет его, Поскольку спасительною страстью обессилен и лишен той власти, которую через идолослужение имел над народами» (гл. 54).

  При кончине мира сатана вновь «придет, указанным нами образом, выйдя из бездны или оттуда, куда осужден и куда изгнанные Христом бесы просили Его не посылать их, но в свиней (Лк 8:30-32); или же выйдет из настоящей жизни, которая называется „бездною“ иносказательно по причине греховной житейской глубины, обуреваемой и волнуемой ветрами страстей. Отсюда же для погубления людей выйдет и имеющий в себе сатану, антихрист, чтобы вскоре получить погибель в будущем веке» (св. Андрей, гл.54).

  И удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.

  «По причине ложных чудес удивятся, говорит, пришествию зверя те, которые не написаны в книге вечно живущих и которые не изучили его по Христовым предсказаниям; удивятся, размышляя о том, каким образом получил он снова прежнюю власть» (св. Андрей, гл.54). (См. также Откр. 13:8.)

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible