Скрыть
и҆ ты̀ вѣ́си, є҆ли̑ка сотворѝ мнѣ̀ і҆ѡа́въ сы́нъ сарꙋ́инъ, є҆ли̑ка сотворѝ двѣма̀ воево́дама си́лъ і҆и҃левыхъ, а҆вени́рꙋ сы́нꙋ ни́ровꙋ и҆ а҆месса́ю сы́нꙋ і҆еѳе́ровꙋ, и҆ ᲂу҆бѝ и҆́хъ, и҆ и҆злїѧ̀ крѡ́ви бра́ни въ ми́рѣ, и҆ дадѐ кро́вь непови́нныхъ на по́ѧсѣ свое́мъ, и҆́же на чре́слѣхъ є҆гѡ̀, и҆ на сапозѣ̀ свое́мъ сꙋ́щемъ на нозѣ̀ є҆гѡ̀:

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

5-6. Еще: ты знаешь, что сделал мне Иоав, сын Саруин, как поступил он с двумя вождями войска Израильского, с Авениром, сыном Нировым, и Амессаем, сыном Иеферовым, как он умертвил их и пролил кровь бранную во время мира, обагрив кровью бранною пояс на чреслах своих и обувь на ногах своих: поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю

[Вопрос] Почему Давид, не наказав Иоава сам, повелел сделать это сыну? 
[Ответ] Сперва уважал Давид Иоава, как бывшего сообщника в трудах и опасностях, а потом стал подозревать в дерзости. Ибо сие выразил, сказав: "а эти люди, сыновья Саруи, сильнее меня; " (2Цар.3:39). Сверх сего, узнав, что он содействовал Адонии к похищению власти, боялся, что по обычному своему злонравию станет презирать Соломона по его юности и сделает одно из двух, т.е. или, прикрываясь личиною благожелательства, умертвит Соломона тайно, как предал смерти Авенира и Авессу, или вооружится открыто и произведет разделение в Израиле. Давид открыл также Соломону доброжелательство Верзеллия, и повелевал детей его удостоивать всякой попечительности, признавая себя обязанным воздать ему этот долг.
 

Толкование на 3-ю книгу Царств

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-6 Еще: ты знаешь, что сделал мне Иоав, сын Саруин, как поступил он с двумя вождями войска Израильского, с Авениром, сыном Нировым, и Амессаем, сыном Иеферовым, как он умертвил их и пролил кровь бранную во время мира, обагрив кровью бранною пояс на чреслах своих и обувь на ногах своих: поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю

Советы и наставления умирающего Давида Соломону относительно наказания Иоава, а также Семея (8-9) нередко рассматривались толкователями как свидетельство кровожадной мстительности Давида. Но Давид не знал христианского всепрощения: для ветхозаветного человека кровомщение было институтом, регулированным законом (Чис XXXV:19 сл. ; Втор XIX:6, 12; Нав XX:3, 5, 9), и совершенно обычным явлением жизни (2Цар XIV:11); следовательно, требовать от Давида христианской добродетели, неведомой древнему миру, нельзя, как нельзя, с другой стороны, и пытаться оправдывать Давида: из-за стремления очистить Библию от всех яко бы пятен мы не должны забывать, что священная история дает нам точный и совершенно беспристрастный образ данной эпохи и действующих лиц (припомним, с каким беспристрастием сообщается в Евангелиях и апостольских посланиях о несовершенствах апостолов). - «Ты знаешь, что сделал мне Иоав» (5) - по некоторым (напр., проф. Гуляев), имеется в виду главная скорбь, причиненная Давиду Иоавом, - убиение Авессалома (2Цар XVIII:14), но скорее здесь - общее указание на преступное поведение Иоава, сейчас же поясняемое раздельно называемыми двумя примерами совершенного им вероломного убийства двух главных полководцев: Авенира (2Цар III:27) и Амессая (2Цар XX:9-10). Предлагая Соломону применить к Иоаву закон кровомщения, Давид, однако, все предоставляет мудрости, бдительности, осторожности сына; опасность для него со стороны Иоава он хотел предотвратить: «боялся Давид, что Иоав по обычному своему злонравию станет презирать Соломона по его юности и сделает одно из двух: или, прикрываясь личиною благожелательности, умертвит Соломона тайно, как предал смерти Авенира и Амессая, или вооружится открыто и произведет разделение в Израиле (блаж. Феодорит, вопр. 4 на 3 Цар). - Преисподняя (ст. 6, 9) евр. шеол, LXX: adhV, Vulg. : inferi, слав. ад (ассирийск. Siwan - область за горизонтом): подземная темная область (Иов X:21-22; Притч IX:18), где находятся все без изъятия мертвые (Пс XV:10; Ос XIII:14; Притч V:5; XXIII:14; Ис XXXVIII:18); как ненасытное чудовище, преисподняя требует (евр. гл. шал откуда, может быть, и вышло название шеол) новых и новых жертв смерти (Ис V:14; Авв II:5: Пс СXL:7; Притч I:12; XXVII:20); в царстве шеола невозможно прославление Бога (Пс VI:6), равно как прекращается всякая вообще деятельность (Еккл IX:10).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible