Трихотомия (от греч. τριχοτομία — разделение натрое) — богословский термин, отражающий концептуальный взгляд на человека как на трёхсоставное существо (как на состоящего из духа, души, тела).
На чём основано учение о трехсоставности человека?
Относительно состава человека в богословской литературе встречается два мнения:
1) человек состоит из души и плоти (тела);
2) человек состоит из духа, души и плоти (тела).
Священное Писание даёт повод к существованию как первой, так и второй точки зрения.
В пользу первого мнения свидетельствует ряд указаний, сообщающих о человеке, как о двухчастном существе:
«Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:20);
«Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2Кор.7:1).
В пользу второго - библейские выражения, в рамках которых, помимо души и тела, как двух основных частей человека, упоминается дух:
«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12);
«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес.5:23).
Цитаты о трихотомии
«История святоотеческой мысли не знает никакого спора между дихотомистами и трихотомистами. Те, кто учил о трехсоставности человеческого естества, на самом деле выделяли в душе человека ее высшую часть и называли ее духом, или умом. Следует подчеркнуть, что человек – это единство души и тела. Тело без души мертво, но и душа без тела не может считаться полноценной».
архимандрит Исаия (Белов)
«Распространен взгляд, что одни святые отцы были дихотомистами в этом вопросе в отличие от других трихотомистов. Но из того же исторического разбора должно, казалось бы, быть очевидным, что в древнехристианской литературе не было такого схематического деления, т. е. в христианской мысли древности не было двух друг другу противоположных школ или одно другого исключающих течений. Спора дихо- и трихо-томистов история патристической литературы не знает. Если же одни писатели предпочитали говорить о двухчастности человека, то это не мешало им допускать в других случаях и трихотомию».
архим. Киприан (Керн) (Антропология свт. Григория Паламы)
«Нужно отметить, что между взглядами дихо- и трихотомистов нет, по сути, противоречия. Отцы, говорящие о двусоставности человека, не отрицают наличия у него духа как высшей части души, они лишь не обособляют его как самостоятельное начало, но мыслят как одну из составляющих души.
Оба взгляда вполне правомерны. Не случайно между отцами не возникало полемики по этому вопросу. Напротив, нередко один и тот же автор использует поочередно обе позиции, в зависимости от степени обобщения или детализации при рассмотрении природы человека.
Дело в том, что для нравственных рассуждений вполне достаточно упрощенной схемы душа и тело, однако более глубокий подход исихастов при изучении умного делания требует рассмотрения более сложной – трехчастной структуры. А, например, прп. Иоанн Дамаскин в своем учении использует еще более детализированную схему».
Н.М. Новиков (Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий)
Литература по теме
- Есть ли в существе человека отдельное от души самостоятельное начало? прот. Стефан Кашменский
- Проблема дихотомии – трихотомии человеческой природы и парадокс личности в антропологии святителя Феофана прот. Геннадий Егоров
- Замечание об учении древних христианских Учителей и писателей в пользу существования в природе человеческой кроме души еще и духа свт. Сильвестр Малеванский
Комментировать