Скрыть
И говорит мне: во́ды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки.

Святые отцы

Прочие

Киприан Карфагенский, сщмч. (†258)

И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки.

Христос же, учащий и указывающий, что языческий народ вступает в место, которое иудеи потеряли, а мы потом обретаем заслугой веры, претворил воду в вино. То есть Он указывает на то, чтобы люди лучше смешались и пришли бы на свадьбу Христа и Церкви в то время, когда иудеи отсутствуют. Ведь Божествен­ное Писание в Апокалипсисе пояс­няет, что вода обозначает людей, говоря: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки.

Мы отчетливо понимаем, что именно это содержится в Таинстве Причастия. Ибо, поскольку всех нас нес Христос, Который нес и грехи наши, мы видим, что под водой понимаются люди, а вином, безусловно, обозначается Кровь Христа. Когда же в потире вода смешивает­ся с вином, то люди единятся со Христом и верующий народ с Тем, в Кого уверовал, соединяется и сочетается. Такое соединение и связь воды и вина так перемешива­ется в чаше Господа, чтобы эта смесь не смогла бы быть отделена друг от друга. Потому ничто не сможет отделить Церковь - то есть народ, находящийся в Церкви, верно и настойчиво упорствующий в том, во что он верил, - от Христа, чтобы всегда хранилась и пребыва­ла неделимая любовь. Как при освящении чаши Господа не может предлагаться одна вода, так и не может одно вино. Ведь если кто предлагает только вино, то кровь Христа остается без нас. Если же одну воду, то люди остаются без Христа. Когда же оба они смешаны и связываются друг с другом нераз­дельным единством, тогда исполня­ется духовное и небесное Таинство.

Письма

Кесарий (Цезарий) Арелатский, свт. (†542)

Ст. 15-16 И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне

Блудница - это роскошная жизнь, состоящая в грабежах и наслаждени­ях. Потому он сказал, чтобы они возненавидели блудницу, что жадные до наслаждений и гордые люди, алчные и надменные, не только преследуют святых, но также и сами пребывают в ненависти. И иным способом ненавидят те, на каковых исполняется написанное: кто любит насилие, ненавидит душу свою. И дальше: и разорят ее, и обнажат. Ибо эти люди через гнев Божий и справедливое правосудие, посредством которого они оставляются Им, опустошают мир, пока покорены ему и пользуются им несправедливо. И плоть ее съедят - это потому, что, согласно апостолу, они угрызают и съедают друг друга.

Изложение Откровения

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 15-18 И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне, потому что Бог положил им на сердце исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии. Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями

И глагола ми: воды, яже eси видел, идеже любодейца седит людие и народи суть, и племена и языцы. Так как сие изъяснил Ангел, то подробное о сем исследование совершенно излишне. Для меня однако кажется удивительным, как враг и мститель - дiавол поможет управляемым десяти рогам ополчиться и вооружиться на любящего благо и добродетели Христа, Бога нашего, а также опустошить отступивший от Божественных заповедей и подчинившийся его прельщениям многолюдный город и, подобно зверю, насытиться его кровью. Удивительно и то, каким образом, он, считающий опустошение поводом к радости, а посечение человеческой плоти своею пищею и утешающийся всегда распрями и несогласиями, даст свое согласие отступническим десяти рогам. - Предположение же, что виденная жена означает великий город, имеющий власть над земными царями, делает вероятным предсказание о страданиях преобладающего тогда царства. - От испытания сих бед да избавит нас человеколюбец Бог и да вселит в небесный град - горний Иерусалим, в котором по Апостолу, Он Сам будет все и во всех, когда упразднит всякое начальство (отступническое), власть и силу, а верно и мудро ему служивших посадит и послужит им, т. е. предложит им наслаждение уготованными от создания мiра вечными благами. Сего наслаждения да сподобимся и мы во Христе, Спасителе и Искупителе душ наших; с Ним Отцу слава и держава, вместе со Всесвятым и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Толкование на Апокалипсис 555

Экумений (†VIв.)

Ст. 15-18 И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне; потому что Бог положил им на сердце — исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии. Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями

Сказано: воды, на которых сидит блудница, суть люди и народы, - очевидно, те, над которыми город осуществляет власть. Как же Рим будет опусто­шен царями? Ведь это, как мы поняли, описано в книге Откровения. Возмож­но, они оспорят его в борьбе, как царицу, [властвующую над страной] сильной, густонаселенной, которой приносят дань. Стало быть, в войне за Рим неизбежно произойдет так, что он, будучи простерт как награда за победу, пострадает ото всех, подвергнувшись поджогу и опустошению.

Сказано: потому что Бог положил им на сердце - исполнить волю их. Попущением Божиим это свершится теми, кто ему противится и желает его захватить. [Положил им на сердце] исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, и, словно по единому изъяв­лению воли, преданы они будут в подчинение антихристу, как прежде говорилось: доколе не исполнятся слова Божии. Это значит, что они станут подданными зверя, пока не настигнет его кара, положенная антихристу, и не свершится изреченное против него Богом через пророков. И желая еще яснее подчеркнуть, что это относится к городу, о котором речь, [Иоанн] продолжает: жена же, кото­рую ты видел, есть великий город, цар­ствующий над всеми.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

В таинственном символическом смысле под водами, по словам Ангела, нужно разуметь многие народы, которые относились к главному городу как народы подчиненные. Десять рогов - десять царей будущего антихристианского времени возненавидят блудницу (ст. 16), т.е. город антихристианского царства. Ненависть обнаружится в разрушении города. Подобно тому как дикие звери разрывают на части и пожирают свои жертвы, так точно уничтожат город и апокалиптические цари; они предадут его полнейшему разорению огнем и мечем и расхитят все его драгоценности. Таким образом Бож. воля воспользуется царями, как послушным орудием своего мироправления, для того, чтобы постепенно довести историю мира до предопределенного конца. Суд над городом, столицею антихристианского царства, разорение по желанию самого царя - антихриста будет предвозвещением конца мира и наступления Бож. суда.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Откр.17:12-18

От царей – голов зверя нужно отличать царей – роги на нем. Те представляются «главами мировых государств (св. Ириней, св. Ефрем Сирин). Цари же, обозначаемые рогами, представляются не имеющими самостоятельных царств. Если они и примут царскую власть, т.е. право правителей и законодателей, то лишь вместе со зверем как своим сюзереном, и то только на короткое время, на один час (Генгстенберг, Шуллер, Эбрард). Это, таким образом, представители народов и царств последнего времени (Лютард, Эбрард)» (Орлов).

В типе этих последних десяти царей-правителей наблюдается какая-то загадочная странность. С одной стороны, «цари эти как бы одной природы с антихристом и, подобно ему, ведут войну против Агнца. С другой – эти самые цари жестоко расправятся с блудницей и вообще исполняют от Бога положенную им на сердце Его волю, и еще с добавлением – «одну ее»».

Так как последнее указание является как бы заключительным в речи об этих десяти царях, то нам кажется, что оно и должно быть решающим в представлении о них. А отсюда и брань их против Агнца, в которой Агнец победит их, отнюдь не будет та последняя, Армагеддонская, брань, ибо после нее уже не будет антихристова царствования, а между тем они сначала имеют власть (в пору которой, нужно думать, и подымут брань против Агнца), а уж затем передают ее антихристу, чтоб он ею пользовался, причем делают это во исполнение высшей, Божественной, воли. В свою очередь, и победа Агнца над ними будет до этой передачи и до расправы их с блудницею. А отсюда вполне допустима и такая мысль, что поражение их от Агнца явится и отказом их от противления Ему, и подчинением Его воле не только подневольным, но и добровольным и сознательным.

А вместе с этим, указание того же 14-го стиха, что те, которые с Ним, суть званные и избранные, и верные, дает мысль, что победа Агнца над ними будет совершена чрез верных и избранных слуг Его или, по крайней мере, при участии их.

И тогда вполне понятной станет и перемена отношений их к жене-блуднице. Несомненно, как утверждающаяся на семи головах зверя, она должна была пользоваться сочувствием и, может быть, содействием их, раз сами они появляются в истории человечества как рога этого зверя. А вот когда и они признают, что Агнец подлинно есть Царь царствующих и Господь господствующих, то вместо солидарности своей по отношению к этой блуднице они возненавидят, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне. В этих словах сказывается, конечно, как высшая степень отвращения и ненависти в отношении к этой прежней, так сказать, сокомпанионке их, так и сильнейшее стремление изничтожить ее, изъять совсем из человеческого исторического обихода, вконец разделаться с ней. И это тем более поразительно, тем большая заслуга со стороны этих отростков антихристова царства, что жена эта есть великий город, царствующий над земными царями – теми «сильными и славными земли», о коих говорили мы выше.

Можно думать, что и к этому относятся слова 17-го стиха исполнить волю Его (Божию), исполнить одну волю. Но еще ближе относятся сюда дальнейшие слова: и отдать царство их зверю. Конечно, на первый взгляд такой вид исполнения воли Божией, как отдать царство свое не Ему, а противнику Его – зверю (см.: Откр.17:17), представляется во всей данной речи неожиданным и как бы несообразным и странным. Но добавление к этому дальнейших слов Дóндеже скончаются глаголы Божии с очевидною ясностью указывают нам, что с этим связано и окончательное завершение и осуществление всех богооткровенных пророчеств, завершающих всю нашу общечеловеческую историю в последних событиях ее.

Значит, так нужно, чтоб и эти, как бы малые, соперники антихриста во владычестве его над землей добровольно и единомысленно отдали ему ту власть, которую они вместе с ним получили. На свое, короткое, время и они вместе со зверем получат свою власть и в естественно-историческом процессе тогдашней жизни исторической, и в обаянии величия (хоть и призрачного) царицы-Вавилона направят пользование этой властью против Агнца, пока не победит Он их, так что, познав истину, они отвергнут блудницу и расправятся с ней. И тогда-то, окончательно порвав и разделавшись с блудным Вавилоном, откажутся они и от самой власти своей, неразрывно связанной с ним, передав ее наивысшему воплощению и апофеозу его – зверю. Можно думать, что отойдет тогда, вскрывшись для трезвых очей, та постыдная идеализация разных пороков и гнойников человечества, какая все нарастает и нарастает с веками, и даже в области искусства, науки и общественных достижений. Особенно видим мы ее в сфере литературы, где заменили здоровую и целомудренную любовь апофеозом блудной страсти и начали на пьедестал возводить эгоизм, насилие и цели корысти. И нужно, чтоб эта идеализация отпала, и она отпадет, отомрет окончательно, как отпала прикраса альтруизма, свободы и бескорыстного служения ближнему в коммунизме и социализме. И тогда явно и грубо-зверски и выявится пред всякими незапорошенными и непрелыценными очами подлинная, сатанински мерзкая и гнусная, личина антихриста и его Вавилона, а в сфере, ближайшей к нам, узрится то, о чем всегда мечтал Н.В. Гоголь, – «пошлость пошлого человека».

И так будет, будет.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И говорит мне: во́ды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне; потому что Бог положил им на сердце – исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии. Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями.

  Примечательно, что жена–любодейца, носящая имя Вавилона, о которой св. Тайновидец в 18 ст. прямо говорит, что это «есть великий город, царствующий над земными царями», a это «воды», на которых она сидит, «суть люди и народы, и племена и языки», будет наказана и уничтожена самим же зверем–антихристом, десять рогов которого  «возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне».

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible