Воипостази́рование (от греч. ένυπόστατον – воипостасность) – богословский термин, введенный Леонтием Византийским, наполненный православным содержанием Леонтием Иерусалимским, использованный св. Иоанном Дамаскиным, св. Максимом Исповедником и иными отцами и учителями Церкви для более полного раскрытия понятий воплощение и вочеловечивание.
Под воипостазированием в православном богословии понимается восприятие Второй Ипостасью Пресвятой Троицы Словом Божьим человеческого естества, усвоение тварной человеческой природы нетварной Божественной Личностью (Ипостасью) Единородного Сына Божьего.
Факт воипостазирования человеческой природы в Ипостась Сына Божия означает, что в Богочеловеке Иисусе Христе присутствуют две природы – Божественная и человеческая в единстве Божественной Личности Бога-Слова. Человеческое естество заключено в Иисусе Христе во всей полноте. Он – в полной мере Человек. Однако в отличие от всех прочих людей, представляющих собой обособленные человеческие ипостаси или личности, Он представляет Собой не человеческую Ипостась или Личность, но Ипостась или Личность Единородного Сына Божьего.
Леонтий Иерусалимский писал: «Христос не обладает некоей человеческой ипостасью, которая обособлена подобно нашей. Но Ипостась Слова является общей, неотделимой как от Его человеческой, так и от Его Божественной природы». Ипостась Сына Божьего именуется в православном богословии сложной Ипостасью, поскольку соединяет в Себе две природы – Божественную и человеческую.
«В наше время Слово, облекши плотью Свою Ипостась и Свою природу, которые существовали прежде, чем Его человеческая природа, и которые до создания мира были бесплотны, воипостазировало человеческую природу в Свою собственную Ипостась» (Леонтий Иерусалимский. «Против Нестория», 5, 28)». Таким образом, согласно Леонтию Иерусалимскому, Слово восприняло не человеческую ипостась, а человеческую природу, общую для всех нас. Отличие Иисуса Христа от нас состояло в том, что в нашем случае общая всем людям человеческая природа всегда существует в конкретной и уникальной человеческой ипостаси. У Христа же такой ипостаси нет. Его Ипостась – Ипостась Бога Слова.
Литература по теме
- Введение в святоотеческое богословие Иоанн Мейендорф
- Православное учение о воипостасности человеческой природы во Христе иерей Олег Давыденков
Комментировать