Скрыть
открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие

Смерть царствовала от Адама до Моисея (Рим 5:14), но пришествие Слова упразднило смерть. И больше уже во Адаме мы все не умираем. Во Христе же мы все животворимся.

Против ариан

Ефрем Сирин, прп. (†373)

открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие

Открылась же (благодать) ныне в пришествии Господа нашего Иисуса Христа, Разрушившаго смерть Своею смертью и Возсиявшаго жизнь и нетление, то есть Возвестившего жизнь бессмертную чрез Свое воскресение.

Второе послание к Тимофею

Феодорит Кирский, блж. (†457)

открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие

Издревле и прежде веков предопределил это Бог всяческих; ныне же предопределенное привел в исполнение. Но и когда полагал в совете Своем, единомысленником, и когда приводил в исполнение, содействующим имел Владыку Христа, потому что явлением Его привел это [домостроительство спасения] к концу. Ясно же и этим показал апостол вечность Сына.

Толкования на 2-е послание к Тимофею

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 10-14 Явльшейся же ныне просвещением Спасителя нашего Ииcyca Христа, разрушившаго убо смерть, и возсиявшаго жизнь и нетление благовествованием: в неже поставлен бых аз проповедник и Апостол и учитель языков. Еяже ради вины и сия стражду: но не стыждуся. Вем бо, емуже веровах, и известихся, яко силен есть предание мое сохранити в день он. Образ имей здравых словес, ихже от мене слышал ecи, в вере и любви, яже о Христе Иисусе. Доброе завещание соблюди Духом Святым живущим в нас

От века предначертано было спасение наше, но явным оно сделалось ныне чрез воплощение Спасителя нашего Бога. Ныне, а не прежде когда-либо была объявлена воля (βουλὴ) Божия, чтобы мир спасался чрез веру. - Разрушившаго убо смерть – прощением греха и дарованием воскресения, и возсиявшаго жизнь, т.е. явившего, благовествованием (διὰ τοῦ εὐαγγελίου), так как из него узнали мы о вечной жизни и воскресении. - В неже поставлен бых аз проповедник и Апостол и учитель языков. Словами этими Апостол, между прочим, намекает и на то, что и Тимофею нужно будет идти к язычникам, и – кроме того – сообщает своей речи еще более достоверности. - Еяже ради вины и сия стражду, т.е. ради того, что я проповедник и Апостол. Он как бы так говорит: меня вяжут и ведут в темницу не потому, что я злодей. - Но не стыждуся. Претерпеть что-либо за Христа – величайшая слава. Видишь, как Апостол приготовляет ученика к испытаниям, показывая, что если кто-нибудь не постыдится и не устрашится, то самая опасность будет легче вследствии помощи Христовой. Вем…яко силен есть предание мое сохранити. Преданием (παραθήκην) Апостол называет здесь веру, которую ему передал Иисус Христос для проповедывания, или под этим словом он разумеет здесь верующих, которых Бог вверил ему для научения или которых он сам предал Богу: и ныне, говорил он, предаю вас Богови (Деян. 20:32). Одним из числа этих преданных Богу был и Тимофей. Итак, Апостол говорит: я знаю, что Тот, в Кого я уверовал и в Ком я уверен, – знаю, что Он может сохранить это предание не поколебимым на тот день. - Образ имей здравых словес, т.е. изображение, уподобление, подражание словесам здравым, т.е. касающимся веры и жизни, потому что словеса, касающиеся чего-либо иного – не здравы. - Ихже от мене слышал ecu. Не чрез одни только послания Апостол предлагал ученику своему то, что он должен был сделать, но и лично давал ему наставления на словах. Так он поступал во всех случаях. Поэтому, никто не должен считать послания недостаточными на том основании, что они не обо всем говорят. - В вере и любви. В вере и любви, данной Павлу чрез Христа, были все его словеса и учения. - Доброе завещание соблюди. Под завещанием Апостол разумеет здесь веру и попечение о вверенной Тимофею Церкви. Затем, он показывает, что человеческой силы не достаточно для сохранения всего этого, так как много есть препятствий; поэтому он указывает и способ к сохранению: соблюди Духом Святым. Апостол как бы так говорит: постарайся, чтобы Дух Святой пребывал в тебе, не удаляй Его дурною жизнию, – и сохранишь завещание. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126:1).

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа

Хотя и предопределена была благодать, но открылась ныне, когда явился Спаситель.

Разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие

Христос в собственном теле самым делом разрушил смерть, сделав тело нетленным; нас же просветил благовестием - надеяться жизни и нетления. Ибо мы еще не онетленены самым делом, но будем таковыми; и в таковой надежде утверждает нас благовестие.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Явлшейся же ныне просвещением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившаго убо смерть, и возсиявшаго жизнь и нетление благовествованием

Явлшейся ныне, φανερωθεισαν, — открытой, явною сделанной. Как? Просвещением Спасителя нашего, δια της επιφανειας, — чрез явление Спасителя нашего, Сына Божия во плоти. Благодать определена, присуждена, дана нам предвечно; но доныне пребывала сокровенною. Знали о ней Пророки, но знали лишь то, что она несомненно будет, а что такое она будет, об этом только гадали. И Ангелы Божии не знали, что она будет, а только напрягались проникнуть в нее. Никто, однако ж, не постиг, что она такое, пока не явился Спаситель, Сын Божий воплотившийся. Ныне только стала она открытою. Амвросиаст пишет: «благодать Божия была от века в тайне сокровенною, открылась же явно чрез воплощение и пришествие Христа Спасителя». Блаженный Феодорит поясняет явление — исполнением: «издревле и прежде веков предопределил сие Бог всяческих; ныне же предопределенное привел в исполнение». Экумений с явлением соединяет возвещение: «от века предначертал Бог — спасенным быти нам, объявленным же сие сделалось ныне из воплощения Спасителя нашего Бога. Ибо Совет Божий — тот, чтоб миру спасену быть чрез веру,— ныне, а не прежде когда-либо, объявлен».

В слове: явлшейся — открывшейся, — то и Другое совмещается, и исполнение, и возвещение о том. Самое исполнение было уже открытие и возвещение. Но как исполнение плана домостроительства спасения не для того совершено, чтоб только его повидали, но для того, чтоб, увидев и услышав, уверовали и верою сделались причастными самой благодати, сокрытой в воплощенном домостроительстве, то о нем и возвещается открыто всем, — так что возвещение с явлением Спасителя неразлучно.

Разрушившаго убо смерть, и возсиявшаго жизнь и нетление благовествоваиием Как и чем Сын Божий воплотившийся явною сделал благодать, сокрытую от века? Так и тем, что разрушил смерть, и возсиял жизнь и нетление то и другое совершено одним действием воскресения, в котором и смерть разрушена, и жизнь нетленная воссияла: ибо Господь и Спаситель, воскресши, воскрес явно чрез победу над смертию и разрушение ее; но победивший и разрушивший смерть уже не умирает, и смерть Им не обладает; почему в Нем во свет изводится нетленная жизнь. То и другое самым делом явлено только в лице Спасителя; в Нем и смерть разрушена, и нетленная жизнь воссияла; для общего же разрушения смерти и воссияния нетленной жизни в сем положено лишь прочное основание и совмещена совершительная сила, имеющая в свое время совершить сие. Господь Спаситель смерть разрушил и жизнь в Себе воссиял нетленную не для Себя, а для нас, для рода человеческого. И мы действительно делаемся причастными сего, чрез таинственно-благодатный, но живой союз с Господом, которым и в нас полагается прочное основание и разрушению смерти, и воссиянию нетления.—Но ныне сие действуется сокровенно, въявь же придет в конце веков; ныне семя только тому полагается, древо же жизни восстанет из сего семени в свое время. Но как сокрытая прежде благодать домостроительства нашего спасения истинно и действенно явлена в Господе Спасителе: так и сокрытая ныне в нас чрез общение с Спасителем сила разрушения смерти и воссияния жизни несомненно проявится в свое время. Святой Златоуст говорит: «в теле Христовом то и другое (жизнь и нетление) уже было (и есть), а в нашем еще будет. Это — предмет нашей надежды».— Возсиявшаго, φωτισαντος, — может две мысли подавать: и — «явившего в Себе» (Экумений), изведшего на среду, на свет, в видение всем, и учением о том и верою в то просветившего. Так блаженный Феодорит пишет: «Единородное Слово, вочеловечившись, прекратило владычество смерти и даровало нам обетование жизни вечной; сие выразил Апостол, сказав: Возсиявшаго, — вместо: предуказавшего». Блаженный Феофилакт то и другое совмещает, то есть что и в Себе явил, и нас просветил надеждою; ибо последнее уверовано на основании первого: «в собственном Своем теле Спаситель самым делом разрушил смерть, онетленив оное; нас же просветил благовестием — надеяться жизни и нетления. Ибо мы еще не онетленены самым делом, но имеем быть таковыми, и в таковой надежде утверждает нас благовестие».

Благовествованием, δια του ευαγγελιου,— следует, впрочем, относить ко всему, сказанному о домостроительстве спасения. Великая сия благодать предназначена от века, но была сокрыта, явлена же ныне в Господе Спасителе. В Нем вся полнота домостроительства спасения, и мы можем делаться причастниками его не иначе, как чрез живое общение с Господом. Общение сие начинается верою, действуется в таинствах, в совершенство и окончание приходит жизнию по вере во благодати. Но без начала и конца нельзя ожидать. Как начало — вера, а вера — плод благовествования; то Апостол и присовокупил: δια του ευαγγελιου, — как безусловно необходимому посредству для причастия благодати домостроительства спасения.

Возвратимся немного назад. Все это изображение благодати Божией в устроении нашего спасения, от века предначертанной, в воплощении Господа вступившей в действие и действием своим простирающейся на всю вечность, — изображение благоволительного к нам дела Божия, столь величественного, всеобъятного и обрадовательного, сделано Апостолом для воодушевления святого Тимофея к тому, чтоб не стыдился свидетельства о Господе Спасителе и охотно вдавался в спострадание благовестию, говоря как бы: есть из-за чего пострадать; «видишь, какая сила, видишь, какой дар ниспослан нам» (святой Златоуст). Не постыдися убо, но спостражди благовествованию — Далее Апостол подкрепляет и подогревает то же воодушевление собственным своим примером. И я, говорит, стражду за благовестие, но не стыжусь.

Толкование на второе послание к Тимофею

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие

Апостол говорит о том, что обетование о спасении исполнено теперь чрез явление «Спасителя», Который разрушил - правильнее: поставил смерть вне возможности действовать, сделав это, впрочем, принципиально; окончательное же уничтожение ее должно совершиться на последнем суде (1Кор. XV:26).

Явившего - сделавшего то, что мы ясно видим жизнь и нетление.

Жизнь - это вечная жизнь во Христе.

Нетление - Этим выражением апостол точнее определяет понятие «жизни».

Чрез благовестие - Это выражение относится к началу стиха: «открывшейся…» Апостол хочет сказать, что благодать открылась чрез проповедь о спасении, которую пронесли по всему миру поставленные Христом по Его воскресении проповедники (Ин. XX:21; Еф. II:17; Евр. II:3).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие

Продолжая раскрытие домостроительства Божия, как спасительной силы, Апостол возвещает, что явлением Христа Спасителя разрушена смерть и явлено нетление, что и составляет сущность христианского благовестия, которое, как сила великая, должно и возвещаться с силою многою. «В собственном теле Своем Спаситель самым делом разрушил смерть, онетленив оное; нас же просветил благовестием - надеяться жизни и нетления. Ибо мы еще не онетленены самым делом, но имеем быть таковыми, и в таковой надежде нас утверждает благовестие» (блаж. Феофилакт). О явлении Христовом говорится, как о просвещении, а о действии его, как о воссиянии. Воссиявшего – может подавать две мысли: и «явившего в Себе» (по Экумению), изведшего на среду, на свет, в видение всем, – и учением о том и верою в то просветившего. Великая сия благодать (домостроительство спасения) предназначена от века, но была сокрыта, явлена же ныне в Спасителе. Изображение благоволения к нам Сына Божия сделано Апостолом для одушевления св. Тимофея к тому, чтобы он не стыдился свидетельства о Господе Спасителе и охотно вдавался в спострадание благовестию, говоря как-бы: есть из-за чего пострадать. «Не постыдися убо, но спостражди благовествованию. Далее подкрепляет его своим примером» (преосвящ. Феофан).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О нетлении святых мощей.

Ин.11:11. В Ветхом Завете, до окончательного совершения Иисусом Христом дела искупления, вообще не было нетленных святых мощей (тлению подвергся и Лазарь), но далее, с воскресением Христовым не только явилась возможность сохраняться нетленными телам святых угодников: 2Тим.1:10; 1Кор.15:49, но и гробы отверзлись: Мф.27:52.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О нетлении святых мощей.

Ин.11:39. Не только Лазарь предался тлению как умерший до прославления Иисуса Христа: Ин.7:39, но и с великим пророком Давидом то же сбылось: Деян.13:36, все же из этого не следует, что тела новозаветных угодников Божиих, очищенных от первородного греха в крещении, будто не могут быть нетленными: Ин.21:22. Различные дары благодати Божией даются людям: 1Кор.12:8-11, поэтому нам, грешным, нужно только смиренно, исповедывать бессилие своего познания перед премудростию Божией: Рим.11:33-342Тим.1:10.

священник Николай Рудинский (†1937)

8. Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
9. спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
10. открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие

 

Как пастырь, получивший дар благодати при рукоположении, возгревай, говорит, его смелой проповедью о Христе распятом. Не стыдись, не впадай в бессильное малодушие перед язычниками и иудеями, для которых слово крестное или безумие, или соблазн (см. 1Кор. 1:18-23), но проповедуй им смело, что смертью Своею на кресте, Христос спас мир, разрушил власть диавола, уничтожил смерть и дал нам жизнь вечную (Златоуст). Не стыдись и того, что я, твой учитель, в узах, ибо ношу узы не за свои злодеяния, а за проповедь о Христе распятом, и по воле Божией. Не только не стыдись благовествовать о Христе распятом, но не отказывайся и пострадать за Евангелие о Нем. Тебе нечего бояться страданий, ибо в тебе обитает сила Божья, данная тебе при рукоположении, «твое дело решиться и показать готовность, а облегчить, успокоить тебя – дело Божие» (Златоуст). Что Бог несомненно облегчит мученика за веру Христову и успокоит его, святой Павел доказывает тем, что Бог от вечности определил спасти нас в Сыне Своем, и призывает святым, от Него идущим званием к этому спасению, через веру во Христа. Мы были, говорит, бесконечно грешны, и ничего, следовательно, не имели заслуживающего спасения, но спасены исключительно по воле и благодати Божьей, которую в Предвечном Совете Божьем, прежде вековых времен определено было даровать нам, для нашего спасения во Христе Иисусе. Теперь она открылась – стала явна, когда Сын Божий, предвечный Спаситель наш, воплотился и явился на землю как Иисус Христос.

Как и чем воплотившийся Сын Божий явною сделал благодать, сокрытую от века? Так и тем, что разрушил смерть, и явил жизнь и нетление. То и другое совершено одним действием воскресения, в котором и смерть разрушена, и жизнь нетленная воссияла, ибо Господь Спаситель воскресши, воскрес явно через победу над смертью и разрушение ее. Но победивший и разрушивший смерть уже не умирает, и смерть Им не обладает, почему в лице Его делается явною для всех, нетленная жизнь. В собственном своем теле Спаситель самым делом разрушил смерть, лишив ее силы, нас же просветил благовестием, надеяться в будущей жизни получить жизнь и нетление. Отсюда, если Бог, по милости и благодати Своей, спас нас, грешников, то тем более спасет верующих в Него, и страдающих за веру в Него.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible