Скрыть
Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем

И дабы запереть дверь от лжехристов, имеющих придти, сказал: Итак, мы от сего времени никого совсем не ведаем по плоти; и если знали по плоти, Христа знали; но теперь уже, если придет (кто во имя Его), не знаем такого Христа.

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам

Григорий Богослов, свт. (†389)

Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем

Христос, как человек (поскольку Он все еще с телом, которое воспринял), доныне молится о моем спасении, пока не сделает меня богом силою Своего вочеловечения, хотя мы не знаем Его по плоти - я имею в виду плотские немощи и все наше, кроме греха. Так и мы имеем ходатая Иисуса Христа (1Ин. 2:1) не в том смысле, что Он унижается за нас перед Отцом и рабски припадает… но в том смысле, что, пострадав за нас как человек, Он убеждает этим нас к терпению как Слово и Советник.

Слово 30. О богословии 4-е, о Боге Сыне 2-е

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем

«Потому отныне мы никого не знаем по плоти» (ст. 16). Если все умерли и все воскресли, и умерли так, как осудило умереть владычество греха, воскресли же банею пакибытия и обновления Духа Святого (Тит. 3:5), то он справедливо говорит, что мы «никого» из верующих «не знаем по плоти». Что, в самом деле, до того, если они находятся еще во плоти? Прежняя плотская жизнь уже кончилась, и мы свыше возродились Духом, и познали другое жительство, и пребывание, и жизнь, и устроение, именно – небесные. И всего этого виновником (апостол) называет Христа, почему и прибавил: «если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем».

Что же, скажи мне, разве сложил Он с Себя плоть, и теперь без тела? Нет, Он и теперь находится во плоти, потому что сказано: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом» (Деян. 1:11). Как «таким же образом»? Во плоти, с телом. Как же он говорит: «если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем»? В приложении к нам, «по плоти» значит то же, что быть во грехах, а «не по плоти» – то же, что не быть во грехах. В приложении же ко Христу, «по плоти» не другое что означает, как быть причастным немощей человеческого естества, как-то: жажды, алкания, утомления, сна; потому что Он «не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53:9; 1Петр. 2:22), почему и говорил: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин. 8:46); и еще: «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30); а «не по плоти» означает то, что Он освободился уже и от этих немощей, а не то, чтобы Он находился теперь без плоти. Именно с плотию, только уже непричастною страданиям и бессмертною, Он придет судить вселенную. В такое состояние придем и мы, когда тело наше будет «сообразно телу славы Его» (Фил. 3:21).

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем

Подобно тому, как еще до принятия страстей Господь, преображенный и прославленный на горе, имел то же тело, что и до того, хотя уже в иной славе, так и после воскресения Его тело имело ту же природу, что и до страстей, хотя уже и в большей славе и в более величественном обличии - во исполнение слов Павла: отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.

Трактат на Псалмы (Пс. 15)

Нил Синайский, прп. (†430)

Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем

Что значит сказанное Апостолом: «аще же и разумехом по плоти Христа, но ныне ктому не разумеем» (2Кор. 5:16)? Владыка, ради нашего спасения сделавшись Человеком и живя посреди людей, чтобы показать истинное Свое воплощение, не только во время видимого Своего младенчества питался молоком, но и пришедши в возрасте, ел, пил, утомлялся, спал, был бит, распят и т. п. По воскресении же Своем из мертвых не подвержен Он уже телесным немощам и необходимым потребностям. Посему и говорит Апостол, что не разумеем уже Христа страждущего, немощного и смертного. Ибо сила Божества Его победила все человеческое. И хотя и ныне Он пребывает, и вовеки будет пребывать в святом Теле, которое прежде распято было Пилатом, погребено и воскресло из мертвых, но не подвержен уже человеческим немощам. И если имеет Тело, то вовеки не стареющее, не страдающее, пречистое.

Письма на разные темы. Пресвитеру Корнилию

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем

На слова Писания: аще же и разумехом по плоти Христа. Поскольку Христос назвал братиями творящих волю Отчую и указал на родство плотское, и именно не имеющее родства по духу (Мф. 12:49), то посему, может быть, и сказал Апостол: аще же и разумехом по плоти Христа, но ныне ктому не разумеем (2Кор. 5:16), как бы так говоря: если мы, уверовавшие из Иудеев, прежде гордились родством с Ним по плоти, то ныне хвалимся не Им, но близостью к Нему по качествам, какие приобрели добродетелью. Почему и сказал: подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу (1Кор. 11:1). И сим как бы выразил мысль: больше хвалюсь подражанием, нежели близостью по плоти.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем

После воскресения у Господа было то же само тело, претерпевшее страдания, однако уже не имевшее в себе человеческой немощи. Ибо мы говорим, что оно уже не испытывало голод, усталость или что-либо подобное, но отныне было нетленным, и не только таковым, но даже и животворящим. Ибо тело, присущее Жизни, то есть Единородному, было озарено боголепнейшей славой и мыслится Божиим телом. Итак, даже если кто-то назовет его Божественным (точно так же, как человеческим то, что присуще человеку), то не погрешит в этом подобающем помысле. Поэтому, я думаю, и мудрейший Павел сказал: если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. Ибо, будучи собственным телом Бога, как я сказал, оно превзошло все человеческое.

Послания

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем

Хотя и Сам Владыка Христос имел подверженное страданию тело, однако по страдании Он сделал его нетленным и бессмертным.

Толкования на 2-е послание к Коринфянам

Максим Исповедник, прп. (†662)

Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем

Слово Божие называется плотью не только потому, что Оно воплощается, но и потому, что Бог Слово, изначала мыслимый просто как | Сущий] с Богом Отцом и как обладающий ясными и нагими отобразами истины, касающейся всех [тварных вещей], не содержит в Себе ни притчи и иносказания, ни повествования, нуждающегося в аллегорическом толковании. Но когда Бог Слово пришел к людям, не могущим нагим умом соприкасаться с нагими умозримыми [вещами], то, изъясняясь с ними по их обыкновению, Он становится плотью, в которой сочетается пестрая [множественность] повествований, иносказаний, притч и темных изречений. Ибо наш ум, при первом соприкосновении [со Словом], соприкасается не со Словом нагим, но со Словом воплощенным, то есть с пестротой речений — сущим по естеству Словом, но плотью по внешнему виду. Поэтому Оно, будучи поистине Словом, кажется для многих плотью, а не Словом. Но смысл [Священного] Писания не есть то, что представляется многим, но нечто иное. Ведь Слово становится плотью через каждое из начертанных речений.

Начатку научения людей в благочестии присуще иметь как бы плотский характер. Ибо при первом соприкосновении с Богопочитанием мы ознакомляемся с буквой, а не с духом [Священного Писания]. По мере же духовного преуспеяния, соскабливая тончайшими умозрениями плотянную массу речений, мы становимся чистыми, насколько то возможно людям, в чистом Христе для того, чтобы иметь силу сказать по Апостолу: Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. Ясно, что это происходит благодаря простому соприкосновению ума со Словом, помимо тех покровов, которые окутывают Его, и [происходит тогда], когда мы, начиная от познания Слова через плоть, преуспеваем [в познании] славы Его как Единородного от Отца (Ин. 1:14).

Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем

Потому отныне мы никого не знаем по плоти

Поскольку все, умерщвленные грехом, ожили Христом чрез крещение, то справедливо говорит: не знаем никого из верующих, живущих во плоти, то есть по древней и плотской жизни. Ибо все возрожденные Духом ведут жизнь новую и духовную.

Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем

Показывает, что в том, чтобы не жить по плоти, мы имеем вождем Христа, и говорит: хотя и Христос был некогда по плоти, но теперь Он не по плоти. Что же? Разве Он сложил с Себя плоть? Нет. Ибо Он как пришел, так и придет, а пришел Он во плоти и с плотью. Итак, что же говорит апостол? То, что мы называемся живущими по плоти, когда находимся в грехах, а живущими не по плоти, когда не грешим. Христос же называется живущим по плоти, когда был причастен в жизни естественным и неукоризненным немощам, каковы: голод, жажда, сон, утомление. Ныне же Он не есть по плоти, то есть освободился и от естественных и неукоризненных немощей, имея плоть, непричастную страданиям и бессмертную, чтобы, говорит, совершенно и с избытком научить нас не жить уже по плоти и греховно, но по духу.

Толкование на 2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Темже и мы от ныне ни единаго вемы по плоти; аще же и разумехом по плоти Христа, но ныне ктому не уразумеем

Отныне,– от какого это момента времени? – После того, как Господь Спаситель умер за всех и воскрес. С этого времени, говорит, ни единаго вемы по плоти. Кого же это ни единаго? – Может быть, и ни единого человека. Как выше под живущими можно разуметь всех людей, так и здесь под ни единаго – ни единого человека. Апостол смотрит на людей по идее, почерпнутой из домостроительства спасения. Всех людей, говорит, понимаем мы теперь не как плоть и кровь: родился, жил и умер,– а как лица, предназначенные восприять в себя начала божественной жизни, в залог воскресения и преславной жизни в нетлении. В этом смысле блаженный Феодорит пишет: «Дознав, что смертию Владычнею уничтожена смерть, никого уже из людей не признаем смертным; потому что, хотя и Сам Владыка Христос имел подлежащее страданию тело, однако же по страдании соделал оное нетленным и бессмертным».

Дело жизни о Христе Иисусе, или духовного в Нем оживления человечества, только началось при Апостолах; в массу человечества положена только закваска и проникла лишь ближайшие слои, но как она предназначена была проникнуть все, то святой Павел в этом начатке оживления человечества мог созерцать уже оживленным и все его, как положивший закваску в смесь муки может видеть всю уже ее вскисшею и рассуждать о том, что из того выйдет. О нем он и говорит, вниманием, однако ж, упираясь и подтверждение тому, что говорит о нем, указывая в уверовавших уже, от плоти отрешившихся и начавших просиявать духовною жизнию чрез возрождение к ней благодатию Святого Духа. В сем смысле говорит святой Златоуст: «Если все воскресли, воскресли же банею пакибытия и обновлением Духа Святого; то Апостол справедливо говорит, что мы никого из верующих не знаем по плоти. Ибо что до того, что они находятся еще во плоти? Но прежняя плотская жизнь уже кончилась, и мы свыше возродились Духом, и познали другое жительство, и пребывание, и жизнь, и устроение, именно, небесные».

Или так: никакие сторонние уважения не ценны уже в наших глазах: ни происхождение, ни богатство, ни ученость, ни власть. Важно одно восприятие новой жизни о Христе Иисусе благодатию Святого Духа. Мера проявления такой жизни определяет значение и вес того или другого лица, а не что-либо плотское. Как ни будь кто виден по плоти, он ничто, если нет в нем жизни от Духа. Что есть кто по плоти, то для нас будто не существует, и смотреть на то не смотрим; взор наш весь на то обращен, кто что есть во Христе Иисусе, не по плоти, а в духе. Кто имеет последнее, тот только для нас и есть; его и знаем; прочих будто нет.

Аще же и разумехом по плоти Христа, но ныне ктому не разумеем. Апостол берет лице или всех Апостолов, или всех верующих, к Господу прилеплявшихся во время Его земного пребывания, и говорит, что когда обращался среди нас Христос Господь, то смотря на Него, как Он являлся со всеми немощами естества человеческого, мы разумели Его по плоти, судили о Нем по видимости этой; и хотя высоко Его разумели, но все не так, как следовало, не так, как разумеем теперь, когда умы наши озарены светом благодати Святого Духа. Теперь видимость та совсем исчезает в очах наших; мы зрим в Нем одно величие воплощенного Бога, Восстановителя падшего человека, возведшего его в лице Своем до обожения; созерцаем Его седящим одесную Отца, одеянным славою нетления и держащим в руках бразды всего мироправления. Святой Златоуст говорит: «По приложению к нам, по плоти то же значит, что быть в грехах; а не по плоти то же, что не быть в грехах. По приложению же ко Христу, по плоти не другое что означает, как быть причастным немощей человеческого естества, как то: жажды, алкания, утомления, сна, кроме греха; а не по плоти означает то, что Он теперь уже освободился от тех немощей плоти, а не то, чтобы Он находился теперь без плоти. Ибо с плотию, только уже непричастною страданиям и бессмертною, Он придет судить вселенную».

2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О причащении
 

Сектанты говорят: 2Кор.5:16: «мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне не знаем». Значит, и причащаться Плотию Христовой не нужно.

Православный ответ: Ап. Павел никогда не отвергал Причащения Тела и Крови Христовых, но, напротив, говорил о нем (1Кор.10:16; 1Кор.11:23-30).

А в 2Кор.5:16 говорится, что мы никого не знаем по смертной плоти, потому что все, будут воскрешены, подобно тому, как мы прежде знали Христа в плоти страждущей, голодающей и т.п., а теперь уже не знаем Христа таким, а – в плоти прославленной.

Оружие правды

Амвросиаст (†IVв.)

Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем

Истинно так, ибо с воскресением Христа из мертвых уже прекращается в Нем плотское начало, прекращаются и слабость тела, и страдание смерти. Ведь вплоть до креста было подозрение слабости во Христе; а затем Он явил то, в чем Ему не верили.

На Послания к Коринфянам

Севериан Габальский, еп. (†431)

Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем

Ибо, когда Он был среди людей, Он жил как человек, жизнью исполняя закон; когда же умер и воскрес нетленным, упразднил установления закона, указал путь к небесному жительству. Поэтому и крещаемые, подобно умершим, умерщвляют телесное жительство и, подражая чистой жизни на небесах, соединяются друг с другом.

Фрагменты

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.


Аще и разумехом по плоти Христа, но ныне ктому не разумеем [Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем]. Апостол говорит, что он оставил разумение Христа по плоти. В чем оно состояло? В том, чтобы видеть во Христе, подобно жителям Назарета, сына плотника и соблазняться о Нем (Мф.13:55-57). Таково было знание о Христе, которое приписывали себе враждебные Ему иудеи, говорившие: вемы, откуду есть [знаем откуда есть], – и которого не отрицал у них и Сам Господь, говоривший: И мене вместе, и вместе, откуду есмь (Ин.7:27-28). Но есть другое знание о Христе, другое разумение Его, которого у иудеев не было, почему Он и говорил им в другое время: ни мене вместе, ни Отца моего (2Кор.5:8, 19), а раньше: вы по плоти судите (2Кор.5:15). Это знание о Христе есть знание Его вечного бытия, Его прославления, воскресения и десного седения. Это знание Христа свойственно только верующим, а первое знание – неверующим, между которыми был сначала и Павел. Теперь, обратившись ко Христу, он изменил суждение или понятие о Нем, разумеет, знает Его не по плоти, а по вечному рождению и Божественной Его славе. Что же, однако, выводят из слов апостола штундисты? То, что не должно представлять Христа в плотском виде, не должно изображать Его на видимых иконах, почитать Его Матерь по плоти. Но представляя и изображая Его в плотском виде, мы не перестаем чрез это разуметь Его, как Бога, судим о Его величии не по Его плотскому виду, веруем в Его Божество и Пречистую Матерь Его называем Богородицею. Очевидно, мы, подобно апостолу, знаем Христа не по плоти, так как много было людей с плотью, но ни к кому другому не относимся мы с такою верою и таким поклонением. Штундисты же, отказываясь представлять и изображать Христа в плотском виде, чрез это как бы пренебрегают Его воплощением; между тем как ап. Павел говорит: велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти (1Тим.3:16).

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем

Так как Апостолу Павлу вменяли в недостаток то обстоятельство, что он не слушал Самого Христа, как другие Апостолы, а между тем Христос не проповедывал свободы от закона, как Павел, то Апостол считает нужным сказать, что он действительно смотрит на Христа уже не как на ограниченного рамками иудейской национальности, как земного Иисуса, а как на прославленного Сына Божия, каким Он явился ему на пути в Дамаск. Если он и получил познание o Нем как о таком при самом вступлении своем в Церковь (чрез беседы с Ананиею), то теперь для него все это не имеет уже значения. Он выразумел вполне самое существо учения Христа, Который вовсе не был на стороне идеи об обязательности закона Моисеева и для язычников. Время пребывания Христа «во плоти» уже миновало, и Он теперь предстоит сознанию Апостола в другом духовном, небесном, образе. Вместе с тем Апостол не принимает во внимание и человеческие авторитеты, как бы высоки они ни были, на которые ссылались его противники.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 2Кор. 5:11

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

16. Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.

     Преосвященный Феофан между прочим говорит следующее в изображении всей истории спасения, живо представленной здесь Апостолом: «Бог умер естеством человеческим, и в единой этой смерти действительно совместил смерть всех людей. Один умер – все умерли. Но если все умерли, то смерть уничтожена? Так сие и есть: Бог, умерши естеством человеческим, разрушил смерть (2Тим. 1:10): ибо в третий день воскрес в прославленном человечестве, и с того момента пребывает в сем воскресении... Если, когда один умер, все умерли, – то и, когда воскрес, все воскресли. Сила воскресения Христова действительно такова, что в нем лежит основание воскресения всех... Все дело жизни сей, стало быть, есть оживление духом в порядке обетованного избавления... Живущим предлежит теперь не себе жить, но умершему за них и воскресшему. В этом норма жизни человечества... Никакие сторонние уважения (достоинства) не ценны уже в наших глазах: ни происхождение, ни богатство, ни ученость, ни власть. 
 

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

5.16. Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.

Сам он, отказавшись от преимуществ плотской жизни ради духовной, не хочет знать никого по плоти, не отдает предпочтения иудею перед язычником, и образованному перед необразованным. Он видит только новую тварь во Христе, даже самого Иисуса Христа, как потомка Авраама и Давида, он более не знает, а знает Его как вечного Бога, Искупителя всех людей.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible