Ва́ия (от греч. βαΐα — пальмовые ветви (ед. ч. βαΐον — пальмовая ветвь)) — пальмовые ветви.
В практике православного богослужения и богопочитания этим словом обозначается 6-я Неделя (6-е воскресенье) Великого поста: день Праздника Входа Господня в Иерусалим. Согласно Евангелию, когда Господь, незадолго до Своих Крестных Страданий и смерти, въезжал в Иерусалим, «множество народа…взяли пальмовые ветви (τὰ βαΐα τῶνφοινίκων), вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин.12:12-13). В этой связи день празднования данного события обозначается в церковном календаре как «Неделя ваий».
Евангелисты Марк и Матфей свидетельствуют о том, что народ устилал перед Христом путь срезанными с деревьев ветвями (στιβάδας (Мк.11:8), κλάδους (Мф.21:8)). Евангелист Иоанн (Ин.12:13) указывает, что люди приветствовали Спасителя, выйдя навстречу Ему с ветвями финиковых пальм.
В воскресенье, когда Церковь празднует это событие, в храме совершается благословение (иногда называемое освящением) молящихся, держащих в руках вербы, символизирующие, в северных широтах, ваии. Этот обычай пришел из Иерусалима, где в богослужении этого праздника использовались (и до сих пор используются) пальмовые и масличные ветви. Использование пальмовых ветвей, наряду с вербами, можно наблюдать сегодня и в храмах в России.
В России в допетровские времена существовал обычай на праздник Входа Господня в Иерусалим совершать крестный ход с древесными ветвями (ветвями вербы), при котором патриарх, в подражание Иисусу Христу, въехавшему в Иерусалим на осленке, ездил верхом на «осляти» (роль которого обычно выполнял конь) от Лобного места в Москве до Успенского Собора, а царь водил под ним «осля» (коня). Перед ними везли украшенное и обвешанное сладостями вербное дерево, ветки которого раздавались по окончании чина. На повозке с вербой и вокруг нее находились певцы.Такую церемонию совершали и архиереи в своих городах с градоначальниками. При Патриархе Иоакиме обычай совершать шествие на осляти в епархиях был сочтен нововведением и отменен. В правление Петра I чин «шествия на осляти» перестал совершаться вовсе.
Распустившиеся ветви знаменуют победу жизни над смертью, совершенную Спасителем, и воскресение.
Вербы, после церковного богослужения, верующие традиционно приносят домой и ставят в красном углу.
Цитаты о ваия
«Ныне мы не из одного города и не из Иерусалима только выходим на встречу Христу, но со всей вселенной бесчисленные церкви везде выходят на встречу Иисусу, не пальмовые ветви держа в руках и потрясая, но принося Владыке Христу милостыню, человеколюбие, добродетель, пост, слезы, молитвы, бдения и всякое благочестие».
свт. Иоанн Златоуст
Комментировать