Array ( )
Мой путь к Православию через тернии протестантизма. Разговор двух бывших протестантов

Мой путь к Православию через тернии протестантизма. Разговор двух бывших протестантов

Из интервью Алексея Волкова и Александра Кушу

Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни (Ин.6:68)

Алексей Волков:

Мне как протестанту, который с Божьей помощью дошёл до момента, когда понял, что Православие есть та истинная Церковь, которую создал Христос, было интересно — как другие к этому пришли. Я даже не думал, что, таких людей много, которые осознали это и пришли к этому пониманию. Хотел бы, чтобы ты рассказал о себе, чтобы на канале, когда люди будут смотреть, они могли понять твою историю жизни, как ты к этому шёл. А потом дальше пообщаемся на другие интересующие темы.

Александр Кушу:

Для начала представлюсь. Я родился в мусульманской семье, нарекли меня именем — Али – это мусульманское имя, означающее «Бог высокий», в еврейской транскрипции Илияhу, по — русски Илья.

Мой путь к Богу, конечно, был очень сложным, а так же, тернистым и очень долгим, но он был осознанным, его трудно, конечно описать в видео.

Вырос я в мусульманской семье. Мы адыги считаемся мусульманами, но мы скорее считаем себя мусульманами по рождению, а не по вере, то есть черкесы не принадлежат к той самой религиозной общине, умме Мухаммада. С отцовской стороны семья у меня религиозная, и с исламом я знакомился с самого детства. Бабушка приобщала нас к вере, учила совершать намаз пять раз в день, разъясняла принципы веры: «таухид — единобожие», зачитывала нам постоянно текст Корана. Так в понятной форме она постепенно приобщала нас, потому самого детства мы считали себя мусульманами. Родственники нас учили, что нужно прожить такую жизнь, чтобы, когда мы предстанем перед Богом (Аллахом), нас будет встречать там пророк Мухаммад, и это, конечно, вдохновляло, мы все к этому как-то внутренне стремились. В мечеть мы не ходили, потому что нас не водили, а так, теоретически, на уровне дома приобщали к религии.

Особо религиозным мусульманином я никогда не был, с исламом не был глубоко знаком. На сегодняшний день, конечно, я знаком хорошо с Кораном, с хадисами – как с достоверными, так и с недостоверными. Знаком с учением ислама, с различными течениями, сектами, из первоисточников. Соответственно, ещё знаком с трудами современников зарождения ислама, то есть со святыми отцами – это Феодор Абу-Курра, Иоанн Дамаскин, и несколько других отцов, изобличавших ислам в самом начале его зарождения, – те, которые как раз вели полемику. Это если коротко.

До 18 лет я не был религиозным человеком. В 1997 году, когда исполнилось 18 лет, я был призван в армию. В армии сложились определённые обстоятельства, которые не стоит рассказывать на камеру. Должны были меня посадить по определённым причинам на большой срок, мною занималась военная прокуратура, и, сидя в одиночной камере десять дней, я пытался обращаться к Богу в том понимании, которое в меня закладывали с детства. Я совершал молитву, которую знал наизусть – «молитва, открывающая главы», самая первая молитва, написанная в Коране.

Некоторое время до этого, я часто сидя в каптёрке, знакомясь с православной книгой «Жития святых», я увидел пример, как один из святых молился 500 раз в день. И меня это так сильно затронуло, что, будучи в камере, я вспомнил об этом и подумал: «Почему бы не воспользоваться обстоятельствами и не попробовать так молиться? Я в одиночной камере, меня никто не видит, никто не слышит, буду обращаться к Аллаху и повторять по примеру этого православного святого ту мусульманскую молитву, которую я знаю наизусть, 500 раз в день». И так десять суток с утра до вечера. Примерно это выглядело так. В шесть утра у меня забирали топчан, на котором я лежал, в обед выводили поесть и обратно в камеру, а в десять часов мне возвращали топчан. И примерно от шести до обеда я совершал молитву, потом после обеда до десяти. Так миновало десять суток. На десятые сутки я просто ощутил, как говорят, «бетонный потолок» – это когда есть ощущение, будто молитва твоя никем не принимается и выше потолка не поднимается.

Так как я сказал, что успел почитать «Жития святых», мне просто было интересно вообще, во что верят христиане, немножко хотел познакомиться с их опытом, с их жизнью, с их святыми. И поэтому я, закрываясь от своих сослуживцев, тоже мусульман, по-тихому читал. И там, конечно, я познакомился со Христом. В каптёрке, когда я листал труд «Жития святых», впервые начал сознавать, что есть Бог, Которого называют Иисусом Христом. И в камере на десятые сутки подумал: если молитва, которую я совершаю, никуда не доходит, надо мне попробовать любой способ, лишь бы меня кто-нибудь услышал, потому что понимал, что семь лет тюрьмы изменят мою жизнь и мою судьбу навсегда. Я не хотел её так кардинально менять, и потому так настойчиво вопрошал к Богу, и вот, на десятые сутки, решил попробовать обратиться ко Христу. Для мусульман это, конечно, взрыв мозга, но для меня это было таким якорем, за который можно было бы уцепиться, чтобы течением судьбы меня не занесло, куда не стоит. И я сказал: — «Господи, я слышал, что к Тебе обращаются как к Иисусу Христу. Если Ты реально есть, если Ты реально живой, я прошу, чтобы Ты меня услышал, я прошу, чтобы Ты меня вытащил из этой передряги, в которую я вляпался!» Это выглядело как сделка с Богом: я дал Ему обещание, которое я сдержу, если Он ответит мне. Может, это была наивная молитва, но в тот момент я так воззвал ко Христу.

На следующий день, ближе к обеду, солдаты из конвоя сообщили мне, что, когда они были в штабе, то слышали, что меня собираются комиссовать – не сажать, а комиссовать! Мои командиры нашли какое-то основание, и я до сих пор не знаю и не понимаю этого, как меня комиссовали из военной части, но на следующий день, я уже ехал в поезде домой. И там, уже в поезде, я размышлял обо всем произошедшем. Я ехал где-то двое суток до Краснодара и размышлял о том, что Бог услышал мою молитву, но только тогда, когда я обратился к Нему используя имя Иисуса Христа. Для меня это было удивительно. Теперь задача состояла, из того, как мне сдержать данное Богу обещание?

Я вернулся из армии, встретил многих своих друзей, и мы начали думать, что делать дальше, как жить и куда двигаться? И тут важно подметить: мы все были молодыми ребятами, занимались спортом, никто из нас в то время не хотел работать это был 2000?й год. Потому решили податься к местным бандам и жить такой жизнью. Конечно мы понимали, что она будет короткой, но хотели жить красиво, как говорится, «здесь и сейчас», но не тут-то было. Господь не оставил меня в покое. Впереди было одно дело, но мне три ночи подряд начали сниться сны которые меня просто жутко обеспокоили, и все три ночи подряд звучало имя Иисуса Христа. Я не буду их рассказывать, это длинные сны, помню не мог себя разбудить, сны были очень явными. Они касались моей судьбы, моей жизни, моей будущности. Они были очень интересными, с различными знамениями в небе, именами, словами, которые я слышал. До этого я не читал никогда Евангелие, не читал библейские тексты, и я не знал определённых учений; но во сне я видел нечто; например: восхищение Церкви, проповедь Евангелия, смерть и воскресение Христа. До этого момента я не был знаком со всем этим. Будучи мусульманином, мы говорили о Христе — Иса аль-Масих, а тут три ночи подряд я слышал Его имя как Иисус Христос, как написано в Евангелии.

После таких впечатлений, я решил поделиться об этом со своим товарищем, который со мной состоял в банде. Оказалось, что в тот день, когда я пришёл к нему, у него был в гостях один человек из протестантов. Он беседовал с ним о Боге, и я рассказал ему свои сны, и он сказал: «Ребята, вам просто надо к Иисусу Христу в Церковь». Я сказал: «Ну, если ты знаешь, куда идти, давай мы с тобой сходим!». Он ответил: «Давайте я вас отведу» – и он нас привёл. В Краснодаре есть большой парк «Солнечный остров», или «40 лет Октября», и там, в центре парка, стояла огромная палатка примерно вместимостью около 5000 человек, это такое протестантское палаточное служение было. Когда в первый раз туда попал, конечно, удивился: он обещал привести в Церковь, а привёл в какое-то странное место. Там было много людей, и было видно, как какой-то проповедник ходит по сцене с микрофоном, держит Библию в руках и о чём-то проповедует. Меня, конечно, это затронуло, в тот момент мне было приятно, что люди ищут Бога, и столько людей ревнуют о религии.

Я где-то достал Евангелие после этого, и три дня подряд сидел на своей кухне и просто взахлёб всё перечитывал. Знакомился с тем, Кто такой Христос, почему Он меня так беспокоил, почему Он ответил на мои молитвы, что это такое вообще. Я просидел на кухне эти три дня чуть ли не с утра до вечера. Когда моя мать возвращалась с работы, она воспринимала это как очередное моё увлечение – потому что до этого я увлекался музыкой, боевыми искусствами, а тут ещё и религией, тем более христианской. Она как-то так с улыбкой это восприняла. Но когда я на кухне провёл эти три дня с Евангелием в руках, что-то в моем сознании начало меняться, я стал другим. Когда мы шли на определённые дела, я уже не мог совершать какие-то поступки. Я начинал со своими друзьями говорить о чём-то религиозном, и в то время, шуточно, друзья мне дали прозвище «Проповедник». Сейчас я понимаю, что именно в те дни в моем сознании произошел какой-то особый судьбоносный переворот.

После первого посещения протестантской общины, где-то полгода больше туда не ходил, мне объяснили, что это секта. Потому не стал более туда ходить. Но позже я познакомился со своей будущей женой, и мы как-то прогуливались по парку, на улице весна, утро, мы идем погулять, и вдруг опять увидел то палаточное служение, я говорю: «ты знаешь, это какая-то христианская церковь, я там был один раз». Она говорит: «Давай зайдём и посмотрим!». Зашли, посмотрели, ей тоже понравилось, пообщались после службы с их пастором. Были, конечно затронуты тем, что столько людей ищут Бога. И мы решили ходить каждое воскресенье, слушать, наблюдать, смотреть, а потом уже принять решение. И Так где-то миновало полгода. Потом мы подошли к пастору, и нас пригласили на домашние группы. Там мы начали знакомиться с христианами, и к концу этого первого года мы уже приняли у них крещение. Я даже внутренне радовался, что принял Христа. Мне казалось что я сдержал обещание нашей сделки.

Мой уход от Мухаммада ко Христу был осознанным шагом. Конечно, пришлось пройти и отвержение со стороны близких и родных, потому что это полное отвержение религии, и это признание их веры еретической. Где-то около шести лет возникали различные трудные ситуации и конфликты.

Так как я ушёл от Мухаммада, то мне очень важно было понимать, во что я уверовал, в Кого я уверовал и не напрасно ли я уверовал. Поэтому с самого начала моего прихода в протестантскую общину начал читать Библию взахлёб. То есть я её заканчивал, весь цикл полностью, и начинал заново, заканчивал, и опять начинал заново. Я не читал никакой христианской литературы на тот момент, хотел просто понять, почему христиане верят в Иисуса как в Бога, почему они верят ещё в Святого Духа, то есть в Троицу. Для ислама это просто трудно воспринимаемое понятие, как это – один и три? Это одно и то же?. Но мне важно было всё это понимать, и я поэтому копал, и копал. Постепенно вместе с этим всем я изучал и ислам, слушал различные лекции, читал коран, читал хадисы. И так проходили годы.

Со временем меня поставили служить пастором домашней общины, и, так как быстро в течение года мы её умножили в несколько домашних общин, меня поставили уже пастором районной группы. Со временем, конечно, было предложение быть пресвитером, от чего я отказался, но стал помощником пастора. В ближайшем городе здесь, в Кореновске, по-моему, была община, и я был там помощником пастора некоторое время. Практически все внутренние служения, какие были у нас в общине, типа инкаутеры, а у Пятидесятников есть очень известная практика, когда выезжает большая группа куда-нибудь на побережье, арендует огромный пансионат, и с утра до вечера – проповеди, лекции, потом духовные практики изгнания демонов, говорение на языках, транс, всё, что угодно, «ручейки» – когда служители с двух сторон становятся, и между ними проходят члены общины, на них возлагают руки, они начинают падать там, говорить сразу какими-то языками. Много разных практик было за 20 лет. Мы прошли многое и видели многое. Видели, как исцеляются и т.п., всё видели изнутри. Были ли это настоящие исцеления – это большой вопрос. На эту тему можно часами говорить – о том, что мы наблюдали.

Вообще, создатель нашей общины, как и все остальные пасторы, выходцы из баптистской общины. Тот пастор – просто не хочу о нём говорить, я его очень любил и уважал, его сейчас уже нет в живых. Его звали Исупов Борис Георгиевич. Краснодарская Церковь называется «Вифания», они встали под крыло пятидесятников. Это такая грубая смесь, синтез многих ересей. Мне не нравилось, что протестанты всё время разделялись на пятидесятников, баптистов, харизматов – их тысячи. И я, чтобы не смущаться этим, сам себе говорил: «Ну, слушай, я пришёл ко Христу, мне это всё не нужно, я не искал ни общества, ни народа, мне нужен был Иисус, и я за Ним последовал, именно Он мою жизнь изменяет, мне всё остальное не нужно». Я не мог многие учения принять, не мог переварить, и не мог согласиться. И, соответственно, я становился белой вороной в своей общине. Потихоньку меня отстранили от всех форм служения, из-за несогласия с некоторыми догматами нашего союза. Мне они виделись противоречащими вообще Евангелию. А когда ты не принимаешь именно учение местной организации, то тебя ставят на замечание, ты уходишь, или тебя отлучают. И поэтому, в принципе, остаются те, кто покоряются их учению. И вот здесь как раз-таки обнаруживается, что протестанты часто лукавят говоря: «мы верим только в Библию». В действительности же они верят именно в учение своей собственной организации. Вот почему с одной и той же Библией, в каждой организации возникает новое учение, так что руководство этих общин даже не жмут друг другу руку. Они не общаются, не совершают общих молитв и даже часто считают друг друга еретиками. Потому что у них абсолютно разные учения, возникшие на одной и той же Библии.

В процессе я понял что христианство не является единым институтом, где все верят одинаково, воспринимают Христа одинаково, истолковывают Писание одинаково. Оказалось всё очень плачевно. Каждый раз знакомился с новыми направлениями и с новыми учениями. Чтобы понимать, кто такие баптисты, кто такие харизматы, адвентисты, мормоны, иеговисты, мне приходилось знакомиться с их учениями. Потому что часто тоже с ними сталкивался и, считая их еретиками, старался обратить их в свою организацию, как часто делают все протестанты. Потому что так учили, так призывали, это такая идея фикс, что «спасём погибающий мир», поэтому мы так и действовали.

Конечно же, я изучал историю Церкви, читал труды отцов Церкви и решения Вселенских соборов в течение этих 20 лет, но это всё как-то кусками, отрывочно. Окончил Библейскую школу, до сих пор у меня висит международный диплом, 4,5 года посвятил обучению, стал потом инструктором школы, и тоже других учил. В процессе, конечно, возникали вопросы, на которые ответы они не давали. Каждая община считала себя истинной. И ещё очень важный момент. За 20 лет я видел трансформацию протестантизма от полного отрицания других общин (т.е. что они еретики, и только наша община истинная) до момента, когда уже все пасторы начали говорить, что считать только свою общину спасительной – это и есть как раз сектантство. То есть сегодня в протестантизме дует ветер экуменизма, когда внутренне они убеждены, что все остальные деноминации — это еретики, но формально мы всё же как бы «христиане», все верим в одного и того же Иисуса Христа, просто у каждого свой путь, и якобы, истинный христианин рано или поздно найдёт правильную общину.

И так как я не находил развёрнутых и разумных ответов, то в моей судьбе произошёл некий кризис веры. Я уже не понимал, во что правильно верить. Я уже не знал, кто из них говорит правду. То есть, если бы я нечаянно попал к иеговистам, я был бы убеждён, что иеговизм и есть истина; попал бы к баптистам – считал бы баптизм истиной; попал бы к мормонам – то же самое; к адвентистам – то же самое. Но так оказалось, что я попал к пятидесятникам, и вот они говорили то же самое. Даже когда часть пастырей отходят и идут открывать новую общину из этого же союза, и ты из одной общины уходишь туда, потому что, тебе ближе тот пастор, то как он учит, его манера, харизма, просто это тебе ближе, то в старой общине тебя считают предателем. Об этом часто говорили, со сцены, это обсуждалось на братских советах, потом члены общины реагировали на тебя как на человека-предателя. В Православии всё иначе. Ходи в любой храм, исповедуйся у любого священника и т.д.

Это всё очень сложно, и не нужно, наверное, забивать эфир. Суть в том, что я начал сомневаться в том, что, ища Христа, я нашёл ту Церковь, которую Он создал. О которой я постоянно читаю в Евангелии, о которой апостолы ревновали, которой служили, к которой писали послания, в которой они сами рукополагали пресвитеров. И я решил однажды не посещать больше общину, закрыться у себя в кабинете и прочитать всё с самого начала. Но теперь не отрывочно, не так, чтобы подтвердить бытие или учение своей общины в истории Церкви, а чтобы понять: вот апостолы, вот Церковь, вот поместные Церкви, кто и как основывал. Вот миновал I век, закончились деяния апостолов, начался II век – что дальше? Где эти имена, где эти пресвитеры, где эти общины, как они живут, как они проходят гонения, во что они верят и так далее? Я захотел познать это всё. Потому решил действовать последовательно. Перечитал заново книгу Деяния Апостолов – это уже был, наверное, раз двадцатый за все эти годы. Потом мне нужно было отследить, что дальше? Столкнулся с Дионисием Ареопагитом, который стал учеником апостола Павла, – кто он, где он, как он дальше жил, как он умер? – возникали по ходу вопросы. Мне захотелось узнать его судьбу. Сначала я открывал просто интернет. Всё, что возможно накопать о нём, накопал, а потом оказывалось, что есть целый корпус сочинений, написанный  Дионисием Ареопагитом, что протестанты очень часто любят подвергать сомнению, потому что невыгодно им, чтобы кто-нибудь из ближайших учеников апостолов говорил в пользу Православия, а не в пользу протестантизма. Я перечитал его труды, весь корпус сочинений. Я был удивлён, что он переписывался с другими учениками апостола Павла – Тимофеем, Титом, Филимоном, что он поддерживал в трудные времена Иоанна Богослова, одного из двенадцати апостолов, находившегося на острове Патмос в ссылке. И Дионисий поддерживал его и говорил, что Бог открыл мне, что Он освободит тебя, и ты будешь жить до старости и ещё многих будешь наставлять, что, как мы знаем из истории Церкви, впоследствии и произошло. Потом я решил узнать о других учениках апостолов. Узнал о Поликарпе Смирнском, ученике Иоанна Богослова, об Игнатии Антиохийском, начал читать их труды, все труды их перечитал. Собственно, труды они же кому-то их направляли, там упоминались имена. Я, цепляясь за какие-то имена, за какие-то названия других трудов, их находил и читал. Прочитал историю Церкви Руфина, Созомена, Сократа Схоластика, Евсевия Кесарийского, так проследив весь путь, подошёл к 325 году, потом дошёл до Никейского Первого Вселенского собора. Оказалось, что не один Вселенский собор, а семь! Думаю, надо все семь прочитать, заказал книгу в двух томах. И там, конечно, я ознакомился не просто с именами великих учителей Церкви, мужей апостольских, отцов Церкви, которых Господь поставляет апостолами, пророками, учителями, а с учением Церкви. Если их Господь поставил, надо их послушать, что они говорят, за что они ревнуют, с чем они боролись. Я был просто ошарашен, вот тогда реально взрыв мозга происходил. Во-первых, в моем разуме уже была куча ересей, в которые я сам глубоко верил. Даже когда я боролся с внутренними учениями своей общины, то, изучая Писание, пришёл к своим собственным ересям. Я мог создать свою собственную общину, свою секту и точно так же её развивать. Но когда я читал труды отцов и учителей Церкви, и с чем они на Соборах боролись, я обнаруживал эти ереси. Я представлял, что я там стою на этом Соборе, и они меня осуждают и опровергают.

Конечно, в моём разуме происходила ломка. В 2017 за последний год прочитал 80 трудов, а до этого ещё, наверное, книг 200 прочитал. Одни были очень короткими, другие в 600 страниц, в 1500 страниц были книги. Но я просто взахлёб читал, так как у меня есть такая возможность. Много времени я уделял – по пять-шесть часов – чтению, молитве, и я успел за три года охватить огромный объём трудов. Тогда я впервые понял, что Православие богато наследием, глубиной мысли, философией, мудростью исходящей свыше. Я был просто поражён. Протестантизм на фоне мудрости отцов Церкви мне показался не просто ересью, а ещё и каким-то детским садом со всей его философией. Я был удивлён, особенно когда прочитал Иринея Лионского «Против ересей». Ириней Лионский был учеником Поликарпа СмирнскогоПоликарп Смирнский был учеником Иоанна Богослова, это II век. Поликарп Смирнский – это тот епископ, о котором в «Откровении» написано: «Ангелу Смирнской Церкви напиши», то есть это был служитель Церкви, епископ, единственный, по-моему, из семи Церквей «Апокалипсиса», которого Христос хвалит за верность и даже говорит ему: «Будь верен до смерти и получишь венец жизни». И мы знаем, чем закончил Поликарп Смирнский свою жизнь, и знаем, чем Игнатий закончил. Вот этот Ириней Лионский, будучи и апологетом, и полемистом, и великим учителем Церкви, написал труд «Против ересей», которые были и до Христа, и которые во времена Христа были, во времена апостолов, и особенно во II веке со смертью апостолов. Практически все ереси и ересиархи выходили из самой Церкви, как отсеченные от лозы ветви. Апостол Павел даже сказал: «Я со слезами учил вас три года день и ночь, но по отшествии моем войдут к вам лютые волки и из вас самих восстанут, дабы увлечь учеников за собой». То есть он предупреждал, он говорит: «я со слезами вас учил». И Христос часто предупреждал, что придет много лжепророков, которые будут расхищать стадо Божие, и что они все воры.

Так я знакомился с трудами отцов Церкви и к концу третьего года, конечно, уже внутренне считал себя православным человеком. Мне хотелось принадлежать этой исторической Церкви. Я проследил от I века до великой схизмы, до 1054 года вообще, как Церковь двигалась, как она боролась с ересями, как она защищала, как она догматизировала то учение, внутреннее учение, которое существовало всегда. Потом проследил, конечно, и после схизмы, кто всё-таки отпал. И я встал перед выбором: католики отпали, римская Церковь отпала от всех остальных – или все отпали от одной римской Церкви. Это было самое сложное, с чем я столкнулся, мне приходилось различные те же западные труды перечитывать, их мнения, лекции, потом я диспутов кучу пересмотрел, как православные спорят.

Алексей Волков:

Когда ты читал труды, и когда проследил историю Церкви до 1054 года, ты где-нибудь находил учение протестантов? Вообще, в это время кто-нибудь исповедовал элементы протестантского вероучения? Вот они часто ссылаются на Августина Блаженного.

Александр Кушу:

Из великих отцов Церкви, которые всеми были признаны — учителями Церкви, которые принимались в одной и той же единой соборной Церкви по всей вселенной, – среди них никто никогда не учил ничему подобному. Но так как существовали всегда ереси, которые возникали изнутри Церкви, допустим Арий Александрийский, пресвитер. Он учил о сотворении Христа, то есть что Бог сотворил Его первым творением, а потом сотворил и через Него всё остальное. Мы видим, что это как раз учение свидетелей Иеговы. То есть ереси, которые сегодня существуют в протестантском направлении, существовали как ереси, и в Церкви известны были как ереси. Допустим, были такие ереси, которые верили, что Христос всего лишь человек и пророк, и они сегодня есть – тот же самый ислам – и в протестантизме есть такие ереси до сих пор. Были всегда иудействующие, которых Церковь осудила ещё на I Вселенском соборе, и они сегодня есть, это мессианские иудеи, в древности их эвионитами называли. То есть все направления протестантизма, а их, насколько мне известно, около 40 тысяч. Они каждый раз откалываются друг от друга, создаются новые течения, новые гибридные смеси ересей. И каждое направление делает акцент на чём-то. Допустим, свидетели Иеговы делают акцент на имени Божием. Адвентисты субботнего дня – на законе, на соблюдении субботнего дня в неделю. Пятидесятники – на говорении на языках. Можно за каждую цепляться. Допустим, мессианские евреи как раз верят в то, что нужно и иудействовать и совмещать это с христианством, соблюдать божественные праздники, предписанные в Ветхом Завете. Возвращаться к корням иудейским короче говоря. И сегодня многие из них заигрались в еврейство. Если каждую ересь если отдельно затрагивать, то у них есть определённый акцент на чём-то. Они как бы себя так выделяют и отделяют от других еретиков.

Алексей Волков:

Да, возникали ереси, согласен с тобой, но многие протестанты мне говорят, когда я с ними беседую и спрашиваю: «Ваше вероучение где-нибудь было, существовало вообще в истории Церкви протестантское вероучение до появления Мартина Лютера?» Мне многие начинают поднимать вот эти все ереси. Но когда я изучал, вообще с какой ересью Церковь сталкивалась, по идее их Церковь предавала анафеме, и они как бы исчезали из истории, а потом возникали, может быть, в другой момент. То есть вот эти нити протестантские. В ересях, с которыми Церковь православная сталкивалась от начала апостолов, в принципе проявлялись какие-то элементы, может, протестантизма. Но нет той основной нити преемственности. Получается, они появлялись, исчезали, потом другие какие-то появлялись, опять исчезали и так далее.

Александр Кушу:

Они как бы зарождались внутри Церкви, не соглашались с учением Церкви. Потом кто-то из-за своей гордыни начинал учить иному, как тот же Арий Александрийский. И Церковь приглашала его на Собор, выслушивала его или его представителей, потом Церковь опровергала, доказывала, чему учила Церковь издревле и давала возможность ему раскаяться. И если он не раскаивался, как заповедали нам апостолы, кто приносит вам не то учение, которое мы вам заповедали, да будет анафема. Хоть ангел с неба, хоть кто-нибудь из учеников, хоть даже если и мы. И Христос тоже сказал: «Если пребудете во Мне и слова Мои пребудут в вас, если не пребудете на лозе, то будете отрублены, и такое готовится к истреблению огнём». Христос даже апостолам об этом говорил, предупреждал. Очень важно пребывать на лозе единой Церкви, то есть к единому Телу Христову.

Алексей Волков:

То есть к той Церкви, которая от начала идёт непрерывно через преемственность, то есть передача не только рукоположения, а и преемственность веры, преемственность самого учения.

Александр Кушу:

Да. Вообще Церковью и Телом является Сам Христос, Он и есть Церковь, Он и есть второй Адам. Один Адам нас всех подверг смерти, а второй Адам всех приводит к жизни вечной. И вот к этому Телу Христос приобщил первоначально избранных – тех, кого Он научил, тех, кого Он избрал, т.е. двенадцать апостолов. Он с ними тайно совершил причастие, и Он сказал: «Сие есть Тело Мое, сие есть Кровь Моя, вкушайте от неё», так Он приобщил их вот этого Тела своего, и они стали причастниками Его естества. И в этот момент происходит некое зарождение Церкви. Впоследствии Церковь рождается в день Пятидесятницы. И вот то учение, которое они распространяли в различных народах, создавая общины, причащали к этому же Телу Христову всех их, а над ними рукополагали пресвитеров. Это очень важно было, потому что именно руками апостолов подавался Святой Дух. И очень важна была сохранность учения. И как сказал апостол Павел:

«Вникай в себя и в учение, поступая так, себя спасёшь и слушающих тебя».

Он не говорит: «Вникай в себя и в Писание», он говорит: «Вникай в себя и в учение, если кто не приносит сего учения, да будет анафема». И Павел говорит: «В нашем учении, то есть в учении Церкви, нет ни лукавства, ни лести нет». То есть учение Христово очень важно понять так, как передают его избранники, те, кого Он Сам выбрал. Неважно, кто учит, учение по слуху, но мы должны перенимать учение Христово от очевидцев. Протестанты никто и никогда не был очевидцем величия Христова: ни как Он преобразился, ни чему учил в Таинствах, когда Он наедине с апостолами рассказывал им тайны Царства Божия. Но именно апостолы были великими очевидцами Его величия, и они слышали изъяснения Его учения. И подобно тому, как Христос некогда взял хлеб и сказал апостолам: «Вы раздайте народу, вы кормите народ» – подобно этому, только руками апостолов, происходит истинная передача Святого Духа и истинная передача учения. Поэтому здесь два критерия. Во-первых, очень важно, чтобы было непрерывное правопреемство, чтобы быть наследницей этой Церкви. Во-вторых, это преемство веры и учения. То есть учение, которое мы сегодня имеем, должно быть неизменным, так должны были веровать издревле все и повсюду.

Если мы сейчас проследим любой из веков: XIX, XVIII, XVII, XVI и так далее, IV, III, II и I век, мы увидим, что Церковь верила так всегда. И мы в этом убеждаемся, когда читаем труды великих отцов Церкви: Афанасия ВеликогоКирилла АлександрийскогоКирилла Иерусалимского, Иринея, Дионисия, когда мы читаем более поздних отцов: Иоанна ДамаскинаИоанна Златоуста, Феодора Абу-Курру, Ефрема Сирина. Их множество, т.е. великих учителей, которые в каждом веке подобно апостолам ревновали о своей Церкви, хранили её, защищали её, и они были её великими апологетами. Их задача была, по слову апостола Павла: «Дух Святой поставил вас блюстителями, чтобы вы заботились о Церкви, чтобы их никто не расхищал». И они как великие блюстители Церкви заботились. Всегда было так: одна Церковь, состоящая из множества поместных Церквей, имеющая единое священноначалие, имеющая евхаристическое общение, и они между Церквями сообщались, даже послания переписывали друг другу. Допустим, тот же Игнатий Антиохийский – он был епископом Антиохийской Церкви, но писал послания Римской Церкви. Подобно Павлу, который некогда, проявляя заботу о Римской Церкви, писал об их внутренних проблемах и наставлял их, точно так же Игнатий Антиохийский. И когда его везли на казнь, он писал письмо Поликарпу Смирнскому, чтобы Поликарп проявлял дальше заботу о его Антиохийской Церкви, чтобы не бросал и продолжал заботу о них. Они сообщались постоянно, это была единая Церковь. И в отличие от вот этой единой Церкви, состоящей из множества поместных общин, были ереси, то есть те, которых Церковь анафематствовала и отлучала. И они, когда отсылали в ссылку несториан на Аравийский полуостров, там продолжали множиться и язычников из аравитян обращали в несторианство. И впоследствии из-за этого несторианского учения в VI веке как раз и возник ислам. Это долгая история, не буду рассказывать. Мухаммад был учеником несторианского монаха Бахиры.

Алексей Волков:

Ты три года изучал это всё – и что дальше случилось, ты в это время не посещал общину?

Александр Кушу:

Я не посещал, моя супруга ещё посещала общину время от времени. Но я с ней продолжал беседовать. Конечно, она вообще тяжело воспринимала, для неё это было как отречься вообще от веры. Ей казалось, что то, что она любит, то, где её друзья и знакомые, где она сердцем живёт, она должна это предать и признать ересью. То есть, если она даже разумом уже понимала, что наша община не имеет к исторической Церкви никакого отношения, но тем не менее сердцем она там. И я выбрал такую стратегию, чтобы не нагружать её теологией, а именно показать разумность того, во что я верю. Она за мной наблюдала эти три года: уйду ли я в мир, начну ли я грешить, брошу ли я семью, стану ли я каким-то абсолютно неверующим человеком, или будет, наоборот, какой-то новый всплеск духовного роста, пройдёт ли этот мой кризис веры? Она наблюдала за мной и впоследствии как раз-таки увидела, что происходит сильное изменение. Впоследствии она прислушивалась, конечно.

К тому моменту, когда я уже был готов идти в общину, я поговорил практически со всеми своими друзьями, с кем я дружил в общине, они меня не могли понять, хотя и опровергнуть не могли, я имел определённый авторитет в своих кругах. И опровергнуть не могут, и при этом боятся, что они пойдут за мной, а вдруг я в какое-то их язычество увлеку. Тем более нас так учили, что Православие – да, оно исторически является Церковью, но во II, III, VI, VII (каждая община по-разному говорит) отпала, а некоторые говорят, что сразу со смертью апостолов. Они тоже за мной наблюдали. И я старался переписываться. Я написал брату Александру в миссионерский центр «Атриум» в Петербурге, немножко он со мной переписывался, наставлял меня. Всё это время смотрел диспуты протестантов с православными, брата Антония Дулевича слушал с удовольствием. Мне было просто интересно – как таких, можно сказать, пасторов, богословов (там был такой один баптистский пастор, богослов) брат Антоний легко и просто загонял в тупик своими вопросами, а сам при этом отвечал на все их претензии. С удовольствием я слушал отца Олега Стеняева, смотрел все его диспуты с мусульманами, с протестантами различными деноминаций. Там, конечно, я множество ответов получал, но и продолжал читать различные труды.

Я знакомился с Православием не просто сталкиваясь с самими «православными» , иначе, скорее всего, я бы никогда, наверное, и не смог бы прийти к Православию. Я знакомился с Православием именно из первоисточников, как бы находясь у ног святых отцов. Раньше я знал только апостола Павла, евангелистов и двенадцать апостолов, которых наизусть никак не мог запомнить. А тут, оказывается, не только двенадцать апостолов, но и другие учителя в каждом веке были. Мне интересно стало, я познакомился с их судьбами, с их опытом, с их верой, с их жертвенностью, насколько они до конца полагали свою жизнь. Я просто иногда сидел вот в этом кабинете, читал, и меня настолько это всё захватывало, в протестантизме я бы сказал «накрывало» просто. Иногда я останавливался, закрывал книгу, немножко плакал, молился Богу, раскаивался во многих вещах. Потому что, будучи протестантом, конечно, и плохие вещи в сторону Православия говорил, и в сторону отцов Церкви, и в сторону учения Церкви. И как раз, проходя эти этапы шаг за шагом, я останавливался, исповедовался перед Богом. Вся моя исповедь проходила сначала здесь, до того как я ещё до священников добрался. Здесь моё покаяние происходило, здесь Бог со мной работал.

В один день мы сидели дома, ко мне приехали несколько моих друзей, и я опять с ними на эту тему заговорил. И они мне говорят: если ты три года так уже веришь, что это Церковь, если ты согласен с их учением, почему ты до сих пор не сделал шаг в сторону Православия? Я не знал, что ответить – и, правда, это очень тяжёлый шаг был. Если большинство россиян в прошлом православные, они просто оставили из-за своего плохого опыта Православие и ушли в различные секты, то я никогда не был православным. Я в жизни не заходил до этого момента в храм, я всегда боялся этих образов, когда я их видел на храмах, когда я видел эти кресты православные, я всегда этого всего боялся с самого детства. У меня это какое-то всё неприятное ощущение вызывало, и всё это, конечно, на ментальном уровне как-то мешало. Но в тот вечер, когда мы поговорили, я им сказал: друзья, знаете, если вы со мной пойдёте, поддержите меня, я с удовольствием сделаю первый шаг. Они говорят: давай мы с тобой сходим, как раз посмотрим, зайдём, пообщаемся, может, ты поговоришь со священником и сразу же поймёшь, что ты заблуждаешься.

Я списывался с разными храмами в округе, настоятелям писал то на электронную почту, то в инстаграме, то на различных аккаунтах, где они ведут что-то. Я везде писал, объясняя всю ситуацию, чтобы кто-нибудь, кто может понять протестанта, принял и пообщался со мной, но никто не отвечал. Где-то примерно два месяца я писал. И вот в тот вечер, незадолго до прихода моих друзей, в этом кабинете я решил помолиться, как молятся православные. А это для протестанта просто тяжёлый такой шаг. То есть я решил обратиться напрямую к апостолам. Я в Евангелии увидел один сюжет, когда был расслабленный некий, которого четверо друзей взяли, разобрали кровлю и принесли его, и положили его к ногам Христа. И написано: «И видя веру их, говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои». Я был удивлён, как я раньше этого не замечал, «что это такое?» – четверо принесли, веру проявили, а ему простились грехи. И я в тот момент обратился и сказал: «О, апостолы Христовы, если вы реально живы пред Богом и в Боге, и если вы имеете такую способность слышать и отвечать, я прошу вас, возьмите меня как того расслабленного, возьмите вчетвером как четыре евангелиста!» Я обращался к Луке, Матфею, Марку, и Иоанну. Я сказал: «Возьмите меня, как те четверо друзей, как своего друга расслабленного, немощного, неспособного, прийти и сделать свой шаг веры, принесите меня к ногам Христа, чтобы и я мог получить прощение грехов». И в тот день позвонил мне настоятель ближайшего от меня храма Вознесения Господня, прям в двух минутах от моего дома. Настоятель позвонил и сказал: «Я приглашаю завтра Вас к себе». Мои друзья приехали, я им это всё рассказал. Они говорят: «Мы пойдём с тобой, поговорим, ты сам всё увидишь, может быть, разочаруешься, всё поймёшь, и не придётся с тобой спорить». Я говорю: «окей». Друзья были протестанты. Они, наверное, лет 25–28 в протестантизме, мы там познакомились. Хорошие друзья, очень начитанные.

Мы пришли, подошли к воротам храма, и моя супруга говорит: «Давайте помолимся, как мы привыкли молиться, чтобы Бог послал нам нужного человека, чтобы нам не преткнуться, чтобы нам пообщаться, чтобы нам понять, нужно нам дальше двигаться или нет». Мы помолились и зашли к настоятелю в его кабинет. Он вызвал катехизатора, познакомил нас, спросил: «Что вы хотите, кто вы такие, зачем вы пришли?» Конечно же, у них было подозрение, что мы засланцы, протестантские миссионеры – сейчас под видом православных войдём в общину и будем им там промывать мозги. Конечно, впоследствии они нам так и рассказали, что подозрения у них были. Мы рассказали о себе, кто что из себя представляет, какой путь прошёл. Он долго с нами беседовал. Они, конечно, были в шоке, и первое, что он нам сказал после того, как всех по очереди выслушал: «Вы знаете, я вижу, что вас привёл Сам Господь». Для нас это было удивительно, потому что это звучало из уст православного священника. Мы думали, что это невозможно, что он какое-то живое восприятие Господа может понять, почувствовать или услышать нечто, что вот да, — это от Господа. Мы были удивлены, как он нас принял. Он нас всех по очереди обнял как-то с улыбкой, с таким добродушием. Катехизатор – сейчас наш диакон, очень хороший мой друг, отец Евгений, люблю его просто – он, конечно, немножко на страже был. У него было как раз подозрение, что мы засланцы, и он всё хотел узнать, как мы мыслим. Впоследствии он был удивлён, насколько уже весь мой разум был православным. Он потом пригласил меня отдельно к себе домой, накрыл стол и рассказал, что у него было подозрение, но потом он увидел, что действительно Господь привёл. Он говорит: «Я увидел, что исходит от тебя православный дух, ты наш человек». Он даже спрашивал: «Как тебе было все эти годы в протестантизме?» Я ему говорю: «Вначале было всё хорошо, но потом было очень сложно, они уже чувствовали, что я не их». Мы много смеялись, так вот подружились.

И в первую очередь мои друзья послушали, они ничего не поняли, с чем-то не согласились. Мы с женой решили ходить, и настоятель сказал: давайте мы вам дадим три месяца, вы просто посещаете службу, воскресную школу для взрослых, мы изучаем писания святых отцов, вы посмотрите на нас, мы понаблюдаем за вами. Если вы вдруг через три месяца не передумаете, мы готовы и открыты вас принять, мы сделаем то и то, Чин присоединения пройдёте и т.д. Так как я не был крещён законным священником в православной Церкви, соответственно, он говорит: «Мы будем Вас крестить». А супруга моя была окрещена в Армянской Апостольской Церкви, так как они имеют преемственность и законное крещение, соответственно, её не перекрещивали, она проходила просто Чин присоединения к Православию.

Так мы три месяца ходили на службу. Для меня это всё непривычно, непонятно. Но я даже не ощущал никакого присутствия Божьего, к которому я привык в протестантской общине. Но каждый раз, возвращаясь со службы, дома я анализировал и понимал одну вещь: я в каком-то особом покое нахожусь, какая-то особая работа идёт с моим разумом, потому что протестантские учения не все так далеко ушли в ересь. Допустим, баптисты от пятидесятников очень сильно отличаются. Баптисты русские больше к Православию близки по учению. Пятидесятники –– они дальше, харизматы вообще далеко ушли, и чем больше община какая-то уходила в ересь, тем больше деструктивность была. То есть была некая травма разума, душевная травма, которую протестанты, возвращаясь в Церковь, потом ощущают. У меня, слава Богу, не так сильноо было это ощущение травмы, но я чувствовал какую-то душевную обстановку покоя, когда мой разум отчего-то освобождается. При этом никто меня своими откровениями… как пастор выходит с новыми откровениями каждодневно, ну просто можно сказать прямо, насилуют твой разум, и ты это воспринимаешь как Божественное послание, и со временем ты уже как-то привыкаешь к этому и даже ломки никакой не чувствуешь. В Церковь когда я вернулся, то почувствовал, что Господь как-то тихо освобождает меня от этого всего. Я даже никаких эмоций в церкви долго не испытывал. Недавно только, во время, когда Причастие начинается, во очень сильно такое присутствие Божие ощущается. Но вообще я вижу, насколько разумно Господь меня всему учит, знакомит с учением Церкви, глубоко вводит в Свой дом, приводя к водам тихим. И я очень рад, на 2020 год, я два года уже в Церкви.

Меня крестили впоследствии 5 декабря, нарекли меня в крещении Александром, так что я сегодня брат Александр, можно меня и Али называть, и Алик, и Александр. На сегодняшний день уже второй год я участвую в жизнедеятельности Церкви, помогаем нашему отцу Евгению в катехизации. Мы подняли хорошо и воскресную школу, то есть пять человек ходило долгое время, сейчас около тридцати человек ходит. Вообще-то там больше было, просто сейчас разделили, так как многим православным тяжело с приходящими протестантами изучать Писание, потому что у протестантов одни и те же вопросы. Новый протестант приходит в Церковь – одни и те же вопросы, а для православных, которые хотят тематически всё изучать, это сложно. И в процессе возникла такая нужда, что мы с благословения настоятеля вместе с отцом Евгением – у нас есть ещё куратор, наш протоиерей отец Владимир, над нами поставленный – все вместе мы организовали православный миссионерский центр в формате дискуссионного клуба. Там мы встречаемся и общаемся с действующими протестантами, с бывшими протестантами, мы знакомим их с учением Церкви, с историей Церкви. Сначала лекция, потом после лекции в формате дискуссии сидим за большим круглым столом, пьём чай, кушаем и общаемся, задаём друг другу вопросы. И как бы в таком святоотеческом наследии мы доносим им библейское учение. И там как раз они впервые слышат, как нужно было понимать библейские тексты. Спустя два года, на сегодняшний день только в нашем храме 15 человек из Краснодара, из различных общин баптистских пятидесятнических, и все очень сильные братья, начитанные, большой опыт в протестантизме. Самое малое, наверное, лет 15 у нас люди, которые были в протестантизме, а самое большое у нас на сегодняшний день – это 28 лет. Вот брат Нодар, ныне брат Назарий, – он 28 лет был в баптизме. То есть это не простые люди.

Обычно из Православия уходят люди, которые вообще не были знакомы с учением, в детстве их крестили, потом заходили, свечу поставили, помолились о своей нужде и уходили, и, скорее всего, они никогда даже не причащались. И вот из-за того, что они не познавали и не возлюбили истину, их увлекли протестанты. Встречали в самой сложной ситуации и как бы в формате любви приглашали их изучать Писание в общину и постепенно-постепенно втягивали. То есть из Православия, мы видим, уходят обычно люди невежественные, неграмотные, не знакомые с учением Церкви. А в Православие возвращаются люди очень сильные, которые и протестантизм изнутри знают, и глубину их учений знают, и знакомятся уже с Православием не поверхностно, а с самого начала из первоисточников, шаг за шагом, детально и скрупулёзно, как протестанты привыкли. То есть юридически всё нужно знать, весь комплекс нужно изучить. И с одной стороны, это большая польза, это даст возможность больше никогда не быть увлечёнными. И у православных братьев, которые сегодня в Церкви, которые никогда не уходили, мы в них вызываем некую ревность. Они начинают тоже изучать Писание, изучать святых отцов.

У нас очень классная община. На сегодняшний день при нашем храме действует детская воскресная школа, которую мы с нуля создавали, и дети никогда не ходили в этот храм. Мы просто с улиц приглашали на различные программы, мероприятия, игры, постепенно приобщали, знакомились с их родителями. И вот в течение двух лет у нас около ста детей. Мы приобщаем постепенно их родителей к храму, они знакомятся с наследием Церкви, начинают причащаться. То есть около ста детей и семнадцать преподавателей, которые тоже никогда не ходили в храм, сегодня воцерковляются, служат деткам. Есть взрослая воскресная школа, где около 30 человек. И около 50 человек – это как раз миссионерский центр, православный дискуссионный клуб. Вот сегодня такие три сильнейшие программы действует в нашем храме. Нам содействует отец Георгий Меденцев, настоятель храма, постоянно во всём помогает, просто поддержка сильнейшая. Весь Краснодар немножко гудит на эту тему. Имена наших священников и всех братьев мирян, которые задействованы так или иначе в служениях, стали известны в епархии, нас знакомили с митрополитом Исидором, были личные беседы, приглашение на встречи, где мы за большим круглым столом сидели, общались. Самое интересное для меня было, когда приехал впервые епископ, наш митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. Когда он приехал в храм, и уже выходя из храма, когда, знаешь, народ справа и слева собирается, чтобы он возложил на них руки, и мы стояли с моей супругой рядышком. Обычно он идёт через одного, через два, через три человека руки возлагает и проходит. И мы как-то вдвоём стали – на кого-нибудь да возложит, но он подошёл, прямо особо повернулся, на двоих положил руки и что-то нам сказал, мы не помним, что именно. И я тогда повернулся и сказал жене: «Ты знаешь, что я сейчас почувствовал? Что к нам сейчас прикоснулась рука самого апостола Андрея». Наша Русская Православная Церковь, наши епископы имеют непрерывную преемственность рукоположений, восходящих к апостолу Андрею, а Андрей был избран Христом, то есть как бы вот через череду от этих рукоположений прикоснулся к тебе Сам Христос. Когда мы немного это осознали, то это какое-то приятное ощущение вызвало. Ну, как-то вот так, что смог, то рассказал.

Алексей Волков:

Отличная история, познавательная. Мне очень приятно слышать вообще, что Бог ведёт таким путём к истинной Церкви. Я бы хотел на отцах Церкви остановиться. Потому что, когда я был сам протестантом, и ты был протестантом, и когда я сейчас общаюсь с протестантами, в основном они убеждены в том  мне постоянно пишут в комментариях и в разговоре всегда приводят довод, – что необходимо жить по заповедям Христа, по Писанию, неважно баптист ты, пятидесятник, православный или католик. Вот есть Писание, ты живи по Писанию, важен Христос, важно Писание, и что во главе угла – Писание. Буквально сегодня я читал переписку в «Фейсбуке», где одна женщина такой пост оставила: почему столько много разделений в Церкви, имеется в виду протестантских. И там много комментариев от различных конфессий. Интересно, что одни говорят, что нужно исполнять субботу, другие о крещении Духом Святым, и между ними возникают споры о том, что вы неправильно Писание понимаете, вы ересь несёте. Другие говорит: нет, вы ересь несёте, потому что в Писании об этом сказано, читайте Писание внимательно, и возникает спор по Писанию. Вроде бы как одно Писание, одна книга, а все понимают её по-разному. И в другой группе одна женщина пишет, что Бог не триедин, а един, нет Троицы, а есть Бог един. И протестантский какой-то комментатор пишет, что нет, вы неправы, читайте Библию и Писание правильно, читайте внимательно, там написано, что Бог триедин – и возникает опять спор. И мне становится так страшно, что у каждого своё учение, у каждого своё восприятие Священного Писания. Священное Писание одно, а восприятий масса, учений масса. И все мне говорят: протестанты, когда мы с ними общаемся, достают Священное Писание и начинают тыкать пальцем, что в Писании это сказано вот так, что в Писании написано, что поклонение иконам – это идолопоклонство; что какие-то обряды, Литургии – этого не было в первой Церкви, в Деяниях святых апостолов мы этого не находим; что Дух Святой нисходит через апостолов, вот Он сошёл без рук апостола, и приводят мне различные места из Писания. Что в Православии является основным учением? Ты сказал, что учение – это главнее, что важно само толкование Писания, само учение важно, а из учения уже получается Писание. 

Александр Кушу:

Проблема в том, мы же тоже были протестантами, проходили те же самые проблемы, когда, начиная с самых неспасительных простейших различий, и на эту тему спорили и доходили даже до самых спасительных тем, тоже на эти темы спорили в протестантизме. Почему такая вообще проблема?

  1. Истина в самой её сущности всегда объективна. Догма всегда существует, её не создают, истина существует, Христос есть Истина. Человек по своей природе, т.е. логика его мышления субъективна, то есть он не способен никогда сам додуматься до истины, он не может дорасти до неё, он не может дойти до неё. Мы как бы видим всё гадательно, никто не способен увидеть всё так, как есть, как существует бытие, как существует Сам Сущий – никто этого не способен познать. Бог трансцендентен. Он вне мирного всего, а мы подмирные существа. Мы знаем и мыслим так, как здесь полагается, в этом мире, всё, что мы слышали и видели. И каждый попадает в какую-то общину, он воспринимает, соглашаясь с каким-то учением, вот и всё. И протестанты так формируются: он попадает в одну общину, если он не согласился – пошёл в другую общину, и они делятся на такие мелкие-мелкие группы, которые согласились с этим внутренним учением. Если привести такую аналогию: существует наследство, и есть наследодатель. Со смертью наследодателя наследство вступает в законную силу. У наследодателя есть законные дети, первая линия наследников, как говорится. Наследники могут совершенно не разбираться в законах, но они могут нанять человека, который понимает, и, советуясь с ним, вступить в наследство. Почему? Потому что они законные наследники. Но теперь представим, что сосед, очень грамотный юрист решил претендовать на то же самое наследство. И он знает закон детально, он может его цитировать, ссылаться на него, крутить, вертеть, заниматься эквилибристикой. Но когда выяснится, что он незаконно претендовал на чужое наследство, его объявляют мошенником, за это существует статья, уголовное наказание. Так и здесь.

Писание, мы знаем, родилось внутри Церкви и написано членами Церкви и для Церкви. В переживаниях и проблемах каждой Церкви по нужде писались послания, и они являются неким рождением Церкви и некой частью всего священного наследия, всего Священного Предания и учения Церкви. И являются наследием завещателя, т.е Христа Господа, которое Он раскрывал апостолам. И вот со смертью завещателя именно правопреемники, наследники имеют право на все её обетование. Один пастор, с которым мы тоже переписывались, говорит: «Ну почему же, вот же про нас написано, что мы должны проповедовать, светить миру, «вы свет миру, вы соль земли, идите, проповедуйте Евангелие всей твари» ». Я ему задаю встречный вопрос: «С чего решили Вы, что эти тексты относятся к вам, т.е. протестантам?» А он говорит: «А Вы с чего решили?». Эти тексты относятся к Церкви, к наследникам, к членам Церкви, над которыми апостолы были поставлены, Он это обращает к Церкви. Не может любой человек взять просто из этого наследства, выдернуть какой-то текст и применить его к себе. Я задаю вопрос: «какое вы отношение имеете к этой Церкви, чтобы претендовать на её обетование?». Очень важно, чтобы претендовать на библейское «всякий, кто будет веровать во Христа, спасётся, всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся», или что Церковь невеста Христова, рай, вознесение, все обетования, жизнь вечная, всё, что написано в Евангелии, – это было адресовано только для членов Церкви. Не для прочих, только для членов Церкви. Павел, когда говорит о воскресении из мёртвых, он наставляет Церковь, он утешает их, он говорит: мы имеем надежду не так, как прочие. «Мы» – имеется в виду Церковь. Поэтому здесь можно взять нашу Библию, которая канонизирована православной Церковью, в Церкви которой она родилась, и на неё можно претендовать, ей можно махать, из неё можно получать откровение, из неё можно проповедовать. Но всё, что там написано, никакого отношения не имеет ни к одному человеку, кто непричастен к Церкви Иисуса Христа, кто не имеет никакого отношения к крещению в данной Церкви, к Святому Причастию этой Церкви. Соответственно, кто претендует незаконно на обетования Библии, как апостол Павел сказал: «Кто незаконно подвизается, не увенчается успехом». Мало того, в другом месте Христос чётко говорит: «Не всякий говорящий “Господи, Господи”, войдёт в Царство Небесное. Но они говорят, но не от Твоего ли имени мы проповедовали? И Он говорит: отойдите от Меня, делающие беззаконие». Что же есть беззаконие, как не то, когда Царство Христово, стадо Христово и овец Христовых разворовывают волки? Самое величайшее беззаконие – когда кто-то берет незаконно обетование Христово, на наследство Христово претендует, и ещё увлекает овец Христовых, самых маленьких, ничего не значащих, самых слабых. Увлекает их, кормит ядом своих ересей. Поэтому истина всегда объективна.

Алексей Волков:

Какое место должно Писание занимать в жизни христиан?

Александр Кушу:

Писание должно занимать очень важное место. Но протестантизм принял учение и взгляды Мартина Лютера – монаха, который некогда нарушил свои обеты. Да, католическая церковь ушла в раскол, она ушла в ересь, и у Мартина Лютера в борьбе с этой ересью, с этим расколом даже были попытки возвращения к Православию, но так сложилась его судьба, что впоследствии он начал впадать в грехи, и в конце концов он удавился, это другая тема. Но именно этот Мартин Лютер издал несколько фундаментальных тезисов, на которые опираются сегодня даже те неопротестанты – то есть современные более позднее протестанты, – которые не имеют никакого отношения к реформации XVI века. К лютеранству, кальвинизму, англиканству они отношения не имеют, к истинному протестантству. Но тем не менее они возводят свою веру к Мартину Лютеру или к Жану Кальвину, и к постулату, который гласит «сола скриптура» – «только Писание». Но самое интересное, что если мы верим только в Писание, только в то, что там написано, и принимаем это за истину, то мы должны найти этот постулат в самой Библии. Библия не призывает веровать только в Писание. Парадокс.

Такой был пример: иудаизм делился на несколько сект. Это фарисейская ересь, саддукейская, ессейская ересь. И вот саддукеи чем отличались от фарисеев или от ессеев. Оказывается, саддукеи в той форме являются очень похожими на современных протестантов. Они точно знают, что вот закон Моисеев, Пятикнижие, дан Моисею при свидетелях, и Моисей велел ни дописывать, ни убавлять. Они принимали за истину, за истинное Писание Божие только пять книг Моисея, и никаких посланий, никаких пророков. То есть ни Иисуса Навина, ни Книг Судей, ни псалмов царя Давида, ни Соломоновой мудрости, ни тем более книг поздних пророков. Для них это чуждые отцы ветхозаветного народа. А фарисеи, наоборот. Допустим, Самуил был судьей в Израиле много лет, он проявлял заботу об израильской церкви, поэтому писал и пророчества, и наказы для них. Вот Первая, Вторая Царств – как раз книги Самуила пророка. И так каждый раз, в каждом поколении каждый пророк, который проявлял заботу о Церкви Божией, писал пророчества, наказы, угрозы, иногда даже вдохновение, иногда помощь, иногда утешение. Они писали такие труды, и ветхозаветная Церковь жила писаниями этих пророков, помимо Книг Моисея. И так в каждом поколении. Ездра в своём поколении утешал народ, Даниил в Вавилоне утешал в своё время, и так каждый раз.

Был, конечно, момент, когда великий голод был по слову Божьему, и пророки больше ничего не давали и не писали, и как раз во времена этого великого голода и явился Иоанн Креститель как Предтеча, как приготавливающий путь Господу. Но и с приходом Господа, Господь же не придумывает какие-то новые там книги и так далее. Он учит апостолов, и апостолы, судя по проблемам и нуждам Церкви, по просьбе епископов начинают писать те труды, Евангелие, которое формируется. Представь, если бы протестанты жили в то время, и они принимали бы только закон Моисеев и всё. И для них какая нужда в Книге Иисуса Навина, какая нужда в Книге пророка Исаии – они бы отвергли это всё. И если Писание только Моисеево, какая нужда принимать одно, второе, третье четвёртое Евангелие, а потом ещё письма Павла арестанта добавлять к богодухновенному Писанию. Ладно, они это приняли. Это великая борьба Церкви была, когда Церковь канонизировала, утверждала, рассылала по всем Церквам канон Библии, и они теперь это как-то приняли, согласились. Ладно, вот вы канонизировали, мы приняли эту богодухновенную книгу, а вне её ничего мы не принимаем. Но Церковь живёт всегда, и Писание как буква является очень малой частью всего священного наследия, Священного Предания. Его нельзя путать с человеческими преданиями, с человеческой философией, с человеческими измышлениями. Потому что всё Священное Предание исходит от Господа. Это, в первую очередь, действие Святого Духа. Как Христос, прежде чем вознестись, сказал апостолам: «Не всё Я вам возвестил, потому что вы неспособны были вместить». Он им прямо сказал, хотя многое тайное изъяснял. Но он говорит: «Я пошлю вам Духа истины, Который от Моего возьмёт и возвестит, и будущее возвестит». Вот этот Дух истины был послан Церкви в день Пятидесятницы. То есть Дух истинный будет открывать то недосказанное, что Христос не сказал ученикам только потому, что они неспособны были вместить.

Допустим, когда апостол Павел, наставленный Христом, пошёл к язычникам проповедовать и приобщать их к Церкви, возник конфликт, и в Иерусалиме собрался Первый собор в 51 году по вопросу приобщения язычников к Церкви. И тогда иудеи вообще понимали это по-другому: какие язычники, они чуждые нашему народу, мы не можем с ними разделять, а если мы должны принимать, то они должны полностью исполнить закон обрезания и так далее. И Павла призвали на собор, и как раз-таки на соборе действие Святого Духа было такое, что апостол Пётр (сначала там Иаков высказался после доклада апостола Павла) встал и сказал. Сначала Иаков сказал: «Пророки говорили, как Господь создаст Себе народ из язычников, приобщит их к народу израильскому». А Пётр в конце сказал: «Ибо угодно сие было Духу Святому и нам не возлагать сего бремени (то есть закона и обрезания) на обращающихся из язычников». И пишет послание, которое они впоследствии рассылают по местным Церквам, чтобы это послание было у всех. Этот принцип соборности и раскрывает действие Святого Духа. То есть по отдельности каждый из апостолов может ошибиться, каждый из отцов Церкви может ошибиться, каждая отдельная поместная Церковь может ошибиться в чём-то. Но когда собирается вот этот великий Собор, когда присутствуют все представители и соблюдены все условия, действие Святого Духа как голоса Церкви однозначно звучит и раскрывает учение. И учение раскрыто было с самого начала ещё при жизни апостолов, вся полнота учения была раскрыта. И последующие Вселенские соборы не создавали новое учение о Троице, допустим. О Троице учение они не создавали, они раскрыли его и предали букве, то есть задокументировали его, чтобы никто не смог бы противодействовать этому. Все Соборы вызваны были тем, что появлялись ереси, вынуждены были духовное послание одевать в одежду буквы.

Как апостол Павел сказал, что буква убивает, а дух животворит. Не так, как Моисею Бог передал закон на скрижалях: вот вам закон, следуйте. В притче о Лазаре Авраам сказал: «У них есть закон Моисеев и пророки, вот им и следуйте». Тут понятно. А Христос не пришёл и не оставил Писание, лично Сам Он не писал Писание, Он передал всё устно и только устно. Он просто с учениками ходил и их научил всему, даже сказал, что придёт Дух Святой и вы вспомните всё, чему Я учил вас. Я много раз читал, пытался выловить из Нового Завета, где есть ссылка на то, что нашим источником вероучения является Писание, что мы должны читать, изучать его до такой степени и выявлять из него истину, потому что Писание – это слово Божие. Я спрашиваю: на каком основании вы считаете, что у читателя есть истина, кто вам сказал? Мне отвечают, что Бог дал Церкви канон. А кто его создал, почему вы принимаете канон? На том же Соборе, когда был принят канон Священного Писания, написано в одном из постановления, что кто препятствует крещению детей, младенцев, да будет предан анафеме. Почему вы это не принимаете? – А это уже не по Писанию. Это взрыв мозга, совершенное отсутствие логики, уже не говоря о многих других вещах. И в самом Писании везде идёт отсылка на учение: вникай в себя и в учение. Не в Писание, а в учение. Я понял, что любое изучение Писания в отрыве от Церкви, в отрыве от Предания – это будет одна ересь, больше ничего не может выйти.

Апостол Павел в 2Тим.3:10-11 говорит очень важную вещь Тимофею: «А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах». И дальше он говорит: «Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен» (2Тим.3:13-14). То есть очень важно не в Писание просто веровать, а принять учение и принять его от кого-то конкретного, зная, кем ты научен. Очень важно, чтобы была преемственность, восходящая к одному из апостолов.

Алексей Волков:

И также сказано в 1Ин.: «Что вы слышали от начала, пребудьте в этом, когда пребудете вы в Сыне и Отце».

Александр Кушу:

Здесь очень важная мысль. Когда говорит: «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен», вот здесь он и добавляет: «Притом же ты из детства знаешь священные писания». То есть нужно знать учение и ещё знать, от кого ты его принял. И Павел говорит: «Ты знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2Тим.3:15). И далее: «Всё Писание богодухновенно, полезно для научения» (2Тим.3:16), то есть может умудрить, и оно приносит в этом плане пользу. Но это если ты знаешь, кем ты научен, кто тебе его истолковал, кто тебе его передал и кто тебя наставил. В этом плане апостол Пётр говорит, чем может обратиться Писание, если ты не получил его от кого-то очень важного, если нет этой преемственности апостольской. Если ты не принял учения, как понимать Писание, то есть само толкование Писания – Священное Предание, которое Дух истины раскрыл внутри Церкви. В своем послании Апостол Пётр говорит: «Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения» (2Пет.3:14-17). Оказывается, Писание может быть полезным только в одном случае: если ты был наставлен в учении Церкви и знаешь, кем ты наставлен. Он должен быть авторитетом, столпом в Церкви, его должны принимать все. Допустим, Иоанн Златоуст известен во Вселенской Церкви, и нет Церкви, в которой его не принимают, – я имею в виду единой соборной апостольской Церкви. И так очень много великих учителей. Допустим, давайте возьмём Мартина Лютера. Мартин Лютер в единой соборной Церкви никто, еретик, мы не можем его слушать. И здесь очень важно, от кого ты получил толкование Священного Писания.

Алексей Волков:

Даже протестанты не все воспринимают Мартина Лютера.

Александр Кушу:

Неважно, Жан Кальвин, Джон Смит, Джозеф Смит, Елена Уайт, Джон Миллер – их множество, я могу всех поименно от I века до XVII века назвать, и даже уже ХХ века в России всех сектантов, ересиархов могу назвать. Но суть не в этом, суть в том, что очень важно, чтобы те, от кого ты научаешься пониманию Священного Писания, были правопреемниками, теми, которые наследовали и рукоположение. Передача Святого Духа, правопреемство по вере и учению – это очень важно. И тогда Писание полезно и может умудрить. Но если ты невежда и не утверждён в вере – не в Писании, а в вере, издревле переданной святым, если ты не наставлен в учении, то Писание, как и все послания апостола Павла, как и прочие писания, по-своему истолковывая, человек трактует к собственной погибели. То есть Писание как меч. Слово Божие очень опасно, поэтому важно знать, от кого ты его принял.

Алексей Волков:

Чтобы ты хотел сказать протестантам как тот человек, который через себя пропустил не просто Православие, а именно учение Церкви от апостолов? Пожелание или в качестве обращения.

Александр Кушу:

Друзья протестанты, мы не воюем против вас. Мы не воюем против вас как людей – мы воюем против ересей. И так делали апостолы всегда. Они предавали анафеме, они называли ересиархов волками в овечьей шкуре, лжепророками, облаками мглы. Они говорили, что им приготовлен мрак вечной тьмы. Мы не воюем с вами, мы воюем за вас, за ваши души. Мы хотим вам рассказать и познакомить вас с истинным учением Церкви, со Христом, Который описан на страницах Библии. Со Христом, Который есть глава исторической Церкви. Я понимаю ваши переживания. У вас возникает ощущение, что вас кто-то хочет от Христа увлечь. Никто вас не хочет от Христа увлечь. Мы хотим привлечь вас ко Христу. Потому что апостол Павел сказал, что если бы кто-то пришёл и проповедовал вам другого Иисуса, иного Духа и иное благовестие, вы бы его с лёгкостью приняли. И к вашему несчастью, хочу вам сказать, что вы, будучи не утверждёны в вере апостольской из-за того, что не возлюбили истину, а вам кто-то пришёл проповедовал иное благовестие, даровал вам иного духа и рассказал вам другого Иисуса, и вы ему поверили. И этот другой Иисус у каждой общины свой, у каждой деноминации свой. Этот другой Иисус – это некий умственный вымышленный идол ересиарха, создателя вашего течения, пусть это Жан Кальвин или Мартин Лютер, или кто-либо ещё, кто был у истоков того учения, в которое вы верите. По сути вы последовали за слепцом, сами будучи слепы, и грозит опасность на пути, стоит яма. Не из ненависти к вам, а наоборот, из любви к вам мы говорим, чтобы вы могли одуматься немножко, как блудный сын, который, уйдя из общего дома, поблудил, расточил, пас свиней, питался рожками, но придя в себя, сказал: истинный хлеб в доме отца моего, вернусь. И вернувшись, был принят. Что я могу вам посоветовать? Я понимаю ваши опасения, вы боитесь последовать за каким-то бывшим протестантом, который, может быть, увлёкся каким-то новым очевидным заблуждением, и вы боитесь просто из своей общины уйти и потерять своё спасение. Я вам просто рекомендую пройти тот путь – да, это протестанту именно так, наверное, придётся проходить. Потому что на веру вы больше ничего не примете, никому больше не будете доверять, как написано: «и все будут научены Господом», – то позвольте, чтобы Господь вас научил. Возьмите, просто перечитайте заново Деяния апостолов и пройдите тот путь. Читайте труды великих учителей Церкви I века, II века, III, IV – и так последовательно, каждый раз перечитывая все труды, дойдите до раскола, когда римская Церковь православная отделилась от вселенского Тела Христова, покинув общий двор Христов; потом дойдёте до XVI века, начала Реформации, вы познакомитесь с трудами псевдореформаторов. Я уверен, что многие из вас даже не знакомы с трудами Мартина Лютера, или Филиппа Меланхтона, или Жана Кальвина. Вы ничего не знаете об их судьбе, жизни, опыте, как они жили, чем закончили, сколько людей они потопили, или повесили, или сожгли. Вы не знаете, чем их жизни закончились. Вы просто в поиске Бога последовали, потому что перед вами махали Библией, потому что вам рассказывали о Боге. Вы последовали и пережили определенную встречу с Христом. Почему? Потому что в любой тьме сияет Божий свет, и тьма его не может поглотить. Это призывающая благодать Божия, она действует в любой секте в любой части мира. Это свет, просвещающий всякого человека, приходящего в мир. Где бы вы ни были, он затрагивает вас, влечёт вас, вы слышите его голос, он исцеляет вас, изменяет ваши судьбы, и чем больше вы углубляетесь в ереси своей общины, тем дальше вы уходите от этого света во тьму, в глубину этой тьмы ереси. Я вам рекомендую как овцам Христовым послушаться гласа Христова, когда Он зовёт вас, влечет вас. Пройдите по следам учителей Церкви, как написано: «Поминайте наставников ваших и по окончании их подражайте вере их». Узнавайте обо всех наставниках Церкви, которые были. Посмотрите, как они, живя в различных частях света, принадлежа разным поместным Церквям, все одинаково учили. То есть у них было древнее учение, которое изначально сформировано и передано. Так учили все, и так учили по всем Церквям повсюду. Проследите это, и вы увидите много того скрытого, что вы напитались вот такими свиными рожками, которые вроде и поддерживают в вас некую духовную жизнь, но это не есть истинный хлеб.

Не просто Господь принёс Писание. Писание является всего лишь каноном Нового Завета, но Христос принёс Новый Завет, Новый Завет – это Он Сам. И не просто образные Тело и Кровь Христовы, не просто символы или воспоминания, но истинное Тело и истинная Кровь, без которых, если вы из рук законного преемника священника не примете Чашу Христову, вы никогда не будете в Нём. Потому что Он сказал: «Кто ест Тело Моё, пьёт Кровь Мою, тот пребывает во Мне и Я пребываю в нём». И в другом месте: «Кто пребудет во Мне, пребудет в словах Моих, тот будет иметь жизнь». То есть очень важно пребывать во Христе через Чашу Причастия, и очень важно пребывать в Его учении, в Его слове. Это такие два критерия.

Постарайтесь не потратить много времени, потому что у каждого судьба определена по предназначению Божиему. Кто-то умирает в 30 лет, кто-то в 40, кто-то до 70 доживает, но время лукаво. Я вам рекомендую как можно быстрее в молитве, в обращении к Богу, со слезами, в чтениях, в исканиях, шаг за шагом прийти в лоно православной Церкви. Той древней Церкви, о которой вы читаете на страницах Библии. Вспомните: Иерусалимская Церковь, Антиохийская Церковь, Церкви по всей Асии – это нынешняя Константинопольская Церковь. Римская Церковь – вспомните Александрийскую Церковь. Рассеянные все Церкви, они по сей день существуют в этом мире, они никуда не девались, они все православные, они живут единым учением, они не верят все по-разному, они имеют некое евхаристическое духовное общение. Мы все верим одинаково. И единство во Христе возможно не тогда, когда мы сейчас попытаемся все ереси объединить в некий один институт, а когда все те, кто ушёл на различные пути блуждать, подобно блудному сыну, вернутся в отчий дом и внутрь единой Церкви, так как Церковь одна, один Христос и одно Тело – и внутри Тела Христова мы все получим единение. Один Господь, одна вера, одно крещение в одном Духе, в одном союзе мира. Иначе плотского единства быть не может. Я вам советую: ищите Христа. Вне Христа нет спасения, а Церковь – Его Тело, она есть столп и утверждение истины, она Его полнота, она голубица и невеста.

Моя последняя рекомендация: не смотрите на так называемых «православных» . Сегодня многие, кого вы считаете православными, это плотские христиане, чуждые Православию, они живут как язычники. Поэтому моя большая просьба: не мешайте «православных» с Православием. Церковь от того, что есть в ней какие-то негодяи, на Церковь не влияют. Мы говорим о Церкви как о Теле Христовом, как об институте и учреждении Господнем. Как в семье. Семья – это институт, учреждённый Господом, муж, жена и дети. Но муж может пьяницей быть, и жена может быть гулякой, и дети могут быть нехорошими. Но это никак не характеризует сам институт семьи, а говорит просто о частностях, о конкретных людях. Так и здесь. Вы же все прекрасно знаете, и во всех ваших общинах есть и блудники, и те, которые курят и пьют, и гомики есть, и лесбиянки есть, всё это есть. И те, которые кидают людей, которые продают квартиры в воздушном пространстве несуществующие, а потом сидят в тюрьмах. Вы всё это прекрасно знаете. Вы знаете, как вас часто втягивают в различные пирамиды, в различные сетевые маркетинги, сколько вы денег уже потеряли, и сколько вы денег в эти организации свои отнесли. Вы знаете, как ваши пасторы многие живут, чем они дышат. Да, мы не настраиваем вас против людей, эти люди есть и в Православии, и в протестантизме, и в исламе. Мы говорим о Церкви как о Теле Христовом. Церковь свята и непорочна, она есть Тело Христово. Когда вы противодействуете Церкви или её учению, или высказываетесь против православной Церкви плохо, вы всегда помните, что вы плюёте в Тело Христово. Нельзя, подобно Ироду Великому, как он отсек голову Иоанна Крестителя и тело выбросил, а голову на подносе себе усвоил – так ныне и вы, протестанты, как бы отрекаясь Тела Христова, которое есть Церковь, говорите: она нам чужда, она мертва, она языческая, там одни грешники пьяницы, а вот глава этой Церкви Христос. Вы, как бы рассекая, расчленяя Тело Христово, создаёте свои общины и усваиваете себе Христа. Так нельзя делать. Нужно прийти и покориться Христу. Как Павел, некогда Савл, принадлежащей фарисейской ереси, из ревности по Богу гнал Церковь Божию и убивал её последователей, но когда он понял, столкнулся с Христом лицом к лицу, то обратился к Церкви и до смерти был верен, за неё пострадал и умер. И точно так же и вы, если вы пережили в протестантизме или ещё до протестантизма, вы вспомните в своём детстве, когда вы видели, как Бог реально действовал в вашей жизни. Если вы пережили личную встречу с Христом, ищите Его и выходите из различных этих путей. Если ты свидетель Иеговы – выходи оттуда; если ты мормон – выходи оттуда; если ты баптист, или пятидесятник, или адвентист седьмого дня, квакер, методист, меннонит – вас тысячи – выходите оттуда. Господь говорит: возвратитесь, дети-отступники, Я приму вас. Возвращайтесь в лоно Христовой Церкви. Никого Он вас не отвергнет, Он Сам выбежит вам навстречу, наденет на вас этот перстень и эту царскую одежду, и все ангелы будут радоваться о вашем возвращении домой. Друзья, мы вас ждём, возвращайтесь и не теряйте своё время, потому что на кону стоит судьба: вечная жизнь или вечная погибель.

Я думаю, что протестантам, тем, кто интересуется, им даже достаточно почитать труды учеников апостолов, чтобы можно было понять вообще всю суть, начало. Когда их начинаешь читать, особенно Дионисия Ареопагита, уже будет понятно, какое было учение Христово, истинное учение начало от апостолов.

Спаси вас всех Христос.

4 июня 2020 г.

Комментировать