Сия глаголет Господь Иудеям. Людие Мои, что сотворих вам, или чим вам стужих досадил?.. и что Ми воздасте? ктому не терплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом. и Аз им дарую живот вечный (12 антифон из службы во святый и Великий пяток на утрени).
С такими словами святая Церковь от лица Господа Иисуса Христа обращается к иудеям, предавшим Его на страшныя страсти и крестную смерть. Много добра Господь сделал иудеям во время Своей земной жизни и за это добро вместо того, чтобы быть Ему благодарными, полюбить Его и стать Его верными учениками и последователями, иудеи, за исключением немногих, возненавидели Его и неправедно осудили на поругание, невыносимыя мучения и крестную смерть. Даже язычник-судия, Пилат сознавал, что Иисус Христос не виновен, что он осуждает Его, только делая уступку настоянию народа, и потому, омывая руки свои и показывая тем, что он осуждает Иисуса Христа против воли, произнес. неповинен есмь от крове праведного Сего: вы узрите (Мф.27:24). Но в ответ на это иудеи, подстрекаемые своими вождями, книжниками и фарисеями, произнесли страшныя слова: кровь Его на нас и на чадех наших (Мф.27:25). Понятно, что после этого долготерпение Божие к неблагодарным и беззаконным иудеям должно было истощиться, и Церковь вполне согласно с Евангелием и последующею историею взывает от Лица Господа: ктому не терплю прочее (т. е., уже не терплю более сего), призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом. и Аз им дарую живот вечный.
С какою изумительною точностию исполнились и исполняются на иудеях как их собственныя страшныя слова, так и слова церковного песнопения, это хорошо известно всякому, кто хотя сколько-либо знаком с историею и кто внимательно и беспристрастно следит за современною жизнью. Не прошло и сорока лет после смерти и воскресения Господа Иисуса Христа, как иудеи лишены были и той ничтожной степени самостоятельности, какою они пользовались во время земной жизни Его: храм и священный город их Иерусалим были разрушены, сами они во многом множестве были перебиты или распяты на крестах и замучены другими способами, а оставшиеся в живых были рассеяны по разным странам и с той поры, по настоящее время, они не имеют своего отечества, проживая в чужих странах среди чуждых им народов, всюду возбуждая против себя вражду и недовольство. Над ними сбылось пророчество Иеремии: и дам их в расточение и озлобление всем царствам земным, и будут в поношение и притчу, и в ненависть, и в проклятие во всех местах, в няже извергох их (Иер.24:9). Апостолы и первые проповедники христианства, начавши свою проповедь среди иудеев, вскоре затем обратились с нею к язычникам, и последние во множестве стали принимать христианство. Менее чем через 300 лет после начала проповеди христианства, христианскую веру принял греко-римский император Константин, признанный Церковию святым и равноапостольным, и об.вил, что эту веру может совершенно свободно исповедывать каждый из его подданных. После сего христианство еще успешнее стало распространяться среди язычников, к которым проникала проповедь его, тогда как рассеянные по всей земле иудеи с течением времени все больше и больше ожесточались и все дальше и дальше отходили от ограды Церкви Христовой. Таким образом, отринул Господь людей Своих — Израиля за их нечестие и неверие, отринул, по крайней мере, до времени, и вместо них призвал в Свое Царство язычников.
По Своей великой милости Господь еще почти тысячу лет тому назад призвал и нас русских в Свое Царство, и не только призвал, но и особенно полюбил и возвеличил. Мы удостоились принять христианство в его чистом, неповрежденном виде от православных греков. И с тех пор, как наши предки приняли православие, наше государство, дотоле бывшее незначительным и неустроенным, стало все более и более приобретать значение, расширяться и благоустрояться и выросло, наконец, в великую европейскую державу, обнимающую собою почти десятую часть суши. Что возвеличению и благоустроению Русского государства много способствовала принятая и строго содержимая русским народом вера православная, об этом нет нужды говорить подробно, так как значение веры и именно православной в деле благоустроения русского царства ясно проглядывает чрез всю русскую историю. Достаточно указать на время святейшего патриарха Ермогена, торжественное прославление которого недавно совершала вся православная Русь. То время — время со смерти последнего царя из рода Рюриковичей — Феодора, сына Иоанна Грозного, и до воцарения Михаила Феодоровича Романова было временем тяжких бедствий для России, «великой разрухи» ея, когда можно было опасаться за целость и даже за самое существование Русского православного царства. Сначала голод и повальныя болезни, а затем внутренние раздоры и неурядицы, появление одного за другим двух самозванцев, занятие Москвы поляками, домогательство московского престола со стороны сначала польского королевича Владислава и потом отца его Сигизмунда — все это действительно угрожало Русскому царству полною разрухою. Уже бояре дали свое согласие на воцарение в России польского короля Сигизмунда, а если бы это случилось, то, надо полагать, не было бы теперь Русского православного царства, не праздновали бы мы торжественно столетие славной Отечественной войны и трехстолетия не менее славного царствования Дома Романовых, и, во всяком случае, история России приняла бы совсем другое направление. Что же спасло наше отечество от этой разрухи? Только вера православная и твердый стоятель за эту веру — святейший патриарх Ермоген. Патриарх ободрял всех, оставшихся верными православию и своему отечеству, разсылал по всем городам грамоты, открыто призывая православный народ вооружиться против врагов веры и отечества, и убеждал собраться всем и двинуться к Москве. Народ внял голосу своего первосвятителя и массами шел к Москве «умереть за святыя Божии церкви и за веру христианскую». Народныя ополчения, собранныя и руководимыя князем Пожарским и гражданином Мининым, изгнали поляков из Москвы, а вскоре затем, 21 февраля 1613 года был положен конец и долгой смуте на Руси избранием на царство своего русского православного боярина Михаила Феодоровича Романова. Так наши православно-верующие предки, подобно древним патриархам, верою победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования, заградиша уста львов, угасиша силу огненную, избегоша острия меча, возмогоша от немощи, быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих (Евр.11:33-34).
Так велико было значение веры православной для России во дни смуты и междуцарствия. Не мало также Господь излил Своих милостей на наших предков и раньше, и после смутного времени за их твердую веру, за их любовь к храмам Божиим, за их всегдашнюю и твердую решимость сохранить, поддержать и укрепить православие на своей родине. Так ли твердо мы, как наши предки, храним православие, так же ли заботимся, чтобы наша святая православная Русь оставалась такою же и впредь, и в праве ли мы поэтому ожидать новых и новых милостей Божиих, достойны ли мы этих милостей? К сожалению, на эти вопросы едва ли можно дать утвердительные ответы. Русь, прежде святая и православная, повидимому, постепенно перестает быть таковою. Прежде православная вера на Руси не только считалась, но и на самом деле была господствующею; теперь она постепенно теряет это значение. В наших высших государственных учреждениях — Государственной Думе и Государственном Совете поднимаются такие вопросы, о которых наши предки и подумать не могли, например. о свободном переходе из православия в инославие и даже в иноверие, не исключая и язычества, о сокращении праздничных дней и об обращении их в присутственные и рабочие, не исключая даже и некоторых двунадесятых праздников, о полном почти устранении православного духовенства от участия в деле обучения народа грамоте, причем в решении этих и других, нередко чисто церковных вопросов, принимают участие не только инославные христиане, но и иноверцы и даже совсем неверующие.
Вера и благочестие заметно падают. развиваются, наоборот, всякого рода сектанство, неверие и религиозное безразличие. Ослабевает и любовь к храму Божию, усердие к посещению богослужений. Появляется даже какое-то непонятное усердие к иноверным домам молитвы. Некоторые именитые и считающиеся православными русские граждане Бога не боятся и людей не стыдятся, входить в состав строительного комитета по стройке языческого капища и где же? в самой столице русской, в Петрограде. Вообще же в русских гражданах, особенно в городах, вместо усердия к посещению храмов Божиих, развивается какая-то страсть к разного рода увеселениям, устраиваемым во всякое время, не сключая и большинства предпраздничных и великопостных дней. А когда законом запрещено устраивать обычныя увеселения, придумывают разного рода благотворительныя «утешения» и собрания, лишь бы только в церковь не итти. В частности, наш Владивосток обратился в какой-то почти сплошной иллюзион, или вообще сплошное заведение для разного рода увеселений и утешений. После всего этого в праве ли мы надеяться на новыя милости Божии к нам и нашему отечеству и не должны ли мы, наоборот, страшиться, что Господь и нам скажет то же, что от Его лица Церковь говорит иудеям. людие Мои, что сотворих вам, или чим вам стужих. И что Ми воздасте? ктому не терплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом. и Аз им дарую живот вечный. Для нас, живущих в соседстве с японцами, корейцами и китайцами, слова этого церковного песнопения должны быть особенно вразумительны. Мы не только от других знаем, но во-очию можем убедиться, как эти народы склонны стали к принятию христианства и как они по преимуществу ценят именно православие. Японская Православная Церковь, не смотря на то, что основана и поддерживалась до последняго времени почти исключительно одним только человеком, правда, выдающимся, недавно в Бозе почившим приснопамятным Архиепископом Николаем, насчитывает уже до 34 тысяч человек. Корейцы как заграничные, так в особенности проживающие в нашей области, проявляют склонность к массовому обращению в православие, и только недостаток миссионеров и материальных средств для развития дела проповеди среди них тормозит это обращение. Даже китайцы, бывшие ранее очень упорными в своем языческом заблуждении, теперь внимательней стали прислушиваться к проповеди христианства и особенно православия. Пекинскою духовною миссиею за один только 1911 год обращено в православие из язычества и окрещено 1167 человек, тогда как до этого года всех крещеных китайцев было только 1800 человек, так что за один год число крещеных китайцев почти удвоилось. Единичные случаи обращения китайцев в православие были и в нашей области, хотя никакой правильно организованной проповеди среди проживающих у нас китайцев и не имеется. Не связано ли это обращение в православие окружающих нас язычников с началом нашего отвержения Богом, и не хочет ли Господь вместо нас призвать их в Свое царство? Но да не будет сего! Будем молить Господа, чтобы Он, призывая язычников в Свое царство, не лишил и нас этого царства, а чтобы наша молитва была услышана Богом, будем, подобно нашим предкам, твердо хранить веру православную и блюсти заповеди Господни, в своих же вольных и невольных согрешениях искренно каяться пред Богом. Памятуя изречение Спасителя, что в дому Отца Его обители многи суть (Ин.15:2), и имея в виду Его заповедь: шедше, научите вся языки, крестяще их во Имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28:19), мы должны всячески содействовать распространению веры Христовой и среди окружающих нас язычников, но, следуя примеру Апостола языков, должны вместе с тем употреблять все меры к тому, чтобы самим не остаться неключимыми или недостойными этих обителей. В настоящия же минуты, приступая к живоносному гробу Господню и со страхом, верою и любовию лобызая пречистыя язвы Спасителя, будем взывать словами церковной песни: Господи, иже разбойника спутника приемый, в крови руце осквернившаго, и нас с ним причти, яко благ и человеколюбец (Антифон 14). Аминь.
Произнесено Высокопреосвященнейшим Евсевием, Архиепископом Владивостокским за вечерней Великаго пятка 1912 года, пред плащаницей.
Источник. Архиепископ Евсевий. «Русские люди, храните веру православную!» // Миссионерский листок № 12. — Издание Уссурийской Свято-Троицкой Николаевской обители. — Авдеевка, Приморской области: Монастырская печатня, 1915. — 4 с.
Комментировать