Христианское понимание | Светское понимание |
Принципиальное различие в определениях | |
Покаяние – изменение жизни от греховной к угодной Богу, также Церковное Таинство. Покаянию предшествует раскаяние (сожаление о содеянном). | Покаяние – синоним раскаяния, добровольное признание в своих злых мыслях, словах, поступках, сожаление о них. |
Может ли покаяние осуществиться грешником самостоятельно? | |
Истинное покаяние возможно только при содействии Бога. Покаянное чувство – действие благодати Божьей в человеке, который открыл своё сердце для неё. В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. |
Поскольку покаяние – это раскаяние, постольку его совершителем является сам грешник (разумеется, этим утверждением не исключается, что всякое добро осуществляется при содействии благодати Божьей). |
Как осуществляется покаяние? | |
1. Грешник осознаёт свою виновность не только перед собой и/или ближним(и), но и, что крайне важно, перед Богом; испытывает искреннее желание исправиться, изменить свою жизнь, уповает на благость и милосердие Божье. 2. Участвуя в Таинстве Покаяния, грешник искренне исповедует свои грехи перед Богом, перед лицом священника. 3. Грешнику отпускаются грехи; грешник очищается духовно действием Божественной благодати. |
Грешник осознает свою виновность перед собой и/или ближними. Виновность перед Богом, нередко, вообще не рассматривается. Желание кардинально изменить свою жизнь в лучшую сторону обнаруживается далеко не всегда и само изменение имеет ограниченные рамки. |
Каковы следствия покаяния? | |
Очищения грешника от греха, примирение грешника с Богом, с ближними во Христе, обретение внутреннего мира и покоя. | Грешник испытывает угрызения совести, стыд. Эти угрызения со временем могут стихать, а могут способствовать погружению грешника в состояние уныния или отчаяния. Пример. Иуда-предатель раскаялся в злодеянии и удавился (Мф.27:3-5). |
Как соотносятся покаяние и самооправдание? | |
Участвуя в Таинстве Покаяния, грешник искренне и смиренно исповедует свои грехи. Самооправдание же во время исповеди, с целью уменьшить, в глазах священника, виновность за грех, может свидетельствовать об отсутствии у него надлежащего раскаяния и смирения. | Раскаяние нередко сопровождается самооправданием. Это облегчает муки совести, погашает чувство стыда. |
Есть ли покаяние в аду? | |
Грешники в аду испытывают раскаяние, однако они не имеют такой возможности очищения Покаянием, какую имеют христиане, живущие земной жизнью. Участь усопших грешников может быть улучшена по молитвам ближних, по молитвам Церкви. | В светском контексте этот вопрос не имеет такого значения, какое имеет в христианстве. Те же, кто задумывается о посмертной участи, обычно исповедуют ереси апокатастасиса (всеобщего спасения) и пелагианства (самоспасения добрыми делами) |
Можно ли совершать Покаяние за усопших родственников? | |
В Таинстве Покаяния грешник исповедует свои грехи, а не чужие. Что касается его усопших родственников-христиан, то он может возносить за них молитвы, поминать на церковных богослужениях, совершать дела милосердия в их память. |
Обычно акцент делается на совершении определённых ритуальных действий, как сразу после смерти (от отпевания и поминок до суеверных традиций, напр. бросания мелочи в могилу) так и в определённые дни года (посещение кладбищ, тризны…). |
Комментировать