Пётр Пчелинцев
«Разбойничо покаяние рай окраде…»

Воскресное богослужение близко сердцу каждого верующего, поскольку именно в этот день христиане приходят в храм согласно заповеди об особом посвящении Богу одного дня в неделе, каковым для христиан является воскресение, или по-славянски «неделя». Православное богослужение очень сложное по своему составу, так как содержит в себе изменяемые и неизменяемые части. К изменяемым относят, в том числе, гимнографию – песнопения, посвящённые конкретным дням богослужебного года. Об одном таком песнопении я и хотел бы рассказать вам сегодня.

Это песнопение звучит в период пения Октоиха – богослужебной книги, во многом определяющую строй богослужения практически весь церковный год. В Октоихе содержатся песнопения поочередно исполняющихся 8-ми гласов, разделённых ещё и по дням недели, потом по конкретному суточному богослужению.

В прошедшее воскресение на богослужении звучали песнопения 1-го гласа. Сейчас же мы остановимся на конкретном песнопении, а именно на ипакои – одном из виде богослужебных песнопений. Ипакои исполняются перед степенными антифонами, т.е. буквально «антифонами ступеней», поскольку они подражают 119-133 псалмам, которые пелись паломниками при восхождении (как бы на ступенях) к Храму в Иерусалиме.

Итак, ипакои воскресной утрени 1-го гласа по-славянски звучат так:

Разбойничо покаяние рай окраде, плaч же мироносиц радость возвести, яко воскресл еси, Христе Боже, подаяй мирови велию милость.

Греческий оригинал:

Ἡ τοῦ Λῃστοῦ μετάνοια, τὸν παράδεισον ἐσύλησεν, ὁ δὲ θρῆνος τῶν Μυροφόρων τὴν χαρὰν ἐμήνυσεν, ὅτι ἀνέστης Χριστὲ ὁ Θεός, παρέχων τῷ κόσμῳ τὸ μέγα ἔλεος.

Здесь нас с вами могут особенно заинтересовать первая часть этого песнопения: «Разбойничо покаяние рай окраде, плaч же мироносиц радость возвести». В ней мы можем увидеть два характерных приёма православной гимнографии: обращение к библейскому тексту и противопоставление. Песнописцы постоянно «играют словами» и создают неожиданные пары слов: разбойник – «обкрадывает рай», плач мироносиц – возвещает радость.

На самом деле, эти слова настолько необычны, что нередко привлекают к себе внимание молящихся. Так, мы можем увидеть цитату из этого песнопения в «Словах» прп. Паисия Святогорца:

— Геронда, а каким образом спасся один из разбойников, распятый рядом со Христом?

— Этот разбойник перелез через забор и забрался в райский сад! «Разбо́йничье покая́ние Ра́й окра́де». То есть своим великим покаянием благоразумный разбойник сумел «обворовать» даже Рай.1

В первой фразе говорится о том, что «покаяние разбойника обокрало рай». Данное выражение отсылает нас к очень важному евангельскому рассказу о «благоразумном разбойнике» (Лк.23:39-43), который был распят вместе с Христом, принёс Ему предсмертное покаяние и получил обещание: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк.23:43). Песнопение, использующее этот сюжет поражает своей парадоксальностью: как из рая – особого места присутствия Бога – можно что-то украсть? В этих словах, как и во многих других песнопениях, используется язык поэзии, прибегающий подчас к неожиданным формулировкам, не связанным предельной точностью богословской терминологии. Конечно, мы видим связь с прежним образом жизни разбойника, который, скорее всего, занимался воровством. Здесь же это противозаконное действие внезапно переносится в нравственную сферу и становится символом всесильного покаяния, которым можно «обокрасть» даже рай. Понимают это песнопение ещё и так: из-за покаяния разбойника рай «обеднел» на одно место.

К тому же мы можем увидеть связь мысли песнописца с другим евангельским текстом, а именно сложными для понимания словами Христа: От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11:12). Что в славянском переводе, что в греческом оригинале слово «восхищают» (ἁρπάζουσιν) обозначает «похищение, разграбление», т.е. отнятие силой («силой берётся» – βιάζεται). Этой силой является покаяние, которое настолько изменяет человека, что помогает ему «похитить» рай, «отобрать» себе место в нём. И один из главных примеров покаяния для христиан – это благоразумный разбойник, который через своё покаяние унаследовал спасение.


Примечание:

1 Паисий Святогорец, прп. Слова. Т. 3: Духовная борьба. М.: Орфограф, 2017. — С. 191.

https://vk.com/@veritatem_dilexisti-razboinicho-pokayanie-rai-okrade

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka