Скрыть
И҆ посла̀ ца́рь соломѡ́нъ рꙋко́ю ване́а сы́на і҆ѡда́ева, и҆ ᲂу҆бѝ є҆го̀, и҆ ᲂу҆́мре а҆дѡ́нїа въ то́й де́нь.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

25. И послал царь Соломон Ванею, сына Иодаева, который поразил его, и он умер

[Вопрос] Иные укоряют Соломона в том, что убил брата? 
[Ответ] Различна жизнь человеческая: одни упражняются в высоком любомудрии, другие – в так называемой гражданской добродетели; иные управляют царством или войском. Поэтому надобно судить каждого по тому роду жизни, какой он проходит. Следовательно, от Соломона должно требовать не пророческого или апостольского совершенства, но сообразного царям. А он знал, что Адония желает самовластия, потому что покушался уже восхитить царство. Посему, хотя простил его за первое покушение и обещал пощадить его жизнь, если будет вести себя скромно, однако же, когда Адония попросил в жену Ависагу, согревающую отца, не дал ее, потому что прошение сие было путем к самовластию, но, радея о безмятежии царства, повелел умертвить его.

Толкование на 3-ю книгу Царств

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Ависага (отец заблуждения) – красивая женщина сунамитянка, из колена Иссахарова, избранная слугами Давида для прислуживания ему в старости (3Цар.1:15). По смерти Давида и вступлении на престол Соломона Адония хотел взять Ависагу себе в жены, но Соломон предусмотрел его намерение и велел предать его смерти (3Цар.2:25). Цель, с которой Адония искал жениться на Ависаге, женщине из царского дома, вероятно, была та, чтобы он имел возможность предъявить свои права на царский престол в будущем.

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И послал царь Соломон Ванею, сына Иодаева, который поразил его, и он умер

Казнь Адонии, как затем Иоава (ст. 34) и Семея (46), совершает Ванея, начальник хелефеев и фелефеев (I:38), которым, кроме служения телохранителей, вероятно, принадлежало и дело палачей, подобно телохранителям царским в Египте (Быт XXXVII:36) и Вавилонии (4Цар XXV:8; Дан II:4). О самом убийстве Соломоном брата блаж. Феодорит говорит: «различна жизнь человеческая: одни упражняются в высоком любомудрии, другие в так называемой гражданской добродетели; иные управляют царством или войском. Поэтому надобно судить каждого по тому роду жизни, какой он проходит. Следовательно, от Соломона должно требовать не пророческого, или апостольского, совершенства, но сообразного царям… радея о безмятежии царства, повелел умертвить брата» (Вопр. 7). Удаление Авиафара от первосвященства (26-27 ст. ), равно как и казнь Иоава (28-34 ст. ), стоят в очевидной причинной связи с убиением Адонии: кара постигает и его союзников (сн. I:7). Анафов - левитский город в Вениаминовом колене (Нав XXI:18; Ис X:30; Иер I:1 и др. ), на 1 1/2 часа пути к северу от Иерусалима, родина пророка Иеремии (Иер I:1), по Евсевию и блаж. Иерониму (Onomastic. 92), в 3-х римских милях от Иерусалима; теперь арабская деревня Аната со 100 жителями - мусульманами (Robinson. Palastina II, 319). Смягчающими вину Авиафара обстоятельствами, по признанию Соломона (26), являются не столько высота его священнослужения, сколько заслуги, оказанные им Давиду: (Авиафар) «носил ковчег Владыки Господа пред Давидом» - в тяжкое для Давида время бегства от Авессалома (2Цар XV:24 сл. ), а еще раньше в не менее тяжкие для него дни гонений Саула разделял с ним все, что терпел Давид (1Цар XXII:20 сл. ); посему Соломон наказывает двукратное участие Авиафара в политическом заговоре Адонии лишь удалением Авиафара от священнодействия при скинии. В этом решении Соломона, по мысли священного писателя (ст. 27), исполнилось, - без сомнения, помимо воли и намерения Соломона (евр. лемалле, ст. 27, слав. «якоже сбытися» вполне одинаково по значению с новозаветным «да сбудется», ϊna plhrwqh, Мф I:22 и под. ), - грозное определение суда Божия на дом предка Авиафара первосвященника Илия (2Цар III:31-36): после избиения Саулом священников в Номве Авиафар оставался единственным представителем линии Ифамара (1Цар XXII:20), и с его удалением первосвященство переходит, в лице Садока, в старшую линию потомков Аарона - в линию Елеазара (сн. Чис XXV:13; 1Пар XXIV:5-6).

См. также Толкование на 3Цар. 2:23

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible