Скрыть
Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола

Какия же дела диаволя разрушил Сын Божий? Поелику то естество, которое Бог сотворил безгрешным, диавол совратил в преступление заповеди Божией, и в изобретение греха смерти; то Бог Слово возстановил в Себе естество недоступное диавольскому совращению и изобретению греха. И потому, сказал Господь: грядет сего мира князь, и во Мне не обретает ничесоже (Иоан. 14, 30). Если же князь мира сего не обрел во Христе ни одного из своих дел; то тем паче Христос ни одного из Своих творений не предоставил князю мира сего. Или, когда явил Христос совершенное обновление, диавол не нашел в Нем ничего, чтобы соделано было совершенное спасение целаго человека, и разумной души и тела, и воскресение было совершенно.

Против Аполлинария. Книга первая

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 7-8 дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола

Бог указывает им на оба рождения и укоряет, что приведенные из ничтожества в бытие и созданные по образу Божию <…> не возблагодарили Его как Творца и не уподобились Ему как Отцу, но, обратившись к худшему, Бога отринули, отцом же своим сделали дьявола. Ибо кто делает грех, тот от дьявола.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 7-8 дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола

Так как дьявол прежде всех обратился ко греху, то всякий, действующий греховно, совершает его дело. В грешнике он производит множество худых мыслей, как в Иуде. Но скажет кто-либо, что дьявол рождается в грешниках, когда тот, кто согрешил, дает ему место. Относительно этого нужно заметить, что в выражении давать место дьяволу делать грех то же значит, что грешить.

Фрагменты

Исаия Отшельник, прп. (†VIв.)

Ст. 6,8 всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола

Творящий грех, как неверный раб греха, ни из творений Божиих не познал Его, ни собственным житием по Богу не доказал, что видел Его; как возлюбленный Иоанн говорит: всякий согрешающий не видел Его и не познал Его, и опять: кто делает грех, тот от дьявола.

Духовно-нравственные слова

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 7-8 дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола

Не то чтобы наша праведность чего-то стоила перед лицом святости Божией, как и написано: Нет столь святаго, как Господь (1Цар 2:2), но как различаются между собой человеческое лицо и его отражение в зеркале, поскольку образ в зеркале есть лишь подражание, а тело - реальность, и все же есть между ними некое сходство, так и здесь - отличие сущностно, и все же мы имеем нечто от образа Божия, но не так, как имеет равный Отцу Сын.

Мы грешим не потому, чтобы наша плоть была от дьявола, как утверждали обо всех людях нечестивые манихеи, но склоняясь ко дьяволу по его наущению и подражая ему. Иоанн пишет сначала и дальше ставит глагол в настоящем времени - грешит. Он поступает так потому, что дьявол стал грешить от начала и не перестает и по сей день, и не останавливают его ни нынешняя великая кара, ни страх перед карами будущими. Поэтому будет справедливо сказать, что от него всякий, кто отказывается отвернуться от греха. Ибо дьявол грешит от начала, по крайней мере, с того момента, как он был создан, как было положено начало всякой твари. Нет никакого сомнения в том, что ангелы были сотворены одними из первых, но остальные начали воспевать славу Создателю, он же, созданный лучшим, вскоре возгордился своим величием и с приспешниками восстал против своего Создателя. Так от начала он впал в грех гордыни и превратился из архангела в дьявола.

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола

Так как диавол постоянно обращается в грехе, то всякий, кто грешит, становится сторонником диавола; ибо диавол предначинает в человеке грех, внушая ему лукавые помыслы, как Иуде (Иоан. 13:2). Иной скажет: как диавол бывает в тех, которые грешат, когда они прежде него согрешили уже тем, что дали ему место? Такому должно сказать, что делать грех и давать место диаволу одно и то же; ибо дает ему место тот, кто грешит, подчинившись похоти, а с принятием его уже и на деле совершает грех, ибо это значит делать грех. Хорошо сказано: кто делает, а не сделавший, и в том отношении, что покаявшийся уже не от диавола, но от него только тот, кто совершает грех. Так и раб греха есть тот, кто делает, а не тот, кто сделал грех; ибо всякий, делающий грех, есть раб греха (Иоан. 8,34).

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна

Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)

кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола

Какие дела? Те ли, кои учинены диаволом уже по сотворении человека, и коих сущность состоит в погублении человека? Или и те, кои произведены диаволом до сотворения человека и, может быть, всего видимого мира, в круге вещей высшем, в собственной его области? Первее всего, без сомнения, первые, ибо Сын Божий для того явился разрушить дела диавола, чтобы спасти чрез то человека, им погубленного. Но, конечно, спасительное разрушение дел диавола прострется за сим и на прочие ужасные плоды его несчастной деятельности, ибо в мире все связано так, чтобы от того не страдало совершенство целого. Одно только дело диавола останется неразрушенным, то, что он себя из архангела света сделал архистратигом, и увлек в ту же бездну зла других духов. За то он сам, как неисцельное зло, будет со всеми клевретами изгнан вон из вселенной, исключен из круга вещей, составит особенность, ни к чему не принадлежащую и ничего собою не составляющую.

Но дела диавола не таковы ли по своей натуре, что разрушают сами себя? Для чего же нужен такой великий разрушитель? Для того, что надобно было не только разрушить сии ужасные дела, но и воздвигнуть на место их паки дела Божии. Диавол падением своим возмутил порядок вещей, превратил все, что мог, но сущность превращенного осталась неизменною. Из сего нового хаоса паки может быть возвдигнут прекрасный Божий мир. И вот для сей-то великой цели является Сын Божий. Тот, Кем все сотворено, является и для воссоздания всего.

Мысли о бессмертии

Иустин (Попович), прп. (†1979)

творяй грех, от дьявола есть: яко исперва дьявол согрешает. Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела дьяволя

В этом мире человек находится в духовном родстве или с Богом, или с дьяволом, находится в духовном происхождении или от Бога, или от дьявола. “Творение” праведности, подвиг праведности, праведность есть не что иное, как совокупность евангельских добродетелей. Подвигом праведности человек являет свое происхождение от Бога. “Подвизаясь” во грехе, он являет, что рожден от дьявола. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил.

И когда человек согрешает, в действительности он грешит с дьяволом, поскольку не существует греха, который бы не происходил непосредственно или опосредованно от дьявола. Посредством каждого греха человек напрямую соединяется духовно с дьяволом, рождается от него, поскольку не существует греха, который бы был не от дьявола. Каждый человеческий грех есть всегда и дьявольский. Человек творит грех по причине его содружества с дьяволом. Ведь все-сущность совершения каждого человеческого греха находится в дьяволе. И человек является только сотрудником его в этом. Дьявол совершает, человек соучаствует. Наиболее очевидный пример – это Иуда Искариот. Ведь с момента, когда над ним возобладал дьявол, они вдвоем совершили самый страшный грех в истории этого мира. Поэтому святой Иоанн Богослов благозвучно говорит: Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела дьяволя.

Дела дьявола – это зло, зависть, ненависть, блуд и другие грехи и пороки, от величайших до мельчайших. Посредством их дьявол напрямую делает человека своим соучастником, то есть дьявольским сотрудником в злых его делах. Однако Спаситель Христос уничтожил все “центры действия” дьявола в человеке, уничтожил все дьявольские дела и спас человека.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Экумений (†VIв.)

Ст. 7-8 дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола

Ибо дело обстоит именно так: творящий справедливость познал Справедливого и [сам уже] является справедливым, как и Тот, [Кого он познал], то есть Бог. Соответственно этому и обратное: делающий грех - от грешника. Грешник же - дьявол.

Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна

Андрей Монах (†?)

Ст. 7-8 дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола

Когда же мы согрешаем, то рождаемся от дьявола, когда же творим добродетель, то рождаемся от Бога.

В отсутствии греха - любовь. Во грехе же - ненависть. Поскольку же творящий праведность рожден от Бога, то из этого следует, что рожденный так любит братьев, а не имеющий праведности не творит ее. Ненавидящий же брата своего - не от Бога.

Фрагменты

Иларий Арелатский, еп. (†449)

Ст. 7-8 дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола

Да не обольщает вас никто из говорящих, что грех не является беззаконием. Потому что сначала дьявол согрешил. То есть с начала его сотворения, потому что он никогда не пребывал в истине.

Трактат на семь Кафолических посланий

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола

Кто делает грех, тот от диавола; потому что сначала диавол согрешил. Кто предан греху, или проводит жизнь греховную, тот подражает диаволу, а не Христу, принимает свойства диавола, а не свойства Иисуса Христа. Диавол грешит от начала; он согрешил до падения человеков; он вовлек в грех Адама и Еву и доныне остается во грехах. Иисус Христос раскрывает это состояние грешников так: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала, и не устоял в истине, ибо нет в нем истины, когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8:44). – Как Иисус Христос, так и возлюбленный ученик Его говорят о грешниках беспечных и нераскаянно предающихся грехам, или остающихся в нечестии, как выше об этом сказали мы; а не о тех грешниках, которые, уподобляясь юношам, нетверды и непостоянны на пути спасения, но, претыкаясь, или согрешая ныне и завтра, сознают свои грехи, сокрушаются о них, сокрушаясь, стараются заглаживать их искренними молитвами и ревностным исполнением нарушенных заповедей Божиих и в чувствах покаянного смирения и самоосуждения взывают, подобно изображаемому в евангельской притче мытарю: Боже, милостив буди мне грешнику (Лук. 18:13).

Для сего-то и явился Сын Божий, то есть соделался человеком и жил на земле среди человеков, чтобы разрушить дела диавола, чтобы Своим учением, делами, страданиями и смертью восстановить человека, которого диавол еще в раю низверг с высоты невинности и славы Божией (Рим. 3:23). Все грехи человеков, как следствие падения первых прародителей, и как совершающиеся под влиянием диавола, также по справедливости могут быть названы делами диавола. Иисус Христос принес умилостивительную жертву за грехи всего мира, и чрез то разрушил смертоносную силу грехов и могущество диавола. Сам Он говорил: ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин. 12:31), и в другом месте: князь мира сего осужден (Ин. 16:11). Апостол учит: Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1Ин. 1:9). Если мы поступаем по заповедям Христовым, то кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха (1Ин. 1:7).

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола

Кто делает такой грех, согрешающий таким грехом человек, — от диавола, стоит под влиянием и воздействием диавола, в общении с ним, принимает свойства и качества диавола, диавол вносит в него свое злое начало, как бы порождает его во зло, так что такой человек делается сыном диавола, в совершенную противоположность рожденному от Бога и ставшего чадом Божиим (ср. Ин. 8:44 и прим.). Потому что сначала, или, точнее, — изначала, или от начала, диавол согрешил, или, точнее, — согрешает, сначала, или от начала, не мира, а отпадения от Бога, когда он сам отпал от Бога, увлек и человека, и с тех пор постоянно и непрерывно согрешает, так что грех стал неизбежным элементом его жизни. Зло изначала не есть собственно дело человека, он обольщен, или искушен, злом; диавол же, напротив, ниоткуда не заимствует зла, не искушается и не склоняется к нему, а сам износит его из себя самого; в нем самом — начало всякого зла и всякого греха, он первоначало всякого зла и греха и с тех пор постоянно носит в себе зло и грех; таков смысл выражения — от начала диавол согрешает, согрешает постоянно и непрерывно, это его необходимый элемент жизни. — Для сего-то и явился во плоти и соделался человеком Сын Божий Господь Иисус Христос, чтобы разрушить дела диавола: Господь разрушил эти дела диавола Своею жизнию, Своим учением, делами, страданиями и Своею искупительною смертию, избавив человечество от греха, проклятия и смерти. Под делами диавола разумеются именно грехи, как действия, совершающиеся под влиянием и действием диавола. Разрушение таких дел Христом, по действию искупительной смерти Его, совершается непрерывно в Церкви Христовой и в самих верующих. Диавол как цепью пленяет людей в грех, Христос разрушает эту цепь и освобождает из плена верующих в Него, разрушает и все царство диавола, приводя верующих в Него в Царство Небесное. — Общий «смысл (всего) изречения такой: кто делает правду, тот познал Праведного и праведен, как и Он, то есть Бог. Напротив, кто делает грех, тот от грешника, то есть от диавола, так как он грешник от начала. Посему Бог, пекущийся о создании Своем, Сам будучи правдою и святостию, открылся, то есть явился в мир, чтобы уничтожить дела диавола. Так как диавол постоянно обращается в грехе: то всякий, кто грешит, становится сторонником диавола… Хорошо сказано — кто делает, а не кто соделал и в том отношении, что покаявшийся — уже не от диавола, но от него только тот, кто совершает грех. Так и раб греха есть тот, кто делает, а не тот, кто сделал грех» (Феофилакт).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-9 дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога

Ввиду возможных или уже имевших место в действительности перетолкований евангельского благовестия и нравственного христианского учения Апостол настойчиво разъясняет - против всякого антиномистического лжеучения, - полную несообразность греха и греховности с целым учением, догматическим или этическим, христианства (ст. 7), с существом искупительного дела Христова (ст. 8) и с основною природою богосыновнего отношения к Триединому Богу (ст. 9). Как праведность человеческая есть знак и следствие рождения человека-христианина от Бога (ст. 7, см. II:29), так сознательная, упорная греховность есть показатель родства человека с диаволом - первоисточником всякого зла и греха (ст. 8, см. Ин 8:44). По объяснению св. Иоанна Златоуста, «всякий раз, как мы грешим, мы рождаемся от диавола, а всякий раз, как совершаем добродетель, рождаемся от Бога, потому что «семя Его пребывает в нас» (ст. 9). «Семенем называет Духа, Которого мы получаем через крещение, и Который, пребывая в нас, делает ум наш не допускающим греха. Если же кто не родится от Бога, тот не получает Духа Святого». Итак, обитающий в христианине Дух Божий, конечно, при участии доброй воли человека-христианина постепенно, более и более, удаляет его от грехов.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.4-8 Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие.  И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола

     Определивши основание жизни по Боге, Апостол обращается к мысли о противоположном состоянии, о состояния греховности и показывает, что всякий грех есть более или менее сознательное нарушение закона и противление делу спасения, для которого приходил безгрешный Спаситель наш. Посему, только не знающий Иисуса Христа и не имеющий понятия о Его деле может грешить, а твердо верующий в Него не может вполне сознательно и охотно грешить, подобно тому, как грешили еретики, утверждавшие, что христиане, как освобожденные от греха, свободны делать все, чем и прельщали не имевших твердого понятия о христианстве. Верующий в Иисуса Христа не согрешает как потому, что грех противен христианину, так и потому, что христианин пребывает в Иисусе Христе, Который силою Своею отстраняет его от греха, так что он, усовершенствуясь постепенно, через борьбу с плотью, миром и диаволом, становится, наконец, праведным. Если при этом христианин иногда и впадает в грехи (например, невольные грехи, слабости и т. п.), то они относятся к существу его как нечто совершенно чуждое, постороннее. Но кто делает грехи охотно, постоянно и сознательно, тот добровольно подчиняется водительству той силы, которая изначала была главною причиною греха, т. е. диавола, от власти которого приходил Господь избавить нас.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible