Скрыть
Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что́ будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 1-2 смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть

Даже когда мы будем подобны Ему (ясно, что тот, кто сказал это, без сомнения, знал об этом теперешнем неподобии), даже и тогда мы не будем равны Ему по природе.

О Троице

Максим Исповедник, прп. (†662)

возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть

Вопрос: В каком смысле еще говорит святой Иоанн: Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем? Если еще не открылось, что будем, то почему святой Павел говорит: Нам Бог открыл это Духом [Своим]; ибо Дух всё проницает, и глубины Божии (1Кор. 2:10)? Разве и он любомудрствует тождественным образом о том, «что мы будем»?

Ответ: Святой Евангелист Иоанн говорит, что он не знает образ будущего обожения тех, которые стали здесь чадами Божиими через [совершение] добродетелей по вере, потому что не явилась еще видимо самосущная наличность будущих благ. Ибо здесь мы ходим верою, а не видением (2Кор. 5:7). Святой же Павел говорит о том, что по откровению он постиг божественную цель относительно будущих благ, но не [говорит] о том, что познал сам образ обожения, соответствующий [этой] божественной цели. Поэтому, ясно толкуя самого себя, он и говорит: стремлюсь к цели, к почести вышнего звания (Флп. 3:14), конечно, желая познать на опыте образ действительного исполнения Божиего и цель обоживающей достойных Силы, познанную им здесь через откровение. Итак, при кажущейся дисгармонии в учении вполне созвучны и единодушны друг с другом [оба Апостола], как движимые одним и тем же Духом. Ибо один исповедует неведение образа будущего благодатного обожения, а другой величественно истолковывает [божественную] цель [его]. А что именно такого образа мыслей придерживался великий Апостол, этому он сам является свидетелем, через все свои божественные слова: то говоря, что упразднится всякое знание и пророчество (1Кор. 13:8), то высказываясь, что не почитает себя достигшим (Флп. 3:13), то что видит будущее как бы сквозь тусклое стекло, гадательно и что будет время, когда он лицем к лицу (1Кор. 13:12) вкусит великой и премысленной благодати чаемых [благ], то исповедуя, что отчасти знает и отчасти пророчествует (1Кор. 13:9), то ясно изрекая, что он должен познать, как и сам он познан (1Кор. 13:12), как не познавший еще того, что будет познано. И, короче говоря, слова Апостола: Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится (1Кор.1:10), представляются мне тождественными [словам] Богослова: еще не открылось, что будем.

Вопросоответы к Фалассию

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 1-2 смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть

Так велика милость нашего Создателя, что Он даровал нам возможность знать Его и любить, как дети любят отца; было бы уже немало, если бы мы могли любить Его, лишь как преданные слуги любят хозяина, как сурового господина любят его верные наемники.

Павел утверждает: вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге (Кол 3:3). Умерли, конечно, в отношении прежней жизни во грехе и имеем теперь через веру новую жизнь во Христе, предел которой еще не явлен нам видимым образом. Святой Иоанн говорит, что мы будем подобны Ему, поскольку будем наслаждаться созерцанием неизменного, божественного и вечного, богоподобные в своем бессмертии и блаженстве. И все же мы останемся отличными от Творца, поскольку сами - творения. Хотя, видимо, это относится к телу бессмертия, и так мы уподобимся Отцу через Сына, единственного из Троицы принявшего тело, в котором Он умер, воскрес и которое вознес с Собой на небеса. Но это не значит, что мы вместим полноту Божию не только телесными очами, но и разумом. Ведь одно дело - видеть, а другое - полностью понять.

О семи Кафолических посланиях

Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)

возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть

Подобны то есть Христу, Сыну Божию, ибо царство Божие приемлет только тех, которые подобны Сыну Божию. Подобие сие водворяется чрез исполнение заповедей Божиих; исполнение заповедей бывает от любви ко Христу, как говорит Сам Он: любяй Мя, заповеди Моя соблюдет. Кто исполняет заповеди Христа, тот бывает по подобию Его, потому что в нем воображается Христос, как говорит Апостол Павел: чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится в вас Христос (Гал. 4:19). Царство Божие не отверзается для того христианина, в коем не вообразился Христос.

Слова. Слово 30

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 2-3 возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист

Апостол как бы так говорит: из предыдущего вы, без сомнения, узнали, что мы приняты Богом как дети. Хотя это еще не открылось, однако не смущайтесь. Ибо неизвестное ныне сделается явным, когда Он откроется. И мы, оказавшись подобными Ему, наглядно представим свое усыновление; ибо дети, конечно, подобны Отцу. Имея же дерзновение пред Ним, как дети, мы увидим Его как Он есть, впрочем - не по естеству, ибо это невозможно для сотворенного существа, а так, что чистые увидят Чистого, праведные Праведного; ибо подобные пристанут к Подобному. Посему-то перед этим и сказал я только, что мы будем подобны Ему, а не одинаковой природы с Ним; ибо тогда я сказал бы не подобны, а такие же точно; а как этого не будет, то я и сказал: подобны, то есть по качеству славы. Заметить также нужно, что апостол не сказал выше: всякий, кто сделал или сделает правду, но - делающий; ибо добродетели деятельны и имеют бытие только во время совершения, а когда прекратятся или остаются только в намерении, то не имеют и бытия.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна

Григорий Палама, свт. (†1359)

возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть

«Ныне», говорит, «чада Божия есмы». Это – начало усыновления, но – «не у явися, что будем: вемы же, яко егда явится, подобни Ему будем, ибо узрим Его, якоже есть». Это – завершение, дарованного нам чрез Христа (или – «благодаря Христу») усыновления о Бозе и обновления; о чем также и в Евангелии он же самый говорит: «Даде Христос область верующим во имя Его чадом Божиим быти, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася» (Ин. 1:12-13); ибо говоря, что мы не от плоти, но от Бога родились, Он являет пакибытие и усыновление чрез божественное крещение, о чем он и в послании говорит, что мы «ныне чада Божия есмы». Говоря же, что Он нам дал власть быть чадами Божиими, как будто мы еще не таковые, он показал завершение усыновления; ибо как новорожденный младенец имеет силу от природы стать мудрым, и потенциально он – мудр; с течением же лет, если при этом сшествуют и содействующие развитию обстоятельства, тогда и, действительно, будет мудрым, – так и возрожденный чрез божественное крещение, воистину восприял потенциальную силу, чтобы стать сообразным телу славы Сына Божияго; так что если будет шествовать в новизне жизни, жительствуя согласно Христу и по Его Евангелию, то в воскресении, при происходящей от сего силы для совершенства, уже не верою и надеждою, но самой истиной и вещью возымеет прославленное и чистейшее тело, какое и Сам Господь имел после Воскресения.

Омилия 16. О Домостроительстве Воплощения Господа нашего Иисуса Христа

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть

То должно быть несомненно, что мы будем подобны Ему, когда Он явится нам: дети должны быть подобны Отцу, с Которым они будут вместе; иначе как же можно видеть незримое и неописанное Божество! Видеть такое Существо может только тварь, одаренная некоторым подобием с Ним. Чтобы видеть, например, человека, нужно иметь орган зрения, способный переводить в нашу душу черты видимого человека, по которым мы составляем понятие об нем; или чтобы видеть инфузорию, нужен микроскоп, или такой инструмент, который ничтожную, незримую простым глазом тварь делал бы заметною и удобозримою; словом, каков предмет, таково должно быть и орудие зрения, то есть нужна сообразность между предметом зрения с самым органом зрения. Так как Бог есть Чистейший Дух, то естественно, что для созерцания Его нужен не вещественный дебелый глаз, а совершенно другое зрение – духовное; а как это духовное зрение закрывается теперь телесною нашею оболочкою, которая материальна и груба, то необходимо верить, что эта оболочка утончится до того, что не будет препятствовать нам созерцать предметы мира духовного, будет сама духовною. Итак, когда Бог явится нам опять, мы непременно подобны Ему будем, ибо увидим Его, как Он есть.

Дневник. Том I. 1856

Иустин (Попович), прп. (†1979)

возлюбленнии, ныне чада Божия есмы, и не у явися, что будем: вемы же, яко, егда явится, подобни Ему будем: ибо узрим Его, якоже есть

И каждое чадо Божие растит возращение Божие (растет возрастом БожиимКол. 2:19) в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4:13) и увеличивает Церковь, увеличивает тело Церкви со всеми святыми (Еф. 3:18; Еф. 4:11-16,18; Кол. 2:19).

Спаситель нам даровал в Своем Богочеловеческом теле Божественные животворные силы, которые нам необходимы для “христотворения” и “вохристосывания”, для “церкветворения” и “Христооцерквления”, да подобны Ему будем. Это христотворение и христоподобие дает человеку всеобъемлющее представление о Богочеловеке, в полном сиянии Его Богочеловеческих совершенств, поскольку узрим Его якоже есть. Самое глубокое и истинное, единственное и верное познание Христа может быть достигнуто только с “вохристосыванием” и “христотворением”, поскольку мы становимся, как и Он, подобными Ему.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Экумений (†VIв.)

Ст. 1-2 смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть

Мы часто показывали, что [апостол] суетную толпу называет миром. Обратившись же к теме усыновления, он уже определеннее называет уготованную славу дерзновением усыновленных и говорит: Возлюбленные, мы теперь дети Божии. Как если бы он сказал: возлюбленные, благодаря сказанному ранее вы постигли, что мы приняты в число сыновей Божьих. Если же это еще не стало явным, не смущайтесь. Ибо то, что ныне не ясно, станет очевидным, когда Он откроется. Ибо мы, став подобными Ему, явим славу усыновления.

Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть

Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, чтó будем. Это также объяснение того, почему мир не знает нас. Хотя мы теперь дети Божии, говорит Апостол, несомненно приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим. 8:15), как говорит другой Апостол; но еще не открылось, что мы будем. Наше достоинство внутри нас – в любви к Богу, в тайном единении с Ним, в смирении, в терпении, в самоотвержении, в преданности Богу. Неверующие или чувственные и внешние люди не знают сих достоинств: не зная Бога, они не знают и духовных совершенств; судят только по внешнему; а наша слава еще сокрыта, и еще не открылось, чем будем мы в день славного пришествия Спасителя. Потому не сетуйте и не смущайтесь тем, что вас не знают, вас презирают и преследуют неверующие во Христа или не последующие духу Его учения. Но утешайтесь и укрепляйтесь надеждою и упованием.

Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. Знаем из Божественного откровения, из обетований Самого Господа Спасителя, что, когда сокровенное ныне сделается явным, когда Господь явится во славе, тогда мы будем подобны Ему, и будем участвовать в Его славе и блаженстве; потому что увидим Его, как Он есть.

Увидим Его, как Он есть. Увидим, или познаем Его, не так, как теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (1Кор. 13:12), – как познаем чрез веру и чрез видимые творения Божии; тогда будем видеть Его лицем к лицу: тогда, т. е. во второе пришествие Господа на землю, дети Божии будут взирать на Господа не чрез этот тусклый покров бренного тела; тогда, по воскресении из мертвых, облекшись в прославленное, духовное тело, они будут видеть славу и величие Господа Бога совершеннейшим образом.

От видения или ведения производит Апостол будущую славу детей Божиих, или всех истинно верующих в Иисуса Христа: потому что степенью созерцания Бога определяется степень совершенства созерцающего. Чем совершеннее кто познает Бога; тем более просветляется существо познающего. Это можем видеть и в настоящей жизни: у кого светлее вера, у того совершеннее душа, светлее вся жизнь. По степени, в какой принимается человеком свет Боговедения, совершенствуется и его душа – его ум, сердце и воля, мысли, чувства и желания. Когда же праведники, по пришествии Господа на землю во славе, увидят Его совершеннейшим образом; тогда и существо их в высшей степени просветится от света славы Божеской: тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13:43). В этом озарении светом славы Божеской будет источник их вечного блаженства. Свет лица Божия незаходим, вечен: так нескончаемо и вечно будет и блаженство праведников. Эту истину возвещает Господь Спаситель, когда говорит: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17:3).

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть

Дальнейшее разъяснение того, почему мир не знает сынов Божиих, разъяснение, предваряемое указанием на любовь к ним Бога, в смысле теснейшего общения Его с ними (возлюбленные). — Мы теперь дети Божии: или точнее — мы уже и теперь, с того времени, как уверовали во Христа, доселе и на будущее время будем (если, конечно, не отпадем) дети Божии. Пусть мир не знает нас, пусть не признаёт нас таковыми, пусть отрицает наше сыновство Богу; тем не менее мы действительно и несомненно чада Божии, и в этом качестве имеем право (область) на вечное блаженство и таковым и теперь обладаем. Но как высоко это блаженство сыновства Богу, мы теперь еще и представить себе не можем, так как еще и не открылось теперь, что такое мы будем на небесах при втором пришествии Христовом. Для мира совсем сокрыто, что мы такое, он сего не разумеет; но и от самих верующих еще многое сокрыто, и еще не открылось, что такое мы будем, и если несколько и гадаем о том, то очень темно. Слово Божие, правда, говорит, но в общих чертах, что верующие ожидают себе радости неизглаголанной (1Пет. 1:8), наследства нетленного (1Пет. 1:4), венца правды (2Тим. 4:8), Царства Небесного и проч. т. п., но в чем состоит по существу эта радость, это наследство, венец и проч., каковы их степени и под., в Писании ясно не говорится, и в этой жизни мы понять и выразуметь того не можем. — Знаем только: относительно этой будущей нашей славы, которая откроется в нас, знаем — частию из Божественного откровения вообще, частию из обетований Самого Господа Иисуса, частию из помазания от Святого (1Пет. 2:20—27), что, когда откроется то, что в нас сокровенно теперь, но вполне еще не обнаруживается, эти духовные свойства и качества сынов Божиих, состоящие в любви к Богу и единении с Ним сокровенном, в смирении, в терпении, самоотвержении, в преданности Богу и проч., знаем, что, когда это, сокровенное теперь, откроется тогда, в пришествие Христово, в откровении главы и начальника нашей жизни и совершителя Иисуса (Евр. 12:2), мы будем подобны Ему — нашему Отцу Небесному, насколько может тварь подобиться Творцу при ее несовершенстве, по благодати Господа нашего Иисуса Христа. Это уподобление будет состоять в святости (Мф. 5:48 и прим.). — Увидим Его, как Он есть: увидим Триединого Бога, в особенности Господа Иисуса по Его богочеловеческой природе, так как в Нем обитает всякая полнота Божества телесно (Кол. 2:9). — Увидим, как Он есть: конечно, не по существу, что невозможно для человека, но и не в притчах, подобиях и образах, как видим ныне. Теперь мы, как говорит святой апостол Павел (1Кор. 13:12), видим Бога как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же увидим лицом к лицу. Лицо Моисея просветилось, когда он увидел славу Божию и беседовал с Богом лицом к лицу (Исх. 34:29) и далее; так, когда верующие узрят Бога лицом к лицу, то есть совершеннейшим образом, то и сами прославятся, или просветятся, как солнце (Мф. 13:43). «Апостол как бы так говорит: из предыдущего вы, без сомнения, узнали, что мы приняты Богом в дети. Хотя это еще не открылось, однако не смущайтесь. Ибо неизвестное ныне сделается явным, когда Он откроется. И мы, оказавшись подобными Ему, наглядно представим свое сыноположение: ибо дети, конечно, подобны отцу. Имея же дерзновение пред Ним, как дети, мы увидим Его как Он есть, впрочем — не по естеству, ибо это невозможно для сотворенного существа, а так, что чистые увидят Чистого, праведные — Праведного, ибо подобные пристанут к Подобному. Потому-то пред этим только и сказал я, что мы будем подобны Ему, но не одинаковой природы с Ним; ибо тогда сказал бы я: не подобны, а такие же точно; а как этого не будет, то я и сказал: подобны, то есть по качеству славы» (Феофилакт). От видения, или созерцания, Бога апостол производит славу чад Божиих, и, без сомнения, степенью этого видения определяется степень совершенства созерцающего. На таковую степень видения, или созерцания, указывает апостол Павел (1Кор. 15:40—42). Чем совершеннее кто познает Бога, тем более просветляется существо познающего. Это замечается и в настоящей жизни: у кого светлее вера, у того совершеннее душа, светлее и чище вся жизнь; по мере видения и ведение и по мере ведения видение, но есть степени ведения и видения. Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам, звезда бо от звезды разнствует во славе, тако и в воскресение мертвых в пришествии и откровении Господнем (Там же).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть

Еще выше и непостижимее для самих чад Божиих будущее блаженство верующих: изображая блаженство праведников в будущем мире, слово Божие представляет его лишь в общих чертах (ср. 1Пет. 1:4, 8; 2Тим. 4:8 и др.), не касаясь самой его сущности. Известно лишь, что условием будущего блаженства является наше уподобление Богу (ср. Мф 5:48) в праведности, милосердии, святости и др. совершенствах, и что источником неизреченного блаженства для праведников будет лицезрение Божие, когда они будут зреть Бога не тускло и гадательно, а как бы лицом к лицу (1Кор.13:12), - «чистые увидят Чистого, праведные - Праведного, ибо подобные пристанут к Подобному» (Феофил.).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.2 Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что́ будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть

     
О будущности нашей Апостол выражается так широко, что в словах его, с одной стороны, можно видеть указание на общую неизвестность ее, а с другой – и на такое величие ее, о котором Апостол Павел говорил: не у явися, что будем (1Кор.15:54-55) сообразно с сим последним указанием, Апостол Иоанн говорит и о нашем будущем богоподобии, имеющем открыться в возможно полном и совершенном познании всего, и особенно – в познании Самого Бога. Так же говорил и Апостол Павел: «ныне видим яко зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу» (1Кор.13:12). Относительно будущего нашего богоподобия преосвящ. Феофан замечает: «мы будем подобны Ему, а не одинаковой с Ним природы, ибо тогда Апостол сказал бы: не подобны, а такие же точно». Только чада света (Еф.5:7) могут прямо смотреть на Источник света и славы (Кол.3:3).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible