Скрыть
Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас

Добрый залог, который я вручил тебе, сохрани чрез Духа Святаго, Который обитает в тебе, как и во мне.

Второе послание к Тимофею

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 13-14 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас

Как делают живописцы, говорит Павел, так и я начертал тебе образ добродетели и всего, угодного Богу, и, как некое правило, первообраз и начертание я вложил в твою душу. Это и имей; нужно ли будет тебе поразмышлять о вере, или о любви, или о целомудрии - оттуда заимствуй образцы.

Толкование на 2-е послание к Тимофею

Иоанн Дамаскин, прп. (†749)

Ст. 13-14 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас

Прежде всего и во всем ты думай о благочестивом слове веры, которому ты был научен, и да не вырастут плевелы в сердце твоем, но сохрани чистым и невредимым божественное семя, насажденное в нем, чтобы ты мог представить Господу богатый плод, когда Он придет потребовать у каждого отчет о его земных делах и воздать каждому по трудам его; когда праведные воссияют светлее солнца, грешники же будут осуждены на крайний мрак и вечный позор.

Душеполезная повесть о жизни Варлаама и Иоасафа

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 10-14 Явльшейся же ныне просвещением Спасителя нашего Ииcyca Христа, разрушившаго убо смерть, и возсиявшаго жизнь и нетление благовествованием: в неже поставлен бых аз проповедник и Апостол и учитель языков. Еяже ради вины и сия стражду: но не стыждуся. Вем бо, емуже веровах, и известихся, яко силен есть предание мое сохранити в день он. Образ имей здравых словес, ихже от мене слышал ecи, в вере и любви, яже о Христе Иисусе. Доброе завещание соблюди Духом Святым живущим в нас

От века предначертано было спасение наше, но явным оно сделалось ныне чрез воплощение Спасителя нашего Бога. Ныне, а не прежде когда-либо была объявлена воля (βουλὴ) Божия, чтобы мир спасался чрез веру. - Разрушившаго убо смерть – прощением греха и дарованием воскресения, и возсиявшаго жизнь, т.е. явившего, благовествованием (διὰ τοῦ εὐαγγελίου), так как из него узнали мы о вечной жизни и воскресении. - В неже поставлен бых аз проповедник и Апостол и учитель языков. Словами этими Апостол, между прочим, намекает и на то, что и Тимофею нужно будет идти к язычникам, и – кроме того – сообщает своей речи еще более достоверности. - Еяже ради вины и сия стражду, т.е. ради того, что я проповедник и Апостол. Он как бы так говорит: меня вяжут и ведут в темницу не потому, что я злодей. - Но не стыждуся. Претерпеть что-либо за Христа – величайшая слава. Видишь, как Апостол приготовляет ученика к испытаниям, показывая, что если кто-нибудь не постыдится и не устрашится, то самая опасность будет легче вследствии помощи Христовой. Вем…яко силен есть предание мое сохранити. Преданием (παραθήκην) Апостол называет здесь веру, которую ему передал Иисус Христос для проповедывания, или под этим словом он разумеет здесь верующих, которых Бог вверил ему для научения или которых он сам предал Богу: и ныне, говорил он, предаю вас Богови (Деян. 20:32). Одним из числа этих преданных Богу был и Тимофей. Итак, Апостол говорит: я знаю, что Тот, в Кого я уверовал и в Ком я уверен, – знаю, что Он может сохранить это предание не поколебимым на тот день. - Образ имей здравых словес, т.е. изображение, уподобление, подражание словесам здравым, т.е. касающимся веры и жизни, потому что словеса, касающиеся чего-либо иного – не здравы. - Ихже от мене слышал ecu. Не чрез одни только послания Апостол предлагал ученику своему то, что он должен был сделать, но и лично давал ему наставления на словах. Так он поступал во всех случаях. Поэтому, никто не должен считать послания недостаточными на том основании, что они не обо всем говорят. - В вере и любви. В вере и любви, данной Павлу чрез Христа, были все его словеса и учения. - Доброе завещание соблюди. Под завещанием Апостол разумеет здесь веру и попечение о вверенной Тимофею Церкви. Затем, он показывает, что человеческой силы не достаточно для сохранения всего этого, так как много есть препятствий; поэтому он указывает и способ к сохранению: соблюди Духом Святым. Апостол как бы так говорит: постарайся, чтобы Дух Святой пребывал в тебе, не удаляй Его дурною жизнию, – и сохранишь завещание. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126:1).

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас

Соблюди заповеданное мной тебе относительно веры и жизни, или дар, который ты принял, как и выше он сказал. Но как ты сохранишь? Не человеческой силой, но Духом Святым, Который живет в нас чрез крещение. Если мы сохраним Его и не отгоним дурными делами, сохранит и Он нам все, что мы имеем от Бога. Итак, потщитесь сохранить Духа, и Он сохранит тебе завещанное. Если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126:1).

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Доброе завещание соблюди Духом Святым живущим в нас

Доброе завещание, παραθηκη, — предание, то, что тебе предано, говорит, и вверено хранению твоему, — то же, что и: образ здравых словес, — или что выше выразил, говоря: силен есть предание, την παραθηκην, — мое сохранити. — Добро сие завещание, потому что само в себе доброкачественно, из доброго — Божия — источника исходит, на добро дано, к добру ведет и добрым концом увенчается. Соблюди же, говорит, его неизменным и целым, по нему настроивая и образ своих воззрений, и образ действования и жизни. «Соблюди заповеданное мною тебе, и относительно веры, и относительно жизни по вере» (блаженный Феофилакт). Соблюди, как мой преемник, и соблюденным в целости передай его своим преемникам, научив и тех таким же передать его имеющим после них быть преемниками. Так до конца. В слове: соблюди, — сказанном святому Тимофею, да слышат все, приявшие благодать Апостольского преемства, урок себе — хранить неизменным принятое от предшественников, не вводя и не допуская никакой новизны.

Духом Святым, данным нам «Как же тебе это соблюсти? Не человеческою силою, но Духом Святым, Который обитает в нас в силу крещения. Если сохраним Его в себе и не отгоним своею беспечностию и злонравием; то и Он соблюдет в нас все, что имеем мы от Бога. Итак, потщись сохранить Духа, и Он сохранит в тебе завещанное тебе» (блаженный Феофилакт, Экумений). Святой Златоуст полнее объясняет это: «доброе завещание соблюди. Как? Духом Святым живущим в нас. Человеческая душа и человеческая сила не в состоянии сами по себе сохранить таких благ, вверенных им. Почему? Потому что вокруг нас много разбойников, глубокая тьма, диавол стоит и коварствует, и мы не знаем, в какой час, в какое время он нападет на нас. Как же мы можем сохранить их? Духом Святым, то есть если будем иметь в себе Духа; а Он будет присущ нам, если мы не отгоним благодати Его. Ибо аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126, 1). Он — наша стена, Он — наша ограда, Он — наше убежище. Скажешь: но если Он живет в нас и Сам хранит нас, то для чего наставления? Для того, чтобы мы удерживали Его, хранили Его и не отгоняли от себя злыми делами».

В нас — в ком и как? В ком же? Можно: в нас с тобою; можно: во всех Апостолах и ближайших их учениках, именуемых также Апостолами; можно: в Апостолах и всех преемниках, бывших, сущих и будущих. — Как же? На Апостолов Дух Святый сошел непосредственно, преемники же их получали и получают Его чрез рукоположение. Блаженный Феофилакт, говоря, что Духа Святаго имеем мы чрез крещение, подает мысль, что под Духом Святым разумеет он общехристианскую благодать и, следовательно, под: в нас — в христианах. Но как, выше немного, сказав о παραθηκη, что под сим разумеются преподанные святому Тимофею заповеди о вере и жизни, прибавил: «или Апостол хочет сказать: дар, который ты получил, как и выше сказал (то есть в стихе 6)»; то нельзя отрицать, что и он здесь разумел Духа Святаго, приемлемого чрез рукоположение.

Толкование на второе послание к Тимофею

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-14 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас

Можно перевести: «как общий очерк здравых слов храни тот очерк, какой ты принял от меня, пребывая в вере во Христа - как в Спасителя - и в любви к Нему» (вера и любовь ко Христу не позволят Тимофею уклониться от здравого учения и тем огорчить Христа).

Храни добрый залог, т. е. это самое здравое учение.

Духом Святым, т. е. возгревая в себе благодатные дарования Святого Духа, какие есть в Тимофее, как и во всяком добром христианине. При таком горении духовном Тимофей вне опасности утратить драгоценные сокровища здравых слов.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

ст.13-14  Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.

Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.

   Увещание держаться здравого учения с верою и любовию о Христе, а также и сохранять залог дара Святого Духа, – имеет то же ободряющее значение, как и предшествующие речи о твердом пребывании в христианской настроенности при всяких тяжелых обстоятельствах.
   По изъяснению св. Иоанна Златоуста, Апостол говорит здесь как-бы так: «как делают живописцы, так, начертав тебе образ добродетели и всего угодного Богу, и как-бы некое правило, первообраз и начертание, я вложил в твою душу. Не посланиями только Апостол внушил ученику, что ему должно делать, но и на словах. Это он выражает и во многих других местах, когда, например, говорит: или словом или посланием нашим (2Сол. 2:15); но гораздо явнее здесь. Посему не будем думать, будто учение преподано им недостаточно; многое он преподал ученику и без письма, о чем теперь и напоминает ему». Блаж. Феофилакт изъясняет, что Апостол говорит здесь о даре, который подучил Тимофей и о котором говорилось выше (в ст. 6). «И нельзя отрицать, что он здесь разумел Духа Святого, приемлемого через рукоположение», присоединяет преосв. Феофан. «Поэтому в слове соблюди, сказанном Тимофею, да слышат все, приявшие благодать апостольского преемства, урок себе хранить неизменным принятое от предшественников, не вводя и не допуская никакой новизны. Соблюди, как преемник, и соблюденным в целости передай своим преемникам, научив и тех передать имеющим после них быть преемниками. Так до конца. Соблюди его целым и неизменным, по нему настраивая и образ своих воззрений и образ действования и жизни.
   Добро сие завещание, потому что само в себе доброкачественно, из доброго источника Божия исходит, на добро дано, к добру ведет и добрым концом увенчается».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

13. Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
14. Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас

 

Я преподал, говорит, тебе здравое учение о спасении, его и имей в уме и сердце, как образец, и по нему благовествуй. «Как делают живописцы, так и я начертал тебе образ добродетели и всего угодного Богу, и как бы некое правило, первообраз и начертание вложил в твою душу» (Златоуст). Не в посланиях только святой Павел начертал этот образец здравого учения, но и устно, «многое он передал ученику и без письма, о чем теперь и напоминает ему» (Златоуст). «Нужно ли будет тебе, говорит, посоветоваться о вере, или о любви, или о целомудрии, оттуда, из начертания моего, заимствуй образцы, потому что там все содержится» (Златоуст), и все идет из одного источника – от Господа Спасителя. Все преподанное мною тебе – завещание, как добро, драгоценность, сохрани в целости, и передай таким же, то есть без изменений, и своим преемникам при помощи Святого Духа, живущего в нас. «Человеческая душа и человеческая сила не в состоянии, сами по себе, хранить таких благ, вверенных им. Почему? Потому, что вокруг нас много разбойников, глубокая тьма. Диавол стоит и коварствует, и мы не знаем, в какой час, в какое время он нападает на нас. Как же мы можем сохранить их? Духом Святым, то есть, если будем иметь в себе Духа, а Он будет присущ нам, если мы не отгоним благодати Его. Он – наша стена, Он – наше убежище и защита» (Златоуст).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible