Скрыть
Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое

Если возвыситься умом и вникнуть в важнейшее, тогда мы, несомненно, увидим Божескую силу Святого Духа. В Писании мы находим три названных рода творений: одно, первое - приведение из небытия в бытие; второе - изменение из худшего в лучшее; а третье - воскресение из мертвых. Во всех этих творениях ты найдешь Святого Духа, содействующего Отцу и Сыну… Человек вновь созидается через крещение. Ибо кто во Христе, тот новое творение.

Послания

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое

Если кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло

Одним выражением — новая тварь — он установил и сделал явным [для нас] Апостольское правило. И что есть эта новая тварь, как не то, о чем Апостол в другом месте говорит: Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5, 27). Апостол научает, что новая тварь во Христе есть совершенная чистота от срама, полное избавление от страстей, а также полнота неизреченного и таинственного общения с Божественной Силой Духа, осуществляемого благодаря освящению в сердцах святых, удостоившихся посредством добродетелей нового, превышающего естество и духовного вкушения [благодати]. Эту же цель [Апостол] поставляет [перед верующими], говоря: Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом (1Кор. 5, 7) и станем праздновать не со старою закваскою… но с опресноками чистоты и истины (1Кор. 5, 8).

Великое послание


Кто приходит к Богу, и действительно желает быть последователем Христовым, тот должен приходить с той целью, чтобы перемениться, изменить прежнее свое состояние и поведение, показать себя лучшим и новым человеком, не удержавшим в себе ничего из свойственного человеку ветхому. Ибо сказано: «аще кто во Христе, нова тварь». Господь наш Иисус Христос для того и пришел, чтобы изменить, преобразить и обновить естество, и эту душу, в следствие преступления низложенную страстями, создать вновь, растворив ее собственным Своим Божественным Духом. Он пришел верующих в Него соделать новым умом, новою душою, новыми очами, новым слухом, духовным новым языком, одним словом сказать, новыми людьми, или новыми мехами, помазав их светом ведения Своего, чтобы влить в них вино новое, то есть, Духа Своего. Ибо говорит, что новое вино должно вливать в новые мехи (Мф. 9, 17).

Как враг, взяв подчинившегося ему человека, сделал его новым для себя, обложив вредоносными страстями, помазав духом греха, влил в него вино всякого беззакония и худого учения: так и Господь, избавив человека от врага, соделал его новым, помазав Духом Своим, влиял в него вино жизни, новое учение Духа.

Собрание рукописей типа II. Беседа 44


(Представим себе) большой город и что в этом городе все — благородны, все — цари, все — священники и все — богаты. И если случится им рассеяться в различные страны, то обитатели этих стран, когда встретятся с ними, покажутся варварами и чужеземцами, а они, в свою очередь, покажутся таковыми этим обитателям. Только видя друг друга, они понимают, что говорят на одном языке и принадлежат одному граду. Ибо они принадлежат иному миру, суть граждане иного града — града святых; иного века — ведь те, кто во Христе, есть «новая тварь»; суть причастники иной Премудрости, иного Духа (Евр. 6, 4), иной хвалы, иного богатства, иного достоинства и иного произволения; имеют иной ум — ум Христов (1Кор. 2, 16); суть сыны Света (Лк. 16, 8; Ин. 12, 36), сыны чертога брачного (Мф. 9, 15), сыны утешения (Деян. 4, 36) и сыны Нового Завета.

Собрание рукописей типа III. Поучение 1

Григорий Нисский, свт. (†394)

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло. А новая тварь есть апостольское правило. В чем же заключается оно, ясно объясняет сам апостол в другом месте: чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего‑либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5:27). Он называет новой тварью вселение Святого Духа в чистую и непорочную душу, избавившуюся от всякого порока, лукавства и позора. Ибо когда душа возненавидит грех, усвоит себя, по возможности, Богу с помощью добродетельного жития и, преобразив жизнь свою, воспримет в себя благодать, тогда станет она новой и воссозданной. Это и означают слова: очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, и станем праздновать не со старою закваскою… но с опресноками чистоты и истины (1Кор. 5:7–8).

О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 17-21 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом

«Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь» (ст. 17). Доселе (апостол) заимствовал от любви побуждения к добродетели, теперь возводит к ней из рассмотрения самых дел. Потому присовокупил: «кто во Христе, [тот] новая тварь». «Кто, – говорит, – уверовал в него, тот соделался другим созданием, потому что таковой родился свыше чрез Духа. И по этой, следовательно, причине мы должны, – говорит, – жить для Него, – не потому только, что мы не свои (1Кор. 6:19), и не потому только, что Он умер за нас, и воскресил начаток нашего естества, но и потому, что мы перешли в другую жизнь». Смотри, сколько он приводит причин на то, что надо жить добродетельно. А чтобы показать, как важен этот переход и как много значит такая перемена, он дает и многозначительное наименование этому исправлению (жизни). Потом, чтобы более объяснить сказанное и показать, как мы делаемся новою тварию, он говорит: «древнее прошло, теперь все новое». Что же такое «древнее»? Или грехи и разные роды нечестия, или все иудейские (обряды); а лучше – то и другое вместе. «Теперь все новое. Все же от Бога» (ст. 18). А от нас – ничего. И оставление грехов, и усыновление, и нетленная слава – все от Него нам даровано. Таким образом, он возбуждает их к добродетели не только уже будущими благами, но и настоящими. Смотри же, каким образом. Он сказал, что мы воскреснем некогда, перейдем в нетление и получим храмину вечную. Но так как для убеждения тех, которые не так верят будущему, как нужно верить, настоящее имеет больше силы, чем будущее, то он показывает им и то, что они уже получили, и каковы они были тогда, когда получили. Каковы же они были, когда получили? Они были все мертвые («все, – говорит, –умерли, и Христос за всех умер: так всех равно возлюбил Он»), все одряхлели, застарели в беззакониях.

Но вот теперь и душа новая (потому что очищена), и тело новое, и служение новое, и новые обетования, и завет, и жизнь, и трапеза, и одежда, и все вообще новое. В самом деле, вместо земного Иерусалима, мы получили вышний престольный град; вместо чувственного храма узрели храм духовный; вместо каменных скрижалей получили плотяные; вместо обрезания – крещение; вместо манны – тело Владычне; вместо воды из камня – кровь из ребра; вместо жезла Моисеева или Ааронова – крест; вместо обетованной земли – царство небесное; вместо бесчисленных иереев – Единого Архиерея; вместо агнца бессловесного – Агнца духовного. Представляя все эти и подобные блага, (апостол) и сказал: «все новое». И все это от Бога чрез Христа и Его благодать. Потому и присовокупил: «примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения», потому что все блага даны нам чрез Христа. Тот, кто соделал нас друзьями Своими, есть виновник и всех других (благ), которые Бог даровал друзьям Его, потому что, не врагами нас оставив, Он оделил нас такими дарами, но соделав друзьями Себе. Но когда я называю Христа виновником нашего примирения, то разумею вместе и Отца; когда же говорю, что Отец даровал (это примирение), то опять разумею и Сына. «Все чрез Него начало быть» (Ин. 1:3); следовательно, Он – виновник и этого. Не мы обратились к Нему, но Он сам призвал нас к Себе. Как же призвал? Смертью Христа. «И давшего нам служение примирения». Здесь (апостол) опять указывает на достоинство звания апостольского, показывая, сколь великое дело поручено им, и как велика любовь Божия к нам. В самом деле, и после того, как люди не послушали пришедшего ходатая, (Бог) не отвергнул и не оставил их, но продолжает звать их как Сам, так и чрез других. Кто достойно может надивиться такому попечению о нас! Сын, пришедший для примирения, Сын приискренний и единородный умерщвлен; но Отец, не взирая и на это, не отверг убивших Его, и не сказал: «Я послал Сына Моего совершить Мое посольство, а они не только не хотели послушать Его, но еще убили и распяли, потому праведно отвергнуть уже их». Но поступил совсем напротив: по отшествии от нас Сына, Он вверил нам дело примирения: «давшего нам служение примирения. Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их» (ст. 19). Видишь ли любовь, превосходящую всякое слово, всякий ум? Кто был обижен? Сам (Бог). Кто первый пришел для примирения? Он же. «Но, – скажешь, – Он послал Сына, а не сам пришел?» Да, Он послал Сына, но не один Сын призывал нас, а вместе с Ним и чрез Него действовал и Отец. Поэтому (апостол) и сказал, что «Бог во Христе примирил с Собою мир», т. е. чрез Христа. Этими словами он поясняет выше сказанные слова: «давшего нам служение примирения», и как бы так говорит: «Не подумайте, что мы виновники этого дела, – мы только служители; виновник же всего есть Бог, примиривший с Собою вселенную чрез Единородного». Как же Он примирил? Удивительно ведь не только то, что Он соделался другом, но еще более то, что так соделался другом. Как же? Оставив им согрешения: иначе не был бы и друг. Потому (апостол) и сказал далее: «не вменяя [людям] преступлений их». Действительно, если бы Он захотел требовать отчета во грехах наших, то все мы погибли бы, потому что все умерли. Но при таком множестве грехов наших, Он не только не потребовал нам наказания, но и примирился с нами; не только оставил грехи наши, но даже и не вменил их нам. Так и мы должны прощать врагов своих, чтобы и самим получить такое же прощение. «И дал нам слово примирения». «И мы, – говорит, – не для того пришли теперь, чтобы возвещать что-нибудь тяжкое, но чтобы сделать всех друзьями Богу». «Если мне, – говорит (Господь), – они не поверили, то вы не переставайте увещевать их, пока не убедите». Потому и говорит далее: «и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (ст. 20).

Смотри, до чего он возвысил это дело, представляя самого Христа просящим о примирении, и не только Христа, но и самого Отца. Смысл же слов его такой: Отец послал Сына Своего увещевать (людей), и исполнить посольство от Его имени к роду человеческому. Но так как Он, будучи умерщвлен, отошел отсюда, то теперь нам передано это посольство, потому и просим вас от имени Христа и Отца Его. Для Него столь дорог человеческий род, что Он предал за него Сына Своего, наперед зная, что Он будет умерщвлен, и сделал нас апостолами для вас, – так что справедливо сказал (апостол): «все для вас» (1Кор. 3:22). «От имени Христова просим», то есть, «вместо Христа, потому что нам передано дело Его». Если же тебе это кажется преувеличенным, то послушай еще далее, где он говорит, что они делают это не только вместо Него, т. е. Христа, но и вместо Отца. Потому и прибавил: «и как бы Сам Бог увещевает через нас». «Не чрез Сына только, – говорит, – (Бог) призывает людей, но и чрез нас, которым передано дело Его. Итак, не думайте, – говорит, – чтобы мы вас просили, – сам Христос чрез нас просит вас, и даже сам Отец Христа». Что может равняться с таким преизбытком (благости)? Будучи неблагодарно обижен за бесчисленные благодеяния (от Него нам данные), Он не только не осудил нас, но еще дал Сына Своего, чтобы примирить нас с Собою; и когда те, к которым Он пришел, не только не примирились, но и убили Его, Он послал опять других посланников для призывания, и чрез них сам просит. О чем же просит? «Примиритесь с Богом». Не сказал: «Примирите с собою Бога», потому что не Бог враждует против нас, но мы против Него. Бог же никогда не враждует. Потому, как посланный посредник, оправдывая Его, говорит: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех» (ст. 21). «Я не говорю уже о том, что прежде было – что вы показали себя крайне неблагодарными против Того, кто не причинил вам никакой обиды, напротив, облагодетельствовал вас; не говорю и о том, что Он не осудил вас за это, и что первый, будучи обижен, первый и просит; пусть все это покрыто будет молчанием. Только того благодеяния, которое Он сделал для вас ныне, не достаточно ли к тому, чтобы вы примирились с Ним?» Что же Он сделал? «не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех». Если бы Он сделал только одно это, и ничего другого, то подумай, каково было и это одно, что Он предал Сына Своего за оскорбивших Его? А Он много еще и других благодеяний сделал для нас, и сверх всего еще – не сделавшего никакой неправды осудил на страдания за неправедников. Но (апостол) не сказал этого, а указал на нечто гораздо большее. Что же именно? То, что «не знавшаго греха» – Того, Который есть самосущая правда – «сделал [жертвою за] грех», т. е., допустил быть осужденным, как бы грешнику, и умереть, как бы проклятому, потому что «проклят … [всякий] повешенный [на дереве]» (Втор. 21:23). Действительно, умереть на древе гораздо более значило, нежели просто умереть, на что указывая и в другом месте, он говорит: «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:8). Такая смерть не только вменялась в наказание, но и в бесчестие. Итак, подумай, как много даровал тебе Бог. Великое дело, когда и грешник умирает за кого-нибудь; но когда праведник страдает таким образом и умирает за грешников, и не просто умирает, но умирает как злодей, и не только вменяется с злодеями, но еще своею смертью дарует нам великие блага, которых мы и не ожидали – потому что говорится: «чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом, – то какое слово, какой ум может достойно обнять и изобразить это? «Праведника, – говорит, – (Бог) сделал грешником, чтобы грешников сделать праведными. Но он и не то еще сказал, а гораздо более, именно указал не состояние только, а самое качество. Он не сказал: «сделал грешником», но – «сделал для нас [жертвою за] грех»; и не только не согрешившего, но и «не знавшего греха»; чтобы и мы были, не сказал – «праведными», но – «правда», и «правда Божия». И действительно, эта правда есть Божия.

Беседы на 2-е послание к Коринфянам


Ибо вы слышали сегодня блаженного Павла, невестоводца Церкви, который пишет и говорит: Итак, кто во Христе, тот новое творение. И чтобы мы не подумали, что он говорит об этом чувственном творении, добавил: кто во Христе, поучая нас, что если кто присоединился к вере во Христа, тот нам являет новое творение. Иначе какая польза, скажи мне, видеть столь новое небо и другие части творения, какая выгода видеть человека, обратившегося от порока к добродетели и перешедшего от заблуждения к истине? Это-то и назвал новым творением этот блаженный апостол, поэтому и добавил сразу же: древнее прошло, теперь все новое, словно показывая, что те, кто сбросил благодаря вере во Христа, словно ветхое платье, бремя грехов, облачились в это новое и светлое платье и царскую одежду, освободившись от заблуждения и просветившись светом праведности.

Ты увидел, что вера во Христа и восхождение к добродетели называется новым твореньем? Итак, давайте послушаем, прошу вас - и давно посвященные, и только что вкусившие этой владычней щедрости - апостольское увещание, гласящее: древнее прошло, теперь стало все новое, - и, забыв все прежнее, как граждане новой жизни, давайте перестроим свой образ жизни и, помышляя о достоинстве Обитающего в нас, будем соответственно и говорить, и поступать.

Огласительные гомилии

Августин Аврелий, блж. (†430)

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое

Мы тогда по-настоящему свободны, когда Бог организует нашу жизнь, то есть формирует и создает нас - не как людей, ибо это Он уже сделал, но как людей добрых: теперь Он делает это Своей милостью, чтобы мы могли стать действительно новым творением в Иисусе Христе. Об этом говорится и в молитве: Сердце чистое сотвори во мне, Боже (Пс. 50:12).

Энхиридион

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое

Поэтому уверовавшим во Христа надлежит проводить жизнь как бы в некоем новом творении, ибо, обновленные всесвятым крещением, мы совлеклись греховной старости.

Толкования на 2-е послание к Коринфянам

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое

Ветхий Завет значителен, но без духовного понимания он убивается буквой. Новый Завет через благодать возвращает запах жизни (cр. 2Кор. 3:6).

Проповеди

Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое

Что это – вся нова? – скажи мне. Или изменилось небо, земля, солнце, звезды или другое что из видимого, и стало ново? Но этого сказать ты не можешь потому, что Апостол о нас это говорит, что мы мертвы и восстаем, тленны и прелагаемся в нетленных, смертны и превращаемся в бессмертных, земны и становимся небесными, плотские, от плоти рождаемые, и делаемся духовными, будучи возрождаемы и воссозидаемы благодатию Всесвятого Духа. Вот что есть, брате мой, новая во Христе тварь, о коей говорит Апостол! И это каждый день совершается в истинно верующих и избранных; и, как мы многократно говорили, истинные христиане сознательно причастны бывают всего этого, хотя только отчасти, пока еще суть в теле, с верною, однако ж, надеждою, что по смерти вполне наследуют и преизобильно вкусят, и душою, и телом, все эти блага, которых здесь причащаются только отчасти.

Слова. Слово 63

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое

Итак, кто во Христе, тот новая тварь

Кто уверовал во Христа, тот сделался другим созданием и стал новою тварью. Итак, мы не должны жить по-старому.

Древнее прошло, теперь все новое

Что такое древнее? Греховное и иудейское. Ибо древний грех кончился и у нас стала новая душа и новое тело, а вместо всего иудейского у нас все новое: вместо закона - Евангелие, вместо Иерусалима - небо, вместо храма - внутреннейшее за завесой (Евр. 6:19), где Троица, вместо обрезания - крещение, вместо манны - Тело Бога, вместо воды - Кровь Владыки, вместо жезла Моисеева или Ааронова - Крест, вместо агнца - Сын Божий и так далее.

Толкование на 2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Темже аще кто во Христе, нова тварь: древняя мимоидоша, се быша вся нова

Здесь говорится уже прямо о верующих. Все, говорит, предназначены к тому, чтобы не для себя жить, а для Господа, все должны жить духовною жизнию; но действительно такими являются только те, кои суть во Христе, то есть уверовали в Него и, сочетавшись с Ним в купели крещения, начали жить новою жизнию, благодатию Святого Духа в них возгреваемою. Темже аще кто во Христе, нова тварь. «Кто, говорит, уверовал в Господа, тот сделался новым созданием, ибо таковый родился свыше чрез Духа. А потому, говорит, мы должны жить для Христа не только потому, что несмы свои (1Кор. 6, 19) или что Он умер за нас и воскресил начаток нашего естества, но и потому, что мы чрез Него перешли в другую жизнь» (святой Златоуст).

«Дабы более объяснить сказанное и показать, как мы делаемся новою тварию, он говорит: древняя мимоидоша, се быша вся нова. Что же такое древнее? – Или грехи и разные роды нечестия (язычество), или все иудейские обряды, а лучше то и другое вместе. Се быша вся нова» (святой Златоуст). Преподается новый образ воззрения на все сущее и бывающее, вводятся новые порядки жизни во всех ее проявлениях; в основу же всего кладется существенное обновление жизни в самых ее исходищах, сокровенных в духе и сердце; рождается потаенный сердца человек, который и начинает всем заправлять и в душе, и в теле, и во внешних отношениях. Посмотреть – тот же будто человек, те же в нем силы духа, души и тела, но жизнь уже не та. Не земное это насаждение, не земным воздухом дышит, не земными стихиями питается. Почему горняя мудрствует, а не земная, и живот его сокровен есть со Христом в Боге.

Святой Златоуст под следующим стихом возвращается к этому предмету и говорит: «Теперь у них (у тех, кои во Христе) и душа новая, ибо очищена, и тело новое, и служение новое, и новые обетования, и завет, и жизнь, и трапеза, и одежда, и все вообще новое. Поелику вместо земного Иерусалима мы получили вышний престольный град, вместо чувственного храма узрели храм духовный, вместо каменных скрижалей получили плотяные, вместо обрезания – крещение, вместо манны – Тело Господне, вместо воды из камня – кровь из ребер, вместо жезла Моисеева или Ааронова – крест, вместо обетованной земли – царство небесное. Представляя все сии и подобные блага, Апостол и сказал: вся нова. И все это от Бога чрез Иисуса Христа, и Его благодатию».

2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое

Мы носим имя христиан: стали ли мы новою тварию, изменили ли свою природу или остаемся все такими же, какими были некогда язычники? Если христианство не переродило нас – много ли нам от него пользы? Бог чрез Иисуса Христа и в Иисусе Христе примирил с Собою мир. Чего стоило это примирение! Сын любви Отчей должен был истощить Себя до последней возможности – до смерти, и смерти крестной. Велика жертва – велики и плоды ее: на все века Господь оставил на земле освященных лиц, которым передал Свое право и власть примирять согрешающих людей с Богом. Он дал нам служение примирения и положил в нас слово примирения, или слово Божие.

Дневник. Том I. 1856

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое

Ср. Ис. 43:18 и сл.

Ст. 17-21 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.

После личных замечаний, Апостол еще раз восхваляет величие своего служения. Мы слышим, как Апостол возвещает появление нового человечества, создание нового мира, о котором предвозвещали пророки. Это новое человечество является теперь в лице верующих во Христа, которые получили примирение с Богом чрез Христа.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

17. Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.

     Важно одно восприятие новой жизни о Христе Иисусе благодатию Святого Духа... Когда обращался среди нас Христос Господь, мы разумели Его по плоти, судили о Нем по видимости сей. Теперь мы зрим в Нем одно величие воплощенного Бога, Восстановителя падшего человека, возведшего его в лице Своем до обожения, созерцаем Его сидящим одесную Отца... Преподается новый образ воззрения на все, вводятся новые порядки; рождается питаемый от сердца человек... Не земное это насаждение, не земными стихиями питается.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О праздновании воскресного дня.

Мф.12:8-10,13. Тот, Кто больше храма, выше и всего закона: Мф.12:6; больше, конечно, и субботы – покоя, от Него зависящего: Евр.3:11. Для почтения Его (Иисуса Христа) и установлено празднование дня Его торжества – воскресения: Деян.20:7; Откр.1:10; 2Кор.5:17. Дела же милосердия должно творить, не взирая ни на какой день праздника (покоя): Мк.3:4-5; Лк.13:14-16.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О праздновании Воскресного дня, а не Субботы.

Мф.24:20. «Субботой» евреи называли не только 7-й день, а и вообще праздничный день: Лев.16:31;23:11-23; стало быть здесь советуется избавиться от «бегства» зимою или в праздничный день. Апостол Павел в 1-й день недели (Воскресенье) учил и преломлял хлеб, а в Понедельник предпринял путешествие: Деян.20:7; о праздновании христианами воскресного дня, а не субботы, говорится и в других местах Писания: 1Кор.16:1-2; Откр.1:10; Ин.20:19; 2Кор.5:17.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

5.17. Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.

Таком образом, христиане возрождены к новой, духовной, жизни, которая, как пророчески предвидит святой Павел, должна совершенно переродить людей и преобразовать по-новому. Мир, все древнее – плотское, эгоистическое, должно прекратиться, а вместо него родиться потаенный сердца человек (1Пет.3:4), который и начнет всем заправлять и в душе, и в теле, и во внешних отношениях. Посмотреть, тот же будто бы человек, те же в нем силы духа, души и тела, но жизнь уже не та. Не земное это насаждение, не земным воздухом дышит, не земными продуктами питается. Он горняя мудрствует, а не земная, и живот его сокровен есть со Христом в Боге.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Николай Афанасьев, протопр. (†1966)

ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев

Учение апостола Павла о Церкви нашло свое выражение в его хорошо известной формулировке «Церковь Божия во Христе – έκκλησία τοΰ θεοΰ ένΧριστφ» (Гал. 1: 22; Флп. 1: 1). До настоящего времени ведутся споры об этой формуле, и у нас нет общепринятого ее толкования; напротив, одно толкование исключает другое. Богословская мысль колеблется относительно этой формулировки между двумя полюсами, видя в ней или выражение церковного мистицизма, или простое указание на то, что έκκλησία христианская отлична от έκκλησία иудейской или языческой. Вопрос о мистицизме апостола Павла, личного или церковного, – отдельный, выходящий за рамки этой статьи. Не нужно искать этого мистицизма в данной формулировке; по крайней мере, если и искать, то не только в ней. Когда говорят, что данный оборот указывает только на то, что здесь речь идет о христианской έκκλησία, это было бы приемлемым толкованием, если бы термин έν Χριστφ встречался только применительно к Церкви. Однако это выражение часто встречается у апостола Павла и применяется к разным понятиям. Так, например: «Просим… уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе (προϊστάμενοι έν Κυρίφ, то есть, έν Χριστφ)» (1Фес. 5: 12); «воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес. 5: 18); «искупление во Христе Иисусе» (Рим. 3: 24); «любовь Божия во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 39); «младенцы во Христе» (1Кор. 3: 1); «свобода, которую мы имеем во Христе Иисусе» (Гал. 2: 4); «жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6: 23) и другие. Можем ли мы отделить все эти выражения, как и многие другие, в которых встречается оборот «во Христе», от формулировки «Церковь Божия во Христе»? Вправе ли мы полагать, что первая серия выражений касается определенных отношений между верующими и Христом, тогда как выражение «Церковь Божия во Христе» служит лишь для того, чтобы отличить одну έκκλησία от другой? Разумеется, апостол Павел не строг в своих формулировках, но мы не можем допустить, что он меняет их смысл столь радикально: Павел настойчиво возвращается к выражению έν Χριστφ, и это доказывает, что он придавал ему особую значимость. Следовательно, это выражение должно было иметь для него один и тот же смысл. Тогда, чтобы истолковать выражение «Церковь Божия во Христе», мы должны исходить из того, что оборот «во Христе» имеет совершенно определенный смысл.

В этой формуле первое свойство Церкви есть «Божия» – той Θεοΰ: оно показывает два «момента» в природе Церкви. Прежде всего, Церковь есть собрание народа Божия, который Сам Бог призвал к Себе. «Собирание» и выбор происходит от Бога. Только те, кто были избраны и призваны Богом, могут быть в Церкви. «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17: 11). Апостолы были даны Христу от Бога, и через апостолов те, кто уверуют благодаря их слову. Для апостола Павла, как и для апостола Иоанна, апостолы и все верующие составляют народ Божий. Совпадение между учениями апостола Павла и апостола Иоанна объясняется тем, что учение о народе Божием было «принято» апостолом Павлом как «предание». Особенность учения апостола Павла состоит в том, что он включает понятие народа Божия в понятие Церкви как Тела Христова. Этим объясняется то, что послания апостола Павла не развивают полностью учение о народе Божием.

Далее, Церковь – «Божия», поскольку она принадлежит Богу. На горе Синай Бог заключил посредством Моисея завет (διαθήκη – berith) с еврейским народом. Этот завет состоял в том, что Бог признал целый народ как Свой собственный, и Сам Бог стал его Царем. Моисей «взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» (Исх. 24: 7). Принадлежность народа Богу определялась исполнением Закона, данного народу на Синае. Эта принадлежность была скреплена кровью. Моисей «послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу [Богу]. Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а другою половиною окропил жертвенник… И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» (Исх. 24: 5–8). В Новом Завете народ принадлежит Богу совершенно особым образом. В Ветхом Завете принадлежность народа Богу не позволяла преодолеть трансцендентность Бога народу. «Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово» (Евр. 12: 18–19). В Новом Завете эта трансцендентность устранена во Христе, поскольку Церковь как собрание народа Божия – это Сам Христос в Своем Теле. Народ Божий собран Богом уже не на Синае, как это было в Ветхом Завете, но в храме Тела Христова (Ин. 2:21), через жертву на Голгофе. Не кровь тельцов скрепила печатью принадлежность народа Богу, но кровь Христа, пролитая Им раз и навсегда (έφάπαξ – Евр. 7:27). В Церкви и через Христа происходит усыновление народа Богом. Во Христе весь народ стал возлюбленными сынами Божиими. Вот почему Церковь – «Божия»: она принадлежит Богу, как принадлежит Ему Христос.

Эта особая принадлежность Церкви Богу выражена апостолом Павлом в формулировке «во Христе». Итак, эта формулировка не технический эпитет, определяющий христианскую церковь, и не образ, служащий для выражения того, что Христос живет в Церкви. Эта формулировка «во Христе» должна быть понята во всей своей ценности и полноте. Она выражает истинную реальность, а именно то, что Церковь Божия существует во Христе, она собрана Богом в храме Тела Христа, который есть Церковь. Это органичное и целостное собрание осуществляется в Евхаристии, во время которой мы все становимся Телом Христовым. Таким образом, формулировка «во Христе» – это само выражение учения Церкви о Евхаристии. Те, кто в Теле Христовом, те и во Христе, поскольку там, где Тело, там и Христос. Через Его Тело мы во Христе, но также быть во Христе мы не можем иначе, чем через Его Тело.

Благодаря этому в формулировке «Церковь Божия во Христе» первая и вторая части взаимозаменяемы: «Церковь» означает «во Христе», и «во Христе» значит «Церковь». Эта взаимозаменяемость двух частей не означает их тождественности. Церковь есть Тело Христово в его евхаристическом аспекте. Тело неотделимо от Христа, но в строгом смысле слова оно не Христос. Говоря о Церкви, можно сказать, что она есть Христос, подразумевая, что это Христос в своем евхаристическом аспекте. Вероятно, именно в этом смысле апостол Павел употребил выражение «так и Христос – οΐιτως καί ό Χριστός» (1Кор. 12: 12), подразумевая под этим Его Тело в евхаристическом аспекте, неотделимое от Христа. Вот почему, будучи в Церкви, мы «во Христе», но мы – не Христос. Христос остается личностью, но не становится Христом космическим или пантеистическим. Взаимозаменяемость двух частей формулировки «Церковь Божия во Христе» – это выражение истинных отношений между Христом и Церковью, но она не утверждает идентичность Христа и Церкви.

Взаимозаменяемость двух частей формулы «Церковь Божия во Христе» дает ключ для понимания всех выражений апостола Павла, где встречаются слова «во Христе». Так, выражение «предстоятели во Христе» означает, что они – «предстоятели» церкви, потому что быть во Христе возможно не иначе как находясь в Теле Христовом. «Воля Божия во Христе» значит воля Божия, проявляющаяся в Церкви; «мертвые во Христе» – те, кто умерли, находясь в Теле Христовом, то есть в Церкви. Все эти выражения, как и много других аналогичных, указывают не на личные отношения между Христом и верующими, но на факт, что они находятся в Церкви. Этот смысл выражения «во Христе» проявляется с наибольшей ясностью в 2Кор. 5: 17: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое». Здесь «во Христе» не может быть понято как выражение, указывающее на отношения с Христом, как надежда или любовь «во Христе», что можно интерпретировать как надежда или любовь, источник которых Христос. «Во Христе» определяет не отношения, но сам факт действительного «бытия» во Христе. Те, кто во Христе, – новая тварь, поскольку «вхождение» в тело путем «вхождения в Церковь» осуществляется творческим действием Бога – созданием нового человека. В этом творческом акте те, кто пришли ко Христу, становятся είς во Христе, потому что Христос один в Своем Теле. «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христе Иисусе (πάντες γάρ υιοί θεοΰ έστε διά τής πίστεως έν Χριστψ Ίησοΰ)« (Гал. 3: 26). Вера во Христе не есть вера во Христа. Верою в Бога, которая нас приводит в Церковь, мы становимся сынами Божиими. Иудеи верили в Бога, но эта вера лишь несовершенным образом делала их Его сынами, «ибо закон ничего не довел до совершенства» (Евр. 7: 19). И только вера во Христе может привести к истинному усыновлению. «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!”» (Гал. 4: 6). В этом же послании апостол Павел пишет: «все вы одно (είς έστε) во Христе Иисусе» (Гал. 3: 28). Это «одно во Христе» значит, что Христос «один», и тогда мы, будучи в Его Теле, тоже «одно» в Нем. Согласно древним семитским представлениям, предок заключает в себе всех потомков, а потомки содержат в себе своих предков. И потомки и предок всегда были «εις». Как ветхий Адам заключал в себе все древнее человечество, и все человечество было »είς« в нем, также и новый Адам заключает в Себе все новое человечество, весь народ Божий, который »είς«, потому что в Церкви он есть Христос в Своем Теле. Повторим еще раз: »εις έστε« здесь не означает, что «мы» тождественны Христу. Церковь не личность Христа, ни с моральной, ни с мистической точки зрения. Церковь есть действительное Тело Христово в своем евхаристическом аспекте, но она не Христос.

Учение апостола Павла о «жизни во Христе» служит в конечном счете «лакмусовой бумажкой» для выяснения, верна ли наша интерпретация выражения «во Христе»; это учение, однако, очень трудно для понимания. Без всякого сомнения, оно вытекает из мистического опыта апостола Павла, но то, что оно выражает, не является чем-то только мистическим. «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе. <…> Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6: 11, 23). Можем ли мы понимать «жизнь во Христе» только как «жизнь божественную», которую Христос дает членам Церкви? Сводить смысл выражения «жизнь во Христе» к указанному смыслу значило бы минимизировать мысль апостола Павла. Жизнь «во Христе» значит, в самом деле, то же, что и сами слова «во Христе» в других местах. Это не дарование жизни, но сама жизнь. Входя в Церковь, мы умираем в таинстве крещения для греха, и мы рождаемся в этом же таинстве как «новая тварь». Умершие для греха, мы живые для Бога, потому что мы действительно пребываем в Теле Христовом. Жить в Его Теле – это жизнь вечная, ибо Христос есть первенец из умерших, и в Нем мы будем преображены по образу Его Тела славы. Находясь в Церкви, мы действительно живем «во Христе», поскольку сама Церковь – «во Христе». Если мы живем во Христе, поскольку мы пребываем в Его Теле, Сам Христос также пребывает в нас. «Уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2: 20). Это «я», о котором идет здесь речь, относится прямо к апостолу Павлу, это выражение его мистического опыта; но это «я» относится также к каждому члену Церкви, живущему в ней. Будучи еще во плоти, мы живем уже в вере в Сына Божия, ибо, находясь в Его Теле, мы соединяемся с Христом прославленным. Христос живет в нас Своим Телом, и мы живем в Нем, потому что мы в Его Теле. «Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?» (2Кор. 13: 5); «От Него и вы во Христе Иисусе» (1Кор. 1: 30). Во Христе мы – живые для Бога, потому что Христос в нас, и через Него «Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас» (Рим. 8:11). Если Христос пребывает в верующих, Дух живет в них, и тогда «Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11). Церковь во Христе, и мы в Церкви, и Христос в нас, и мы в Нем; следовательно, мы тоже от Отца. Вот цепь, которая связывает всех со всеми и с Богом через Христа в Церкви Божией. «Да будут все в Нас».

Жизнь во Христе создает единство жизни в Церкви Божией, но это единство не является тождеством жизни Церкви с жизнью Христа. Лучше было бы сказать, что жизнь Христа в нас – не целостная жизнь Христа. Мы живем во Христе, потому что мы пребываем в Его Теле; Христос живет в нас, потому что Его Тело есть храм, в котором собирается народ Божий для служения Богу. Если Христос живет в нас Своим Телом, которое есть храм, тогда наши тела суть храм Святого Духа, Который в нас и Который приходит к нам от Бога (1Кор. 6: 19).

«Церковь Божия во Христе» – это собрание народа, объединенного Богом во Христе. Такова формула учения апостола Павла о Церкви: акцент в этой формулировке сделан не на идее собрания, как могло бы показаться исходя из непосредственного смысла слова «έκκλησία», но на идее «созыва», собирания этого собрания. Евхаристическое собрание – это собрание членов Церкви и в то же время «созыв» (convocation), ставший единым Телом Христа, одного и единственного. Бог «созывает» всех в Церковь, в которую созванные входят через крещение, и объединяет всех членов Церкви в Тело Христово.

Церковь Божия во Христе

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible