Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла 1-е послание к коринфянам 3:6
Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
- Николай Варжанский, мч. (†1918)
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог
Ибо, хотя я насадил, Аполлос полил, но Бог возращение дал.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог
Я насажден в доме Господа, то есть в Церкви; не в стенах ее, а в учении. И всякий, насажденный в доме Господнем, пускающий корни в нем, приносит плоды.
Трактат на Псалмы (Пс. 91)
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог
Я, говорит, первый посеял проповедь; Аполлос же постоянным своим учением не дал семени засохнуть от зноя искушений лукавого, но возрастил вас Бог.
Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти
Объясняет, что каждому из них дал Господь сделать в насаждении в коринфянах веры. «Я, говорит, посеял слово; а дабы семена не засохли от искушений, Аполлос прибавил нечто со своей стороны; но все было делом Божиим» (святой Златоуст). «Успех зависит от благодати Божией» (Феодорит). Слушающие внимают проповеди и желанием склоняются принять ее. Бог запечатлевает сие желание благодатию, и оно становится делом. Принявшим веру предлежит жизнь по вере, и она невозможна без Божией благодати. Желание возводит до усердного действования и во все время действования поддерживает терпение в трудах по нему,– как вообще в жизни, так и в каждом частном деле и начинании – Бог. Если рост в духовной жизни определяется действованием, то очевидно, почему говорит Апостол: Бог возрасти.– Но что же возрасти, когда они еще плотские? – Во-первых, веру: ибо они в вере были крепки; во-вторых, в известной степени и жизнь по вере. Ибо упоминаемые Апостолом недостатки нравственные касались частных лиц: в общности же у них проявлялись порывы и к совершеннейшей жизни, как видно из вопроса их о безбрачной жизни.– Можно и так сказать, что Апостол не высокую степень роста духовного в них определяет, а только хочет внушить, что все, что есть в них доброго, духовного,– все то Бог в них возрастил, а они с Аполлосом были только орудия сеяния добрых семян, которые тоже получены от Бога.
Николай Варжанский, мч. (†1918)
Сектанты говорят: 1Кор.4:6: «чтоб вы научились от нас не мудрствовать сверх написанного».
Православный ответ: Чего написанного? Написанного о превозношении друг пред другом, из-за чего бывают споры (1Кор.3:4-12,21-23;4:1). Что касается устного Священного Предания, то его требует ап. Павел: 2Фес.2:15 и не описывает подробно того, что устно передал.: Евр.6:1-2.
Амвросиаст (†IVв.)
Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог
Сажать здесь означает благовествовать и к вере привлекать; поливать означает крестить торжественными словами; отпускать грехи и Духом наделять - только Богово. Если же Бог дает исцеление, нет в этом славы человеческой. Знаем же, что Дух Святой без возложения рук дается Богом, и случалось даже некрещеным получать отпущение грехов. Не крещен ли невидимо он (сотник Корнилий), когда получил дар крещеных?
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 6-7 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий
Я насадил, т. е. основал Церковь в Коринфе. - Аполлос поливал, т. е. содействовал расширению и утверждению Церкви. Ап. говорит о таком служебном значении по отношению только к себе и Аполлосу не присоединяя сюда Ап. Петра, потому что иудействующие могли бы в противном случае сказать, что он намеренно унижает Ап. Петра, авторитет которого они часто противопоставляли авторитету Ап. Павла. - Есть ничто правильнее: не есть что-то (особенное).
См. также Толкование на 1Кор. 3:5
священник Николай Рудинский (†1937)
Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог
Мне, говорит, Господь поручил посеять своею проповедью семена веры в Господа Христа, но чтобы они не засохли, Господь поручил Аполлосу поливать их своею проповедью. Но всход их и произрастание зависят от Господа. Апостолы своими проповедями возбудили в коринфянах желание спасения по вере в Господа Иисуса Христа. Бог запечатлел это желание их благодатью Святого Духа, и оно стало делом, они приняли веру и встали на путь спасения. Приняв веру, они желают жить по вере, но и это невозможно без благодати Божией, которая возбуждает ревность ко спасению и укрепляет в терпении среди искушений, без Божьей же помощи совершенно невозможен духовный рост.