Веротерпимость

Литература по теме

Веротерпи́мость – признание права на существование чужой религии; признание за каждым гражданином права исповедовать любую религию; терпимое отношение к религиозному инакомыслию.

photo 2024 07 24 15 29 18 – Веротерпимость
«Святой Павел проповедует в Афинах». Рафаэль. 1515.

Согласно преданию (документально не подтвержденному), свт. Николай заушил и обличил еретика Ария. Известны ли примеры веротерпимости из жизни святых?

У святых было ревностное отношение к истинной вере. Соответственно, к другим верованиям они относились как к ложным. Между тем, исполняя Божественную заповедь о любви к ближним, они проявляли благодушие не только к своим единоверцам, но и к иноверцам. Благодушие святых по отношению к иноверцам могло выражаться как в малом, так и в большем, например, в привлечении их в Православную Церковь. В этой связи примечателен случай, произошедший, согласно преданию, с прп. Макарием Великим. Как-то раз он шел по дороге со своим учеником. Последний шел много впереди преподобного. Повстречав языческого жреца, несшего бревно, ученик оскорбил его. Жрец избил ученика. После этого жрец встретил преподобного Макария. Последний сердечно обратился к нему со словами: «Привет тебе, трудолюбец». Подобное отношение великого христианина, известного жрецу, произвело на последнего столь сильное впечатление, что он пал перед старцем (а затем стал христианином).

Если мы проявляем веротерпимость, то должны ли мы не замечать заблуждений иных верующих?

Мы не должны закрывать наши глаза на заблуждения инославных, но, несмотря на это, должны относиться к ним с любовью, помня, что и они дети Божии – заблудшие, но любимые Богом, Который и о них непрестанно печется и промышляет. Подлинная веротерпимость по отношению к людям, их принятие возможны лишь на основе любви.

Также следует напомнить, что даже свт. Николай, согласно преданию, подвергся церковному суду и даже заключению в темницу за то, что допустил по отношению к Арию поступок (см. выше), признанный отцами Собора за несообразный с епископским званием.

Веротерпимость – это то же самое, что и толерантность?

Понятие «толерантность» шире и включает в себя среди прочего и веротерпимость.

В Церкви нередко наблюдается разномыслие, в том числе в вопросах отношения к инославным. А как правильно поступать?

Церковь – не политическая партия, но богочеловеческий организм. Соответственно и отношения в ней должны складываться и развиваться по иным принципам, нежели в любой светской или иноверческой организации. При этом нужно учитывать, что любой из нас может заблуждаться, даже святые люди не застрахованы от этого – всесовершенен только Бог. Что же касается вопроса об отношении православных верующих к инославным, более или менее общим ответом на него может стать известное ставшее крылатым изречение, приписываемое разным христианским мыслителям: «В главном – единство, во второстепенном – (благоразумная) свобода, во всём – любовь».

Была ли веротерпимость в императорской России?

В разное время – по-разному, при этом веротерпимость проявлялась в различных формах. В этой связи в 1905 году был подписан указ императора Всероссийского Николая II Правительствующему сенату о введении в Российской империи начал веротерпимости, назывался этот законодательный акт «Об укреплении начал веротерпимости». Указом существенно изменялось правовое положение старообрядцев, сектантов, представителей иностранных и иноверных вероисповеданий. С выходом указа в России была установлена свобода выбора религии и «свобода отправления религиозных обрядов». При этом указ не устанавливал равенство между признанными в Российской империи вероисповеданиями и вероучениями, сохраняя приоритетные в государстве позиции Православной Российской Церкви.

Была ли веротерпимость в православной Византии?

Веротерпимость в Византии прослеживается только на начальном этапе. В 313 году императоры равноап. Константин I Великий и Лициний издали Миланский эдикт, который даровал римским гражданам и подданным полную религиозную свободу: «… Никому не запрещается свободно избирать и соблюдать христианскую веру и каждому даруется свобода обратить свою мысль к той вере, которая, по его мнению, ему подходит, дабы Божество ниспосылало нам во всех случаях скорую помощь и всякое благо… Мы даровали христианам полное право совершать богослужение. Поскольку же им даруется неограниченная свобода, то… должно быть понятно, что дается свобода и другим, по желанию, соблюдать свою веру… пусть каждый свободно, по своему желанию избирает себе веру. Так определено нами, дабы не казалось, будто мы умаляем достоинство какой-либо веры».

Полное равноправие христиан и язычников и неограниченная религиозная свобода просуществовали в империи недолго. В дальнейшем проводилась политика большей или меньшей веротерпимости по отношению к религиям или верованиям, к которым не принадлежал император. Так, например, император Юлиан Отступник покровительствовал язычникам, императоры Констанций II и Валент – арианам, император Феодосий I Великий – православным христианам. Непокровительствуемые вероисповедания могли подвергаться дискриминации вплоть до прямых гонений.

В СССР гарантировалась «свобода совести, т.е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой» (см. ст. 52 Конституции СССР 1977 г., ст. 50 Конституции РСФСР 1978 г.). Разве такая свобода была?

С самого начала советские конституции подразумевали под свободой совести право выбора религиозных убеждений – исповедовать какую-либо религию или же быть атеистом. Однако конституционально декларируемая свобода вероисповедания на деле, как правило, строго ограничивалась мерами административного, идеологического и даже репрессивного характера. Скажем, возможности полноценного участия в политической жизни страны, доступ к занятию ключевых государственных должностей, открывались, как правило, лишь для членов коммунистической партии, с её атеистической марксистко-ленинской идеологией.

Цитаты о веротерпимости

«Принцип свободы совести находится в гармонии с волей Божией, если защищает человека от произвола по отношению к его внутреннему миру, от навязывания ему силой тех или иных убеждений».
Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека

«Если мы искренно желаем привести к истинной вере чуждых оной: то должны стараться вести себя кротко, а не строго, дабы строгостью не отдалить от себя тех, на кого еще можно действовать посредством убеждения. Те, которые иначе действуют, и противящихся вере хотят удержать от исполнения своих обрядов, делают не Божие дело, а своей славы ищут».
свт. Григорий Великий

«Непозволительно христианам ниспровергать заблуждение принуждением и насилием, но (заповедано) – убеждением, словом и кротостью совершать спасение людей».
свт. Иоанн Златоуст

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka