Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Деяния апостолов 9:25
Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
Святые отцы
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Прочие
- Аратор (†VIв.)
- Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 23-25 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его. Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его. Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине
«Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его» (ст. 23). Иудеи опять прибегают к жестокому умыслу; но уже не ищут клеветников, обвинителей и лжесвидетелей, уже не хотят иметь их; а что? Действуют, наконец, сами собою. Они увидели, что дело возрастает; потому не производят и суда. «Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его» (ст. 24). Почему? Потому, что это было для них невыносимее всех уже прежде бывших знамений, с пятью тысячами, с тремя тысячами (обращенных ко Христу), и всех вообще. И смотри, теперь он спасается не благодатию, но человеческою мудростью, чтобы ты понял добродетель этого мужа, прославившегося и без чудес. «Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине» (ст. 25). Так и следовало, чтобы дело не было замечено. Что же? Избегнув такой опасности, остается ли он (спокойным)? Нет, но уходит туда, где мог еще более возбудить их. Многим еще казалось невероятным, что он точно уверовал. Оттого это и происходило, спустя довольно дней. Что же это значит? Вероятно, он сначала не хотел выходить оттуда, как многие, может быть, просили; когда же узнал (о замысле иудеев), тогда позволил ученикам своим (спустить себя); а он уже имел учеников. На это указывая, он сам говорил: «в Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук» (2Кор. 11:32). И смотри, как евангелист не говорит ничего тщеславного и не восхваляет Павла, но только, что они возбудили к тому царя. Итак, они спустили его одного и с ним никого. Это также не напрасно, так что он сам мог явиться к апостолам в Иерусалиме; или лучше, они спустили его, чтобы он затем искал себе спасения; а он сделал противное, отправившись прямо к неистовствующим. Так он воспламенился, так сильно горел! И посмотри, как он следует (Христу), с первого дня соблюдая заповедь, которую слышали апостолы: «и кто не берет креста своего и следует за Мною» (Мф. 10:38). То самое, что он пришел после прочих, делало его ревностнейшим, и на деле здесь исполнилось сказанное: «кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7: 47), так что чем позже он пришел, тем больше возлюбил. Потому, осуждая прежнюю свою жизнь и часто упрекая себя, он ничего не считал достаточным для заглаждения прежнего. И смотри, они не говорят ему: ты был гонителем, для чего же переменился? Они стыдились (говорить это); вместо того совещались между собою. Иначе он гораздо справедливее сказал бы им: это-то особенно и должно вразумить вас, – как он защищался пред Агриппою (Деян. 26:9-20). Как же, скажут, он обратился в бегство? Это он сделал не по трусости, но сохранял себя для проповеди. Если бы он страшился, то не пошел бы в Иерусалим, не стал бы тотчас же учить, оставил бы ревность. Но он действовал не по страху, а по благоразумию. Он научен был страданием Стефана. Поэтому он не считал великим умереть за проповедь, если это не соединялось с великою пользою. Это – муж, который не хотел даже видеть Христа (Фил. 1:23-24), Которого теперь более всего желал бы видеть, когда еще не было исполнено служение его людям. Такова должна быть душа христианина!
Характер Павла выразился с самого начала и с первого шага его поприща; а лучше сказать – еще и прежде этого. А что он делал не по разуму, то делал, руководствуясь рассуждением человеческим (Рим. 10:2). Если, спустя столько времени, он не хотел разрешиться (от жизни, без пользы для других), то тем более в начале деятельности, когда лишь только вышел из пристани. Христос не избавляет его от опасности, но попускает, потому что желает, чтобы многое совершалось и человеческим благоразумием; с другой стороны, попускает для того, чтобы научить нас, что и они были люди, и что не всегда все совершала благодать. Ведь, если бы этого не было, то можно было бы уподобить их просто деревьям. Поэтому многое и сами они совершали своими действиями. Будем так поступать и мы, и также будем печься о спасении братий. Это не ниже мученичества, то есть, чтобы не отрицаться ни от каких страданий для спасения многих; ничто так не благоугодно Богу.
Августин Аврелий, блж. (†430)
Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине
Он не избежал бы козней того преследующего правителя (1Кор. 11:32-33), если бы не захотел послужить тем, кому был нужен. Поэтому он и говорит: Влечет меня и то, и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше, а оставаться во плоти нужнее для вас (Флп. 1:23-24).
Послания
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине
То есть ученики Христа - ведь в греческом тексте отсутствует слово «его» и сказано просто ученики, потому что здесь подразумеваются вообще ученики Христа или Церкви. Не говорится, что Павел уже приобрел учеников, но что он только приводил в замешательство иудеев, живущих в Дамаске.
Подобная разновидность бегства и сегодня сохраняется в Церкви: [так бывает,] когда кто-либо, будучи окружен со всех сторон кознями древнего врага или сетями мира сего, спасается, охраняемый своей надеждой и верой. Ибо стена дамасская (а Дамаск означает «пьющий кровь») есть превратности мира; под царем Аретой (2Кор. 11:32) (это имя означает «нисхождение») подразумевается дьявол; корзина, которую обыкновенно плетут из камышовых стеблей и пальмовых ветвей, символизирует соединение веры и надежды. Ведь камыш - это символ зеленеющей веры, а пальма означает чаяние вечной жизни. Поэтому всякий, кто видит себя опоясанным стеной невзгод, да взберется в корзину добродетели, с помощью которой спасется.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 23-26 Якоже исполнишася дние доволны, совещаша иудее убити его. Уведан же бысть Савлу совет их: стрежаху же врат день и нощь, яко да убиют его. Поемше же его ученицы нощию, свесиша по стене в кошнице. Пришед же Савл в Иерусалим, покушашеся прилеплятися учеником: и вси бояхуся его, не верующе, яко есть ученик
Иудеи опять приходят к своему крепчайшему помыслу, но теперь они уже не ищут клеветников и лжесвидетелей, а сами стремятся совершить убийство. Так как они увидели, что это дело получило силу, то они не передают уже его и в суд. Поемше же его ученицы нощию, свесиша по стене в кошнице. Заметь, что Павел спасается не благодатию, но человеческою мудростию, чтобы ты научился, что добродетель мужа сияет и без чудес. Пришед же Савл во Иерусалим, покушашеся прилеплятися учеником. Избавясь от опасности, он не только не скрывается, но напротив идет туда, где более их преследовали. И заметь, что он даже ищет учеников Спасителя. Так он весь воспламенился и переполнился ревностию о проповеди, и то, что он позже других пришел ко Христу, его сделало еще более ревностным. Емуже, говорит Иисус Христос, много оставляется, больше любит (Лук. 7:47). Справедливо может возбудиться недоумение, когда (апостол Павел) в послании к Галатам говорит: ни взыдох во Иерусалим: но идох во Аравию, и паки возвратихся в Дамаск. Потом же по триех летех взыдох во Иерусалим соглядати Петра… Иного же от апостол не видех, токмо Иакова брата Господня (Гал. 1:17-19), а здесь: говорится, что он пришел во Иерусалим и Варнава привел его к апостолам. Итак или там в послании к Галатам апостол Павел сказал: не взыдох в том смысле, что он ходил не затем, чтобы представить свое учение на одобрение апостолов, или же, если это не так, надобно допустить предположение, что злоумышление против него в Дамаске было сделано не тотчас по обращении его к вере христианской, но по возвращении его из Аравии спустя три года по обращении. И таким образом совершилось его путешествие во Иерусалим. Итак он не пошел к апостолам, но к учеником покушашеся прилеплятися. Это он делал, будучи вместе и учителем и учеником. Или Павел в послании к Галатам не говорит об этом путешествии во Иерусалим, но опустил его. Потому что этот историограф многое сокращает и сводит события бывшие в разные времена. Покушашеся же, говорит Лука, прилеплятися. Шел к ним не смело, но с робостию. И вси бояхуся его, не ведуще, яко есть ученик. Боялись конечно ученики, а апостолы не верили его обращению; потому что для человеческого разумения поистине невероятно, чтобы такой жаркий гонитель обратился в проповедника.
Аратор (†VIв.)
Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине
Тот, кто оставил пагубное злочестие и предводителем вступил в доблестнейшие сражения, если оказался выше грешников, достоин избежать засады даже при закрытых воротах. Корзина, по обыкновению сплетенная из камыша и пальмы, дала прикрытие Савлу, по достоинству став образом Церкви. Ведь всегда пребывают в ней камыш, благодаря водам [крещения], и пальма в венцах. Преумножают Церковь воды крещения и кровь мучеников. Раньше, во время насыщения огромной толпы, приумножающиеся в изобилии хлебы наполнили семь корзин (Мф. 15:36-37). Столько же церквей в мире Писание ясно возвещает (Откр. 1:4, 11), в которых действует Дух, а добродетель запечатлевает имена, но при этом мы все-таки воспеваем единую Церковь. Способствуют человеку внешние обстоятельства, но он и сам воинствует, оставаясь сосудом в Сосуде [Христе], и уже при таком водительстве совершенно избегает врага. Предводитель, вместе с Которым он остается победителем в любых битвах.
История апостолов
Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его. 25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине. 26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик. 27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса.
Враги Савла день и ночь стерегли у ворот дома, где он имел свое пребывание, чтобы убить его. Но заговор их сделался известен Савлу и другим христианам, и последние ночью спустили его по стене в корзине, вероятно, в окно дома, примыкавшего к городской стене и имевшего в ней окна. Освободившись от опасности смерти в Дамаске, Савл отправился в Иерусалим видеться с Петром, как говорит сам он в Послании к Галатам; это было уже три года спустя после его обращения (Гал. 1, 18). Но бывший жестокий гонитель христиан не только не мог войти в круг апостолов, но и прочие ученики Господни боялись его и сторонились от него, не веря, что он христианин. Тогда апостол Варнава (Деян. 4, 36-37), знакомый Савлу и знавший историю его обращения, равно и апостольскую ревность, какую он заявил в Дамаске, привел и рекомендовал его апостолам (9, 27). Впрочем, как говорит сам Павел, он в этот раз виделся только с Петром и Иаковом, братом Господним (Гал. 1, 18-19).
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
22. А Савл более и более укреплялся, и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что сей есть Христос.
23. Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24. Но Савл узнал о сем умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25. Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
Савл более и более укреплялся: вероятно, уже по возвращении из Аравии (Гал.1:17 и д.), где он в тишине уединения, вдали от прежних мест его действий, может быть предавался изучению Писания уже при озарении от Св. Духа с новой точки зрения – христианской, как можно гадать о сем по всему характеру и образу деятельности Савла – будущего великого апостола Павла. Укрепившись в своей вере изучением Писания, Савл, по возвращении в Дамаск, в своих синагогальных беседах с иудеями доказывал, что Иисус есть Христос, т.е. Мессия, обетованный иудеям и ими ожидаемый. Доказательства сего он, без сомнения, приводил из Писания, т.е. рассматривал ветхозаветные пророчества о Мессии и указывал их исполнение в лице и жизни Господа, сличал пророчества и обетования с событиями и т.п. Сила его доказательств и вообще сила его слова была так велика, что он приводил в замешательство иудеев дамасских, т.е. они не могли ни ослабить силы его доказательств, ни противопоставить им других равных по силе, а между тем не хотели согласиться с тем, что неизбежно вытекало из этих доказательств, именно – что Иисус есть Мессия, и потому приходили в замешательство, не зная, что отвечать и делать.Это продолжалось довольно времени, и замешательство породило в иудеях страстную вражду и ненависть к Савлу до того, что они решились убить его, и согласившиеся на сие с этой целью день и ночь стерегли у ворот города, которые, конечно, были не одни в таком большом городе, как Дамаск, стерегли именно с тем, чтобы убить его, когда он выйдет из города и достаточно удалится от него. Кажется, они имели сведения, что Савл имел в намерении отправиться из Дамаска, может быть в Иерусалим, и поджидали его. Но Савл, предварительно узнавший о сем их умысле, избег опасности при помощи учеников, т.е. христиан дамасских, которые спустили его ночью по стене городской в корзине, в нарочито ли сделанное для сего отверстие в городской стене, или – что вероятнее – в окно дома, примыкавшего к городской стене и имевшего в ней окна, как-то замечают в постройках древних восточных городов. О таком способе избавления своего от опасности в Дамаске упоминает сам апостол Павел в одном из своих посланий (2Кор.11:32).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине
Ученики же, т. е. христиане дамасские… спустили его по стене, т. е. города, о чем рассказывает и сам Павел 2Кор. 11:24.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
26. Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
О спасении Савла от рук убийц через спуск его ночью в корзине по городской стене там, где, конечно, его не ждали, говорит сам Павел во 2-м послании к Коринфянам (2Кор.11:32), причем сообщает, что его стерег тогда и правитель Дамаска (от царя Ареты назначенный), но он был спущен в корзине из окна (отверстия) по стене и избежал опасности. «Смотри (говорит святой Иоанн Златоуст), на какое средство соглашался он, чтобы избегнуть осады и чтобы поднять поверженных долу: терпел нападения от народа, чтобы отвести от нападения демонского». Аравийский князь Арета мог и лично питать ненависть к Савлу за его Евангельскую проповедь в Аравии, мог он содействовать и Иудеям, так как с правителями их он находился в некоторых близких отношениях. (Современный город Дамаск очень увеличился и обновился. Однако, в нем указывают одну древнюю стену, недалеко от Антиохийской патриархии, где имеются и оконца, подобные тем, через одно из которых спущен был Апостол Павел. Теперь там насчитывается до 300.000 жителей, большинство которых магометане (около 100.000) остальные христиане. В том числе 20.000 православных Сирийцев. Евреев официально считается около 4.000, но их гораздо больше, ибо они скрываются, чтобы не платить разных налогов. По красоте местоположения города, у реки Барады, и среди бесконечных садов, он называется «цветком Востока». И действительно, там цветов бесконечное множество, особенно роз. Основание его относится к Дамасику – слуге Александра Македонского, но вероятно эта прекрасная местность была обитаемая и раньше. См. статью «Дамаск» в «Историческом Вестнике» за 1903 г., IV кн., стр. 223–279).
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий