Всевы́шний (Быт.14:19) — имя Божие, равно принадлежащее Отцу, и Сыну, и Святому Духу, символизирующее бесконечную возвышенность Бога над творением.
Если Бог возвышен над Творением, то не означает ли это, что Он не присутствует в преисподних местах, в адовых безднах?
Возвышенность Бога над творением (Ис.66:1), в том числе над адом, следует понимать не пространственно, а духовно.
Пространственно Бог присутствует везде (Пс.138:6-10), хотя и не зависит от условий пространства. Если бы Бог отсутствовал в аду, этим бы ознаменовалось, что зло может создавать тайные лакуны, ограничивающие присутствие и владычество Отца и Сына и Святого Духа. Из этого бы следовало, что Бог — не бесконечен, что Он — не абсолютный, не всесовершенный Дух.
Возвышенность Бога означает Его безмерное превосходство над миром, как видимым, так и невидимым. В отношении же адовых сил это превосходство проявляется ещё более остро и выразительно.
Если Бог именуется Всевышним, то не следует ли из этого, что Он, будучи выше любых наших представлений о Нём, не подлежит положительным описаниям и, следовательно, познанию?
Будучи бесконечным, Бог, конечно же, не может быть всецело охвачен никакой ограниченной мыслью. В этом отношении Он и действительно выше любых человеческих представлений о Нём. Однако это не значит, что Он — абсолютно непознаваем. У святых отцов существует немало аналогий, опровергающих миф об абсолютной непознаваемости Бога.
Например: если человек не способен выпить целое озеро, из этого не следует, что он не может утолить жажды, выпив, глоток; если человек, войдя в прекрасный сад, не в силах съесть всех его плодов, из этого не следует, что он не в состоянии утолить голод, съев несколько из них.
Точно также следует относиться и к богопознанию. Мы не в силах познать Бога во всей полноте, однако можем познавать Его отчасти, насколько Он сам открывается нам и насколько мы способны принять Его Откровение).
Богопознание подразумевает два направления: отрицательное (апофатическое) и положительное (катафатическое) (см.: Что такое катафатическое и апофатическое богословие?).
В рамках первого направления человек постигает истины о том, Кем (или Каким) Бог не является. Например; Он не является обусловленным временем, поэтому мы называем Его Вечным; Он не зависит от условий пространства, и мы называем Его Неизмеримым.
В рамках второго направления мы познаём Бога посредством подобий и аналогий, прибегая к известным понятиям: Бог есть Любовь, Он — милосерден, праведен и т. д. Учитывая же, что Бог есть Всевышний, что Он — беспределен, мы понимаем, что Он есть не просто Любовь, но Сверх-любовь, не просто милосердный, но Сверх-милосердный и т. д.
Если и мы, и мусульмане именуют Бога одним и тем же именем «Всевышний», то не означает ли это, что они представляют себе Бога также, как и мы?
Именуя Бога Всевышним, мусульмане, конечно же, как и христиане, признают Его превосходство над миром. Однако во многом другом они с нами расходятся. Прежде всего, они отрицают троичность Бога по Лицам, и, стало быть, отрицают все те важнейшие истины, которые связаны с Искуплением и спасением человека (Боговоплощение; Крестные Страдания, смерть и Воскресение Сына Божия; образование Церкви Христовой как единственного Собрания верных, обладающего полнотой средств ко спасению).
Комментировать