Скрыть
И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном

Жена, сидящая на звере багряном, - исполнительница убийств, имеющая образ дьявола. Иоанн называет ее в Апокалипсисе Вавилоном из-за смешения народов, и у Исайи она так называ­ется (См. Откр. 17:5; Ис. 21:9); Иезекииль же именовал ее Сор (Иез. 26–28. “Сор” – еврейское название Тира). Наконец, если ты сравнишь сказанное о Соре с тем, что говорят о Вавилоне Исайя и Апокалипсис Иоанна, то поймешь, что это одно и то же.

Толкование на Апокалипсис

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном

Под зверем понимается весь злой народ; через жену показывается развращение. Говорит Иоанн, что в пустыне сидит жена - потому что она сидит в нечестивых людях и в их умерших и оставленных Богом душах. Иоанн сказал: в духе, ибо только в духе можно увидеть подобного рода оставленность [Богом].

Изложение Откровения

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 1-3 И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих. С нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню, и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами

Некоторые принимали эту блудницу за древний Рим, как расположенный на семи холмах; семью же главами носящего ее зверя считали семь нечестивейших из всех царей, которые от Домициана до Диоклетиана преследовали Церковь. Мы же, руководствуясь и сообразуясь с последовательностью происходящего, думаем, что блудницей называется вообще земное царство, как бы в одном теле представляемое, или же город, имеющий царствовать даже до пришествия антихриста. Ибо прежний Рим лишился царской державы еще с давнего времени, разве только предположить, что прежнее достоинство снова к нему возвратится. Но если сие допустим, то уничтожится город, владычествующий ныне, ибо Апостол говорит: и жена, юже видел eси, град есть великiй, иже имать царство над цари земными (Апок. 17, 18). Но о сем, если поможет Бог, поговорим впоследствии. Теперь же следует изъяснить, что должно разуметь под пустыней, в которую видевший сие был приведен Духом. Пустынею в духовном смысле считаем всякий вообще город или многочисленное или многолюдное общество, порицаемое Богом за душевное опьянение, прелюбодеяние и другие подобные преступления. Можно истолковать это и иначе: что Апостол Иоанн в духовном созерцании видел запустение предуказанной блудницы, представленной под образом женщины по причине женственности, наклонности и слабости к греху. - Она сидела на звере багряном, потому что по лукавым делам почивает на дiаволе, увеселяющемся убийствами и кровью, и тем становится в хулениях на Бога помощницею отступника. Ибо самый зверь и багряный вид его служат указанием суровости, жестокости и предрасположения к убийствам. - О значении семи голов и десяти рогов узнаем, с помощью Божией, из последующего от Божественного Ангела.

Толкование на Апокалипсис 555

Примасий, еп. (†560)

И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами

Пустыня указывает на отсутствие Бога, ибо Его присутствие есть рай. В духе, потому что это может быть распознано в духе <…> В каком образе Божественное Слово преиму­щественно изображает ее, если не в образе женщины, от которой, как написано, начало греха, и чрез нее все мы умираем (Сир 25:27)? О ней говорится, что она сидит на звере, потому что она превознеслась в гордыне самомнения.

Зверь, как сказано, багряный, то есть кровавый, и есть противоположное Агнцу существо. В нем иногда узнается дьявол, иногда -словно голова убитого, иногда - народ, который есть целый Вави­лон, то есть смущение. Итак, багря­ный - то есть окровавленный нечес­тием и кровавыми блудодействиями опьяненный.

Преисполненном именами богохульны­ми. Хотя хуже на деле творить богохульство, чем слыть богохульником, здесь, однако, о нем сказано, что он преисполнен именами, чтобы кто-нибудь не предположил, что он имеет недостаток в пороках. И поэтому иное - грешить перед Богом, и иное - грешить против Бога; и тот, кто грешит против Бога, виновен в большем грехе.

Когда приблизятся последние гонения, появятся десять царей, как гласит пророчество святого Даниила. Их эта книга часто обозначает, как и здесь, с помощью семи голов и десяти рогов зверя. Поскольку, когда все царства будут уничтожены, только они смогут править всем миром, ранее было сказано, что на них были диадэмы. Возможно, диадэмы - это знаки побежденных царств, которые в качестве трофеев выставлены на гордых головах.

Далее, книга призывает ум, имеющий мудрость, понимать семь голов как семь холмов, потому что, обозначая Рим, который стоит на семи холмах и который некогда с абсолютной властью господствовал над всем миром, Иоанн представил его подобием тех царств и под именем Рима обозначил власть всемирного царства. Автор пожелал всемирность его власти передать с помощью числа семь, которое, будучи составленным из трех и четырех, из четного и нечетного, то есть как бы из противоположного, намекает на эту всемирность.

Ранее приведенный образ семи церквей - положительный пример изображаемого, поскольку тем самым предуказывается то, что единая Церковь Христа будет владеть всей землей. Напротив, здесь то же самое число, отнесенное к семи головам, представляется противоположным этому примеру. Эти головы указывают на то, что будет установлена всемирная власть. Ибо Священное Писание часто использует число семь и применитель­но к хорошему, и применительно к дурному. Ибо как Святой Дух ввиду Его семиобразного действия, в соответ­ствии со свидетельством пророка Исайи, исповедуется семиобразным в хорошем смысле, так и злой дух часто называется семиобразным. И посколь­ку власть этих царей, которые обычно противостоят Церкви Христа, не только с помощью открытого примене­ния силы нападает на верных, но также стремится завлечь их ложью под видом истины, автор изображает явную силу в десяти коронах, а правдо­подобную ложь - в семи головах.

Итак, по слову пророчества, будет насильственным это самое грядущее гонение, во время которого получит поддержку ремесло лжи, и что в отношении лжи будет потеряно, то насилием восполнится. Призрачность этой лжи была обозначена выше: одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела (Откр 13:3). То есть это сказано об одной из голов всемирной власти мирского царства, противостоящего Церкви, а именно антихриста, кото­рый пожелал выдать себя за Христа, провозгласив, что он будто бы умер и ожил, когда пытался нечестиво отвратить беспечных от Христа, воистину умершего и воистину воскресшего. Об этой голове уже сказано, что ей дракон, то есть дьявол, свою силу дал и престол, и власть великую. Почему и говорится, что он был исполнен богохульными имена­ми, и снова: на головах его имена богохульные (Откр 13:1). Нельзя выдумать более страшного богохульства, чем как если кто, противопоставляя себя Христу - что и обозначает имя анти­христ, - хочет, чтобы его принимали за Христа, так что тех, кого он не способен сломить насилием и страха­ми, он попытается соблазнить извра­щенной истиной, и тех, кто отверг явное заблуждение, приведет к принятию правдоподобной лжи.

Дух благой - это дух премудрости, которому противостоит злой дух безу­мия. Последний хуже, потому что имитирует мудрость. Дух благой - это дух разума, а злой - дух неразумия. Последний хуже, потому что имитирует дисциплину ума. Дух благой - это дух совета, а злой - неблагоразумия. После­дний хуже, потому что имитирует прозорливость. Дух благой - это дух стойкости, которому противостоит злой дух явной трусости. Последний хуже, потому что его бессилие обманывает видимостью силы. Дух благой - это дух знания, которому противоположен злой дух незнания, злейший из-за воровства знания. Дух благой - это дух благочес­тия, а злой - нечестия. Последний хуже, потому что скрывается под личиной ложного благочестия. Дух благой - это дух страха Божьего, которому противо­положен злой дух легкомыслия. После­дний хуже, потому что использует уловки лживой религиозности.

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами

Слово пустыня намекает на будущее опустошение ее. И я увидел жену, сидящую на звере багряном. Зверем он называет дьявола, на котором она покоится и который помыкает ею. Багряным он назван, потому что обагрен кровью святых. Он был преисполнен именами богохульными, потому что дьявол, воздав сам себе честь, подобающую Богу, согрешил против Бога. Он имел семь голов и семь рогов. Иоанн сам далее объясняет, говоря, что головы и рога - это цари, правившие в Риме, и те, что будут править.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами

Замечание, что «повел в духе» есть указание на то, что это действие происходило лишь в ведении, - лишь в своём экстатическом состоянии духа, а не телом Иоанн переносится в пустыню. Пустыня берется здесь в нравственно-религиозном смысле, в смысле оставленности, отдаленности. Великая блудница находится в пустыне не в каком другом смысле, как в том, что она за свое злодейство совершенно оставлена Богом и обречена на духовную смерть, на нравственную гибель. Такая оставленность является вполне заслуженною для нее, так как она, по выражению Апокалипсиса, отрекшись от Бога и христианской религии, восседая на звере; на него и на его силы всецело полагается жена любодеица, а не на Бога и на Его помощь. Зверь этот (XI:7; ХII:3, 13) - дракон-диавол, который назван багряным, т.е. облеченным в царскую багряницу, как миродержатель тьмы века сего. Как к диаволу, к зверю подходит и та черта описания, что он был преисполнен богохульными именами: он - боговраждебная сила. И жена тоже облечена в порфиру и багряницу, что также указывает на царскую и гордую роскошь - на богатство, свойственное царственному городу, подобно Вавилону и Риму. Жена, город последнего времени, взяла от мира все, что в нем считается драгоценностью. Она изображается держащею в руках золотую чашу, наполненную мерзостью и нечистотою ее блудодейства. Это значит, что жена была, как город антихристианского царства, распространительницею безбожной и безнравственной культуры среди окружающих подчиненных ему народов.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 1-3: И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мной, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню...

Как и сказали мы, в видениях этой, 17-й, главы Апокалипсис ведет нас по времени не вперед – к открытию дальнейших судеб мира и Церкви, как то было в большинстве глав, но, наоборот, назад, к объяснению и детальному раскрытию того, что было изложено не только в предшествующей 16-й главе, но еще и в главе 13-й. Объяснения эти дает один из тех ангелов-карателей, которые только что являлись изливающими чаши гнева Божия на землю. Да и говорить обещает он Иоанну не вообще о жене-Вавилоне, но именно о суде над нею, который там изображался. То – суд над великою блудницею, сидящею на водах многих, т.е., как сказано ниже в стихе 15-м, на людях и народах, и племенах и языках. Положение ее на земле, а с тем – и вина ее, по отзыву ангела, исключительно велики: с нею блудодействовали те «великие и сильные земли», которые всегда в Писании представляются врагами Царства Божия на земле, развращающими землю и насильствующими над нею (см. выше). Они называются здесь царями земными. «Под блудодейством их нужно разуметь распространение безнравственных обычаев и боговраждебности чрез лицемерную политику и развратную религию и культ, общее развращение» (Клифот, Лютард). Полноты своей и наивысшей степени развращение это достигнет только в антихристовой столице – центре богоненавистнической деятельности его, называемой, как все время говорится в Апокалипсисе, Вавилоном. Но общий процесс исторического развития и пленения человечества этим греховным пленом идет изначала – уже от падения первых людей и чрез всю историю человеческого рода, почему и сказано, что вином блудодеяния ее упивались живущие на земле и что сидит она на водах многих, т.е., согласно приведенному объяснению из этой же главы Апокалипсиса (см.: Откр.17:15), над всем, так сказать, морем обществ и поколений человеческих.

Стих 3: «Замечание, что ангел повел в духе, есть указание на то, что это действие происходило лишь в видении, т.е. что лишь в своем экстатическом состоянии духа, а не телесными восприятиями Иоанн переносится в пустыню. Пустыня берется здесь в нравственно-религиозном смысле, в смысле оставленности (пустоты), отдаленности. Великая блудница находится в пустыне не в каком другом смысле, как в том, что она за свое злодейство совершенно оставлена Богом и обречена на духовную смерть, нравственную гибель» (Орлов). Как сам Иоанн был тогда в духе, оставаясь, однако, в теле, так и жена-любодейца предстоит его духовному взору как бы в своем духовном отображении, являясь в то же время на земле в свою эпоху определенною историческою величиною и коллективною личностью соответствующего типа, соответственного поведения и свойств. Но только в отражении этом и вырисовывается подлинная природа, подлинный лик этой любодейцы, в то время как в пестроте исторических данных, повседневных наслоений все это расплывается, все это и заслоняется теми подробностями, при коих ту подлинную природу трудно бывает и заметить, т.е. выделить, и из разрозненных исторических черточек и красок составить цельный, законченный образ. Пустыня 17-й главы и прежняя пустыня главы 12-й имеют совершенно различный смысл, по совершенно различной связи речи. Там – историческая, физическая пустыня, для утоления реальной нужды: дать спастись в ней жене от тех исторических преследований, какие будут воздвигнуты против нее сатаной. Здесь же действительно духовная пустыня для духовных очей тайнозрителя как соответствующая среда для духовно­зрительных его восприятий. Но, конечно, символизирует эта пустыня данной главы и то опустошение, ту абсолютную бессодержательность всецело погруженной в чувственность и ложь, извращенной до конца жизни, при которой нет и тени тех истинных сокровищ, кои, по Нагорной проповеди Спасителя, одни только и могут составлять, так сказать, реальное достояние, реальную ценность в сфере христианских понятий, иначе сказать – при единственно верной и правильной оценке всего существующего. В тех душах, которые до такой степени духовно умерщвлены теми пороками, что воплощены здесь в этой блуднице – Вавилоне, уже действительно нет никакой жизни, никакого питания и напоения духовного – одним словом, там абсолютная пустыня.

Апокалипсис в перспективе XX века


Ст. 3-6: ...И я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удивлением великим.

Блудница Вавилонская определенно изображается здесь царицей, с царственной роскошью одетой и украшенной, – в том земном великолепии и блеске, которыми так любит украшать себя порок. Как бы в отрицательное соответствие словам ап. Павла: не упивайтеся вином, в немже есть блуд (Ефес.5:18) – в руках своих она держит золотую же чашу, как чашу с вином, но только вместо вина эта чаша наполнена тем самым, что составляет самую сущность и природу всех этих блудодеяний: всякою мерзостью и зловонною нечистотою их. Надменно восседает она на багряном звере-драконе, т.е. опорой и основой всего поведения своего ставит отца всякого греха и безобразия – диавола, и вызывающе дерзкий тон распутства ее сказывается так, что как эмблема на лбу у ней начертана эта отвратительная и постыдная сущность ее: великий Вавилон, мать-родоначальница и патронесса всем блудницам, развращающим человечество, и всем мерзостям, всей беззаконно чувственной грязи земной. Впереди этих точных эпитетов скверной природы ее стоит еще слово тайна: это может обозначать ту загадочно-непонятную заманчивость греха, при которой он так умеет скрывать эту скверную и гибельную, всегда награждающую лишь болезнью и горем, до скрежета зубовного и неутолимых мук включительно, ложь и тину мишурных наслаждений своих. А вместе с тем из истории мы знаем, что особенною распущенностью и гнусными оргиями издревле отличались именно те культы, которые стремились окружить себя ореолом чего-то таинственного, гордо возвышающегося над толпою; выставлять себя носителями учения какой-то высшей, показной мудрости, скрывающей, однако, за собой лишь безнадежную пустоту и духовной, и реальной «пустыни».

В шестом стихе указывается новая греховная сторона в этом Вавилоне. Обычно представляется, что люди распущенной жизни бывают мягче, даже добрее других и что у беззаконников скорее найдешь проведение начал свободы. Но, как и все в царстве греха, и тут это – только обман и видимость, только прикрашенная личина и фальшивая приманка. Так и у нас, в России, под исступленными лозунгами свободы пришли к власти те, кто теперь, выявив себя худшими из насильников, принципиально не допускают никакой свободы. А ведь давно ли они гипнозом истерических кликов своих заставили все общество бредить о каких-то несбыточных «свободах». Так и в сфере религии: те самые, которые так любили в былые времена возмущенно обличать историческое христианство за его якобы нетерпимость и преследования иноверных (не считаясь ни с эпохами, ни с личными отступлениями в том или ином отдельном историческом деятеле христианском), – они-то и оказываются, как мы уже говорили, самыми грубо-нетерпимыми фанатиками и опять-таки наибольшими насильниками, и в первую очередь именно по отношению к сфере религиозной. И корень этой неистовой злобы против религии истины в безнадежно глубоком нравственном потемнении их да в той же самой распущенности, той же настроенности «вавилонской». И вот Иоанн и видит, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и говорит о себе, что, видя эту жену, он дивился удивлением великим. Это удивление апостола можно, по ближайшей связи речи, относить именно к данному обстоятельству: как, в самом деле, могла поднимать это избиение истинных служителей Бога и правды Его та жена, которой по жизни и типу ее меньше всего было дела до религии, которой скорее нужно бы искать защиты и заступничества святых, а не проливать кровь их. Ведь ей, которой чужда и не нужна религия, совсем должны бы быть несвойственны эти гонения, которые были еще извинительны древним фанатикам в язычестве, действительно нередко избиением христиан, как и предсказал Господь, мнивших службу приносити Богу (Ин.16:2). Ибо ведь до нелепого странны подобные гонения и расправы со стороны тех, кто всего каких-нибудь 20–30 лет тому назад так вопил о веротерпимости и возмущался всякими мерами самообороны у людей верующих.

Однако, если причины удивления Иоанна нам искать в содержании последующих стихов этой главы, то ее, эту причину, действительно, можно видеть, вместе с прот. Орловым, еще в «таинственном, достойном изумления сочетании зверя и жены, в их взаимной связи», взаимной общей деятельности и проявлении в мире, ибо к этому клонится разъяснение ангела.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.
 

  Один из семи Ангелов предложил св. Иоанну показать ему суд над великой блудницей, сидящей на водах многих, с которой блудодействовали цари земные, и вином любодеяния которой упивались живущие на земле.

  Некоторые принимали эту блудницу за древний Рим, как расположенный на семи холмах. Семью главами носящего ее зверя считали семь нечестивейших из всех царей, которые от Домициана до Диоклетиана преследовали Церковь (1–4 века). Св. Андрей, приводя это мнение, далее говорит: «Мы же, руководствуясь и сообразуясь с последовательностью происходящего, думаем, что блудницею называется вообще земное царство, как бы в одном теле представляемое, или же город, имеющий царствовать даже до пришествия антихриста» (гл. 53).

  Некоторые толкователи видят в этой блуднице неверную Христу церковь, поклонившуюся антихристу, или богоотступническое общество – ту часть человечества христианского, которая вступит в тесное общение с миром греховным, будет ему служить и опираться всецело на его грубую силу – силу зверя–антихриста, почему жена эта и показана была Тайновидцу сидящей на звере багряном. «Ибо самый зверь и багряный вид его служат указанием суровости, жестокости и предрасположения к убийствам» (св. Андрей, гл.53).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible