Скрыть
ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 9-10 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое

«И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными» (ст. 9). «Но там ли, здесь ли мы находимся, – говорит, – наше дело – только заботиться о том, чтобы жить сообразно с Его волею, потому что в этом наша главная обязанность. Таким образом, с этим благоугождением ты уже без сомнения наследник царствия». Но чтобы (верующие), приобретя такое страстное желание (отойти ко Господу), не сетовали на замедление этого отшествия, (апостол) здесь уже дает им то, что составляет главное из всех благ. Что же это такое? То, чтобы благоугождать (Господу): не просто отойти отсюда – хорошо, но отойти благоугодивши; через это последнее хорошим становится и первое. Равным образом, не просто жить здесь тяжко, но тяжко жить оскорбляя (Бога).

Итак, не думай, что для вечной жизни достаточно одного разлучения с телом. Везде нужна добродетель. Вот почему, как, рассуждая о воскресении, он не дал основания полагаться только на него, сказав: «только бы нам и одетым не оказаться нагими», так точно, говоря и о разлучении (с телом), чтобы ты не подумал, что этого только достаточно тебе для спасения, присовокупил, что надобно еще быть благоугодным Богу. Возбудив, таким образом, ревность многоразличными благами, (апостол) не забыл побудить их и страхом угрожающих зол, так как блаженство наше состоит и в стяжании благ, т. е. царства (небесного), и в избежании зол, т. е. геенны. Но желание избежать мучений сильнее действует, и если бы вред ограничивался только лишением вечных благ, то многие легко бы на это согласились; если же он соединен с мучениями, то едва ли (кто согласится); конечно, первое надлежало бы считать более несносным, но для многих, по причине слабости их и привязанности к земному, последнее представляется более тяжким. Итак, ввиду того, что большинство слушателей не столько возбуждается обещанием благ, сколько угрозою наказаний, (апостол) и счел необходимым здесь заключить речь свою так: «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово» (ст. 10). Но опять, устрашив и возбудив слушателя напоминанием об этом суде, он и здесь не оставил скорби без утешения, и присовокупил нечто приятное, сказав: «чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое». Этими словами (апостол) и живущих добродетельно, а между тем гонимых, укрепляет надеждами, и ослабевших делает более ревностными страхом наказания, вместе с тем подтверждает также и учение о воскресении тел. «Тело, – говорит, – которое служило добродетели или пороку, не будет исключено от участия и в воздаяниях: вместе с душою одни тела будут преданы мучениям, а другие увенчаются наградами». Между тем некоторые из еретиков говорят, что тело восстанет не прежнее, но другое. Как же это, скажи мне? Одно тело грешило, а другое за то будет наказываться? Одно жило непорочно, а другое увенчается? И что вы скажете Павлу на слова его: «не хотим совлечься, но облечься»? Как же тленное поглощается жизнью? Он не сказал: «чтобы поглощено было смертное или тленное тело телом нетленным», но – «чтобы тление – жизнью». А это будет тогда, когда воскреснет то же самое тело. Если же прежнее тело будет оставлено, а вместо него устроено другое, тогда тление не будет поглощено, но пребудет во всей силе. Потому и не будет этого, но «тленному сему, – т. е. телу, – надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1Кор. 15:53). Настоящее тело находится между (тлением и нетлением): ныне оно тленно, а после будет нетленно. И ныне оно в этом состоянии (тления) находится потому, что нетлению несвойственно разрушение: «и тление, – говорит, – не наследует нетления» (1Кор. 15:50), – иначе как будет нетление? Но, напротив, тление поглощается жизнью. Тление побеждается нетлением, но последее первым – никогда. Как огонь расплавляет воск, но воск не расплавляет огня, так и нетление истребляет и поглощает тление; но тление никак не может одержать победы над нетлением.

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам

Августин Аврелий, блж. (†430)

ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое

Христос все судит потому, что, будучи с Богом, Он превыше всего.

Об истинной религии

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое

То, что не за бывшие прежде рождения грехи, как говорят, осуждена душа человека и ниспослана в этот мир, подтвердит и премудрый Павел, говорящий в своем послании: Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое. Ибо почему он говорит, что явится только то, что мы делали, живя в теле, а не то, что было прежде тела, если бы он знал, что душа существовала прежде и согрешила прежде?

Послания

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое

Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово

Здесь напоминает о страшном суде и словами должно явиться возбуждает страх. Ибо не думай, что там стены, или покровы, или глубина сердца скроют или дела, или помышления; там все обнаружится.

Чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое

Говоря это, живших исправно и благочестиво укрепляет надеждой, а нерадивых возбуждает страхом к исправлению. Вместе с тем подтверждает учение о воскресении тел. Ибо то, что служило или добрым, или дурным делам, несомненно, или награждается, или наказывается. Таким образом здесь заграждаются уста еретиков.

Толкование на 2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла

«Возбудив ревность коринфян многоразличными благами, Апостол не забыл побудить их и страхом угрожающих зол. Ибо блаженство наше состоит как в стяжании благ, так и в избежании зол, то есть в стяжании царства небесного и в избежании геенны. Но страх мучений сильнее действует на нас. Ибо быть наказанными отчуждением от наследия вечных благ иные, может быть, и согласились бы, но терпеть мучения едва ли кто согласится. Конечно, первое надлежало бы почитать более несносным, но для многих, по причине слабости их и привязанности к земному, последнее представляется несноснее.– Итак, поелику многих не столько возбуждают обещания благ, сколько угрозы наказаний, то Апостол и почел необходимым здесь заключить речь свою так: всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым. Но опять, устрашив и возбудив слушателя напоминанием об оном суде, он и здесь не оставил скорби без утешения, но горькое растворил с сладостным, сказав: да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла. Говоря сие, исправных и благочестивых, а между тем гонимых, он укрепляет надеждами; а неисправных и нерадивых возбуждает страхом к исправлению, и вместе подтверждает свое учение о воскресении тел. Ибо, говорит, тело, которое служило добродетели или пороку, не будет исключено от участия и в воздаяниях; но вместе с душами одни (тела) будут преданы мучениям, а другие увенчаются наградами» (святой Златоуст).

2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О святости Церкви

 

Сектанты говорят: Мы уже спасены, и нас не будут судить: Ин.3:18: «Верующий в Него не судится»...

Православный ответ: «Не судится» – означает, что не подлежит наказанию за неверие в Сына Божия, но судиться все будут – и праведники, и грешники, как сказано: 2Кор.5:10: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он сделал, живя в теле – доброе или худое».

Оружие правды

Климент Александрийский, пресв. (†215)

ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое

Поскольку те, кто провозглашает безразличие [в способе поведения], полагают, извращая Писание, что некоторые немногочисленные фразы оправдывают их сладострастие, как, например, следующая: Грех не должен над вами господствовать; ибо вы не под законом, но под благодатью (Рим. 6:14), или некоторые другие, подобные этой, которые неразумно упоминать здесь… давайте в нескольких словах прервем их предприятие. Ибо сам почтенный апостол, дополняя предыдущую фразу, обосновывает свое обвинение: Что же? Станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак (Рим. 6:15). Таким образом, апостол боговдохновенно и пророчески тотчас же сокрушает софистические уловки сладострастия. Итак, они, видимо, не разумеют, что всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое, чтобы каждый получил соответственно тому, что делал, живя в теле.

Строматы

Амвросиаст (†IVв.)

ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое

Следовательно, поскольку пред судилищем Христа каждому из нас воздастся за совершенное в теле, не без тела быть нам судимыми за доброе или худое. И не сказал: «делал во плоти», - поскольку порочные деяния плоти всегда наказываемы, но сказал: делал, живя в теле, - то есть про свершения духовные, которые иногда производятся во плоти.

На Послания к Коринфянам

Фульгенций Руспийский, еп. (†527)

ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое

Люди, поскольку они сотворены разумными, дадут отчет Богу за себя и за все, что они получили в пользование в этой жизни, и соответственно их делам будут наказаны или прославлены: ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое. Итак, жизнь вечная будет дарована только тому, кто получил прощение грехов в этой жизни. И только тот получит отпущение грехов здесь, кто свой грех признает и спешит к всевышнему и истинному Богу с искренним раскаянием в сердце. Ведь судилище это не будет временем прощения, но временем воздаяния - там не милость будет оправдывать грешника, а справедливость отделит праведника от грешника.

К Евфимию о прощении грехов

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое.


Всем явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2Кор.5:10). На основании этих слов сектанты отрицают действенность молитвы за умерших. Какое действие, в самом деле, может иметь эта молитва, если в будущей жизни всякий получит награду или наказание соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое. Должно сказать, что Православная Церковь приписывает молитвам за умерших условное действие: эти молитвы имеют действие лишь под условием, если в человеке, за которого они приносятся, было и доброе, и худое, если он стремился к добру, но не утвердился в нем, если каялся в своих злых делах, но не успел принести плодов покаяния. И мы верим, что кто делал только злое, тот будет безвозвратно осужден на страдания, а кто делал только доброе, тот будет призван к блаженству: но что будет с теми, кто делал худое и доброе? Ты скажешь, что Господь точно и верно определит, чего сделал человек больше, худого или хорошего, и приговор Его будет соответствен этому; но Господь не только исчисляет и взвешивает, Он и милует. Молитвы Церкви за христиан, умерших с верою, к тому и направляются, чтобы Господь судил их не по числу их дел, между которыми были и добрые, и худые, но по Своей великой милости, по снисхождению к человеческой немощи.– При этом молитва за умерших может и сама по себе или увеличивать добро, или уменьшать зло, сделанное умершим. Всякая усердная молитва есть святой подвиг, в котором выражается обращение к Богу от греховной суеты. Дети, когда молятся за умерших родителей, обнаруживают этим благочестие и исправление, а чрез это уменьшают ответственность умерших за недостаточно – христианское их воспитание. Жена, когда молится за умершего мужа, также обнаруживает святое настроение и чрез это уменьшает ответственность за нее умершего, мало заботившегося об ее спасении. Так чрез наши молитвы за умерших само собою уменьшается то злое, которое они сделали. Пасомые, когда молятся за пастыря, ученики, когда молятся за учителя, если они молятся вследствие полученных от умершего наставлений и заветов, чрез это обнаруживают возрастание добрых семян, всеянных в сердцах их умершим, и таким образом увеличивают его надежду на помилование и награду. Таких примеров можно найти великое множество, так как живые постоянно бывают причастны как к виновности умерших, так и к их достоинству: молясь Богу, делая пожертвования за умерших, они тем самым уже ослабляют их ответственность за злое и умножают их похвалу за доброе.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-10 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что' он делал, живя в теле, доброе или худое

Но при этом Ап. считает необходимым указать на то, что нам по сложении земной оболочки, предстоит явиться на суд Христов и отдать отчет в своих делах. Поэтому нужно стремиться всячески к Богоугождению. - Заметить нужно, что в этом отделе Ап. явно различает двоякий посмертный суд над людьми. Один совершается тотчас по смерти человека и дает возможность человеку «водвориться у Господа» (ст. 8), хотя и не имея еще нового тела взамен разрушившегося. Другой будет совершаться в конце всех времен, когда верующие получат новое славное тело (1Кор. 15:23 и сл. ). На этот последний суд находится указание в 10-м стихе (Злат.).

Толковая Библия.

См. также Толкование на 2Кор. 5:6

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

10. ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.


     Посему, как рассуждая о воскресении тел, он не дал успокоиться на одной известности оного, сказав: «аще и облекшеся не нази обрящемся», так равно говоря и об отъятии от тела, дабы ты не подумал, что сего одного достаточно тебе для спасения, присовокупил, что надобно еще сделаться благоугодным Богу». «Возбудив же ревность Коринфян многоразличными благами, Апостол не забыл побудит их и страхом угрожающих зол. Ибо блаженство наше состоит как в стяжании благ, так и в избежании зол, т. е. в стяжании царства небесного, и в избежании геенны. Но страх мучений сильнее действует на нас. Ибо быть наказанными отчуждением от наследия вечных благ иные, быть может, и согласились бы, но терпеть мучения едва ли кто согласится».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

5.10. [Зач. 179.] ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое.

Живя в теле нужно, главным образом, заботится об угождении Господу, ибо всех нас Господь потребует на суд Свой, по которому одни наследуют Царство Небесное, а другие не только будут лишены блаженства, но осуждены будут на вечное мучение, смотря по тому, как жили тела на земле, добро ли делали или зло. «Ибо и тело, которое служило добродетели или пороку, не будет исключено от участия и в воздаяниях, но вместе с душами одни тела будут преданы мучениям, а другие увенчаются наградами» (Златоуст).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible