Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Деяния апостолов 9:23
Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
Святые отцы
Прочие
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 23-25 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его. Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его. Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине
«Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его» (ст. 23). Иудеи опять прибегают к жестокому умыслу; но уже не ищут клеветников, обвинителей и лжесвидетелей, уже не хотят иметь их; а что? Действуют, наконец, сами собою. Они увидели, что дело возрастает; потому не производят и суда. «Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его» (ст. 24). Почему? Потому, что это было для них невыносимее всех уже прежде бывших знамений, с пятью тысячами, с тремя тысячами (обращенных ко Христу), и всех вообще. И смотри, теперь он спасается не благодатию, но человеческою мудростью, чтобы ты понял добродетель этого мужа, прославившегося и без чудес. «Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине» (ст. 25). Так и следовало, чтобы дело не было замечено. Что же? Избегнув такой опасности, остается ли он (спокойным)? Нет, но уходит туда, где мог еще более возбудить их. Многим еще казалось невероятным, что он точно уверовал. Оттого это и происходило, спустя довольно дней. Что же это значит? Вероятно, он сначала не хотел выходить оттуда, как многие, может быть, просили; когда же узнал (о замысле иудеев), тогда позволил ученикам своим (спустить себя); а он уже имел учеников. На это указывая, он сам говорил: «в Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук» (2Кор. 11:32). И смотри, как евангелист не говорит ничего тщеславного и не восхваляет Павла, но только, что они возбудили к тому царя. Итак, они спустили его одного и с ним никого. Это также не напрасно, так что он сам мог явиться к апостолам в Иерусалиме; или лучше, они спустили его, чтобы он затем искал себе спасения; а он сделал противное, отправившись прямо к неистовствующим. Так он воспламенился, так сильно горел! И посмотри, как он следует (Христу), с первого дня соблюдая заповедь, которую слышали апостолы: «и кто не берет креста своего и следует за Мною» (Мф. 10:38). То самое, что он пришел после прочих, делало его ревностнейшим, и на деле здесь исполнилось сказанное: «кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7: 47), так что чем позже он пришел, тем больше возлюбил. Потому, осуждая прежнюю свою жизнь и часто упрекая себя, он ничего не считал достаточным для заглаждения прежнего. И смотри, они не говорят ему: ты был гонителем, для чего же переменился? Они стыдились (говорить это); вместо того совещались между собою. Иначе он гораздо справедливее сказал бы им: это-то особенно и должно вразумить вас, – как он защищался пред Агриппою (Деян. 26:9-20). Как же, скажут, он обратился в бегство? Это он сделал не по трусости, но сохранял себя для проповеди. Если бы он страшился, то не пошел бы в Иерусалим, не стал бы тотчас же учить, оставил бы ревность. Но он действовал не по страху, а по благоразумию. Он научен был страданием Стефана. Поэтому он не считал великим умереть за проповедь, если это не соединялось с великою пользою. Это – муж, который не хотел даже видеть Христа (Фил. 1:23-24), Которого теперь более всего желал бы видеть, когда еще не было исполнено служение его людям. Такова должна быть душа христианина!
Характер Павла выразился с самого начала и с первого шага его поприща; а лучше сказать – еще и прежде этого. А что он делал не по разуму, то делал, руководствуясь рассуждением человеческим (Рим. 10:2). Если, спустя столько времени, он не хотел разрешиться (от жизни, без пользы для других), то тем более в начале деятельности, когда лишь только вышел из пристани. Христос не избавляет его от опасности, но попускает, потому что желает, чтобы многое совершалось и человеческим благоразумием; с другой стороны, попускает для того, чтобы научить нас, что и они были люди, и что не всегда все совершала благодать. Ведь, если бы этого не было, то можно было бы уподобить их просто деревьям. Поэтому многое и сами они совершали своими действиями. Будем так поступать и мы, и также будем печься о спасении братий. Это не ниже мученичества, то есть, чтобы не отрицаться ни от каких страданий для спасения многих; ничто так не благоугодно Богу.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 23-26 Якоже исполнишася дние доволны, совещаша иудее убити его. Уведан же бысть Савлу совет их: стрежаху же врат день и нощь, яко да убиют его. Поемше же его ученицы нощию, свесиша по стене в кошнице. Пришед же Савл в Иерусалим, покушашеся прилеплятися учеником: и вси бояхуся его, не верующе, яко есть ученик
Иудеи опять приходят к своему крепчайшему помыслу, но теперь они уже не ищут клеветников и лжесвидетелей, а сами стремятся совершить убийство. Так как они увидели, что это дело получило силу, то они не передают уже его и в суд. Поемше же его ученицы нощию, свесиша по стене в кошнице. Заметь, что Павел спасается не благодатию, но человеческою мудростию, чтобы ты научился, что добродетель мужа сияет и без чудес. Пришед же Савл во Иерусалим, покушашеся прилеплятися учеником. Избавясь от опасности, он не только не скрывается, но напротив идет туда, где более их преследовали. И заметь, что он даже ищет учеников Спасителя. Так он весь воспламенился и переполнился ревностию о проповеди, и то, что он позже других пришел ко Христу, его сделало еще более ревностным. Емуже, говорит Иисус Христос, много оставляется, больше любит (Лук. 7:47). Справедливо может возбудиться недоумение, когда (апостол Павел) в послании к Галатам говорит: ни взыдох во Иерусалим: но идох во Аравию, и паки возвратихся в Дамаск. Потом же по триех летех взыдох во Иерусалим соглядати Петра… Иного же от апостол не видех, токмо Иакова брата Господня (Гал. 1:17-19), а здесь: говорится, что он пришел во Иерусалим и Варнава привел его к апостолам. Итак или там в послании к Галатам апостол Павел сказал: не взыдох в том смысле, что он ходил не затем, чтобы представить свое учение на одобрение апостолов, или же, если это не так, надобно допустить предположение, что злоумышление против него в Дамаске было сделано не тотчас по обращении его к вере христианской, но по возвращении его из Аравии спустя три года по обращении. И таким образом совершилось его путешествие во Иерусалим. Итак он не пошел к апостолам, но к учеником покушашеся прилеплятися. Это он делал, будучи вместе и учителем и учеником. Или Павел в послании к Галатам не говорит об этом путешествии во Иерусалим, но опустил его. Потому что этот историограф многое сокращает и сводит события бывшие в разные времена. Покушашеся же, говорит Лука, прилеплятися. Шел к ним не смело, но с робостию. И вси бояхуся его, не ведуще, яко есть ученик. Боялись конечно ученики, а апостолы не верили его обращению; потому что для человеческого разумения поистине невероятно, чтобы такой жаркий гонитель обратился в проповедника.
Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос. 23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
Более и более укрепляясь в вере Христовой, Савл приводил в замешательство иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Иисус есть Христос, и это повело к тому, что иудеи согласились [сговорились. – Ред.] убить его. Это было, когда прошло уже довольно времени после нескольких дней (ст. 19, 23) его первого по своем обращении пребывания в Дамаске.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
22. А Савл более и более укреплялся, и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что сей есть Христос.
23. Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24. Но Савл узнал о сем умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25. Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
Савл более и более укреплялся: вероятно, уже по возвращении из Аравии (Гал.1:17 и д.), где он в тишине уединения, вдали от прежних мест его действий, может быть предавался изучению Писания уже при озарении от Св. Духа с новой точки зрения – христианской, как можно гадать о сем по всему характеру и образу деятельности Савла – будущего великого апостола Павла. Укрепившись в своей вере изучением Писания, Савл, по возвращении в Дамаск, в своих синагогальных беседах с иудеями доказывал, что Иисус есть Христос, т.е. Мессия, обетованный иудеям и ими ожидаемый. Доказательства сего он, без сомнения, приводил из Писания, т.е. рассматривал ветхозаветные пророчества о Мессии и указывал их исполнение в лице и жизни Господа, сличал пророчества и обетования с событиями и т.п. Сила его доказательств и вообще сила его слова была так велика, что он приводил в замешательство иудеев дамасских, т.е. они не могли ни ослабить силы его доказательств, ни противопоставить им других равных по силе, а между тем не хотели согласиться с тем, что неизбежно вытекало из этих доказательств, именно – что Иисус есть Мессия, и потому приходили в замешательство, не зная, что отвечать и делать.Это продолжалось довольно времени, и замешательство породило в иудеях страстную вражду и ненависть к Савлу до того, что они решились убить его, и согласившиеся на сие с этой целью день и ночь стерегли у ворот города, которые, конечно, были не одни в таком большом городе, как Дамаск, стерегли именно с тем, чтобы убить его, когда он выйдет из города и достаточно удалится от него. Кажется, они имели сведения, что Савл имел в намерении отправиться из Дамаска, может быть в Иерусалим, и поджидали его. Но Савл, предварительно узнавший о сем их умысле, избег опасности при помощи учеников, т.е. христиан дамасских, которые спустили его ночью по стене городской в корзине, в нарочито ли сделанное для сего отверстие в городской стене, или – что вероятнее – в окно дома, примыкавшего к городской стене и имевшего в ней окна, как-то замечают в постройках древних восточных городов. О таком способе избавления своего от опасности в Дамаске упоминает сам апостол Павел в одном из своих посланий (2Кор.11:32).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
24. но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его;
По прошествии довольно немалого времени, Евреи решили убить Савла, для чего и стерегли его у ворот, надеясь, что он выйдет из Дамаска, видя их отвращение от него. Но он узнал об их замысле и приостановился отшествием из Дамаска. В «довольное время», о котором говорит писатель, совершилось многое. По сказанию самого Павла, в послании к Галатам (Гал.1:17), он успел в это время побывать в Аравии, возвратился опять в Дамаск и потом, после трех лет, отправился в Иерусалим (Гал.1:18), срвн. (Деян.9:26). Таким образом указанное «довольное время» продолжалось более трех лет (между 37–40 г.). Жизнь Савла по обращении его не могла быть ему благоприятною там, где его знали. Он был предопределен к Апостольству и призван к вере и благодати; избрание же к Апостольству должно было совершиться после. Он должен был подготовиться к тому и получить для того особенные откровения. Посему понятно его удаление в пустынную Аравию, где и могли совершаться необходимые ему откровения. И так как эти откровения были запечатлены характером таинственности, то он по возможности и не говорил о них, как и о самом пребывании в Аравии, до написания послания к Галатам, почему и Дееписатель не мог сообщать о сем пребывании Савла в Аравии. Сколько времени пробыл Савл в Аравии, сколько в Дамаске, определить трудно, но, во всяком случае, ему потребно было довольное время, чтобы в уединении более спокойно пережить тот великий переворот, который совершился в нем, и дать время умолкнуть разным неблагоприятным толкам по поводу его быстрого обращения ко Христу. Наконец, можно думать, что он проповедывал и в Аравии. Посему нужно полагать, что он прожил там не краткое время. Но это не успокоило недовольных его обращением – как повсюду, так и в особенности в Дамаске, почему как только он снова явился туда, так и начались против него замыслы убить его, но не в городе, а где-нибудь в более или менее пустынном месте, за городом, хотя бы и у ворот, как был убит Стефан. Но ворот в Дамаске было много, поэтому должно полагать, что много было и лиц, готовых наложить руки на мнимого изменника отеческих преданий, которых он прежде был такой же излиха ревнитель, преуспевавший в неистовстве более многих сверстников (Гал.1:14). Но, благодарение Богу, нашлись ревнители и христианства, которые постарались сберечь этот драгоценный сосуд с миром божественного помазания во благовестии Христовом. «Святой Лука пишет: и бысть Савл несколько дней с учениками в Дамаске (Деян. 9:19), и потом (Деян.9:23-24): когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его. Выражаясь так, святой Лука имеет в виду два пребывания Апостола в Дамаске. Ко второму из них, как и следует, он приурочивает опасность, угрожавшую Апостолу в Дамаске. Что же касается первоначальной проповеди Апостола Павла в Дамаске, то это не было в собственном смысле проповедническою деятельностью, которую он начал позднее, при вторичном посещении Дамаска. Его проповедь выражалась в немногих коротких разъяснениях и ответах на любопытствующие вопросы удивленных Иудеев, которые ждали от него инициативы к гонению против христиан, но вместо того видели его полное бездействие, а может быть и слышали от спутников Савла о чудесном событии с ним. И сам Апостол (говорит А. В. Горский) «нудился совестью» явиться в синагогу и свидетельствовать о деле, которое доселе так сильно преследовал» (см. у Николина, стр. 35–36).
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий