Скрыть
Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду

Ленивый к исполнению заповедей каким образом может приобрести тщательность? Несомненно уверившись в присутствии всевидящего Владыки-Бога, в угрозах, какие изречены на ленивых, и в надежде великого от Господа мздовоздаяния, обещанного чрез Апостола Павла, что «каждый получит свою награду по своему труду» (1Кор. 3:8), и во всем том, что написано подобного сему к возбуждению в каждом собственного его тщания, или терпения во славу Божью.

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 7-9 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение

«Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1Кор.3:7). Видишь ли, как он смягчает речь свою, чтобы они не ожесточились, если бы он сказал: кто такой-то и такой-то? То и другое неприятно, т. е. сказать ли: кто такой-то и такой-то, или сказать: «и насаждающий и поливающий есть ничто». Чем же он смягчает эти слова? Тем, что принимает уничижение на свое лицо: «кто Павел, кто Аполлос?», и тем, что все относит к Богу, даровавшему все: сказав, что он насадил и что насаждающий есть ничто, присовокупляет: «но возращающий Бог». Не останавливается и на этом, но для той же цели присовокупляет еще следующее: «насаждающий же и поливающий суть одно» (1Кор.3:8). Вместе с тем он этим внушает, чтобы они не превозносились друг пред другом. Одно называет их в том отношении, что они ничего не могут без возращающего Бога. Этими словами он не дозволяет и много трудившимся превозноситься пред теми, которые совершили менее, и последним завидовать первым. Но чтобы не подать повода к нерадению той мыслью, что все, и много и мало трудящиеся, суть одно, он далее, смотри, как предупреждает это: «но каждый, – говорит, – получит свою награду по своему труду». Как бы так говорит: не бойся, когда я говорю, что они суть одно; они одно по отношению к делу Божию, но не одно по трудам своим, а «каждый получит свою награду». Внушив то, что хотел, он потом еще более смягчает речь и с любовью говорит им приятное столько, сколько можно. «Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» (1Кор.3:9). Видишь ли, как он и им (учителям) приписывает не малое дело, доказав наперед, что все принадлежит Богу? Он всегда увещевал повиноваться предстоятелям; потому не слишком уничижает и учителей. «Вы Божия нива». Сказав: «я насадил», он продолжает метафору. Если же вы – Божия нива, то вам следует носить имя не возделывающих, но Божие, так как нива называется именем не земледельца, а господина ее. «Вы Божие строение». Также и строение принадлежит не строителю, а господину. Если же вы – строение, то вам не должно распадаться на части; иначе не будет и строения. Если вы – нива, то вам не должно разделяться, но ограждаться одним оплотом единомыслия.

Гомилия 8 на 1-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Насаждающий же и поливающий суть одно

Они ничего не могут сделать без помощи Божией, в этом отношении они - одно; как же вы превозноситесь друг пред другом, когда вы одно?

Но каждый получит свою награду по своему труду

Легко могло случиться, что те, которые более прочих трудились в делах веры, сделались бы беспечными, услышав, что все одно; поэтому тотчас объясняет свое выражение и говорит, что все одно только в отношении к их бессилию сделать что-либо без помощи возращающего Бога. Что же касается воздаяния, то каждый получит награду по своему труду. Не сказал: по своему делу, но: по своему труду, ибо что нужды, если кто и не совершил дела? По крайней мере, он трудился.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Насаждаяй же и напаяяй едино суть; кийждо же свою мзду приимет по своему труду

Едино суть,– как орудия, чрез кои действует Бог. У Него же и ослица говорит, и камение возопиют, если то занадобится. «Едино называет их в том отношении, что они ничего не могут без возращающего Бога» (святой Златоуст). «Потому что оба одинаково служат Божией воле» (Феодорит), которая действует чрез них, не поколику один таков, а другой инаков, а поколику то ей угодно.

«Но, будучи одно по отношению к делу Божию, они не одно по трудам своим» (святой Златоуст). «Не просто, говорит, по исполнению дела, но по труду в деле. Один часто с большим удобством приводит к Спасителю двести, а другой, подъяв большой труд, одного или двоих освобождает от прелести. То же видеть можно в рассуждении поста и целомудрия. Один, вспомоществуемый природою, без трудов преспевает в целомудрии; другой, борясь с естественными наклонностями, с великими трудами достигает желаемого. Один, имея горячее сложение, с большим мучением ждет вечера, не вкусив пищи; другой проводит два и три дня, не вкушая пищи, и однако же не терпит большого труда. Посему-то праведный Судия взирает не на дело, а на труд» (Феодорит).

Какое утешение высказано здесь трудящимся над чем-либо добрым, в себе или других, и не видящим успеха! – Святой Златоуст ту и цель видит в прибавлении сих слов Апостолом, чтобы у достигших многого без большого труда отъять повод к превозношению, а много трудившимся и мало успевшим доставить утешение,– всех же воодушевить на труд во благо свое и других. Трудись: мера труда – мера воздаяния.

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Николай Варжанский, мч. (†1918)

Научение Церкви
 

Сектанты говорят: 1Кор.4:6: «чтоб вы научились от нас не мудрствовать сверх написанного».

Православный ответ: Чего написанного? Написанного о превозношении друг пред другом, из-за чего бывают споры (1Кор.3:4-12,21-23;4:1). Что касается устного Священного Предания, то его требует ап. Павел: 2Фес.2:15 и не описывает подробно того, что устно передал.: Евр.6:1-2.

Оружие правды

Амвросиаст (†IVв.)

Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду

Они - одно, но получит награду все же каждый, поскольку различается труд их… Хотя они и одно, все же благо вествующий выше крещающего - оттого и разделил апостол награду им; и сказанное не только к этому имеет отношение, но и на чистоту учения распространяется, ибо большей награды достоин тот, кто передает учение в его сохранности.

На Послания к Коринфянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду

В противовес стремлению коринфян установить какую-то противоположность между деятельностью Павла и деятельностью Аполлоса Ап. указывает здесь на единство своих целей с целью, какую имел в виду Аполлос. Оба возделывают одну и ту же ниву Божию, - но каждый получит награду по своему труду, т. е. по мере того, насколько он был верен в исполнении своих обязанностей, какие возложил на него Господь. Коринфяне сравнивают одного проповедника с другим и, след. могут только сделать сравнительную оценку их деятельности, а Бог вознаградит каждого сообразно с тем, насколько каждый использовал данные ему от Бога способности.

См. также Толкование на 1Кор. 3:5

священник Николай Рудинский (†1937)

Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду

Бог по Своему усмотрению одинаково пользуется как орудиями и насаждающим веру и напояющим. Оба одинаково служат воле Божией (Феодорит), которая действует чрез них, как ей угодно. Но они не одно по трудам своим. Один легко, без особых усилий, достигает цели, другой, с большими усилиями. Бог, говорит святой Павел, ценит не успех, но труд служителей своих. По мере труда Он и награждает их. Смотрите же, какое утешение высказано здесь трудящимся над чем-либо добрым, в себе или других, и не видящим успеха!

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible